Современная Летопись, Т. 7, 1857 год. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

"Современная Летопись", Т.7, январь 1857 год, стр. 41-55

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРѢНIЕ.

Конецъ 1856 года по старому стилю, или начало 1867 года по новому, ознаменовался разрѣшенiемъ спорныхъ пунктовъ, представившихся при исполненiи Парижскаго трактата. Уполномоченные государствъ, подписавшихъ этотъ трактатъ, собрались въ Парижѣ на конференцiи, открывшiяся 31-го (19-го) декабря и законченныя 6-го января (25-го декабря). Въ послѣднемъ засѣданiи подписанъ заключительный протоколъ, въ которомъ положено, что окончательное округленiе Бессарабской границы и совершенное оставленiе Дунайскихъ княжествъ австрiйскими войсками, а Чернаго моря и Босфора англiйскою эскадрою, будеть приведено въ исполненiе никакъ не позже 18-го (30-го) марта, и что въ это же время вступить въ полную силу извѣстная конвенцiя о проливахъ, приложенная къ Парижскому трактату.

Подробности этого соглашенiя, полагающаго конецъ притязанiямъ нѣкоторыхъ державъ, преимущественно Англiи и Австрiи, еще неизвѣстны. Предъ открытiемъ конференцiй иностранные журналы утверждали, что кабинеты, участвовавшiе въ заключенiи Парижскаго трактата, условились предварительно по всѣмъ пунктамъ, и что уполномоченнымъ, собравшимся на конференцiи, оставалось только окончательно подтвердить это предварительное соглашенiе, въ силу котораго, по словамъ тѣхъ же журналовъ, Болградъ и Змѣиный островъ отошли къ Оттоманской имперiи, а часть сѣверной Молдавiи — къ Бессарабiи. Вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ упомянуто выше, состоялось опредѣленiе, въ силу коего военныя силы Австрiи и Англiи должны оставить турецкiя земли и воды.

Нефшательскiй вопросъ, сдѣлавшiйся съ сентября 1856 года предметомъ общаго вниманiя въ Европѣ, недавно угрожавшiй войною между Пруссiею и Швейцарiею, въ послѣднее время принялъ болѣе миролюбивый характеръ. Нашимъ читателямъ уже извѣстно, что Союзный Совѣть, составляющiй исполнительную власть въ Швейцарскомъ Союзѣ, созвалъ Союзный Сеймъ, какъ власть законодательную, для чрезвычайныхъ засѣданiй по поводу предстоявшаго разрыва съ Пруссiею. Въ послѣднихъ числахъ декабря онъ представилъ собравшемуся Союзному Сейму посланiе, въ которомъ подробно изложенъ ходъ переговоровъ по нефшательскому дѣлу. Мы воспользуемся этимъ документомъ, чтобы въ краткомъ очеркѣ пояснить нашимъ читателямъ, въ какомъ положенiи находился Нефшательскiй вопросъ въ то время, когда открылись засѣданiя Союзного Сейма и начались новые переговоры, сообщившiе этому дѣлу, въ послѣднее время, болѣе миролюбивый характеръ. Посланiе Швейцарскаго Союзнаго Совѣта такъ обширно, что привести его вполнѣ кажется намъ не совсѣмъ удобнымъ, тѣмъ болѣе что для изъяснения дѣла достаточно передать главное его содержанiе.

Еще въ концѣ сентября, Союзный Сеймъ одобрилъ мнѣнiе Союзнаго Совѣта, объявивъ, что конечною цѣлью дипломатическихъ переговоровъ по нефшательскому дѣлу должна быть полная независимость Нефшательскаго кантона. Иностранныя посольства, установленныя въ Бернѣ, между прочимъ французское и австрiйское, тогда же предложили швейцарскому Союзному Совѣту освободить заключенныхъ нефшательскихъ роялистовъ: представитель Францiи вмѣстѣ съ тѣмъ передалъ обѣщанiе своего правительства содѣйствовать, по освобожденiи роялистовъ, благопрiятному для Швейцарiи разрѣшенiю нефшательскаго вопроса на предстоявшихъ парижскихъ конференцiяхъ; онъ присоединилъ словесно, что въ противномъ случаѣ Швейцарiи предстоять серiозныя затрудненiя, ибо Пруссiя приготовляется къ войнѣ. Представитель Англiи обратился къ Союзному Совѣту съ вопросомъ: на какихъ условiяхъ можетъ Швейцарiя освободить заключенныхъ роялистовъ. Швейцарское правительство отвѣчало представителямъ Францiи и Англiи, что оно готово принять предложенiя, имѣющiя цѣлью миролюбивое разрѣшенiе вопроса, если только они будутъ основаны на признанiи полной независимости Нефшательскаго кантона; что въ такомъ случаѣ оно безъ затрудненiй предложитъ законодательной власти обнародовать амнистiю въ пользу роялистовъ, и что если нефшательскiй вопросъ будетъ представленъ на обсужденiе Парижскаго конгресса, то и Швейцарiя должна имѣть на немъ своего уполномоченнаго. Представитель Францiи отвѣчалъ, что французское правительство считаетъ послѣднее требованiе вполнѣ основательнымъ. Все это было въ началѣ октября.

Въ теченiе октября мѣсяца, дѣло это, повидимому, получило болѣе благопрiятный для Швейцарiи оборотъ; «благодаря благосклоннымъ усилiямъ англiйскаго правительства.» 25-го октября, англiйское посольство спрашивало швейцарскiй Союзный Совѣтъ, согласится ли онъ немедленно освободить нефшательскихъ роялистовъ, если король Прусскiй конфиденцiяльно удостовѣритъ Францiю и Англiю въ томъ, что откажется отъ верховныхъ правъ на Нефшатель, сохраняя титулъ Нефшательскаго князя, свои частныя имѣнiя въ Нефшательскомъ кантонѣ и требуя неприкосновенности нѣкоторыхъ церковныхъ и благотворительныхъ учрежденiй. 29-го октября швейцарское правительство отвѣчало англiйскому полнымъ согласiемъ на это предложенiе, которое однако не имѣло никакихъ послѣдствiй, ибо, сказано въ посланiи, само англiйское правительство вскорѣ признало, что лучше не представлять его въ Берлинѣ, ибо предвидѣло отказъ.

Дѣйствительно, еще 24-го октября императоръ Французовъ обратился прямо къ генералу Дюфуру (уже извѣстному нашимъ читателямъ) съ требованiемъ его содѣйствiя для устраненiя опасностей, угрожающихъ Швейцарiи. Король Прусскiй, присоединилъ императоръ Французовъ, не признаетъ за Швейцарiею права измѣнять, безъ его согласiя, нефшательскую конституцiю, и считаетъ своимъ долгомъ поддерживать тѣхъ, которые желали возстановить въ Нефшателѣ старый порядокъ вещей. Ииператоръ выражалъ желанiе удержать Пруссiю отъ немедленной отправки войскъ къ швейцарской границѣ и снова обѣщалъ уладить нефшательское дѣло выгоднымъ для Швейцарiи образомъ, если «Швейцарiя, съ своей стороны, обнаружитъ немного доброй воли и некоторое довѣрiе къ императору. До сихъ поръ императоръ удерживалъ короля Прусскаго отъ предъявления Союзному Совѣту формальнаго требованiя объ освобожденiи нефшательскихъ роялистовъ, ибо, въ случаѣ отказа со стороны Швейцарiи, всякое соглашенiе сдѣлалось бы невозможнымъ. Но если Швейцарiя освободитъ роялистовъ по формальному требованiю императора и, такъ сказать, предоставитъ участь Нефшателя въ его распоряженiе, то нацiональная гордость будетъ удовлетворена, и дѣло уладится само собою. Напротивъ, если Швейцарiя отвергнетъ эти предложенiя, то императоръ оставитъ все дѣло на произволъ судьбы и не будетъ препятствовать собранiю прусской армiи въ великомъ герцогствѣ Баденскомъ.»

Вслѣдствiе этихъ предложенiй, сообщенныхъ императоромъ Французовъ генералу Дюфуру, послѣднiй, какъ извѣстно, былъ посланъ въ Парижъ для личныхъ объясненiй. Союзный Совѣтъ поручилъ ему благодарить императора за участiе его къ Швейцарiи, но въ то же время объявить, что Швейцарское правительство, къ сожалѣнiю, не можетъ согласиться на немедленное освобожденiе нефшательскихъ роялистовъ, и должно придерживаться основанiй соглашенiя, сообщенныхъ имъ прежде какъ Англiи, такъ и Францiи.

Между тѣмъ, чрезвычайный посланникъ и полномочный министръ короля Прусскаго при Швейцарскомъ Союзѣ словесно сообщилъ президенту Союза, 19-го ноября, слѣдующее предложенiе своего правительства: король Прусскiй требуетъ предварительнаго и безусловнаго освобожденiя нефшательскихъ роялистовъ, и поручительства въ безопасности ихъ лицъ и собственности; по исполненiи этого условiя, король готовъ вступить вь переговоры. Въ тотъ же день, посланники австрiйскiй, баварскiй и баденскiй объявили себя въ пользу этого предложенiя. Около того же времени возвратился генералъ Дюфуръ со вторичнымъ подобнымъ предложенiемъ императора Французовъ, который формально обязывался «употребить всѣ усилiя, съ цѣлью склонить короля Прусскаго къ отреченiю отъ правъ на Нефшательское княжество и Валанженское графство, предоставленныхъ ему трактатами.» Англiйское правительство, узнавъ объ этомъ предложенiи, объявило, черезъ посредство своего уполномоченнаго, что при всемъ своемъ желанiи содѣйствовать скорѣйшему разрѣшенiю нефшательскаго вопроса, оно не можетъ принять на себя обязательство, подобное тому, какое принято Францiею, ибо ему не извѣстны дальнѣйшiя намѣренiя короля Прусскаго. Швейцарскiй Союзный Совѣтъ еще прежде отвѣчалъ отрицательно на предложенiе прусскаго уполномоченнаго, поддерживаемое представителями Баварiи, Бадена и Австрiи. Основываясь между прочимъ на разногласiи между Францiею и Англiею относительно вышеупомянутаго обязательства, онъ благодарилъ императора Французовъ за доброжелательство его къ Швейцарiи, но также выражалъ сомнѣнiе относительно дальнѣйшихъ намѣренiй Пруссiи, тѣмъ болѣе что ни ему, ни Францiи еще не извѣстны условiя, на которыхъ король Прусскiй пожелаетъ отказаться отъ правъ своихъ на Нефшатель. Условiя эти, по мнѣнiю Союзнаго Совѣта, должны быть заранѣе извѣстны и соотвѣтствовать полной независимости Нефшательскаго кантона. Прусскiй уполномоченный упоминалъ, въ своемъ словесномъ сообщенiи, о готовности своего правительства открыть переговоры по освобожденiю заключенныхъ роялистовъ, но не сказалъ ни слова объ основанiяхъ, на которыхъ должны происходить эти переговоры. Впрочемъ, Швейцарскiй Союзный Совѣтъ не требовалъ, чтобы французское правительство исчислило будущiя условiя короля Прусскаго; въ отвѣтной нотѣ своей онъ объявилъ что удовольствуется однимъ общимъ ручательствомъ императора Французовъ въ соотвѣтствiи этихъ условiй съ полною независимостiю спорнаго кантона.

Судъ надъ нефшательскими роялистами назначенъ около половины января. Желая покончить дѣло раньше этого срока, сказано далѣе въ посланiи Союзнаго Совѣта, швейцарское правительство въ первой половинѣ декабря поручило своему уполномоченному въ Парижѣ конфиденцiяльно сообщить тамошнему прусскому посланнику, что оно готово вступить въ непосредственные переговоры съ Пруссiею, съ тѣмъ условiемъ, что конечною цѣлью ихъ будетъ признанiе полной независимости Нефшательскаго кантона. Пруссiя отвѣчала косвеннымъ образомъ, что она тогда только согласится открыть прямые переговоры съ Швейцарiею, когда будутъ освобождены нефшательскiе роялисты.

Таково было положенiе дѣлъ, когда прусскiй посланникъ и полномочный министръ, г. Сидовъ, въ нотѣ отъ 16-го декабря, объявилъ о полученномъ имъ приказанiи прервать офицiяльныя сношенiя съ швейцарскимъ правительствомъ. Въ такихъ обстоятелъствахъ Союзный Совѣтъ призналъ за нужное созвать Союзный Сеймъ. Дѣйствительно, положенiе дѣлъ становилось болѣе и болѣе опаснымъ. Журналы, преимущественно нѣмецкiе, извѣщали, что Пруссiя приготовляется кь военной демонстрацiи противъ Швейцарiи; Союзный Совѣтъ даже получилъ офицiяльное извѣстiе о томъ, что Пруссiя мобилизируетъ два корпуса, и открыла переговоры съ правительствами южной Германiи о пропускѣ войскъ ея къ швейцарской границѣ. Швейцарiя, съ своей стороны, обратилась къ усиленнымъ военнымъ приготовленiямъ. 19-го декабря Союзный Совѣтъ пригласилъ правительства кантоновъ немедленно пополнить кадры мѣстныхъ войскъ; сверхъ того, были приведены въ военное положенiе нѣсколько дивизiй союзной армiи. Когда начались серiозныя военныя приготовленiя, дипломатiя представила новые проекты соглашенiя, чтобы предотвратить войну, 20-го декабря всѣ иностранные посланники въ Бернѣ сообщили Союзному Совѣту, что если швейцарское правительство добровольно, въ силу своей верховной власти, откажется отъ суда надъ нефшательскими роялистами, то правительства ихъ сообща обязуются склонить короля Прусскаго къ открытiю переговоровъ въ смыслѣ признанiя полной независимости Нефшательскаго кантона. Союзный Совѣтъ поспѣшилъ согласиться на это предложенiе, но оно не имѣло послѣдствiй, ибо правительства не утвердили представленiй, сдѣланныхъ уполномоченными ихъ.

Союзный Сеймъ, выслушавъ это посланiе, одобрилъ образъ дѣйствiй Союзнаго Совѣта, разрѣшилъ открытiе неограниченнаго кредита на военныя издержки и заключенiе иностраннаго займа до суммы 30 миллiоновъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, Союзный Сеймъ почти единогласно избралъ генерала Дюфура главнокомандующимъ союзной армiи.

Иностранные журналы, какъ тѣ, которые защищаютъ права Пруссiи, такъ и тѣ, которые держатъ сторону Швейцарiи, единогласно свидѣтельствуютъ объ энтузiазмѣ, охватившемъ всю Швейцарiю въ эту трудную минуту. Всѣ партiи соединились въ одномъ стремленiи — защищать всѣмъ имъ равно дорогое отечество. Швейцарскiе журналы различныхъ партiй прекратили полемику между собою. Всѣ классы народа одинаково готовы на жертвы. Молодежь, воспитывающаяся въ школахъ, университетахъ и академiяхъ, предложила свои услуги швейцарскому правительству. Въ началѣ января Союзный Совѣтъ обнародовалъ прокламацiю къ швейцарскому народу, въ которой напоминаетъ сохранившiеся въ лѣтописяхъ Швейцарiи примѣры патрiотическаго сопротивленiя, повторяющагося въ настоящее время. Объявляя, что вопросъ о войнѣ или мирѣ еще не рѣшенъ, и что можно даже надеяться на почетное соглашенiе, прокламацiя присоединяетъ, что народный энтузiазмъ, во всякомъ случаѣ, выразился въ полной готовности жертвовать всѣмъ, что приняты всѣ мѣры для соглашенiя военныхъ требованiй съ человѣколюбiемъ, и что отечество позаботится о семействахъ тѣхъ гражданъ, которые призваны защищать его. Все это сообщило нефшательскому дѣлу какой-то особенный, драматическiй интересъ. Но война между Пруссiею и Швейцарiею была бы столь важнымъ и необычайнымъ явленiемъ въ современной Европѣ, что дипломатiя въ послѣднее время стала еще усерднѣе заботиться о прiисканiи средствъ къ полюбовному соглашенiю. Уже послѣ открытiя чрезвычайныхъ засѣданiй швейцарскаго Союзнаго Сейма, Францiя сдѣлала новыя предложенiя. Швейцарское правительство отвѣчало на эти предложенiя посольствомъ одного изъ своихъ членовъ, доктора Керна, въ Парижъ. 5-го января, докторъ Кернъ имѣлъ аудiенцiю у императора Французовъ, продолжавшуюся два часа; вслѣдъ за тѣмъ, изъ Берна получена во Франкфуртѣ телеграфическая депеша съ извѣстiемъ, что посольство доктора Керна увѣнчалось успѣхомъ. Объ этомъ до слѣдующаго Обозрѣнiя.

Пруссiя, съ своей стороны, разослала къ своимъ дипломатическимъ представителямъ при европейскихъ дворахъ, подписавшихъ Лондонскiй протоколъ, ноту отъ 23-го декабря, косвенно представляющую возможность соглашенiя. Въ этой нотѣ сказано, что Прусское правительство, вмѣсто того, чтобы предписать мобилизацiю армiи въ кратчайшiй срокъ, по истеченiи коего послѣдовали бы немедленно военныя дѣйствiя, доселѣ откладывало окончательную мобилизацiю, нынѣ назначенную на 15-е января, если процессъ нефшательскихъ роялистовъ не начнется ранѣе этого числа. Но открытiе процесса назначено на 19-е января, и потому вообще полагаютъ, что дипломатiя непремѣнно воспользуется послѣднимъ временемъ для умиротворенiя обеихъ сторонъ.

Въ послѣднее время, какъ извѣстно нашимъ читателямъ, было поднято немало политическихъ, или, правильнѣе, международныхъ вопросовъ. Одинъ изъ нихъ, такъ называемый восточный вопросъ, окончательно разрѣшенъ на парижскихъ конференцiяхъ; другой нефшательскiй, повидимому, приближается къ разрѣшенiю. Остаются вопросы: англо-персидскiй, или гератскiй, о которомъ мы пока не можемъ сообщить новыхъ свѣденiй, за отсутствiемъ удовлетворительныхъ извѣстiй изъ Персiи, и новый, англо-китайскiй, или кантонскiй, недавно поднятый Англичанами. Извѣстно, что Китай уже нѣсколько лѣть испытываетъ всѣ бѣдствiя внутренней войны; что противъ царствующей доселѣ Манджурской династiи поднялось цѣлое народное движенiе, продолжающееся съ перемѣннымъ успѣхомъ въ нѣкоторыхъ частяхъ обширной Небесной Имперiи. Въ Китаѣ всѣ подобныя движенiя, неоднократно кончавшiяся перемѣною династiи, продолжаются очень долго, и на этотъ разъ тоже не предвидится скораго исхода борьбы. Имѣя въ виду свои промышленные интересы, Англiя, Соединенные Штаты и Францiя, повидимому, рѣшились открыть для своихъ гражданъ болѣе широкой, противъ прежняго, доступъ въ замкнутую имперiю. До сихъ поръ французская эскадра въ китайскихъ моряхъ состояла изъ двухъ-трехъ военныхъ судовъ, которыя должны были покровительствовать французскимъ подданнымъ на огромномъ пространствѣ. Въ настоящее время изъ Францiи отправляется, подъ начальствомъ вновь назначеннаго контръ-адмирала Риго, 50-ти-пушечный фрегатъ, два паровые корвета, вооруженные орудiями большаго калибра, два транспорта съ запасными орудiями для эскадры и разными принадлежностями, и четыре канонирскiя лодки, построенныя во время Крымской кампанiи. Ожидаютъ, что эта эскадра будетъ дѣйствовать въ китайскихъ моряхъ, вмѣстѣ съ военными судами Англiи и Соединенныхъ Штатовъ, въ интересахъ всемiрной торговли. По замѣчанiю полу-офицiяльной парижской газеты Constitutionnel, прошло то время, когда Китай могъ отдѣлять себя отъ остальнаго мiра и ограничивать внѣшнюю торговлю тѣсными предѣлами нынѣшнихъ сношенiй съ Европейцами; у туземцевъ появились новыя потребности, вслѣдствiе которыхъ, вмѣсто правильной торговли, развилась контрабанда. Усилить торговыя сношенiя съ Китаемь, имѣть не только консуловъ въ прибрежныхъ городахъ, но и посланниковъ въ Пекинѣ — такова, по словамъ означенной газеты, цѣль французскаго правительства.

Въ ожиданiи совокупныхъ дѣйствiй въ этомъ смыслѣ, Англiя была поставлена въ необходимость дѣйствовать одна. По послѣднимъ извѣстiямъ изъ Китая, между Англичанами и Китайскими начальствами въ Кантонѣ произошло серiозное непрiязненное столкновенiе, побудившее англiйскiя военныя начальства бомбардировать Кантонъ. Въ первой половинѣ октября, въ Кантонѣ стояло на якорѣ англiйское рѣчное судно; китайскiя начальства явились на бортѣ, и, несмотря на протестъ капитана, захватили двѣнадцать человѣкъ китайскаго экипажа подъ тѣмъ предлогомъ, что они преступники. По трактату, китайскiя начальства должны были обратиться къ англiйскому консулу съ просьбою арестовать этихъ людей, но не имѣли права захватить ихъ. Протестъ англiйскаго консула китайскiя начальства оставили почти безъ вниманiя; консулъ требовалъ удовлетворенiя, и не получивъ его, объявилъ, что даетъ китайскимь начальствамъ только 24 часа на размышленiе, и что по прошествiи этого срока онъ обратится къ адмиралу, командующему англiйскою эскадрою въ китайскихъ моряхъ. Удовлетворенiе должно было состоять въ возвращенiи на бортъ англiйскаго судна захваченныхъ двѣнадцати человѣкъ, съ приличными извиненiями. Кантонскiй губернаторъ, имѣющiй весьма презрительное понятiе объ иностранцахъ и высокое мнѣнiе о собственномъ могуществѣ, возвратилъ въ консульство двѣнадцать арестантовъ безъ всякаго отвѣта. Въ консульствѣ не приняли ихъ и отослали обратно къ губернатору. Консуль передалъ дальнѣйшiя сношенiя съ послѣднимъ адмиралу Сеймуру, повторившему, въ новомъ посланiи, всѣ его требованiя. Не получивъ удовлетворенiя, адмиралъ Сеймуръ открылъ огонь по кантонскимъ фортамъ, высадилъ своихъ матросовъ, и завладѣлъ фортами. Бомбардированiе началось 28-го октября въ часъ пополудни и продолжалось до 5 часовъ. Въ городѣ произошли пожары, зданiе, въ которомъ жилъ генералъ-губернаторъ, загорѣлось. Всю ночь пожары не прекращались, а на слѣдующiй день, 29-го октября, бомбардированiе было возобновлено съ 7 часовъ утра. Дома, лежавшiе за англiйскими факторiями, разрушены. Дальнѣйшiя намѣренiя Англичанъ еще неизвѣстны. По всей вѣроятности, адмиралъ Сеймуръ находится въ нѣкоторомь затрудненiи, ибо не имѣетъ подъ рукою достаточнаго войска, чтобы продолжать начатое дѣло, очевидно представившееся случайно, ибо именно въ концѣ октября производится большой вывозъ чая. Корреспонденты иностранныхъ журналовъ сообщаютъ, что на 3-е ноября назначена была еще сильнѣйшая бомбардировка, о послѣдствiяхъ которой мы узнаемъ въ теченiе января. Кантонскiй губернаторъ, въ прокламацiи своей къ жителямъ города, приписываеть дѣйствiя Англичанъ извѣстному вѣроломству варваровъ.

Императорскiй Кабинетъ получилъ извѣщенiе, телеграфическою депешею отъ россiйскаго уполномоченнаго при парижскихъ конференцiяхъ, что эти собранiя закончены и заключительный протоколъ подписанъ 25 числа декабря (6-го января н.ст.), Положено, что окончанiе округленiя Бессарабской границы, равно какъ совершенное оставленiе Дунайскихъ княжествъ австрiйскими войсками, а Чернаго моря и Босфора англiйскою эскадрою, будетъ приведено въ исполненiе никакъ не позже 18-го (30-го) числа будущаго марта, и что въ это же самое время конвенцiя о проливахъ вступитъ въ свою силу.


Читатели найдутъ ниже, въ Приложенiяхъ, рядъ законодательныхъ мѣръ и правительственныхъ распоряженiй, обнародованныхъ въ нашемъ отечествѣ во второй половинѣ декабря истекшаго года.

Во Францiи обнародованы два весьма характеристическiе офицiяльные документа, изъ которыхъ одинъ касается собственно Францiи, другой — Алжирiи. Первый — новый докладъ министра внутреннихъ дѣлъ, г. Бильйо, императору, о необходимости вмѣшательства центральной власти въ пониженiе цѣнъ на хлѣбъ. Жатва нынѣшняго года, говоритъ министръ, была одна изъ лучшихъ, и привозь иностраннаго хлѣба довольно силенъ; однако, несмотря на это обстоятельство и на значительное пониженiе платы за перевозку хлѣба по желѣзнымъ дорогамъ, нѣкоторые департаменты терпятъ дороговизну и проситъ помощи у императора. Оказывается, что въ теченiе послѣднихъ трехъ лѣтъ центральная власть употребила большiя суммы для подобной цѣли, а именно: въ 1854 году — 10 милл., въ 1855 году — 5 милл., въ 1856 — еще 10 милл., и что въ настоящее время требуется на тотъ же предметъ не менѣе 3 милл. «Цѣлъ этой мѣры, говорить министръ, заключается не въ томъ, чтобы раздавать милостыню празднымъ нищимь, а приступить къ полезнымъ работамъ тамъ, гдѣ рабочему классу не представится другаго дѣла, и смягчать слишкомъ тягостную несоразмѣрность между цѣною жизненныхъ потребностей и заработкомъ. Благодаря глубокому спокойствiю, которыми пользуется страна, промышленность и торговля въ полномъ цвѣтѣ; благотворное движенiе, сообщенное большимъ общественнымъ работамъ, размножаетъ во всей Францiи число мастерскихъ, къ которымъ можетъ прибѣгнуть работникъ; императоръ, съ своею обычною заботливостiю о рабочемъ сословiи, вошелъ въ подробности предпрiятiй, предположенныхъ государствомъ и подавшихъ поводъ открыть новыя мастерскiя въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ онѣ были наиболѣе необходимы. Въ общинахъ, на которыя не распространятся эти благодѣяния, я укажу на предприятiя, соотвѣтствующiя мѣстнымъ интересамъ. Но наибольшаго вниманiя и поощренiя администрацiи заслуживаютъ тѣ благотворительныя учрежденiя, которыхъ дѣятельность, устраняя дорогое посредничество третьяго лица, непосредственно снабжаетъ бѣдныхъ предметами первой необходимости и притомъ за дешевую цѣну. Многочисленныя подобныя учрежденiя уже созданы во многихъ мѣстахъ имперiи и, стараясь возстановлять временно нарушаемое равновѣсiе между потребностями семьи и ея заработкомъ, достигаютъ результатовъ, коихъ благодѣтельное влiянiе оцѣнено рабочимъ классомъ».

Вследствiе этого доклада состоялся декретъ объ открытiи, въ 1857 году, чрезвычайнаго кредита въ 3 милл. фр. для вышеозначенной цѣли.

Другой декретъ, какъ мы уже замѣтили, касается алжирской администрацiи, и въ нѣкоторой степени ослабляетъ зависимость послѣдней отъ центральной власти. Декретъ этотъ называютъ закономъ о децентрализацiи Алжирiи; но это отнюдь не значитъ, чтобы часть мѣстныхъ административныхъ дѣлъ была возложена на алжирское населенiе. Новый законъ только усиливаетъ административныя права алжирскаго генералъ-губернатора, который будетъ назначать, по своему желанiю и безъ вмѣшательства военнаго министра, во многiя должности, и такiя же права префектовъ и дивизiонныхъ генераловъ, — послѣднихъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ еще существуетъ военное управленiе.

Въ Англiи, пока не открыты засѣданiя парламента, журналы и общественное мнѣнiе естественно озабочены вопросами внѣшней политики, отъ которыхъ лишь на мгновенiе были отвлечены въ послѣднее время нѣкогда возбуждавшимъ сочувствiе голосомъ извѣстнаго ирландскаго агитатора Смита О'Брина. Смитъ О'Бринъ обнародовалъ сильную оппозицiонную прокламацiю къ народу. Мы позволимъ себѣ напомнить нашимъ читателямъ, что Виллiямъ Смитъ О'Бринъ съ 1832 года былъ однимъ изъ ирландскихъ членовъ нижней палаты и жаркимъ противникомъ Англiи. Въ 1846 году, избранный палатою въ члены коммиссiи, обсуждавшей вопросъ о желѣзныхъ дорогахъ, онъ уклонился отъ исполненiя законной обязанности, на томъ основанiи, что коммиссiя разсматриваегь вопросъ о желѣзныхъ дорогахъ въ интересахъ одной Англiи, и за это, по опредѣленiю палаты, находился подъ арестомъ, пока коммиссiя не окончила своего дѣла. Въ 1848 году, во время серiозныхъ волненiй въ Ирландiи, онъ открыто призывалъ своихъ соотечественниковъ къ вооруженному возстанiю, былъ арестованъ и осужденъ на смертную казнь. Правительство замѣнило это наказанiе пожизненною ссылкой; но онъ не признавалъ за нимъ права помилованiя и требовалъ исполненiя судебнаго приговора. Дѣйствительно, правительство не могло основать своего права ни на какомъ прямомъ законѣ; оттого министры принуждены были предложить парламенту новый билль, предоставлявшiй правительству право замѣнить смертную казнь пожизненною ссылкой для государственныхъ преступниковъ. Билль былъ одобренъ парламентомь, и Смитъ О'Бринъ сосланъ въ Австралiю въ iюлѣ 1849 года. Онъ прощенъ въ нынѣшнемъ году; ему теперь слишкомъ пятьдесятъ лѣтъ. Прокламацiя его, обнародованная въ концѣ декабря прошлаго года, не что иное, какъ рѣзкiй протестъ противъ англiйской политики вообще, по поводу возбужденнаго въ публикѣ вопроса объ отмѣнѣ дополнительнаго сбора къ извѣстному налогу на доходы (income-tax), установленнаго во время послѣдней войны, Смитъ О'Бринъ доказываетъ, что Ирландiя не имѣетъ никакого основанiя уплачивать этотъ дополнительный сборъ, ибо какъ восточная, такъ и персидская война до нея не касаются и не имѣютъ никакого отношенiя къ нацiональнымь ея интересамь. «Если мои замѣчанiя покажутся вамъ основательными, говорить онъ Ирландцамъ въ концѣ своей прокламацiи, то вы поручите вашимъ депутатамь протестовать противъ военныхъ сборовъ, вами уплачиваемыхъ, или по крайней мѣрѣ требовать, чтобы изъ вашихъ денегъ было сдѣлано болѣе полезное для васъ употребленiе. »

Нѣтъ сомнѣнiя, что сама Англiя желаетъ отмѣны дополнительнаго сбора къ налогу на доходы и что эта облегчительная мѣра должна состояться. Въ послѣднее время государственный доходъ Англiи значительно увеличился. Въ теченiе прошлаго года приращенiе дохода дошло до четырехъ миллiоновъ ф. стерл. (около 25 милл. р. сереб.). Военный министръ, лордъ Панмюръ, уже объявилъ на одномъ банкетѣ въ Шотландiи, что правительство имѣетъ въ виду сократить военный бюджетъ. По всему видно, что вопросъ этотъ особенно занимаетъ министровъ, и что они имѣютъ въ виду уменьшенiе налоговъ и податей.

Въ Испанiи, попрежнему, продолжается усиленная реакцiя, стремящаяся окончательно изгладить слѣды предшествовавшаго нынѣшнему порядка вещей. Министерство, во главѣ коего стоитъ маршалъ Нарваэсъ, неуклонно стремится къ достиженiю этой цѣли и приняло, въ теченiе декабря, нѣсколько мѣръ, на которыхъ мы остановимъ вниманiе читателей. 3-го декабря подписанъ королевою декретъ, назначающiй на 5-е февраля 1857 года открытiе во всей Испанiи муниципальныхъ выборовъ. Вновь иэбранныя муниципальныя власти должны вступить въ должность съ 12-го марта. Министръ внутреннихъ дѣлъ. г. Носедаль, вмѣстѣ съ проектомь декрета о муниципальныхъ выборахъ, представилъ королевѣ изложенiе причинъ, побуждающихъ ускорить эти выборы. — «Востановленiе муниципальныхъ властей не терпитъ отлагательства, говоритъ онъ; оно должно произойдти по закону 8-го января 1845 года и правилъ, установленныхъ 16-го сентября. Весьма важно сообщить правильный ходъ администрацiя, чтобъ учрежденiя, признанныя конституцiею, могли быть установлены въ непродолжительномъ времени.»

Конституцiя 1845 года, отмѣненная вь 1854 году послѣ извѣстнаго iюльскаго движенiя, во главѣ котораго стоялъ маршалъ О'Доннель, возстановлена въ нынѣшнемъ году. Законы о муниципальныхъ и другихъ выборахъ составляютъ такь-называемую органическую часть конституцiи. Въ силу этихъ законовь, правильно избранныя муниципальныя власти составляютъ списки избирателямъ, которые подаютъ голосъ на выборахь въ члены такь-называемыхъ провинцiяльныхъ депутацiй; послѣднiя, въ свою очередь, участвуютъ въ составленiи списковъ избирателямъ, назначающимъ своихъ депутатовъ во вторую палату. Выборамъ въ члены второй палаты непремѣнно должны предшествовать выборы муниципальные и провинцiяльные. Впрочемъ, до сихъ поръ рѣшено приступить лишь къ выборамъ муниципальнымъ.

Мы неоднократно упоминали въ нашемъ Обозрѣнiи о сильномъ разстройствѣ испанскихъ финансовъ. Въ послѣднемъ перiодѣ своихъ засѣданiй, еще въ то время, когда Эспартеро былъ первымъ министромъ, кортесы уполномочили министровъ заключить государственный заемъ въ 500 милл. реаловъ (болѣе 31 милл. р. сереб.). Въ апрѣлѣ мѣсяцѣ, тогдашнiй министръ финансовъ г. Санта-Крусъ, заключилъ первое условiе съ испанскимъ обществомъ движимаго кредита, доставившимъ казнѣ 200 милл. реаловъ. Оставалось занять 300 милл. реаловъ, и этотъ заемъ, встрѣтившiй значительное недовѣрiе со стороны капиталистовъ, опасавшихся непрочности нынѣшняго порядка вещей, былъ однако заключенъ съ г. Миресомъ, правда, на весьма выгодныхъ для послѣдняго условiяхъ. Г. Миресъ уже доставилъ правительству часть этой суммы, 60 милл. Но и этотъ заемъ признанъ недостаточнымъ ддя поправленiя финансовъ, тѣмъ болѣе что министерство прекратило продажу церковныхъ и государственныхъ имуществъ. Съ отмѣною этой продажи потребовалось возстановить косвенные налоги, значительно уменьшенные послѣ движенiя 1854 года: мы разумѣемъ налоги на потребленiе съѣстныхъ припасовъ, которые предположено взимать снова съ 1-го января наступившаго года. Ожидаютъ, что эти налоги доставятъ государству болѣе 140 милл. реаловъ (около 9 милл. р. сер.).

Въ Соединенныхъ Штатахъ, согласно съ конституцiей, президентъ отъ времени до времени сообщаетъ конгрессу подробныя свѣдѣнiя о положенiи дѣлъ въ Союзѣ. Эти свѣдѣнiя обыкновенно излагаются въ особомъ офицiяльномъ документѣ, который называется посланiемъ президента Соединенныхъ Штатовъ къ конгрессу. Въ началѣ декабря въ сѣверо-американскихъ журналахъ обнародовано такое посланiе нынѣшняго президента, генерала Пирса, который вскорѣ долженъ уступить завидный постъ перваго гражданина республики г-ну Буканану. Въ этомъ новомъ посланiи президентъ, говоря о внутреннемъ состоянiи союза, съ сожалѣнiемъ отзывается о партiяхъ сѣвера и юга, раздѣляющихъ республику, и указываетъ на необходимость ограничить борьбу законными средствами, предоставляемыми конституцiей въ распоряженiе большинства. «Выборомъ новаго президента, говоритъ онъ, народъ энергически осудилъ мысль о географическомъ распаденiи Соединенныхъ Штатовъ и враждебныя отношенiя между сѣверомъ и югомъ, востокомъ и западомъ». По этому поводу онъ переходитъ къ борьбѣ партiй, театромъ который былъ Канзасъ, и сообщаетъ офицiяльно, что волненiя, происходившiя въ этой территорiи, прекращены безъ кровопролитiя. Эта часть посланiя не заключаетъ въ себѣ ничего новаго. Гораздо любопытнѣе положительныя свѣдѣнiя о финансахъ и внѣшнихъ сношенiяхъ Соединенныхъ Штатовъ. Мы остановимся подробнѣе на этой второй половинѣ посланiя.

Европейскiя государства не безъ основанiя могли бы позавидовать отличному состоянiю финансовъ въ Соединенныхъ Штатахъ. Въ теченiе послѣдняго финансоваго года, таможенный доходъ превышаль 64 милл. долларовъ (1), а всѣ доходы простирались до 73,918,141 долл.; сумма эта, вмѣстѣ съ остаткомъ 1-го iюля 1855 года, составляетъ 92,850,117 долл. Расходы не превышали 72,948,792 долларовъ. 4-го марта 1853 года, при вступленiи въ должность нынѣшняго президента, государственный долгъ простирался до 71,879,937 долл., а въ настоящее время, то-есть по прошествiи четырехъ лѣтъ, уменьшенъ до 30,737,129 долл., и могъ бы быть уплаченъ въ теченiе одного года; но срокъ платежа еще не наступилъ, а преждевременная уплата причинила бы ущербъ владѣльцамъ купоновъ долга, и потому необходимо дождаться срока. Вслѣдствiе столь благопрiятныхъ обстоятельствъ, президентъ совѣтуетъ конгрессу уменьшить таможенный сборъ и подвергнуть пересмотру законы о налогахъ.

Немногочисленная армiя Соединенныхъ Штатовъ была постоянно занята войною съ дикими на границахъ Союза. Коалицiя индѣйцевъ на территорiяхъ Вашингтонской и Орегонской грозила опустошить тамошнiя новыя поселенiя, но эта опасность устранена успѣшнымъ дѣйствiемъ войскъ. Состоянiе флота, сказано въ посланiи, не только удовлетворительно, но и доказываетъ притомъ, что онъ постоянно усиливается.

Государственныхъ земель продано въ теченiе послѣдняго финансоваго года 9,227,878 акровъ за 8,821,414 долларовъ. Въ тотъ же промежутокъ времени отдано въ наемъ еще 30,100,230 акровъ земли.

Соединенные Штаты продолжаютъ находиться въ дружественныхъ отношенiяхъ со всѣми иностранными державами. Два спорные вопроса, одинъ о вербованiи волонтеровъ въ Соединенныхъ Штатахъ, другой о Центральной Америкѣ, едва не подали повода къ разрыву съ Англiею; по первому изъ этихъ вопросовъ, какъ извѣстно нашимъ читателямъ, уже послѣдовало соглашенiе; другой вопросъ вскорѣ разрѣшится удовлетворительнымъ образомъ. Цѣлью конвенцiи, состоявшейся между Соединенными Штатами и Англiею 19 апрѣля 1856 года, было упроченiе, въ интересѣ всѣхъ нацiй, нейтральности транзитныхъ путей сообщенiя между двумя океанами черезъ Панамскiй перешеекъ, путей, которые могутъ быть открыты въ Центральной Америкѣ. Выраженное Англiею намѣренiе подчинить исключительно своему влiянiю Гондурасъ и Никарагву, земли, лежащiя на самыхъ путяхъ сообщенiя или около нихъ, признано было правительствомъ Соединенныхъ Штатовъ за формальное нарушенiе трактата. Споръ этотъ прекращенъ дополнительнымъ трактатомъ, который уже подписанъ сѣверо-американскимъ посланникомъ въ Лондонѣ и немедленно будетъ представленъ на обсужденiе сенату. Переговоры съ Данiею объ отмѣнѣ зундской пошлины еще не приведены къ желанному результату. Другiя правительства, говоритъ президентъ, старались о томъ же для облегченiя своей торговли, такъ что датское правительство было поставлено въ необходимость предложить всѣмъ заинтересованнымъ въ этомь дѣлѣ государствамъ проектъ общаго соглашенiя. Проектъ принятъ благосклонно, и потому можно надѣяться, что вскорѣ состоится удовлетворительное соглашенiе о зундскихъ пошлинахъ. Датское правительство обратилось къ правительству Соединеныхъ Штатовъ съ просьбою дождаться окончанiя переговоровъ съ европейскими державами. Правительство Соединенныхъ Штатовъ согласилось исполнить это желанiе съ тѣмъ только условiемъ, что суммы, собираемыя послѣ 16-го iюня 1856 года съ сѣверо-американскихъ судовъ и грузовъ, будутъ уплачиваемы съ протестомъ, и что онѣ будутъ предметомъ особаго условiя въ предстоящемъ соглашенiи между Данiею и Соединенными Штатами по этому вопросу. Въ сношенiяхъ съ Испанiею не произошло никакихъ новыхъ разногласiй; но разрѣшенiе прежнихъ несогласiй мало подвинулось впередъ. Переговоры, начатые съ испанскимъ правительствомъ по торговымъ и другимъ вопросамъ относительно острова Кубы, до сихъ поръ остаются безъ послѣдствiй.

Въ посланiи президента Соединенныхъ Штатовъ есть между прочими любопытная страница о морскомъ правѣ, которое, какъ извѣстно, было предметомъ совѣщанiй на Парижскомъ конгрессѣ. Не задолго до начала восточной войны, сказано въ посланiи, сѣверо-американское правительство предложило всѣмъ морскимъ державамъ два правила для обезпеченiя торговли нейтральныхъ государствъ : 1) нейтральный флагъ покрываетъ собственность непрiятеля, за исключенiемъ военной контрабанды, и 2) нейтральная собственность на купеческихъ судахъ, принадлежащихъ воюющимъ сторонамъ, признается неприкосновенною, опять если эта собственность не составляетъ военной контрабанды. Одна изъ тогдашнихъ воюющихъ сторонъ, Россiя, и многiя нейтральныя государства одобрили эти предложенiя. Францiя и Англiя не отвергали ихъ формально, но и не признали ихъ. Только на Парижскомъ конгрессѣ состоялась декларацiя, заключавшая въ себѣ оба предложенiя, сдѣланныя Соединенными Штатами за два года передъ тѣмъ, съ слѣдующимъ дополненiемъ: «Каперскiя свидѣтельства отмѣняются, и блокада тогда только считается обязательною, когда она дѣйствительна, то-есть, когда поддерживается достаточною военною силой, могущею предупредить торговое сообщенiе съ непрiятельскимъ берегомъ». Правительство Соединенныхъ Штатовъ отвечало на эту декларацiю, состоящую изъ четырехъ пунктовъ, одобренiемъ правила о блокадѣ. Другое дополненiе, касающееся каперскихъ свидѣтельствъ, не одобрено Соединенными Штатами, по крайней мѣрѣ не одобрено безусловно. «Конечно», говоритъ президентъ, «оно предполагаетъ признанiе того правила, что частная собственность на морѣ остается неприкосновенною даже въ томъ случаѣ, если она принадлежить гражданамъ воюющаго государства. Еслибъ это предложенiе было выражено полнѣе, я поспѣшилъ бы одобрить его отъ лица Соединенныхъ Штатовъ. Но мѣра не соотвѣтствуетъ предположенной цѣли. Правда, она избавляетъ частную собственность на морѣ отъ одного изъ способовъ грабежа, но въ то же время подвергаетъ ее другому способу, весьма дѣйствительному. Она увеличила бы наступательныя средства сильныхъ морскихъ державъ и уменьшила бы оборонительныя средства другихъ государствъ. Частная собственность осталась бы въ распоряженiи вооруженныхъ крейсеровъ. Я выразилъ готовность приступить къ началамъ, установленнымъ на Парижскомъ конгрессѣ, но съ тѣмъ условiемъ, чтобы правило о каперскихъ свидѣтельствахъ было измѣнено сообразно съ его назначенiемъ, то-есть, съ обезпеченiемъ частной собственности на морѣ отъ покушенiй непрiятеля. Съ этою цѣлью я предлагаю прибавить къ состоявшейся декларацiи слѣдующее: «Частная собственность подданныхъ и гражданъ воюющей державы на морѣ не можетъ быть захвачена вооруженными судами другой воюющей державы, если эта собственность не составляетъ военной контрабанды». Это измѣненiе было предложено мною всѣмъ морскимъ державамъ, и не было отвергнуто ни одною изъ нихъ. Онѣ отложили окончательный отвѣтъ для того только, чтобы посовѣтоваться между собою. Мнѣ прiятно однако объявить теперь же, что Всероссiйскiй императоръ, вполнѣ одобрилъ предложенное измѣненiе, и что подобное же увѣренiе получено отъ императора Французовъ».

Этимъ мы окончиваемъ обзоръ посланiя: полный текстъ его занялъ бы болѣе печатнаго листа.

Въ декабрьскихъ нумерахъ сѣверо-американскихъ журналовъ сообщены весьма отрывочныя свѣдѣнiя о волненiи между неграми въ штатахъ Тенесси и Кентукки, возбудившемъ серiозныя опасенiя. По послѣднимъ извѣстiямъ, въ этихъ штатахъ нѣсколько успокоились относительно возможныхъ послѣдствiй возстанiя, но въ другихъ частяхъ Союза (разумѣется на югѣ) волненiе продолжается. Оно началось въ Техасе на Рiо-Гранде, и въ теченiе трехъ мѣсяцевъ, когда вся республика была занята избранiемъ новаго президента, распространилось отъ Мемфиса до Дувра. Всѣ окружныя тюрьмы наполнены захваченными неграми; въ Дуврѣ повешено 19 негровъ. По свидѣтельству нѣкоторыхъ газетъ, негры еще не предприняли ничего рѣшительнаго, но многiе бѣжали въ лѣса. Въ Дуврѣ всѣ Американцы вооружены съ ногъ до головы; даже мальчики склонялись подъ тяжестiю пистолетовъ и сабель. Корреспондентъ газеты New-Yorks-Tribune, говоритъ, что причина волненiй заключается въ распространившейся между неграми увѣренности, будто полковникъ Фремонъ, кандидатъ аболицiонистовъ, противъ котораго сильно гремѣли южные штаты, долженъ быть ревностнымъ ихъ защитникомъ. Несчастные вообразили, что Фремонъ ожидаетъ ихъ съ своими приверженцами на днѣ рѣки Кумберлендъ, и что онъ вылетитъ оттуда въ Рождество, чтобы освободить ихъ. Вода въ рѣкѣ стояла очень высоко, и они объясняли это явленiе тѣмъ, что на днѣ рѣки стоитъ пѣхота и конница, съ пушками и всякимъ оружiемъ. Одной этой фантастической легенды было достаточно, чтобы возбудить въ южныхъ штатахъ преувеличенные толки о предстоящемъ будто бы поголовномъ возстанiи негровъ, которое однако не послѣдовало.


(1) Долларъ — 1 р. 35 к. сер.