СМЕНА, №12, 1924 год. КОМСОМОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ.

"Смена", №12, июль 1924 год, стр. 22-23

КОМСОМОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ.

А. ШОХИН. Снимки П. ЛАСС.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ КАРЛА ЛИБКНЕХТА. Производственное обучение на заводе б. Бромлей.

В ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ Советской Республики годы начали создаваться школы фабзавуча. И хотя уже сейчас в этих школах до 70.000 учащихся, ясно — истинная школа рабочей молодежи может быть построена новым учителем.

Понятно, в военной обстановке, в период гражданской войны к этой задаче вплотную подойти нельзя было. Приходилось использовывать старых учителей, переучивать их, сколько нибудь подготовлять к новым задачам.

На своем V с'езде, осенью 22-го года, комсомол поставил в качестве важнейшей очередной задачи организацию такого высшего учебного заведения, где бы готовились новые учителя, в первую голову из самой рабочей молодежи. Прошел год, и в день пятилетия РКСМ, 29-го октября 23-го года, открылся Педагогический Институт им. Карла Либкнехта — кузнеца нового учителя, друга рабочей молодежи.

II.

Фабзавучу нужны работники трех сортов: 1) преподаватели техническо-производственных предметов, 2) мастера-инструктора производства, 3) преподаватели по обще-образовательным предметам. Институт не мог сразу взвалить на себя все эти три задачи. Пока что он взял на себя подготовку работников по обще-образовательным предметам. Но фабзавуч — школа истинно трудовая, связанная непосредственно с производством; у всех работников должно быть нечто, отличающее их от старого учителя — знание производства, при котором работают школы фабзавуча. Кочечно, не инженером должен быть такой преподаватель, но он должен сам понять ход производства, сам проработать на производстве определенное время. Каждый работник фабзавуча должен быть вполне политически грамотен. Революционный марксизм-ленинизм должен пронизывать всю работу школьного работника фабзавуча. И в то же время последний должен хорошо знать теорию и практику юношеского движения. Школа фабзавуча строится на активности учащихся. Каждый учащийся — также и строитель своей рабочей школы. Организатором, вдохновителем, душой рабочей молодежи является Комсомол. И педагог фабзавуча будет негодным, если не сможет крепить связей с Комсомолом.

Вот те основы, которые заложены фундаментом в работу комсомольской академии — Института Карла Либкнехта.

Курс Института расчитан на 4 года. Основное ядро студентов будут брать из ребят, оканчивающих школу фабзавуча; хороший работник фабзавуча может выйти только из рядов рабочей молодежи, прошедшей фабзавуч.

Теперь Институт имеет свой небольшой рабфак: окончивших школу фабзавуча ребят у нас пока не так много. Окончивший фабзавуч должен будет проработать один год на подготовительном отделении и потом уже пройти ВУЗ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ КАРЛА ЛИБКНБХТА: занятия студентов по текстильному производству на фабрике.

Так как связь с производством нельзя устанавливать "вообще", Институт связан с металлообрабатывающей и текстительной промышленностью. По этой линии в Институте организованы два отделения — текстильное и металлообрабатывающее.

В дальнейшем, с ростом Института, будут разворачиваться отделения и других основных отраслей производства.

Не отрываться от практики.

В основу практической учебной работы студентов Института положен ленинский завет: связать теорию и практику в школьной работе.

Институт вступает в этот путь безоговорочно.

Завод, аудитория, общественная работа должны быть увязаны между собой.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ КАРЛА ЛИБКНЕХТА: химическая лаборатория.

На этом поприще Институту предстоит много трудностей, нелегко при полном отсутствии надлежащих профессоров сразу найти правильные и нужные пути работы.

Институт и само студенчество связаны с 20 школами фабзавуча в Москве.

Студенчество в своем большинстве начинает залезать в нутро школы фабзавуча, как она есть, начинает понимать эту школу и ее недостатки и использовать крупицы жизненного опыта для своей учебы.

Кафедра юношеского движения.

Особенностью Института является также и то, что в нем впервые в Советском Союзе утверждена кафедра по теории и практике Юношеского движения.

На рисунке справа снят кабинет этой кафедры.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ КАРЛА ЛИБКНЕХТА: кабинет теории и практики юношеского движения.

Мы считаем, что каждый работник фабзавуча по теории и практике юношеского движения должен знать в первую очередь вопросы труда подростков и юношества. Сюда мы относим и краткую историю развития детского труда как в СССР, так и на Западе, взгляды марксистов-коммунистов на детский труд. Это введение в теорию и практику юношеского движения. Дальше должна пойти история движения молодежи на Западе и в России.

И на проработанном материале уже строится сама теория юношеского движения. К ней мы относим вопросы о месте юношеского движения в классовом строении общества, о партиях и Союзах молодежи, о профсоюзах и организациях молодежи и т. д. и т. п. А затем идет практическая работа организаций молодежи.

Институт делает первую попытку подойти серьезно к определению педагогической ценности юношеского коммунистического движения.

Вся проработка, само собой разумеется, должна быть связана с работой студентов в комсомоле.


Институт имеет большое значение для всей работы комсомола.

Из него выйдут первые кадры педагогов работников среди молодежи, понимающих комсомольскую работу по нашему.

Институт должен стать методическим центром образовательной и воспитательной работы среди рабочей молодежи.

Надо, чтобы каждая школа фабзавуча связалась с Институтом, установила переписку. Надо, чтобы лучшие из лучших ребят из рабочей молодежи пошли в Институт, чтоб стать новыми пламенными рабочими — педагогами-коммунистами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ КАРЛА ЛИБКНЕХТА: биологическая станция.