СМЕНА, №11, 1924 год. КОМСОМОЛЬСКИЙ ПОХОД В ДЕРЕВНЮ.

"Смена", №11, июнь 1924 год, стр. 15, 18

КОМСОМОЛЬСКИЙ ПОХОД В ДЕРЕВНЮ.

(О ТОМ, КАК ЯРЦЕВСКИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ ШЕФСТВУЮТ НАД КРЕСТЬЯНСТВОМ)

В. КЛАССОН и МОРАВСКИЙ.

ЯРЦЕВСКИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ В ПОДШЕФНОЙ ДЕРЕВНЕ: выступление в поход.

ДЕРЕВНЯ... ряды понурых изб. Ленивые перелески. Поля. И на всем этом нескладная возвышается колокольня. Все — как было раньше. Собираются в селе вечерами комсомольцы. Небольшой кучкой. Приходят с тем, чтобы обдумать свои дела. обмозговать комсомольские планы. Собираются каждый день. Толкуют долго, до утра. Много дыр в молодой организации. Нет того, нет другого. Сами еще очень жидки, — многого не знают.

Говорят иногда:

— Хорошо рабочим ребятам. Всегда вместе. Тесной семьей. И кругом организации старшие товарищи...

— Да! А у нас — одни мы, старики все в церковь норовят. И не поможет никто.

— Нет, ребята, — вступается один из самых "взрослых" — задачи деревенского Комсомола совсем другие, чем в городе.

— Эка хватил: — без тябо-то не знают.

Парень горячится:

— А вы не бузите. Я вот что слыхал. Товарищ Зиновьев так сказал на партийном собрании...

Знакомая фамилия заставляет прислушиваться. Стихают, а парень продолжает:

— Задача коммуниста в деревне — пропаганда делом.

— Ну?

— Вот и ну. Он говорит: чтобы учить мужика, надо знать хозяйство лучше его. И не на словах, а на деле. У беспартейного, — на десятине родится 50 пуд., а у коммуниста — штобы 150. Тогда мужик будет коммуниста слушать...

— Это ты к чему?

— А к тому,... работать надо. Толкать мужика надо на перестройство своего хозяйства.

Тянут ребята:

— Дело не в этом... Сохой не сдвинешь хозяйство.

— Да... машин надо.

— Само собой. Вот если трактор... Замахнуть сразу все поле, — вот тебе и коллективное производство. Поневоле в коммуну сойдутся. А уж тогда...

— Ну тогда ясно...

Повеселело. Планы увели ребят далеко. Легко стало, и показалось, что цель близка.

— Вот. Вся сила.

— Трактор... он все сдвинет...

— Как никак, — машина!..

Расходятся ребята поздно, а старики поутру по-прежнему идут в церковь.

Бились ребята, спорили, писали своим шефам:

— "...Помогайте... ничего не получается... идите на смычку"!..

* * *

Шефы над этой деревней — Ярцевский Комсомол.

Взялись ребята помогать деревенским товарищам. Держали связь с Сельячейкой, посылали книги, газеты. И считали свое дело законченным.

Потом почувствовали, осознали, что письмами и посылками много не поможешь, — нужно итти самим. Усиленно долго готовились Ярцевские комсомольцы к своему походу в подшефную деревню.

На совещаниях секретарей, на собраниях ячеек всех организаций, всюду и везде одно: "Знакомство с крестьянскими вопросами. Крестьянину нужны знания и раз'яснения на интересующие его вопросы. С пустыми руками к нему не итти".

Положение ребят — пиковое. Многие и в деревне-то были по нечаянности, забредали случайно. А тут надо в корень мужицкой жизни заглянуть, обо всем знать.

Трудно рабочему парню усвоить то, что его с малых лет мало интересовало.

Подтолкнуло срочное задание райкома. "В деревне закоренелый церковный праздник: Духов и Троицын день. Надо провести его по своему, по рабочему".

* * *

Разослали по всем ячейкам: завтра в деревню собирайтесь, ребята.

Место сбора — комсомольский клуб.

Рано утром, еще не гудели гудки фабрик, начал стекаться группами рабочий молодняк Ярцевских фабрик. С узелками, с провизией — поход долгий, надо запасаться.

Сигнал. Строятся. Под'езжает обоз, забирает узелки, вещи. У рабочего клуба краткий митинг — "напутствие", и поход начался.

Колонна ячеек, под руководством секретарей, с песнями бодро зашагала в солнечное утро за рабочие поселки, в поле. Пыль и звонкие голоса. Впереди — связь экскурсии — команда велосипедистов.

Проходили деревни. С комсомольскими песнями, с гулкими звуками духового оркестра. Оглушили, ошарашили ряды изб. С удивлением смотрели крестьяне на колонны рабочего молодняка. Долго смотрели вслед.

Шли дальше. Все чаще и чаще сообщения от связи. Утро разгоралось. Ребята шли потные, пыльные.

ЯРЦЕВСКИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ В ПОДШЕФНОЙ ДЕРЕВНЕ: живая рабочая газета.

Впереди заалело красное знамя и пестрые толпы навстречу. Вышли встречать. Подтянулись, выравнялись ряды экскурсантов.

— Ребята, аккуратнее, аккуратнее.

— Не проштрафтесь, глядите.

Сошлись. Летучий митинг среди поля. Приветствия от местных организаций. И слившись в одну группу с деревенскими парнями, ребята ввалились в подшефную деревню. Оркестр, песни и коллективные крики: "Да здравствует красная деревня", "Да здравствует новая смычка города с деревней".

* * *

После ночевки, в 7 часов утра — все на ногах. В штабе экскурсии заседает совет. Идет проработка плана занятия на весь день. Сигнал сбора и снова в ряды. Краткая информация, и ячейки расходятся. Распределяют работу: кто в киоске вопросов и ответов, кто на обследовании подшефной ячейки, — работы в общем хватает всем.

Рады деревенские комсомольцы своим гостям — затаскать готовы.

— Товарищи, а как быть с политкружком?

— Чорт его знает. Культкружок не работает, беспартийным и некуда пойти.

Об'ясняют.

Второй сигнал. Организация идет к центральному месту своей работы — к площади около центра.

Служба кончается — вот выйдут старики, надо им будет показать, как молодежь проводит свое время, не пользуясь благами церкви.

Парад. Колонны комсомольцев прошли маршем мимо волкпм'ячейки и исполкома.

— "Да здравствует смычка города с деревней".

— Ура! — несется в ответ.

У ярмарочных ларьков открывается митинг. На повестке дня вопрос: "христианский и пролетарский праздник". Специально для вышедших из церкви стариков. Слушают. Сбились вокруг докладчика широким сплошным кольцом. Переговариваются, задают вопросы. Вопросов у крестьян много. И все неразрешимые, трудные. Все, чем недовольны, все, что непонятно им, — все выносится наружу.

На все нужно ответить. На площади кипит работа. Группами — по два, по три человека, коллективом разрешают комсомольцы вопросы крестьян. Толкуют ребята по своему, по рабочему. А чтобы не было крестьянину и дальше непонятно, находят практический выход:

— Надо следить за газетой, надо читать ее. Я вот тебе выпишу крестьянскую газету, хочешь?

Мужик чешет затылок.

— Как сказать... ничего бы...

— Давай адрес.

Пишут. Крестьянин отходит удовлеттворенный.

ЯРЦЕВСКИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ В ПОДШЕФНОЙ ДЕРЕВНЕ: перед споривным выступлением.

Митинг кончается. Крестьянский молодняк идет смотреть выступления показательных групп девчат спортсменок и состязания в футбол. Старики продолжают неоконченные беседы с приезжими товарищами комсомольцами.

* * *

Наговорились до-сыта. Надо отдохнуть. Вечером вышел на сцену драматический кружок. "Живая" рабочая газета. Новым молодым творчеством повеяло на деревню от всех этих размалеванных силами комсомольца рож Пуанкарэ, Макдональда и др. героев дня.

Смех на ловко придуманные остроты местного характера. Кончить газету не пришлось, — помешал дождик.

Возвращаются экскурсанты домой.

— Ничего, — рассуждают промокшие ребята, — приедем еще раз, так еще больше покажем из того, что достигли фабричные комсомольцы своей энергией и настойчивостью.

* * *

Так узнала Ярцевская организация свою подшефную ячейку села Суетова, завязала связь с крестьянами и в первый раз влилась в деревню всей организацией до одного человека.


1) Члены Ярцевской организации РКСМ.