СМЕНА, №11, 1924 год. Стенгаз.

"Смена", №11, июнь 1924 год, стр. 5-7

Стенгаз.

(ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА).
М. КОЛОСОВ, иллюстрации С. ЯГУЖИНСКОГО.

I.

— А НУ ВДАРЬ!

— Ввух!..

— А ну ешшо!..

— Ввух...

— Будет.

Раскаленная полоса, отброшенная кузнецом к стенке, розовым телом порывисто задышала. В минуту она переменила несколько цветов и, наконец, застыла в ровном изнеможении.

Петька в грязной коричневой рубахе, с засученными рукавами...

Кузнец снял очки и поплевал в пальцы. Вынул кисет и, не спеша, отмотал веревочку. Потом насыпал махры в трубку, зажег и затянулся едким густым дымом.

Петька в грязной коричневой рубахе, с засученными рукавами, из под которых дергались огромные молотобойки-руки, тупо глядел на него с высоты своего большого роста.

— Ну чего уставился? — спросил кузнец. — Чтой-то, я примечаю, ты дуреть стал — сычом смотришь...

Петька вдал в плечи маленькую вз'ерошенную голову:

— Мобыть на старости глаз сдает?

— Мой глаз до ста лет выдержит, об ем нет беспокойства, — сказал кузнец.

— То-то и оно, не выдержит... Какой же я, к примеру, сыч, ежели в комсомол записался?..

— З-а-а-писался?.. Вот это да-а!

Кузнец сел на наковальню, сморщил лоб и распластал в лице удивление.

Его холодные, стальные шарики скользнули по всей огромной неуклюжей Петькиной фигуре, по скуластому невыразительному лицу.

— А што-ж ты там делать будешь, ежели ни уха, ни рыла не смыслишь? — спросил он с любопытством. — Ну, скажем, которые с Фабзавуча, — оно понятно: народ шибко вумный. А ты што? Ну за какой редькой писался?

Петька посмотрел на полосу, на наковальню, на притихший горн, мучительно собирая мысли.

— То есть как это зачем... Вот кучерыжка...

В тот день, когда писался Петька, было это очень просто. Потное собрание молодежи. Речь хмельная, ленинская. Сердце, дрыгающее без позволения.

— Ну, кто писаться будет?! — охрипшим голосом спросил секретарь.

— Меня пиши, меня!!... — гудело собрание.

На собрании подымались парни из ремонтой, девушки из краше и бассонного, называли фамилии: об них высказывались.

— Пиши меня. — сказал Петька, вытянувшись в богатырский рост, — Веснухин Петр Семеныч, молотобоец...

Пламя глаз, как в разведенном горне, брызнуло навстречу Петьке. Петьку лихорадило от удивленных взглядов; и Петька знал, что думают про него:

"это, который не был ни на одном собрании"...

"который обзывал ячейку: "Тятинкины детки"...

"который избивал фабзайцев"...

"не читал книг в библиотеке"...

"не умел и не любил говорить, кроме как о проз-одежде, бабах и получке"...

Петька стоял перед собранием, как перед расстрелом в бытность на деникинском фронте, мужественно, не моргая глазом.

Он принимал этот колющийся жар взглядов, как заслуженную пытку, и сердце дрыгало до отказу. Наконец, он не стерпел и крикнул:

— Ну, чего зенки вылупили?.. Или не подходящий?... Или не той кости?..

Он махнул своей молотобойкой.

— А, что касается за огольца сходить, больше не желаю...

Это был крик Петькиного сердца. Петьку приняли.

Кузнец выстукал махру из трубки, заложил ее в карман коричневых широких брюк и усмехнулся.

— Вот это д-а-а... Стало быть, сам не знаешь...

Петька спохватился.

— То-есть как... Глотничать я не спец, Иваныч, ну все-таки скажу, так как бы это получше... Ну, был я мертвая единица, а теперича хочу, значит, подняться на уровень...

— Как же... твою мать, на уровень — эдакому мудаку у сопляков, и не совестно... Парню, можно сказать, 20 лет... Что-ж ты в Фабзауч пойдешь? Тоже по 4 часа баловаться будешь?

Ровное пламя горна ластило лицо Иваныча. По кузнице шныряли тени солнца, двинувшего в зенит.

— Фабзавуч... оно ни к чему, — ответил Петька: — не мои лета, ну, как бы сказать, опять же я свою работу люблю — баловать мне нет для чего, и напрасно, Семен Иваныч, урекаешь...

Он сжался, как остывший мех, и досказал тихо:

— Я больше по газете... очень она меня интересует...

Кузнец захохотал.

— Ну и скудная скотинюшка, и дурак же, хо... хо... Пи-са-а-тель... Вилой по воде, хо... хо... Вот оттого у нас и несклеписто все, что каждый не по существу лезет...

На фабрике рванул гудок. По фабрике по над корпусами крепнущие зовы рева с гиканьем, с присвисткой в окна. В ремонтной присмирел мотор. Рабочих по одиночке в кузницу. В очередь к водопроводу. Черные кисти рук вытянуты. Кузница согрета говором, лучится смехом.

Петька подошел к Павлову.

— Ваня, — сказал он, поразив слесаря потупленным видом своим.

— Ваня, — повторил он мягко, видимо волнуясь, когда разгоряченное солнце брызнуло в них, вышедших на вздыбленный мощеный двор.

— Как ты все-таки полит-просвет, то и должен дать материалец...

Павлов посмотрел на Петьку, на его угрюмое сосредоточенное лицо. Почесал за ухом.

— Вот плешь то какая, я и позабыл... А когда она у вас выйдет?..

Петька скомкано:

— Не знаю, если б от меня, а то Сеньке — он все волынит: то не то, это не то, фасон держит; а я вот, знай, ходи по ребятам...

— А много у вас материалу? — спросил Павлов.

— Материалу, ево мало. Вчерась сам сел, давай писать: потел, потел, аж в мозгах больно... Ну все-таки написал. А лег спать, — не спится. Все: а как материалу не хватит и что тогда? Газета, ежели она не к юбилею, то и зачем же тогда поручали? Верно?

— Явственно, — сказал Павлов: — выпустить ее необходимо. А что Сенька ни черта не стоит — это факт. Трепло. Как до этого дела способный, обязательно из себя меня строит...

Петька тяжело вздохнул.

Павлов вытащил платок, бережно развернул его и тщательно очистил нос. Потом переменил ногу. Одну руку положил на пояс, другой повел по сизой выбритой башке, собирая лоб в складки.

— Ну, не правда, — сказал он, складывая платок: — подначивать ему не станем: три ноги из зада выдерем... Дай подержаться...

Павлов протянул руку.

— Стой, — остановил Петька, — а как же с материалом?

— Вечером принесу...

Петька потянул носом, сдвинул синий картуз и зашагал вниз. К низу мельчал булыжник. За кузницей, за штабелями дров, земля мягкая, суглинистая. У калитки скрип острый. За калиткой каменные плиты ластятся к Москва-реке. Высокий голый берег накален крепко. Рыхлые бока хмурятся..

Шагах в пятидесяти прыгают, гудя в реку, парни.

— Го-го-го-о...

— Б-р-р-р...

Петька гладит их огромным ногтем.

Петька тяжело взбирается на раскаленную плиту, боязно оглядываясь по сторонам. Из-за пазухи вынимает сверток, бережно перевязанный конфетной ленточкой; корявым пальцем подносит его к зубам. Из развязанного свертка черные, корявые глядят заметки. Петька гладит их огромным ногтем; зализывает гнущиеся углы; складывает по одной, считает, всматривается, сравнивает, разбирает подписи. Вспотев, отыскивает свою и напряженно вчитывается. Потное лицо его цветет улыбкой.

II.

СОЛНЦЕ СТАЛЬНЫМИ спицами ломится в стекла окон. Стекла лучатся радугой. В комнате пыльные полосы, вытканные из тончайших нитей, тянутся снизу вверх дышащей кружевной тканью. Тяжелые столы сдвинуты. На выкроенном обрезке пола длинное полотно бумаги. К полотну льнут русые головы — одна в кудряшках, тщательно причесанных, другая в мелкой вздыбленной щетине.

Сенька выводит:

ЮНЫЙ
ТЕКСТ......

Петька держит палитру.

— Ну и шкет, — думает он: — ну и берется ж такая способность...

Сенька кончает заглавие. Он осматривает его, наклоняя голову то в ту, то в другую сторону.

— Ну как? — спрашивает он, ожидая следуемого одобрения. Но Петька на похвалу скуп, на разговоры тоже. Он подымается с коленей, ставит на окно палитру, чешет за ухом.

— А теперь что? — спрашивает он, заминая вопрос товарища.

Сенька промывает кисточку. Обиженно вытирает ее об рукав. Потом подходит к столику. На столике машинка. У машинки сложены заметки. Они испещрены правкой.

Петька следом. Отыскивает свою. На скуластом лице его печать недоумения. Он пялит раскосые глаза на жесткие колючие линии, впившиеся в тело строчек.

Сенька улыбается.

— Садись, печатай, — говорит он, любуясь изумлением Петькиным.

Петька придвигает стул и тяжело садится. Корявым пальцем пробует буквы. Буквы прыгают и ударяются об валик.

— Ну и штука, — говорит он, отмахиваясь от заметки.

Через минуту четкий стук спиц. Пальцы и глаза рыщут в поисках необходимой буквы. Кабелем на лбу морщины.

— Ого-го-о... Попалась, — кричит Петька, уловив букву. — Не уйдешь, сука...

Сенька стоит рядом. Медленно диктует: "Рабочие говорят: товарищ Лихарев, ставить котел здесь нельзя — он закроет свет в отбельной, но товарищ Лихарев, как очень умный сцец, и слушать не хочет. Зовет рабочих по двору, тащит материалы и через день котел встал. Но... увы, в отбельной темно, как в бочке. Пришлось Лиху разломать котел и вырыть яму в полу, как советовал мастер"...

Сенька перевел дыхание.

— Написал? — спросил он выбившегося изо всех сил товарища.

— А ты бы еще скорей... Совсем заездил...

Сенька нервно дергает губой.

— Живей надо, а то к утру не кончим...

— Ну ладно, говори...

— Красная строчка.

Петька опускает руки.

— Это что ж такое? — недоумевает он.

Сенька переводит валик.

— Понял?

— Аа-а... Вот она какая... Ну-к, что-ж, и с этой справимся... Давай дальше..

"Рабочие возмущены: вот куда народные денежки тратятся..

Администрация, укроти крючка".

КУСАКА.

Солнышко убрало лучи. Полосы улеглись. В сумраке читать трудно. Сенька выключает свет. Расстилает белый трепетный лист над столом.

Снова урчит голос, такают об валик буквы, растут синие строчки — терпкие, колючие, смазанные человечьей мыслью.

Часы бьют двенадцать. Петька с непривычки зевает. Сенька отрывает красные, немного воспаленные глаза. Цедит насмешливо:

— Что, не по вкусу?

Петька виновато ежится.

— Вот, кучерыжка, — одолевает, — говорит он, отряхая зев.

Сенька утешает:

— Это ничего... это вот до часу, а потом легче... Закурим что-ль?

— Да-вай... — барахтается в зеве Петькин голос.

Сенька стоит рядом, медленно диктует...

В комнате снует тишина. Перешептываются портреты. Сенька раскрывает окно. В комнату ветерок и песня. Сенька вслушивается в мотив.

— Это на Савинке, — говорит он, прислонясь к подоконнику.

Над Сенькой паутиной тонкой плен времени. Легкий холодок по телу.

Сенька валится в провалы воздуха.

На Савинке в аллее стынет. Спрашивает под шумок листьев.

— Это ты, Лиза? Ну да, ты... Мы уславливались в десять... Ну чего ты дрожишь? Я ведь не мог раньше, у меня стенгаз, замучили меня с ним...

Петька сидит в кресле. Одну ногу задрал на стол, другую подмял под себя.

Глаз Петькин радует стенгаз новенький, играющий переливом красок. Буквы отчетливо стройны.

Рамочки, как под угольник, лозунги, рисунки, заголовки — крепкие, ядренные, теплом пахнут.

А людей то сколько — это не обнаковенно. Кузнец вперед лезет. Мать вашу в небеса и в пекло.

— Не толчись, Иваныч, поспеешь.

— Я те поспею, — напирает кузнец. — А за какой редькой у меня молотобоец в редахтерах?.. Второй день носом клюет... Апасля этого, ежели не вперед, то и жить нет для чего...

— Ну лезь, лезь, только молчи! — пропускают Иваныча.

— Братцы, про Лихо наше, мотри, не иначе...

— Оно, конечно, Лихарев и есть.

— Молодцы, ребята... что и говорить.

— Читай вслух...

— Какой слух: один быстро, другой медленно, — пеший конному не товарищ...

— А ежели я совсем не могу?

— Ну, значит, так и не моги...

— Ах, с сучьего завода, даром что усы растут, работнице старой этак-то отвечают...

Токарь Казин вмешался. Пожевал губами. Спросил строго:

— А почему на ликвидацию не ходишь?...

— Почему, потому... не твое дело. Настю свою спроси, ну не меня. У меня свой есть, чтоб спрашивать...

— Ну и язык, что хвост у кобылы...

А стенгаз новенький, играющий переливом красок. Буквочки отчетливо стройны, рамочки, как под угольник, лозунги, рисунки, заголовки...

— Ну и Петя, теперчи тебя действительным членом редколлегии, как безусловно ты этого достоин: к самому празднику выпустил...

— Тьфу! — отплевывается Петька. Обтирает сонное лицо.

Нога на столе. Стол в свете. Сенька на подоконнике. Часы — 2.

Петька ковыляет к подоконнику. В теле дрожь. В глазах резь. В ноге отек.

— Вставай! — будит он прикурнувшую голову.

Голова дыбом. Сенька глотает слюну. Потягивается. Пьет воду из графина. Обводит вокруг посвежевшим взглядом.

Ночь отстирывает темноту. Сквозь приоткрытое окно уже видны светлеющие зданья: пена утра плавает по стенам.

Сенька примеряет номер. Петька разбавляет клей.

В фабкоме на полу, на черных запотевших досках от рабочей обуви, от босоногой пионерии, растет стенгаз.

Черной, запотевшей ночью стенгаз тянет.