Современная Летопись, Т. 7, кн. 3, 1857 год. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

"Современная Летопись", Т.7, кн. 3, февраль 1857 год, стр. 192-204

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРѢНIЕ


Открытiе засѣданiй англiйскаго парламента, всегда съ большимъ нетерпѣнiемъ ожидаемое въ Европѣ, послѣдовало, какъ извѣстно, 3-го февраля. Съ перваго же засѣданiя, по поводу пренiй объ отвѣтномъ адресѣ на тронную рѣчь, англiйскому министерству сдѣланъ былъ рядъ запросовъ, преимущественно по дѣламъ внѣшней политики, на которую сильно нападали члены оппозицiи. Эти запросы естественно побудили министерство дать нѣкоторыя объясненiя, изъ коихъ, впрочемъ, весьма немногiя были новы для публики. Оппозицiя осуждала политику Англiи относительно Италiи, называя эту политику двуличневою, осуждала войну съ Персiей и даже послѣднiя кантонскiя событiя. Всѣ эти пренiя почти исключительно поглащаютъ въ настоящее время вниманiе всей Европы. Мы изложимъ ихъ въ той мѣрѣ, въ какой это необходимо для разъясненiя современныхъ вопросовъ.

Запросъ по итальянскимъ дѣламъ сдѣланъ былъ однимъ изъ корифеевъ оппозицiи, г. Дизраэли, который обвинялъ министерство въ томъ, что поощряя либерализмъ на Апеннинскомъ полуостровѣ и даже прервавъ для вида дипломатическiя сношенiя съ королемъ Неаполитанскимъ, правительство одобрило секретный трактать, состоявшiйся между Францiею и Австрiею, и обезпечивающiй за послѣднею владѣнiя ея въ Италiи. «Я утверждаю, сказалъ онъ, что между Францiею и Австрiею происходили переговоры, главною цѣлiю коихъ было ручательство Францiи за неприкосновенность австрiйскихъ владѣнiй въ Италiи; что эти переговоры были благополучно окончены, изложены письменно въ формѣ акта или секретнаго трактата, подписаннаго 22-го декабря 1854 года». Лордъ Пальмерстонъ объявилъ категорически, что ничего не знаетъ о существованiи подобнаго трактата, присоединивъ однако слѣдующiя свѣдѣнiя, не лишенныя интереса даже въ настоящую минуту. «Въ то время, на которое указываетъ г. Дизраэли, сказалъ онъ, Австрiя требовала на случай своего участiя въ восточной войнѣ, чтобъ Францiя поручилась за сохраненiе спокойствiя въ итальянскихъ владѣнiяхъ Австрiи, и Францiя соглашалась на это. Австрiя требовала также, чтобы французскiя войска содѣйствовали сохраненiю существующаго территорiальнаго раздѣленiя Италiи въ случаѣ, еслибы участiе Австрiи въ восточной войнѣ возбудило политическiя смуты на Апеннинскомъ полуостровѣ. Эти условiя были включены въ составъ временной конвенцiи, и хотя англiйское правительство одобрило ее, однако она никогда не была подписана по той весьма простой причинѣ, что Австрiя не приняла дѣятельнаго участiя въ войнѣ.»

Запросъ г. Дизраэли былъ единственнымъ возраженiемъ противъ политики нынѣшняго министерства относительно Италiи. Самое положенiе итальянскаго вопроса не измѣнилось, съ тѣхъ поръ какъ западныя державы прервали дипломатическiя сношенiя съ Неаполемъ. Газета Morning-Post, органъ англiйскаго министерства, продолжаетъ рѣзко осуждать неаполитанское правительство, указывая между прочимъ тѣ условiя, на которыхъ возможно возстановленiе дипломатическихъ сношенiя между Англiею и Неаполемъ, именно: провозглашенiе всепрощенiя и перемѣна правительственной системы и совѣтниковъ. Король неаполитанскiй, съ своей стороны, не расположенъ къ уступкамъ, хотя многiе журналы и считаютъ уступкою тотъ трактатъ съ Аргентинскою республикою, о которомъ мы уже сообщали нашимъ читателямъ: трактать имѣетъ главною цѣлью переселенiе и содержанiе политическихъ осужденныхъ, наполняющихъ неаполитанскiя тюрьмы. Сверхъ того, неаполитанское правительство, повидимому, рѣшилось учредить въ одной изъ гаваней королевства порто-франко и приступить къ пересмотру таможеннаго тарифа въ смыслѣ болѣе благопрiятномъ для свободной торговли. Но судя по отзыву лондонской министерской газеты, эти косвенныя уступки не удовлетворяютъ англiйское правительство.

Переходимъ къ другимъ современнымъ вопросамъ внѣшней политики, о которыхъ было говорено въ англiйскомъ парламентѣ.

Надежда на возстановленiе мира между Англiею и Персiею, выраженная нами въ заключенiи послѣдняго Обозрѣнiя на основанiи телеграфическаго извѣстiя о принятiи Персiею англiйскихъ условiй, не можетъ исполниться такъ скоро, какъ думали въ то время. Извѣстiе о желанiи Персiи заключить миръ, сообщенное полу-офицiяльнымъ образомъ турецкимъ повѣреннымъ въ дѣлахъ въ Тегеранѣ англiйскому посольству въ Константинополѣ, не подтвердилось, и англiйское министерство даже не упомянуло о немъ во время пренiй объ отвѣтномъ адресѣ на тронную рѣчь. Тѣмъ не менѣе дѣло это не можетъ затянуться на слишкомъ долгое время. Съ одной стороны Россiя, влiянiю которой англiйскiе журналы несправедливо приписывали сначала сопротивленiе Персiи, совѣтуетъ персидскому правительству, по словамъ тѣхъ же журналовъ, очищать Гератскую область, за которую собственно и началась война; съ другой стороны, персидскiй посолъ, находящiйся въ настоящее время въ Парижѣ, уполномоченъ своимъ правительствомъ вести переговоры съ Англiею и уже сообщилъ о своемъ полномочiи англiйскому посланнику въ Парижѣ, лорду Каулею. Такъ отозвались лордъ Пальмерстонъ въ нижней палатѣ, лорды Кларендонъ и Гренвиль въ верхней.

Этихъ отзывовъ достаточно, чтобы ожидать примиренiя, несмотря на крайне-воинственныя извѣстiя, полученныя въ Европѣ черезъ Остъ-Индiю, по которымъ непрiязненныя дѣйствiя не ограничатся занятiемъ Бушира и острова Каррака пятитысячнымъ англiйскимъ отрядомъ: Персiя въ настоящее время атакована съ востока и запада, ибо съ востока англiйскiя войска спускаются въ Афганистанъ черезъ остъ-индскую границу, а съ запада приготовляются сильныя подкрѣпленiя въ Персидскiй заливъ, гдѣ численная сила англiйскихъ войскъ будетъ доведена до 25,000 человѣкъ. Но самое положенiе дѣлъ въ той части Азiи, которая сдѣлалась театромъ военныхъ дѣйствiй, показываетъ какъ необходимо въ настоящее время, для обѣихъ сторонъ, миролюбивое рѣшенiе дѣла.

Взятiе Бушира и предположенное сосредоточенiе 25,000 человѣкъ въ этомъ пунктѣ, ясно свидѣтельствуютъ, что Англiя намѣрена продолжать наступленiе. Чтобы удержаться въ Буширѣ, важнѣйшемъ персидскомъ портѣ, совершенно достаточно уже находящихся тамъ 3,000 человѣкъ, вспомоществуемыхъ флотомъ. Значитъ, численный составъ отряда увеличивается для дальнѣйшихъ наступательныхъ дѣйствiй. Такъ какъ изъ Бушира дорога идетъ лишь на Ширазъ, Испагань и Тегеранъ, то и не трудно догадаться, что Англичане на первый разъ имѣютъ въ виду достигнуть Шираза. Отъ Бушира до этого города, по караванной дорогѣ, считается 49 паразанговъ, или около 300 верстъ, разстоянiе весьма значительное, тѣмъ болѣе что на всемъ пространствѣ нѣтъ ни какихъ вспомогательныхъ для армiи средствъ, мало лѣса и воды, нѣтъ припасовъ, и все это надо имѣть при себѣ. Проѣзду нѣтъ по этой дорогѣ: всѣ принадлежности армiи и всѣ припасы придется перевозить на мулахъ, которые потребуются во множествѣ и притомъ должны быть доставлены изъ Индостана. Съ помощiю денегъ, Англичанамъ, пожалуй, и удастся преодолѣть всѣ эти затрудненiя. Непрiятель вѣроятно уступитъ превосходству искусства, дисциплины и вооруженiя англiйскихъ войскъ, но побѣда можетъ обойдтись имъ очень дорого. Чтобы перейдти изъ Бушира въ Ширазъ, поднимаясь отъ низменнаго и песчанаго берега Персидскаго залива на самую значительную плоскую возвышенность Персiи, надо взбираться на горы и проходить ущельями, представляющими весьма выгодныя оборонительныя позицiи. Англичанамъ, конечно, извѣстны всѣ эти трудности, и они только въ крайнемъ случаѣ могутъ рѣшиться на борьбу съ ними. Персидское правительство, въ свою очередь, сильно опасается за южныя провинцiи царства, всегда готовыя воспользоваться удобнымъ случаемъ, чтобы обратиться къ анархiи; съ паденiемъ Ширава, оно лишилось бы не только лучшей провинцiи, но утратило бы и свое политическое влiянiе вообще.

Военныя дѣйствiя, предпринятыя Англичанами со стороны Афганистана, также должны способствовать заключенiю мира. Съ тѣхъ поръ какъ Англичане завладѣли Пенджабомъ и Пешаверомъ, и перенесли границу своихъ владѣнiй на Индъ, они умѣли прiобрѣсти рѣшительное влiянiе на Афганистанъ. Одновременно съ извѣстiемъ объ объявленiи войны персидскому правительству, въ Европѣ узнали, что англiйскiй отрядъ, подъ начальствомъ бригадира Чамберлейна, открылъ дѣйствiя въ Афганистанѣ, вмѣстѣ съ кабульскимъ эмиромъ Достъ-Мугамедомъ. Нынѣ получено извѣстiе, что другой отрядъ, подъ начальствомъ сэръ-Джона Лауренса, проникъ туда же, и что вспомоществуемые имъ, афганскiе всадники Гулабъ-Гайдеръ-Хана, одного изъ сыновей эмира, вступили въ Гератскую область. Они уже завладѣли тамъ небольшимъ, но важнымъ городомъ Феррахомъ, лежащимь на пути къ Герату, который можетъ подвергнуться той же участи.

Итакъ, война между Англiею и Персiею, предоставленною собственнымъ силамь, не можетъ быть ни упорна, ни продолжительна. Въ другое время, Англiя можетъ-быть не нашла бы нужнымъ объявить войну, и потому-то министерству сдѣланы были сильные упреки въ парламентѣ по поводу персидскихъ дѣлъ. Оппозицiя не признаетъ необходимости этой войны. Со времени крымской кампанiи, англiйское правительство стало какъ-то щекотливѣе прежняго. Оно желаетъ усилить авторитетъ свой на Востокѣ, нѣсколько поколебавшiйся вслѣдствiе восточной войны и постоянныхъ неудачъ въ азiятской Турцiи. Отсюда крайняя придирчивость, выказанная имъ при исполненiи условiй Парижскаго трактата; отсюда же враждебный образъ дѣйствiй относительно Персiи. Собственно говоря, побѣда надъ персидскою армiей не можетъ доставить Англiи дѣйствительную славу; Англiя вовсе не имѣетъ намѣренiя ни завоевать Персiю, ни ослабить ее; напротивъ, собственный интересъ ея заставляетъ ее желать, чтобы въ Персiи утвердилось сильное и правильное правительство. Все это было высказано во время пренiй объ отвѣтномъ адресѣ на тронную рѣчъ.

Намъ остается прибавить, что по объявленiю, сдѣланному министерствомъ въ парламентѣ, расходы на Персидскую войну будутъ раздѣлены поровну между англiйскимъ казначействомъ и Ость-Индскою компанiей, принявшею на себя половину этихъ расходовъ.

По китайскимъ дѣламъ англiйское министерство представило парламенту офицiяльную переписку. Переписка эта огромна: она занимаетъ не менѣе 225 страницъ. Мы, разумѣется, не имѣемъ ея подъ руками въ полномъ составѣ, но тѣ выдержки изъ представленныхъ парламенту документовъ, которыя дошли до насъ, не заключаютъ въ себѣ почти ничего новаго. Англiйское правительство вполнѣ одобрило образъ дѣйствiй своего представителя, сэръ-Джона Бауринга, и адмирала Сеймура, отстаивавшихъ трактатъ, который открываетъ Англичанамъ доступъ въ Кантонъ и запрещаетъ китайскимъ начальствамъ захватывать людей на судахъ, стоящихъ подъ англiйскимъ флагомъ. Представитель Францiи, графъ Курси, письменно выразилъ сэру-Джону Баурингу свое моральное одобренiе образа дѣйствiй, избраннаго англiйскими начальствами въ Китаѣ, и призналъ необходимость пересмотра трактатовъ, существующихъ между Европейцами и Китайцами.

Нашимъ читателямъ уже извѣстно, что по разрѣшенiи всѣхъ частныхъ затрудненiй, представившихся при исполненiи Парижскаго трактата, остался на очереди весьма важный вопросъ о соединенiи Дунайскихъ княжествъ въ одно государство, состоящее въ вассальномъ отношенiи къ Портѣ. Вопросъ этотъ въ послѣднее время былъ сильно затронутъ французскимъ правительствомъ, англiйскими и австрiйскими журналами и отчасти англiйскимъ парламентомъ, и на основанiи того, что высказано по этому поводу въ Парижѣ, Вѣнѣ и Лондонѣ, можно съ достовѣрностью опредѣлить настоящее положенiе вопроса.

Еще въ мартѣ прошлаго года, когда парижскiй конгрессъ приступилъ къ обсужденiю предложенiй объ устройствѣ Дунайскихъ княжествъ, графъ Валевскiй поднялъ вопросъ о соединенiи ихъ въ одно государство и объявилъ себя въ пользу этого соединенiя. Англiйскiй уполномоченный, лордъ Кларендонъ, отвѣчалъ, что Англiя вполнѣ раздѣляетъ это мнѣнiе; Россiя также подала мнѣнiе въ пользу соединенiя Княжествъ; Сардинiя въ свою очередь присоединилась къ мнѣнiю Францiи, Англiи и Россiи; только Австрiя и Турцiя съ перваго же раза объявили себя противъ соединенiя. Съ тѣхъ поръ произошла рѣзкая перемѣна во мнѣнiи Англiи по этому вопросу. Когда возникли затрудненiя по исполненiю Парижскаго трактата, когда представилась возможность толковать различнымъ образомъ нѣкоторыя статьи его, Англiя искала поддержки своему толкованiю, и находя ее въ Австрiи и Турцiи, отказалась въ пользу этихъ державъ отъ своего мнѣнiя въ пользу соединенiя Дунайскихъ княжествъ. Въ этомъ вопросѣ, какъ и въ другихъ вопросахъ внѣшней политики, Англiя поступила не по убежденiю, а по обстоятельствамъ; оттого можно предполагать, что если на будущее время соединенiе Княжествъ не представится въ глазахъ Англiи помѣхою другому дѣлу, которое она признаетъ болѣе важнымъ, то она охотно вспомнитъ, что нѣкогда сама желала этого соединенiя. Напрасно англiйскiе журналы приписываютъ крутой поворотъ во мнѣнiи Англiи относительно Княжествъ, соответственному повороту въ убѣжденiяхъ. Всѣмъ извѣстно, что во внѣшней политикѣ Англiя признаетъ лишь истины относительныя, и всегда готова жертвовать вопросами второстепенными для тѣхъ вопросовъ, которыми она особенно дорожитъ въ данное время. Эта политика ни для кого не составляетъ тайны, и потому было бы безполезно прикрывать ее слабыми доводами, какъ дѣлаютъ англiйскiе журналы. Она еще можетъ имѣть нѣкоторый блескъ, когда провозглашается открыто; слабые доводы только роняютъ ее, не оправдывая предъ общественнымь мнѣнiемъ Европы.

Какъ бы то ни было, Францiя, Россiя и Сардинiя остались при своемъ первоначальномъ мнѣнiи, которое раздѣляетъ и Пруссiя. Французское правительство публично заявило свое мнѣнiе въ пользу соединенiя Дунайскихъ княжествъ, обнародовавъ въ Монитерѣ офицiяльную статью, составленную въ этомъ смыслѣ. Мы не приводимъ этой статьи, ибо собственно говоря, важенъ не текстъ, а самый смыслъ ея: въ ней выражено твердое желанiе французскаго правительства содѣйствовать соединенiю Княжествъ, и надежда, что совѣты Францiи по этому вопросу будутъ приняты другими державами. Она прямо указываетъ на тѣ великiя начала, входящiя въ составъ восточнаго вопроса, которыми такъ часто руководствовалась Францiя въ своей внѣшней политикѣ. Желая сохраненiя цѣлости и неприкосновенности Оттоманской имперiи, на основанiи весьма важныхъ политическихъ соображенiй, Европа, въ свою очередь, стремится поднять христiянское населенiе Турцiи изъ того униженнаго положенiя, въ какомъ оно находилось до послѣдней войны, требуетъ гражданскаго и политическаго равенства между христiянами и Турками, свободы вѣроисповѣданiя. Европа считаетъ возрожденiе христiянъ, подвластныхъ оттоманскому правительству, лучшимъ обезпеченiемъ политическаго равновѣсiя и независимости Турцiи. Нѣтъ сомнѣнiя, что это трудное дѣло встрѣчаетъ серiозныя препятствiя, требующiя напряженнаго вниманiя Европы, ибо только при самомъ усиленномъ наблюденiи съ ея стороны можно надѣяться на дѣйствительную побѣду надъ политическими и религiозными предразсудками магометанскаго мiра. Сто́итъ только припомнить, какъ понимаетъ Турцiя равенство христiянъ съ магометанами — относительно военной службы. Прежде христiяне не имѣли права носить оружiе; они не могли быть ни простыми солдатами, ни офицерами: — Европа желала, чтобы это неравенство было отмѣнено, и Турцiя согласилась съ нею. Но вмѣсто того, чтобы призвать къ военной службѣ христiянъ, которые могли бы дослужиться до высшихъ мѣстъ, она обратила ихъ въ плательщиковъ; подвергнувъ ихъ наборамъ, она въ то же время превратила наборъ въ налогъ, такъ что христiяне по прежнему не носятъ оружiя, и только платятъ въ турецкую казну болѣе прежняго. Повторяемъ, для дѣйствительнаго уравненiя христiянъ съ мусульманами, необходимъ бдительный надзоръ Европы, и потому твердое намѣренiе французскаго правительства, выраженное въ офицiяльной статьѣ Монитера, не упускать изъ виду этой цѣли, вызвало общее сочувствiе. Именно это намѣренiе и побудило его принять подъ свою защиту неоднократно выраженное въ Молдавiи и Валахiи желанiе относительно соединенiя двухъ княжествъ въ одно. Мнѣнiе въ пользу соединенiя Княжествъ, громко высказанное въ настоящее время французскимъ правительствомъ, тѣмъ важнѣе, что оно рѣзко противоречитъ предписанiямъ фирмана, которымъ Порта объявила о созванiи дивановъ въ Дунайскихъ княжествахъ. Въ концѣ фирмана сказано, что «диваны не преминутъ заключить свои пренiя въ приличныя границы, и избавятъ правительство отъ непрiятной необходимости прибѣгнуть къ дѣйствительнымъ средствамъ для защиты верховныхъ правъ его». Эти угрожающiя строки, по общему мнѣнiю, относятся къ вопросу о соединенiи Княжествъ и къ желанiямъ, которыя могутъ быть выражены диванами. Оттого онѣ прямо противорѣчатъ намѣренiямъ и рѣшенiямъ парижскаго конгреса, требующимъ, чтобы диваны между прочимъ выразили желанiя населенiя по вопросу, произвольно отклоняемому Портою.

Англiйскiй парламентъ, къ которому естественно сводятся въ настоящее время всѣ современные политическiе вопросы, не оставилъ безъ вниманiя и статью французскаго Монитера о соединенiи Дунайскихъ княжествъ. Въ засѣданiи верхней палаты 9-го февраля, лордъ Линдгорстъ обратился къ министру иностранныхъ дѣлъ, лорду Кларендону, съ слѣдующимъ вопросомъ, по поводу статьи Монитера: «Будутъ ли диваны, созванные въ Княжествахъ султанскимъ фирманомъ, разсуждать о соединенiи Княжествъ, или вопросъ этотъ будетъ только предоставленъ на обсужденiе представителямъ европейскихъ державъ во время новыхъ международныхъ совѣщанiй въ Парижѣ?» Лордъ Линдгорстъ присоединилъ, что Австрiя и Турцiя положительно противятся допущенiю сужденiй объ этомъ вопросѣ въ диванахъ. Вотъ отвѣтъ лорда Кларендона: «Я прочелъ статью Монитера о Княжествахъ, и притомъ не безъ нѣкотораго удивленiя. Ограничусь отвѣтомъ на вопросъ лорда Линдгорста. Недавно обнародованный султанскiй фирманъ не препятствуетъ диванамъ разсуждать о соединенiи княжествъ. Это согласно съ намѣренiями парижскаго конгресса, на которомъ уполномоченные державъ объявили (и уполномоченный Турцiи согласился съ ними), что населенiю Княжествъ будетъ предоставлено право свободно разсуждать обо всемъ, что касается политическаго ихъ устройства. Вслѣдствiе того, фирманъ не полагаетъ никакого ограниченiя свободѣ пренiй, кромѣ одного: диваны не должны постановлять никакихъ рѣшенiй несогласныхъ съ верховными правами султана и безопасностiю Княжествъ. Въ настоящую минуту, я не буду распространяться объ этомъ вопросѣ. Скажу только, что я крайне удивленъ, ибо между представителями державъ на парижскомъ конгрессѣ было условлено, что до открытiя дивановъ въ Княжествахъ и новыхъ международныхъ совѣщанiй въ Парижѣ, державы не предпримутъ ничего такого, что мгло бы имѣть влiянiе на решенiя дивановъ. Исполняя это обязательство, я воздерживаюсь отъ дальнѣйшихъ объясненiй.

Итакъ, мнѣнiе англiйскаго правительства о соединенiи Дунайскихъ княжествъ сдѣлается офицiяльно извѣстнымъ не раньше открытiя новыхъ парижскихъ конференцiй, которымъ предстоитъ окончательно рѣшить этотъ вопросъ. Но частнымъ образомъ, если можно такъ выразиться, мнѣнiе его уже высказано въ газетѣ Morning-Post, органѣ министерства, и притомъ не въ пользу соединенiя.

Таково нынѣшнее положенiе этого дѣла, къ которому намъ, безъ сомненiя, придется возвратиться въ послѣдствiи.


Не далѣе какъ въ послѣднемъ Обозрѣнiи мы имѣли случай упомянуть о безпрерывномъ возникновенiи въ нашемъ отечествѣ новыхъ промышленныхъ предпрiятiй. Съ глубокимъ сочувствiемъ и признательностiю упоминаемъ въ настоящее время о предпрiятiи, далеко выходящемъ изъ ряда обыкновенныхъ и которымъ мы также обязаны благимъ намѣренiямъ нашего правительства. Мы разумѣемъ устройство новыхъ желѣзныхъ дорогъ въ Россiи на протяженiи около 4,000 верстъ, предоставленное правительствомъ частной компанiи русскихъ и иностранныхъ капиталистовъ, подъ названiемъ Главнаго Общества желѣзныхъ дорогъ русскихъ. Высочайшiй указъ объ этомъ громадномъ предпрiятiи, состоявшiйся 26-го января, и положенiе объ условiяхъ для устройства первой сѣти желѣзныхъ дорогъ въ Россiи, сообщены ниже, въ Прибавленiяхъ къ Политическому Обозрѣнiю. Съ тѣмъ же глубокимъ сочувствiемъ, какимъ былъ встрѣченъ въ Москвѣ Высочайшiй указъ 26-го января, прочтутъ его отъ одного конца Россiи до другаго, и не одно сердце забьется радостiю при мысли, что по прошествiи какихъ-нибудь десяти лѣтъ, 26 губернiй Россiи будутъ соединены желѣзными дорогами какъ между собою, такъ и съ западною Европой. Эти дороги, устроенныя частною компанiей, сдѣлаются собственностью правительства по прошествiи 85 лѣтъ, а до тѣхъ поръ правительство обезпечиваетъ компанiи 5% дохода съ затраченнаго ею капитала. Первая сѣть русскихъ желѣзныхъ дорогъ будетъ составлена изъ слѣдующихъ главныхъ линiй: 1) отъ Петербуга до Варшавы; 2) отъ Москвы до Ѳеодосiи черезъ Тулу, Орелъ, Курскъ и Харьковъ; 3) отъ Орла или Курска къ Либавѣ, 4) отъ Москвы до Нижняго-Новгорода и 5) отъ Петербургско-Варшавской желѣзной дороги къ прусской границѣ, въ направленiи къ Кенигсбергу. Компанiя, разумѣется, составлена на акцiяхъ, по 125 р. за акцiю. Шестьсотъ тысячъ акцiй, то-есть капиталъ всего перваго выпуска, уже разобраны.

Въ послѣднее время обнародовано извлеченiе изъ отчета г. министра государственныхъ имуществъ за 1855 годъ. Мы сообщимъ въ слѣдующей книжкѣ важнѣйшiя данные, входящiя въ составъ этого любопытнаго документа.


Переходя къ текущимъ событiямъ въ другихъ государствахъ, мы должны возвратиться къ Англiи, къ ея парламентскимъ пренiямъ о нѣкоторыхъ вопросахъ внутренней политики. До сихъ поръ, впрочемъ, еще не могло быть сдѣлано много по этой части. Министерство объявило между прочимъ о предстоящемъ пересмотрѣ существующихъ законовъ о банкахъ, и представило проектъ бюджета. Объ этихъ мѣрахъ мы скажемъ здѣсь лишь нѣсколько предварительныхъ словъ, ибо пренiя о нихъ еще предстоятъ парламенту.

Въ засѣданiи нижней палаты 6-го февраля, канцлеръ казначейства предложилъ назначить комитетъ для пересмотра банковыхъ актовъ 1844 и 1845 годовъ и существующихъ законовъ о банкахъ на акцiяхъ. Чрезмерный выпускъ банковыхъ билетовъ, произведенный въ первой половинѣ текущаго столѣтия такъ-наэываемымъ Англiйскимъ банкомъ и провинцiяльными банками, побудилъ сэръ-Роберта Пиля предложить въ 1844 году законъ, ограничившiй извѣстными условiями выпускъ банковыхъ билетовъ, условiями, которыя въ извѣстной степени обезпечивали ихъ цѣнность. Ограниченiе состояло въ томъ, что Англiйскому банку предоставлено было право контролировать выпускъ билетовъ. Для этой цѣли, при Англiйскомъ банкѣ было устроено особое контрольное отдѣленiе. Вмѣстѣ съ тѣмъ билеты частныхъ банковъ уравнены съ билетами Англiйскаго банка. Вслѣдствiе этой мѣры, сорокъ три частные банка заключили условiя съ компанiею Англiйскаго банка; примѣру ихъ вскорѣ послѣдовали остальные, и обращенiе банковыхъ билетовъ повсемѣстно подверглось контролю вновь учрежденнаго при банкѣ отдѣленiя.

Еще въ 1844 году, новый банковый актъ возбудилъ сильную оппозицiю, которая въ настоящее время приписываетъ ему безпрерывную измѣнчивость условiй учета. Въ 1847 году, во время торговаго кризиса, послѣдовавшаго за неурожаемъ и разстройствомъ американской торговли, оппозицiя противъ банковаго акта усилилась до того, что само министерство предложило произвести слѣдствiе съ цѣлiю «открыть причины происшедшаго кризиза и разсмотрѣть, въ какой мѣрѣ банковый актъ 1844 года могъ способствовать возбужденiю кризиса». Парламентъ одобрилъ это предложенiе 3-го декабря 1847 года. Слѣдственный комитетъ нижней палаты составилъ семь тысячь девять сотъ семьдесятъ восемь вопросовъ и представилъ докладъ свой палатѣ 8-го апрѣля 1848 года. Комитетъ верхней палаты, съ своей стороны, представилъ докладъ 28-го iюля того же года, разсмотрѣвъ четыре тысячи двѣсти семьдесятъ вопросовъ. Заключенiя двухъ комитетовъ были различны. Комитетъ верхней палаты не рѣшался отвергуть обвиненiя, предметомъ которыхъ былъ законъ 1844 года. Онъ совѣтовалъ дозволить болѣе усиленный выпускъ банковыхъ билетовъ. Напротивъ, комитетъ нижней палаты призналъ, что законъ 1844 года вовсе не способствовалъ возбужденiю кризиса 1847 года, и нижняя палата, послѣ сильныхъ и продолжительныхъ пренiй, положила сохранить этотъ законъ въ прежнемъ видѣ. Это рѣшенiе принято ею, по предложенiю комитета, 28-го августа 1848 года.

Таковъ былъ результатъ слѣдствiя, вызваннаго кризисомъ 1847 г. Банкъ продолжалъ сообразоваться съ закономъ 1844 года; но въ настоящее время вопросъ снова поднятъ, ибо срокъ банковому акту 1844 года истекаетъ въ будущемъ году. Противники закона 1844 г., какъ мы уже замѣтили, будутъ главнымъ образомъ ссылаться на крайнюю измѣнчивость условiй учета, которую они считаютъ результатомъ мѣръ, принятыхъ въ 1844 году. Дѣйствительно, съ 1844 по 1846 годъ, Англiйскiй банкъ сорокъ разъ измѣнялъ условiя учета, колебавшiяся между 2 и 8 процентами. Въ тотъ же перiодъ времени, Французскiй банкъ измѣнилъ свои условiя не болѣе десяти разъ, производя учетъ по 4—6 процентовъ. Нижняя палата уже назначила слѣдственный комитетъ по этому дѣлу.

Въ засѣданiи нижней палаты 13-го февраля, канцлеръ казначейства изложилъ проектъ бюджета на 1857—1858 финансовый годъ (1). Къ сожаленiю, рѣчь его не совсѣмъ отчетливо и послѣдовательно передана въ иностранныхъ журналахъ.

«Пришло время, сказалъ онъ, когда мы должны сократить наши расходы, и палата, конечно, желаетъ ознакомиться съ финансовымъ положенiемъ страны. Въ настоящее время, моя обязанность тѣмъ прiятнее для меня, что въ предшествовавшiе годы надо было испрашивать новые налоги и займы для покрытiя государственныхъ расходовъ.

«Обращу ваше вниманiе на расходы и доходы 1856—57 финансоваго года, не только для сравненiя и уясненiя дѣла, но и для того, чтобы разсѣять ошибочныя мнѣнiя о налогахъ и расходахъ этого года.

«Въ прошломъ году, послѣ Пасхи, я опредѣлилъ доходы текущаго финансоваго года въ 71,740,000 ф. ст.: но въ дѣйствительности доходы нѣсколько превысили эту сумму: они простирались до 71,885,000 ф. ст. Расходы, считая 1 милл. ф. ст. сардинскаго займа, были опредѣлены по предварительной смѣтѣ въ 82,113,000 ф. ст., такъ что недочетъ простирался до 10,373,000 ф. ст. На покрытiе этого недочета разрѣшены были займы.

«Говорили, будто мы сохраняемъ военные налоги въ мирное время: это несправедливо. Хотя государство въ настоящее время не обременено войною, однако на долю его все-таки приходится часть чрезвычайныхъ военныхъ расходовъ. При всемъ томъ, несмотря на чрезмѣрность послѣднихъ, мы значительно уменьшили установленную на военное время пошлину съ солода. Слѣдовательно мнѣнiе, будто мы не уменьшали сборы, установленные по случаю войны, неосновательно.

«Въ 1856 году, вывозъ товаровъ изъ Англiи превышалъ вывозъ товаровъ во всѣ прежнiе годы; цѣнность вывоза поднялась до 116 милл. ф. ст., то-есть увеличилась на 20 милл., или на 20%, сравнительно съ вывозомъ 1855 г., и на 17 милл., или 17%, сравнительно съ вывозомъ 1853 года, непосредственно предшествовавшаго войнѣ.

«Привозъ хлѣба былъ гораздо значительнѣе, чѣмъ въ 1855 году.

«Въ прошломъ году вмѣстимость судовъ, вошедшихъ въ порты Соединеннаго-Королевства, равнялась 17,974,000 тоннъ.

«Въ 1852 году выселилось изъ Англiи 568,764 человѣка; въ прошломъ году переселилось не более 176,554 человѣкъ.

«Расходы за три года войны, считая сардинскiй заемъ, простирались до 228,231,000 ф. ст. Въ мирное время, въ теченiе трехъ лѣтъ, они не превышали 152,323,000 ф. ст. Вычтя одно число изъ другаго, получимъ приблизительную цифру военныхъ расходовъ, именно 76,398,000 ф. ст.

«Доходы за три года войны составляютъ 192,685,000 ф. ст., считая суммы, добытыя займомъ; если вычтемъ изъ этой цифры сумму расходовъ за трехлѣтiе мирнаго времени, то получимъ излишекъ доходовъ, употребленный на военныя потребности, именно 40,362,000 ф. ст.

«По моимъ соображенiямъ, расходы текущаго финансоваго года (1857—58) будутъ слѣдующiе: на уплату процентовъ отвержденнаго долга — 28,550,000 ф. ст.; на разныя постоянныя потребности по части отвержденнаго долга, — 1,707,000 ф.ст.; на армiю, считая 400,000 ф. ст.; на милицiю, — 11,625,000,000 ф. ст.; на флотъ, считая и береговую стражу, 8,109,000 ф. ст.; на гражданское управленiе 725,000 ф. ст.; на сборъ доходовъ — 4,215,008 ф. ст.

«Въ будущемъ апрѣлѣ я намѣренъ просить кредита на войну съ Персiею, всего 32,904,000 ф. ст.

«Общая цифра расходовъ опредѣлена мною приблизительно въ 65,474,000 ф. ст.»

Далѣе, канцлеръ казначейства вошелъ въ нѣкоторыя подробности относительно существующихъ налоговъ; по его мнѣнiю, хотя расходы на армiю и флотъ уменьшены на 17 милл. ф. ст., однако нѣтъ возможности разомъ перейдти съ военнаго положенiя на мирное, тѣмъ болѣе что въ военное время сдѣлано 41,041,000 ф. ст. долгу. Вся сумма прямыхъ налоговъ простирается до 20,700, 000 ф. ст.; сумма косвенныхъ налоговъ — до 39,850,000 ф. ст., то-есть, почти вдвое. Отвѣчая на возраженiя противъ столь усиленныхъ налоговъ, канцлеръ казначейства замѣтилъ, что нѣкоторые изъ нихъ, издавна существующiе, именно налогъ на бумагу и на застрахованiе отъ огня, въ сущности не обременительны для страны, и могутъ быть отмѣнены только тогда, когда государственные расходы значительно уменьшатся, а доходы увеличатся. Изъ налоговъ, установленныхъ или измѣненныхъ по случаю войны, онъ считаетъ нужнымъ сохранить налогъ на спиртные напитки; налогъ на солодъ, приносившiй 2 милл. ф. ст., отмѣняется. Переходя къ налогу на доходы, о которомъ, мы сообщали въ послѣднемъ Обозрѣнiи, канцлеръ казначейства изложилъ обстоятельства, при которыхъ внесены были въ актъ объ увеличенiи этого налога на военное время слова: «до 5-го апрѣля послѣ ратификацiи мирнаго трактата». Онъ объявилъ, что правительство никогда не имѣло намѣренiя воспользоваться этими словами, чтобы продолжать сборъ налога далѣе необходимаго времени, и предложилъ возстановить налогъ въ первоначальномъ его видѣ, по 7 пенсовъ съ 1 ф. ст., если доходъ превышаетъ 150 ф. ст. въ годъ, и по 5 пенсовъ съ 1 ф. ст., если доходъ свыше 100 и ниже 150 ф. ст. Правительство предлагаетъ также постепенное уменьшенiе пошлины съ сахара и чая, съ тѣмъ чтобы въ 1857 году взымать 1 шилл. 7 пенсовъ съ 1 ф. чая, въ 1858 г. — 1 шилл. 5 пенсовъ, въ 1859 г. — 1 шилл. 3 пенса, въ 1860 г. — 1 шилл.; съ сахара въ 1857 г. 18 шилл. 4 пенса, въ 1858 г. — 16 шилл. 8 пенсовъ, въ 1859 г. — 15 шилл., въ 1860 г. — 13 шилл. 4 пенса.

Общая цифра доходовъ за 1857—58 финасовый годъ опредѣлена въ 66,365,000 ф. ст., изъ коихъ таможенный сборъ долженъ доставить 22,850,000 ф. ст.; акцизный сборъ — 17,000,000 ф. ст.; штемпельная пошлина — 7,450,000 ф. ст.; налогъ на недвижимыя имущества — 3,150,000 ф. ст.; налогъ на доходы — 11,450,000 ф. ст., почтовый сборъ 3,000,000 ф. ст. и проч. Общее уменьшенiе налоговъ простирается до 11,971,000 ф. ст.

Этотъ финансовый планъ, по обыкновенiю, будетъ внимательно разсмотрѣнъ палатою и подастъ поводъ къ сильнымъ пренiямъ, съ существеннымъ содержанiемъ коихъ мы въ свое время познакомимъ нашихъ читателей.

Во Францiи также ожидаютъ открытiя законодательнаго сословiя и сената: оно назначено на 16-тое февраля. Между тѣмъ ожидаемое рѣшенiе кассацiоннаго суда по вопросу объ избирательныхъ бюллетеняхъ, изложенному нами подробно въ послѣднемъ Обозрѣнiи, состоялосъ 30-го января. Кассацiонный судъ объявилъ, что по смыслу законовъ 16-го iюля 1850 года и 27-го iюля 1849 года, онъ считаетъ дозволеннымъ распространенiе, въ теченiи двадцати дней, предшествующихъ выборамъ, циркуляровъ и избирательныхъ бюллетеней, но въ томъ только случаѣ, когда одинъ экземпляръ ихъ подписанъ самими кандидатами и представленъ заранѣе въ префектуру. Такимъ образомъ оказывается,что никто не можетъ быть избранъ въ депутаты, если самъ не предложитъ себя въ число кандидатовъ и не внесетъ въ префектуру документа, имъ самимъ подписаннаго. Избирателямъ остается только выбирать представителей изъ лицъ, которые сами предложатъ свои услуги.

О тѣхъ текущихъ событiяхъ въ другихъ государствахъ, которыя въ настоящее время еще не обозначились съ полною ясностiю, мы будемъ говорить въ слѣдующемъ Обозрѣнiи.


(1) Извѣстно, что финансовый годъ въ Англiи начинается 5-го апрѣля. (стр. 201.)