"Радио Всем", №23, декабрь 1928 год, стр. 621-622

РАДИО В ШКОЛЕ.

Е. Н. Горячкин.

«Вопрос о радио в школе принял какой-то глубоко ненормальный характер. Учащиеся, часто не получая поддержки со стороны школы, уходят экспериментировать домой и пробиваются к знанию тяжелым кустарническим путем (курсив здесь и ниже наш. — Е. Г.). Неорганизованные радиолюбители находят себе поддержку в ОДР, в профсоюзных организациях и т. д., естественно, что и школа должна оказывать помощь своим учащимся в вопросах радио. Следует иметь в виду, что при проработке вопросов радио открывается для школы реальная возможность вынести свою работу за стены школы, помогая различным учреждениям и организациям — клубам, избам-читальням, пионеротрядам и др., где действительно нуждаются в такой помощи».

Такими словами объяснительная записка к программам Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР по физике для 8 и 9 годов обучения характеризует положение радио в школе и в то же самое время указывает на настоятельную необходимость организации в школах кружковых работ по вопросам радио. В объяснительной записке к программам ГУСа для 5, 6 и 7 годов обучения также есть, правда очень глухое и робкое, упоминание о радио. В этой записке говорится, что глава, знакомящая учащихся с электростатическими явлениями, «должна быть взята в том наименьшем объеме, который необходим и достаточен для понимания устройства конденсатора, ввиду интереса учащихся к радиотехнике».

В программах МОНО также есть указания о необходимости в школе подвергнуть рассмотрению основные вопросы радио и познакомить учащихся с устройством радиоприемника. Таким образом, как Наркомпросом, так и МОНО, подан, правда, может быть, недостаточно заметный, сигнал о необходимости сдвинуть наконец с мертвой точки вопрос о радио в школе и пойти навстречу учащимся, предъявляющим настоятельное требование заняться с ними изучением радио.

Яркие достижения отдельных школ, попытки некоторых спецкурсов (8 и 9 год обучения) готовить радио-инструкторов в счет, при оценке общего положения радио в школах, итти, конечно, не могут и скорее подчеркивают безотрадность создавшегося в подавляющем большинстве школ положения, показывая, что может быть сделано школой и что ею на самом деле делается. Думается, что на страницах этого журнала, пропитанного с первого вышедшего номера и до последнего горячим призывом организовать радиоработу, было бы бессмысленно доказывать действительную необходимость не только развернуть в школе занятия по радио, но также и вынести эту работу в общество. Такие вещи, может быть, надо было доказывать лет 5—6 тому назад, а теперь они в доказательствах, кажется, не нуждаются.

Попробуем прежде всего выяснить основную причину, которая создает тот отделяющий школу от радио барьер, через который школа никак не может перепрыгнуть, несмотря на то, что Наркомпросом и МОНО отдано распоряжение этот прыжок сделать. Ненормальность создавшегося положения еще более подчеркивается тем, что наиболее активный элемент из ребят даже своими силами не только перебирается через этот барьер, но готов приэтом подать руку помощи и самой школе.

Полагаем, что импульс, данный Наркомпросом школе, является недостаточным, поскольку он не сопровождается дальнейшей, достаточно реальной поддержкой. Эта поддержка должна заключаться, собственно, не столько в том, чтобы были отпущены какие-то материальные средства для организации занятий, сколько в поднятии на известную высоту квалификации по вопросам радио преподавателей физики.

На плечи преподавателя физики возложена в настоящее время задача перевести преподавание на совершенно новые рельсы, взять курс на развитие творческих начал у учащихся и сделать ставку на их самодеятельность. Эта задача настолько велика, что у преподавателя, приведенного к необходимости заняться полной перестройкой своих педагогических воззрений, вполне естественно, не хватает времени фиксировать свое внимание на вопросе о радио и самостоятельно пройти, в целях самоподготовки, безусловно длинный и трудный путь изучения основ радиотехники. Действительно, подготовка в высшей школе страдала крайней теоретичностью, и каждому известно, что знание уравнений Максвелла и Герца есть ни что иное, как только солидная предпосылка для изучения радиотехники. Когда современная школа, недаром называемая политической, ставит перед преподавателем задачу познакомиться с вопросами современной техники вообще, эта задача кажется ему не столь трудной, как изучение радиотехники, где, кроме приобретения солидных теоретических знаний, надо обязательно пройти и через лабораторию.

Таким образом, обязанностью Наркомпроса является создание специальных курсов для преподавателей физики по радиотехнике и организация соответствующей лаборатории, для того чтобы это широчайшее и важнейшее явление нашей современности — радио вошло в школу и в свою очередь через посредство многих тысяч ребят все глубже и глубже проникало в массы. Наркомпрос должен открыть двери для преподавателей, стремящихся познакомиться с вопросами техники и методики радио в школе, тем более, что в его распоряжении существует специальный Институт повышения квалификации преподавателей.

Думается, что и ОДР могло бы много помочь Наркомпросу в деле перевоплощения формальных указаний программ в реальную действительность.

Теперь коснемся другого вопроса, именно, о методике радио в школе, к рассмотрению которого, хотя бы в общих чертах, обязывает заглавие настоящей статьи. Современная школа не признает догматического изложения и стремится выявить при рассмотрении каждого из подлежащих изучению явлений слагающие его процессы и точно выяснить порождающие их причины. Поэтому естественно, что работа по радио в школе, перенесенная только в область монтажа приемников и сообщения навыков в обращении с ними без рассмотрения физических основ, является неприемлемой. Очевидно также, что до того, как не будет проработан курс электричества, работа по радио невозможна. Между прочим следует отметить, что одной из причин, заставившей составителей программы ГУСа главу «Электричество» поставить на рассмотрение в 6-м году обучения, является необходимость под работу радиокружка, который может быть развернут на 7-м году обучения, подвести прочный фундамент, в виде знаний целей и некоторых законов постоянного тока, а также и элементарных понятий о переменном токе. В программах МОНО глава «Электричество» изучается на 7-м году обучения, поэтому, несмотря на то, что в МОНО вопрос о радио поставлен в самой программе, как нечто обязательно подлежащее проработке, его за отсутствием времени можно только слегка коснуться, преподнеся при этом учащимся махровый букет догматических положений. При этом, очевидно, нужно преподавателю собрать весь свой педагогический опыт, чтобы умело скользнуть по вопросу о радио и не вызвать бури из таящихся в умах учащихся вопросов.

Бесспорно, что только путем длительной и систематической работы можно проработать вопросы радио, и программа ГУСа, упоминая о радио вскользь, открывает больше возможностей, чем программа МОНО, вводящая радио как нечто обязательное.

Так как радио есть учение о тех явлениях в эфире, которые вызывают при известных условиях переменный ток, то, следовательно, без подготовительной работы из области переменного тока обойтись никак нельзя. Попытки в работах по радио начатъ с изучения приемника, этого чрезвычайно сложного комплекса, будут в лучшем случае или по существу фиктивными — маскирующими последовательное изучение особенностей цепей переменного тока или, в худшем случае, кроме путаницы в умах учащихся, ничего не дадут. Приемные и усилительные устройства являются, по нашему мнению, создавшемуся в результате работ с учащимися и преподавателями физики, последним и заключительным этапом работы. Только после возможно более полного уяснения различных процессов в цепях переменного тока можно естественно подвести учащихся к суммированию добытых знаний, в образе передатчика и приемника и усилителя. Не следует думать, что вся эта дорога к конечной цели, приемнику и передатчику должна быть перенесена в область полного отвлечения от радио. Преподаватель, начав с выявления роли и значения емкости и самоиндукции в цепи переменного тока, низкой частоты, затем должен перейти к учениям о контуре, его возбуждении, свойствам токов высокой частоты, явлениям резонанса и т. д., каковые вопросы уже являются вопросами радио. Эти вопросы, поставленные и проработанные отдельно, создадут прочные и достаточно осевшие в памяти предпосылки для осмысленного перехода к технике радио. Очевидно, что во всех работах по радио должен доминировать личный опыт учащегося и при этом заключенный, по мере возможности, в рамки исследовательского характера. К сожалению, место не позволяет остановиться подробнее на освещении этого большого и важного вопроса о методике радиотехники, что мы и попытаемся на страницах этого журнала сделать впоследствии.


Hosted by uCoz