"Радио Всем", №8 апрель 1927 год.

ЗА СНИЖЕНИЕ ЦЕН.

А. Волынский.

Высокие цены тормозят продвижение радио в деревню.

Чем больше распространяются радио-установки, тем резче сказывается влияние цен на развитие радио в широкой массе трудящихся города и деревни. Если цены не будут соответствовать покупательной способности рабочего и крестьянина, то радиоустановка замедлит движение вглубь и останется только у небольшой группы наиболее квалифицированных рабочих в городе, совершенно прекратив доступ в деревню. Есть два угрожающих этому признака: во-первых, слабый темп движения приемных радиоустановок по сравнению с самыми молодыми по радиофикации странами и, во-вторых, необычайно малая, остающаяся к тому же на одном уровне, доля села в количестве радиоприемников. Эта доля составляет до сих пор только 10% от всего количества радиоприемников.

Откуда начинать просмотр цен.

С момента производства — возникновения в природе радиоаппаратуры, либо с оптовых и розничных цен, с ощущения потребителя. Нужно было бы захватить одновременно эти все стороны, но начать просмотр нам приходится с торговли — оптом и розницы, добираясь затем до первоисточника, так как нет еще достаточно материалов, получить же материалы можно только при широком обсуждении, при наблюдениях радиолюбительской массы.

"Красота" цен.

Возьмем красиво изданную книжку — прейскурант "Радиопередачи", прочтем в ней лозунг: "Радио, как солнце, осветит все темные медвежьи углы нашего Союза", и попробуем проследить, как растет стоимость этой солнечной энергии, когда она продвигается на нашей земле.

Красота прейскуранта уже скрывает в себе 35—37% накидки на себестоимость, а себестоимость, в свою очередь, очевидно, включает накидку в 15% целевого сбора. В прошлом году эта "красота" была еще более ослепительной, но мы склонны меньше касаться прошлого, нежели злободневного, ощущаемого сейчас, настоящего. Так, например, в средине прошлого года на себестоимость однолампового приемника БВ накладывалось 39%; на себестоимость двуухого телефона — 38% и т. д. в размерах не меньше 37% на все ходовые предметы потребления радиослушателей и радиолюбителей.

Но это только начало торгового оборота; продолжение еще любопытнее. Приложением к ростовской газете "Советский Пахарь" идет прейскурант "Генерального монопольного представительства" "Радиопередачи" — "Госкрайтехконторы" на 1927 год. В нем, главным образом, приведена старая аппаратура, цены на которую уже два раза снижались в Москве. А в прейскуранте "Крайтехконторы" они остаются "генеральными" и "монопольными" на 1927 год. Значит еще накидка. Больше того: на комплекты сухих батарей цены указаны на 16% выше прейскуранта "Радиопередачи".

Что получается в итоге.

Чтобы не сбиться, пробуем постепенно подъитоживать: 15% целевых + 35% на себестоимость = 50% + 10% не скинутой скидки с прежних цен = 60% для ростовского покупателя. Но это еще не все. Как только радиоаппаратура выезжает из Ростова в любой пункт края, либо перекидывается в Закавказье, то по примечанию в прейскуранте на нее делается накидка в 5—10%. Возьмем средний процент — 8 и прибавим его к прежним накидкам. В итоге 68%, но только в том случае, когда потребитель покупает непосредственно у "генерально-монопольного" представительства. Что накидывают магазины, что прибавляется к рознице, в особенности когда будет участвовать еще какая-либо торговая организация, — это суждено знать только тому, кто имеет несчастье быть покупателем.

Чем дальше от Москвы — тем больше разгораются аппетиты.

Каждое представительство имеет штат агентов; каждый агент хочет питаться не "солнцем" прейскуранта, а солидными ставками, суточными и т. п. Здесь уже происходит прямая вакханалия. Чтобы получить установщика в Ростове нужно уплатить от 4 руб. до 6 руб. в сутки; в других же городах и селах Северного Кавказа — 12 рублей. Те же 12 руб. в сутки берутся "Радиопередачей" при посылке из Москвы. Разница большая. Упаковка — 3%; дороже московской на 1%; зарядка аккумуляторов на 100% дороже московских цен.

Мы привели далеко не все прелести прейскуранта "Крайтехконторы"; тот, кто покупает на Северном Кавказе и в Закавказьи, может нам рассказать продолжение истории дальнейших накидок.

А на Украине? Даже там, где есть магазины "Радиопередачи", накидки на себестоимость составляют не меньше 50%.

А в Москве? Если обратиться к различным государственным магазинам, увидим ту же картину, достойную просмотра РКИ. Накидки на себестоимость в среднем не меньше 50%, а на детали до 90%. Мы не говорим уже о частнике. Его роль в торговом обороте по радиоизделиям ничтожна. Главным образом, торговля ведется государственными магазинами и только в седьмой части кооперацией, усиливающей торговлю радиоаппаратурой, но все же занимающей в этой торговле небольшое место.

Нужно начать систематическую кампанию по сбиванию высоких цен.

Цены на радиоаппаратуру бьют потребителя. Те данные, которые мы привели, составляют только часть вопроса. Но и для начала нужно установить правильное наблюдение за ценами со стороны тех, кто покупает радиоаппараты, либо детали к ним. Мы знаем исходные торговые цены, цены в крупнейших пунктах Союза: но во что выливаются эти цены, когда они докатываются до небольших городов и, в особенности, сел — мы не знаем.

Участие массы радиолюбителей.

Нужно широкое вовлечение покупателей радиоаппаратуры и в особенности членов ОДР в каждодневный просмотр движения цен, их нарастания. Пусть каждый радиолюбитель, радиослушатель справляются о ценах, записывают их, отмечая, к какому времени относятся его наблюдения, какой магазин продает, какой тип аппарата, детали, чьего производства продается в том или другом городе, селе. Какая цена в продаже. Если редакция "Радио Всем" будет получать с мест (и от московских читателей журнала) такие сообщения, то она сможет дать полную картину того, что делается в области торговли радиоаппаратурой, сможет отражать всю обстановку этой торговли, одновременно переходя к просмотру себестоимости и отпускной цены и в производстве.

Нужно, чтобы и торгующие организации ответили, чем оправдывают они недопустимые накидки, что делают для того, чтобы их решительно уменьшить. Нужно, наконец, и вмешательство РКИ в это дело. Если по другим предметам широкого потребления ведется большая кампания по снижению цен, то в области радио она должна быть не меньшей. Радиоаппарат — не роскошь, а необходимость. Нужно сделать его доступным широким массам, продвинуть в деревню.

Внимание к ценам, борьба с чрезмерными накидками на себестоимость!


Hosted by uCoz