СМЕНА, №11, 1924 год. Школа фабзавуча Мос. Бел. Балтийской ж. д.

"Смена", №11, июнь 1924 год, стр. 24-25

Школа фабзавуча Мос. Бел. Балтийской ж. д.

К КОНКУРСУ «СМЕНЫ» НА ЛУЧШИЙ ФАБЗАВУЧ

В. ХОЛМЕНЮК, КРАСИНСКОГО.

НА НАШЕЙ дороге школа Фабзавуча возникла в 1920 году из общеобразовательных курсов. На курсах сначала было только несколько ребят из производства, но после того, как было издано постановление: освободить учащихся от производства на 2 часа, наплыв проиводственников увеличился.

Слесарный цех фабзавуча М. Б.-Б. ж. д.

Курсы от непроизводственников очистили и назвали их: Курсы цеховых учеников по подготовке агентов тяги. Это было в 1921 году.

Инструктирование во время работы

Жизнь курсов, а вместе с нею и жизнь фабзайчат вначале была сплошной борьбой за существование. Занятия шли слабо, ребята думали только о пайке и только в 1922 году курсы приняли форму настоящей производственной школы, уже называясь школой ремесленного ученичества (ФЗУ). Прием ребят довели до 90 человек в год и принимали только детей рабочих своей дороги. Но условия были все-таки скверные: занимались в чужом помещении, в чужих мастерских. Теснота. Только с назначением в школу нового начальника т. Фоминова — партийца с 1905 г. — повеселело. Он начал хлопотать о помещении. Нашли, но требовался огромный ремонт. Пришлось ребятам самим взяться за дело, возить, таскать глину, нефть, кирпич.

В 1922—1924 учебном году школа была расширена до 180 человек и условия работы значительно улучшились.

КАК МЫ УЧИМСЯ
(Наша учеба).

Наш фабзавуч разбит на 5 цехов: паровозный, вагонный, деревообделочный, слесарный и токарный.

Сейчас работают только три: токарный, деревообделочный и слесарный.

Практика с микроскопом.

Как основная система преподавания, у нас введен Дальтон-план, развивающий инициативу, самодеятельность и привычку трудиться. Ребята втягиваются и легко овладевают мастерством. Вот пример: за 2½ месяца двое наших ребят, работая в токарном цехе на плохоньких станках, выдержали пробу на 7 разряд, а два слесаря-ученика после двух месяцев обучения, ранее никогда не державших в руках напильника, получили 6 разряд. Но этого мало. Ребята знают, что без теоретической подготовки — толк будет небольшой. И потому, наряду с занятиями в мастерских, ребята много времени уделяют классным занятиям, идущим рядом с практическими работами.

Класс географии.

В ОБЩЕЖИТИИ.

Постановка дела в мастерских переносится и на жизнь в общежитии. Ребята твердо и упорно вышибают из себя мещанскую отговорку: "моя хата с краю, ничего не знаю". Всюду и везде — все до одного. Все вовлечены в организацию своего быта, в заботу об общем деле.

Прежде всего у нас самоуправление.

На уроке анатомии фабзавуча М. Б. Б. ж. д.

Среди наших ребят 90% — членов РКСМ. Понятно, что всей жизнью школы руководят комсомольцы. Трений с администрацией никогда не бывает. Бюро ячейки РКСМ — президиум школы. В него входят: начальник школы, как прикрепленный член РКП, начальник мастерских, начальник хозчасти, когда это требуется, и здесь решаются все вопросы.

Начальник школы К. Ф. Фоминов.

Остальная масса ребят вовлекается в работу путем участия в комиссиях.

НАШ ОТДЫХ.

Он — в клубе. При нем комната отдыха. Здесь ребята пьют чай, читают газеты, журналы. Клуб выписывает на год: "Рабочую Москву" — 2 экз., "Молодой Ленинец" и к каждой все приложения, 3 экземпляра "Смены". В клубе библиотека-читальня, уголок Ленина. Здесь еще уголок фабкультуры — для всех обязательный. Есть у нас своя стенгазета: "Красный Фабзавучник".

НАШИ НЕДОСТАТКИ.

Все-таки они есть. Тесны попрежнему мастерские, С открытием при нашей школе еще курсов рабочего юношества 105 человек, ребятам повернуться негде. Ожидаем от МСНХ передачи нам завода б. Бажанова на Ленинградском шоссе, но когда это будет. Дрянны общежития. Сейчас нет спец-одежды. Дорожное Бюро нормирование сулит уже год, но одежды все нет. Имеется большой недостаток в инструментах точной обработки. Ребятам приходится покупать на свои деньги. А шеф наш, главные мастерские, и Правление МБВ ж. д. не позаботились до сего времени помочь нашему горю.

Деревообделочный цех.

Однако, при учете всех недостатков, можно смело сказать, что наша школа на верном пути. Советская промышленность получит крепкую смену опытных производственников, а РКП — стойких, выдержанных коммунистов.

Школьная работа по деталям машин

Отзывы центральных учреждений НКПС о работе фабзавуча МББЖД

Изложенное в статье соответствует вполне действительности.

Школа является одной из лучших на ж.-д. транспорте.

К сожалению, в статье не отмечены содержание и методы работы школы по коммунистическому воспитанию молодежи. В ближайшем будущем школе будут предоставлены помещения техникума, что еще более улучшит постановку дела в ней.

Считал бы необходимым запросить описание содержаеия работы школы.

Представитель ЦК РКСМ в Цутранпросе (подпись).

С большим интересом ознакомился с заметкой о Московской Школе ученичества (Фабзавуч М. Б.-Б. ж. д.—1-я Брестская, 31).

В школе лично не бывал, но представленный материал говорит о живой интересной работе в школе. Особенно ценно то, что в строительстве школы видна активная роль учащихся, целиком проникнутых сознанием задач, стоящих пред школой. Активное участие в работе школы Комсомола, неразрывная связь учащихся с общественно-политической работой говорят за то, что школа действительно подготовит "Красных квалифицированных рабочих для производства".

Зав. Главсоцвосом (подпись).

Коммунистическое воспитание учеников, их самодеятельность стоят высоко, и ячейки РКСМ школы и 172 человека из 180 учеников неуклонно развивает свою работу. В общем, эта, еще сравнительно молодая, школа является передовой на дороге и несомненно имеет большую будущность в деле подготовки Красных квалифицированных рабочих.

Правление М. Б.-Б. ж. д.

Дорпрофсож все вышеизложенное подтверждает и со своей стороны считает, что при умелом коммунистическом воспитании каковое проводится в школе, из таковой выйдут вполне достойные товарищи, могущие быть вполне надежной сменой для старой рабочей рати.

Дорпрофсож МББЖД (подпись).

Метод подхода к подготовке фабзавуча, как будущих квалифицированных рабочих, является правильным, но оборудование и недостаток инструментов не соответствуют осуществлению указанного метода.

(Из актов осмотра комиссии Главпрофобра).