"Советское Фото", №1, апрель 1926 год, стр. 4-5

ВНИМАНИЕ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВУ!

Вит. Жемчужный

До последнего времени фото-любительство не получало широкого распространения среди трудящихся масс нашего Союза. Виною этому — некоторая неподвижность наших руководящих культурных центров. Еще совсем недавно иные клубные работники косились на фото-кружки в клубах: дескать, "политически они не просвещают, творчества в них нет — одна химия, денег требуют много, — словом, не клубное это дело".

Правда, теперь фото-кружки понемногу завоевывают свое право на существование. Никто уже не возражает против них. Но, вместе с тем, никто особенно и не заботится о них.

Нужно констатировать:

Общественного интереса к фото-любительству пока нет!

Очевидность этого положения станет ясной, если вы для сравнения возьмете, например, радио-любительство. Там к услугам любителя: и свой специальный журнал, и большое количество пособий, и "радио-страница" в целом ряде периодических изданий; там, наконец, налицо известная организационная база.

А здесь? — Вы читаете сейчас (в 26 году!) только первый номер журнала, собирающегося обслуживать фото-любителей. Популярных книг мало и далеко не все из них доброкачественны. Снабжение материалами поставлено неудовлетворительно (а в провинции — отвратительно).

Нужно признать, что почва для проникновения фото-любительства в широкие массы не создана. Это обязывает каждого фото-любителя и каждого товарища, понимающего огромное значение фотографии — бороться за привлечение общественного внимания к фото-делу.

Однако, действительно ли так уж важно насаждать фото-любительство? Не преувеличивается ли значение фотографии?

Попробуем разобраться, что дает нам фотография вообще и фото-любительство в частности. Остановимся только на важнейшем.

Итак:

1) Фотография есть техническое изобразительное средство, позволяющее нам точно, документально фиксировать окружающую действительность.

Перед нами, современниками величайших социальных потрясений, стоит задача создать документальную историю первого Союза Социалистических Республик. Наши праздники и наши будни, наши достижения и наши ошибки, наша борьба, работа, быт — все это будет со временем представлять исключительный исторический интерес. Одинаково важно зафиксировать на снимке и пуск нового завода, и работу пионеротряда, и открытие столовой Нарпита. Фотография (на ряду с кино) должна задокументировать для будущего "жизнь врасплох"1).

Эту задачу выполняет фоторепортер-профессионал. Но может ли он один справиться с этой задачей? Разумеется, нет. Почему? Да хотя бы потому, что репортер обычно — случайный гость на фабрике, в пионер-отряде, в рабочем клубе. Поэтому он снимает либо праздничное, торжественное, либо только то из повседневного, что сразу, при поверхностном ознакомлении, бросается в глаза.

Но нам, ведь, нужно не только это. На ряду с этим нам нужно документировать в наших буднях и то, что на первый взгляд лишено эффекта. Зачастую именно эти будничные моменты полнее и глубже раскрывают те исторические процессы, которые происходят сейчас.

Кто же сможет это сделать?

Очевидно — тот, кто изо дня в день наблюдает жизнь вот этого завода, вот этого отряда, вот этого клуба, т.-е. фото-любитель — рабочий, пионер, клубник.

Таким образом, проникновение фото-любительства в массы даст нам ценнейший с общественной точки зрения материал.

2) Фото-репортаж важен не только для будущего историка: он — необходимое и важное явление нашего сегодняшнего быта. Миллионы экземпляров иллюстрированных журналов и газет показывают своим читателям через фотоснимки жизнь всех стран и народов земного шара. Нагляднее, чем иная сложная статья, фотография показывает нашему советскому читателю: и расстрел китайских рабочих, и восточную женщину, сбросившую вековую чадру, и артельную мастерскую бывших беспризорников.

Развитие фото-любительства должно вызвать прилив иллюстративного материала в нашу печать. Мы увидим тогда неисчерпаемые природные богатства нашего Союза, различные промысла и производства, быт разнообразных народностей. Мы увидим такие уголки, куда еще ни разу не ступала нога фотографа-профессионала.

Словом, развитие массового фото-любительства даст нашей печати и нашим читателям новый богатый и разнообразный иллюстрационный материал, увеличит размах и рамки нашего фото-репортажа.

3) Занятие фотографией организует зрительное восприятие окружающей действительности. Учет распределения света и тени, расположение людей и вещей в поле зрения об'ектива, выбор точки для с'емки — все это воспитывает способность "зрительной ориентации".

Эта сноровка необходима не только спецу-фотографу, она нужна каждому трудящемуся2).

С этой точки зрения нужно не только пропагандировать фото-любительство, но ввести фотографию, как обязательный предмет, в нашу трудовую школу3).

Дальше:

4) Развитие фото-любительства может принести большую пользу в случае войны, где фотография широко используется для разведывательных целей.

Затем:

5) Занятия фотографией будут способствовать распространению естественно-научных знаний (химия, оптика).

Еще:

6) Фото-кружки в наших клубах могут оказать большую помощь клубному "Изо" (фото-плакаты, стенные газеты) и делу политпросвещения (фото-газеты).

И еще

7) Широкое развитие фото-любительства даст новый рынок для будущего советского фотопроизводства. Если осуществится на деле организация в недрах ВСНХ Фото-Кино-Треста (к которому перейдет производство пластинок, пленок, бумаги, химикалий, аппаратуры), то продукция этого треста найдет прочный широкий сбыт в массе фото-любителей.

Думаю, что даже этого краткого сообщения о причинах важности для нас распространения фото-любительства будет достаточно для сомневающихся. Думаю, что мы можем с полным правом утверждать: широкое распространение фото-любительства должно стать боевой задачей наших культурных центров.

Что для эатого нужно сделать?

1) Нужно добиться, чтобы в течение ближайших лет каждый клуб обзавелся фото-ла6ораторией.

2) Нужно создать центральные курсы для подготовки фото-инструкторов; где возможно — создавать такие курсы на местах.

3) Организовывать на местах и в центре периодические выставки (самостоятельные любительские или об'единенные с фото-репортерами). Во время выставок устраивать популярные доклады и проводить совещания фото-любителей.

4) Выпустить руководства: "Работа клубного фото-кружка" и ряд популярных (и дельных!) книг для фото-любителей.

5) Иллюстрированные журналы должны организовать ряд конкурсов любительских фото-снимков на определенные темы. На ряду с этим организовать конкурс на лучший фото-кружок.

6) Ввести в программу курсов, готовящих полит-просвет-работников, фотографию, как обязательный предмет.

7) Помимо кружков, допускать при клубах об'единения любителей-одиночек, давая им помещение (для докладов и выставок) и разрешая пользоваться клубной лабораторией.

Выполнение этой программы требует создания единого центра, который заботился бы о развертывании фото-любительства. Такой центр должен быть создан или в Культотделе ВЦСПС, или в Главполитпросвете.

Выполнение этой программы требует привлечения общественного внимания к делу развертывания массового фото-любительства.

Вит. Жемчужный


1) Постановлением Совнаркома у нас уже декретировано собирание (в негативах) снимков, имеющих общественное значение.

2) Об этом читай в книжках руководителя ЦИТ'а тов. Гастева.

3) Размер и характер настоящей статьи не позволяют мне поробнее остановиться на вопросе "воспитания глаза" через фотографию. Надеюсь это сделать в одном из следующих номеров "Советского Фото".


Hosted by uCoz