СОВЕТСКОЕ ФОТО, №8, 1926 год. ФОТО-ЖУРНАЛИСТЫ о СВОЕЙ ПРОФЕССИИ

"Советское Фото", №8, ноябрь 1926 год, стр. 232

ИМПОРТНОЕ...
"NUR FÜR RUSSLAND" — "ТОЛЬКО для РУССКИХ"

ВОПЛИ фото-любителей и профессионалов по поводу низкого качества фото-материалов должны обратить на себя особое внимание. Любители разочаровываются, профессионалы убеждают своих клиентов в невозможности лучше выполнить заказ...

К отечественному производству, как очень еще молодому, нельзя пред'являть слишком больших требований, но все же, исключая "случайности", в роде происходивших недавно на фабрике "Ирис", можно констатировать, что пластинки нашего производства в общем — достаточно удовлетворительного качества. Мне лично приходилось на советских пластинках выполнять самые разнообразные работы и с'емки: ландшафтные, портретные, групповые, репродукционные, а также рентгенограммы, микрофотограммы, моментальные снимки зеркальной камерой, — и я получал вполне удовлетворительные результаты, мало чем отличающиеся от снимков, сделанных на заграничных пластинках.

Интересно то, что партия немецких пластинок Гауффа, вследствие полной непригодности, уже год лежит на полках одного из киевских фото-складов, Пластинки "Imperial" — также. Одни из лучших немецких ортохроматических пластинок "Аgfа-Chromo", с печатью Харьковской Таможни 1926 г., оказались даже неокрашенными... Рентгеновские пленки Ильфорда, закупленные, кажется, Госмедторгпромом в 1924—25 году, на которых почти год работали рентгено-кабинеты Союза, отличались особым недостатком: хорошая сравнительно эмульсия была разлита на бракованный, покоробленный целлулоид, что в результате давало пятна.

Что касается фото-бумаг, то они периодически не выдерживают никакой критики,

Всем известно, что раньше бумаги NPG отличались достаточно приличным качеством, а у меня имеется шероховатая бумага NPG, приобретенная около года тому назад и лежащая до сих пор почти вся без употребления, благодаря некоторым своим особенностям. При полном отсутствии вуали (после проявления места приколок и трафарета остаются белыми), рисунок совершенно не имеет сочности. По высыхании портреты производят такое впечатление, будто они обильно натерты пемзой. Картина дополняется мрачными светами и полным отсутствием деталей в тенях. Характер отпечатка не зависит от плотности негатива. Еще хуже шероховатая "шамуа"-бумага фабрики "Мимоза".

Короче говоря, у меня имеется целая коллекция бумаг, приобретенных за последнее время (и все первоклассных фирм), на которых работать почти невозможно. Да кому, наконец, неизвестны некоторые сорта бумаг "Сатрап", "Бик", "Слон" и т. д. за 1924—25 гг., для использования которых приходилось делать крайне жесткие негативы? Есть, правда, и исключения: так, бумага, NPG, бывшая в продаже в последнюю весну, хороша; хороша бумага "Кодак" за 1925 г. и ряд других.

Из-за границы раньше к нам никогда не присылали негодного товара, а теперь шлют 50% брака. Трудно думать, чтобы за годы войны и революции так сильно упало качество продукции, что лучшие немецкие фабрики на 50% получают неудачи.

Дело, очевидно, в другом: во всяком производстве бывают неудачи, бывает и брак, который обычно раньше или шел в переработку, или уничтожался. А сейчас делается иначе: брак экспортируется в Россию, а количество, недостающее до полного заказа, дополняется уже хорошими сортами.

Если получился брак, фирма смущается мало — приклеит к целой партии ярлык с надписью "Nur für Russland" ("Только для России") и сбывает ее нам. Наши заграничные "приятели" сортируют свою фабрикацию, очевидно, на 2 категории — "Для европейцев" и "Только для русских".

Приводимый в заголовке снимок — вещественное доказательство — сделан с ярлычка, по ошибке, вероятно, забытого (на фабрике б. Шеринга "Сатрап") в упаковке 100 листов бумаги 50 × 60 см.

Особая комиссия по качеству фото-кино-продукции должна проследить за тем, чтобы соответствующие органы при закупке за-границей фото-материалов тщательнейшим образом испытывали закупаемое.

С. КОВАЛЕВСКИЙ