СМЕНА, №6, 1924 год. ДЕНЬ ЛЕСА.

"Смена", №6, апрель 1924 год, стр. 26-27

ДЕНЬ ЛЕСА.

Статья Вл. Альтмана.

В ЭТОМ, как и в прошлом году, по почину РКСМ, в один из весенних праздничных дней устраивается «День леса».

Наши леса представляют собою мощь и богатство трудового народа Рабоче-Крестьянских Республик.

Действительно — в пределах СССР находятся 46,2% лесов всего мира, почти половина. По количеству мы — самая богатая в мире лесом страна. А по качеству?

В этом отношении мы знаем, что лесные породы СССР качеством своей древесины равны лучшим сортам в мире, а в некоторых случая превосходят их. Например, наш дуб — один из лучших в мире сортов дуба. В Индии растет чрезвычайно ценное дерево — самшит, в то же время кавказский самшит превосходит индийский по качеству; русская осина не имеет себе равной для спичечного или древесно-массного производства; наши сосна и ель получают за-границей наивысшую цену. Для приготовления коробок музыкальных инструментов нужен особый сорт дерева, который усиливал бы и придавал особый оттенок звуку инструмента (резонировал бы), вот таким качеством и отличаются сорта Казанской, Вятской и Кавказской ели. Наша ель является лучшим в мире резонирующим деревом. Можно было привести еще ряд примеров, но и этих, кажется, достаточно для подтверждения того, что леса Советского Союза занимают самое большое место на земном шаре не только по количеству, но и по качеству.

Не мудрено поэтому, что русская древесина издавна занимала видное место на мировом рынке, а начиная с 1907 года наш вывоз начал превышать вывоз из Америки, стоявшей до этого времени на первом месте по вывозу. В 1913 году вывоз леса из России достиг суммы в 165 миллионов золотых рублей. Мировой буржуазии, отрезавшей себя блокадой от нашего леса, пришлось крутенько; и когда в 1922 г. Наркомвнешторг вывез впервые за-границу около 200.000 стандартов леса, т.-е. десятую часть ежегодного довоенного вывоза, английские газеты и журналы, а за ними норвежские и германские подняли шум что этим лесом страна Советов заставит себя признать. И в признании Англией де-юре нашего Союза ССР не последнюю роль играла нужда английской промышленности в советском лесе.

Молодежь с организацией РКСМ во главе отправляется на древонасаждение.

Вот небольшой перечень тех материалов, которые дают нам наши леса: дрова, бревна лыко, мочало, дубильное корье, береста; продукты механической обработки: брусья, шпалы, доски, бондарная клепка, фанера, оконные переплеты, косяки, двери, мебель, бочки, колеса, сани, лодки, предметы домашнего обихода, а также специальные части аэропланов, судов, музыкальных инструментов и учебные принадлежности; в то же время посредством химической обработки мы имеем: деготь, смолу, пек, канифоль, уголь, скипидар, целлюлозу, бумагу, колесную мазь, древесный спирт и уксус, креозот, хвойные эфирные масла, различные медицинские средства и многое другое, даже искусственный древесный шелк. Потребность во всем этом очень велика.

Сельское хозяйство — основа всего хозяйства СССР. И здесь лес приносит грандиозную пользу, как защитник почвы от засухи, рек от обмеления; лес предупреждает размывание оврагов, останавливает сыпучие пески, которые по приблизительному подсчету проф. Нестерова засыпают у нас ежегодно 240.000 десятин, пригодной для произростания хлеба, земли. Кроме того, лес дает пастьбу скота, сенокосы, охоту, сбор грибов, ягод и многое другое.

Лесные насаждения предохраняют железные дороги от заносов снегом и песком.

Природа предоставляет человеку массу богатств, но все они будут бесполезны, если их не суметь правильно использовать. Так и для того, чтобы леса приносили пользу Рабоче-Крестьянской Республике и не уничтожались беспощадно, а сделались бы гордостью трудящихся Советского Союза, необходимо правильное лесное хозяйство. Подробно говорить о нем мы не будем, а укажем лишь, что основа правильного лесного хозяйства заключается в том, чтобы не вырубать ежегодно лесу больше того количества, которое приросло за год. Это достигается путем сложных подсчетов специалистами. В России никогда еще не было лесного хозяйства и начать создавать его — задача трудящихся СССР. Это дело откладывать нельзя, потому что оно является частью общего строительства социалистического хозяйства и еще потому, что в годы войны и революции уничтожена масса лесов. Леса заменяли нашей промышленности и транспорту уголь и нефть в то время, когда мы были фронтами отрезаны от них. Донбасс — всесоюзная кочегарка, был в руках Деникина, Кавказ с его нефтью был во власти Антоновских оккупантов. Без топлива должны были стать, не дыша, фабрики, заводы. Остановились бы поезда, подвозившие на фронт помощь красным бойцам и продовольствие умиравшему с голоду рабочему городу. И нас выручили леса. Леса спасли революцию, теперь пришел черед и нам позаботиться о них.

За работой.

Сейчас наша рабочая молодежь очень увлекается физкультурой. Это понятное стремление пролетариата оздоровить себя. В то же время условия городской жизни затрудняют осуществление наших замыслов. Каменные мостовые и дома, пыль, духота в жаркие дни — все это нам хорошо знакомо. А для легких нужен свежий воздух, поэтому справедливо замечение, что «сады и парки, это — легкие городов». Задыхающиеся города дышат своей зеленью; и вот, чем больше будет в наших городах зелени, тем здоровее будем мы. Поэтому комсомольцы берут на себя всю инициативу в устройстве «дня леса».

В этом году в «день леса»; по всему Советскому Союзу, молодежь выйдет на свой праздник. Городская молодежь будет расщищать скверы, парки, сады, делать насаждения. В будущем, при коммунизме, наши пыльные города будут обращены в цветущие города-сады, а пока мы делаем маленькую вступительную работу, хотя бы обсаживая деревцами клубы молодежи. спорт-площадки, школы. У деревенской молодежи больше возможностей, так как она непосредственно близка к лесным богатствам. Там комсомольцы распространяют идеи бережного отношения к народному достоянию — лесу, пропагандируют ведение правильного лесного хозяйства; вместе с тем, делом подают пример.

Кроме того, и это не последнее, коллективная работа в «день леса» имеет большое воспитательное значение, как субботник, приучающий молодежь к коммунистическому труду — общему труду на общую пользу. В этом труде мы вкладываем долю своего труда в общий труд восстановлением народного хозяйства — строительства своего будущего.

Школьники Ташкента на весенней посадке.

Этим самым мы осуществляем завет Ильича: «Надо, чтобы в любой деревне, в любом городе, молодежь решала ту или иную задачу общего труда, пуская самую маленькую, пускай самую простую».