СМЕНА, №8, 1924 год. ВЕЧЕР КНИГИ.

"Смена", №8, май 1924 год, стр. 30

ВЕЧЕР КНИГИ

Л. ИСКРОВ-МАШКЕВИЧ. Фотографии РОДЧЕНКО.
Новость! Новость! Уши развесьте!
Эй! Не устанем кричать!
Самые экстренные, последние известия.
Чи-тай-те!
Ком-со-моль-ску-ю пе-чать!!!

ЦЕЛЬ "ВЕЧЕРА Книги" — в наглядной форме показать: как делается книга, каково общественное значение книги, как работает библиотека, как нужно читать и обращаться с книгой и, наконец, какие книги читать и какие не читать.

Раньше всего был наглядно показан процесс производства книги. Группа печатников демонстрирует рядом массовых движений: набор, верстку, работу печатной машины, брошюровку, фальцовку и переплет книги. Все стадии процесса производства книги поясняются массовой декламацией.

Общественное значение книги выявлено в диспуте между профессором и рабочим. Сухопарый профессор гнусавит лекцию о значении книги для общества: "Назначение книги", — глубокомысленно поучает профессор: "увести читателя от жизни". Лекция превращается в диспут выступлением рабочего.

"Книга, печать — могучее орудие классовой борьбы", говорит рабочий.

Работа библиотеки показана в параде библиотекарей. Библиотекари (группа в 20 чел.) организуют выставку книг. Все выстраиваются в ряд, каждый из библиотекарей держит книгу (у каждого в руках, наклеенная на большой кусок картона и увеличенная по размеру картона, обложка книги).

Библиотекари поют о значении книги ("книга тоже винтовка, так же верно бьет") и о том, какие книги надо читать ("читайте романы, читайте рассказы лишь те, что на битву зовут").

Как читать книгу — и как не следует читать книгу. Ответ на это дается самый наглядный. Один рабочий парнишка, решив заняться самообразованием, берется с большим жаром и пылом за самые разнообразные книги: "Капитал" — Маркса, "Радиотехнику", "Курс акушерства", "Ключи счастья" — Вербицкой ("Ключи счастья" — это, должно, насчет планиды", — рассуждает вслух парень. — "Занятно. Так для супруги Антониды обязательно беру"). "Облако в штанах" — Маяковского ("штаны в нашем рабочем быту — первое дело, да ежели с облаком в придачу, то совсем малина, — Беру!"). Чтец-декламатор и Крокодил.
Около 5 мес. работал, под руководством В. Л. Жемчужного, драмкружок 1) над постановкой "Вечер Книги". Наконец, 15 апреля в Малом зале Реввоенсовета драмкружком "Вечер Книги" был поставлен для подшефной красноармейской части.

Текст для "Вечера Книги" разработан (депо агиток Г. П. П.) Андреем Иркутовым, В. Никулиным и Романом по сценарию В. Л. Жемчужного, костюмы Степановой. Участников "Вечер Книги" около 80 человек, из них 80% — комсомольцы.

ВВЕРХУ: "Назначение книги, — говорит профессор, — увести читателя от жизни"... В СЕРЕДИНЕ — парад библиотекарей: "читайте романы, читайте рассказы, — лишь те, что на битву зовут!." ВНИЗУ — Трест Д. К. выслежен: слева — Красные дьяволята и Пинкертон; справа — Тарзан и Уптон Синклер.

Залпом прочитав взятые книги, парень "обчитался" — заболел и бредит: "бытие определяет сознание, а сознание на 8-ом месяце беременности международных радиотелеграфных средств сношения вызывает нагноение поджелудочной железы и влечет за собой облако в штанах в об'ятия крокодила."

Выставка "убитых" книг, книг с выдранными листами, изодранными переплетами и запачканными страницами и переплетом (а также и без переплета) наглядно показывает, как не надо обращаться с книгой.

Отзывы о книгах. (Какие книги читать и какие не читать). Эта самая интересная часть "Вечера Книги" дана в форме детектива (детектив — значит сыщик, в переносном смысле, детектив — рассказ или кино-фильма с приключениями).

Нат Пинкертон ("Миллиард читателей! Миллиард подписчиков! Нат Пинкертон — король сыщиков!"). Бог-Саваоф, Вербицкая и Тарзан организуют заговор против советской литературы. Заговор раскрывается Красными Дьяволятами и Уптоном Синклером.

Так рядом живых, наглядных картин пропагандируется книга. Такого рода метод должен быть широко подхвачен рабочими клубами, комсомольскими организациями. — Сама же агитка, скоро выходящая из печати, должна быть использована и поставлена на местах силами своих драмкружков.

В заключение присоединяемся к словам одного из Красных Дьяволят на "Вечере Книги":

"Клянусь бородой Госиздата, — "вечер книги" должен видеть каждый комсомолец."


1) Постановка драмкружка Академии Коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. (стр. 30.)