СМЕНА, №14, 1924 год. КОМСОМОЛЬЦЫ В ФАБЗАВУЧЕ.

"Смена", №14, сентябрь 1924 год, стр. 11, 14-15

КОМСОМОЛЬЦЫ В ФАБЗАВУЧЕ.

СИМ. фото КРАСИНСКОГО и др.

К ЧЕМУ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ КОМСОМОЛЬЦЫ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ.

В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ обучении комсомольцы должны стремиться к тем же целям.

Что нужно сознательному фабзайцу знать, кроме своей специальности? Он должен быть знаком с организацией работы в своей учебной мастерской, с ее производственной программой, системой прохождения заказов, сырья и т. д.

Полезно организовать "Техническое Бюро" из инструкторов и фабзайцев, посылаемых для работы в этом бюро по очереди, которое ведало бы распределением работы, вело учет ее, организовало бы правильную выдачу инструмента, следило за исправностью станков, контролировало выполнение работ и т. д.

Для комсомольцев здесь работы по горло, самой настоящей коммунистической работы.

Если ребята разбросаны по цехам, трудно указать, что можно сделать в указанном направлении. Вероятно, опыт показал бы, что кое-что можно сделать даже там.

О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЮТ НАШИ УЧКОМЫ И О ТОМ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ.

В НАСТОЯЩЕЕ время комсомольцы работают в учкомах, старостатах и других органах самоуправлеиия в фабзавуче.

Делают ли они то, что нужно, т.-е. ставят ли дело так, чтобы из ребят вышли сознательные рабочие-коммунисты?

Большей частью работа в учкомах ведется неправильно.

Заняты, они, главным образом, внешкольной работой: изданием стенной газеты, организацией различных кружков и т.д.

Сейчас нередки случаи, когда учком издает прекрасную стенную газету и налаживает тысячу один кружок (струнный, духовой, драматический, политграмоты и т. п.), а в школе и мастерской воспитывают не коммунистов, а чиновников или хулиганов; ребята не занимаются, а волынят; преподаватели принимают начальственный тон и т.д., и т.д. Бывает и так, что учком берет в свои руки налаживание дисциплины и превращается в палку, которой очень умело пользуется заведующий. Ссориться с ребятами заведующему неудобно и неспокойно: гораздо выгоднее действовать через ребят же, тем более, что своя палка бьет больнее.

И все это называется "самоуправлением".

Надо решительно покончить с таким положением. Учкомы, старостаты и т. д. находятся в руках комсомольцев, и комсомольцы должны в бирюльки и в политфанты не играть и палкой для заведующих не служить, а приняться за более скучную, быть может, сначала, работу по переустройству школы и налаживанию в ней коммунистического воспитания.

ФАБЗАВУЧ БОГОРОДСКОЙ ТКАЦКОЙ ФАБРИКИ: комсомолка-токарь.

Мы приведем небольшой пример: Хамовнический райком РЛКСМ провел весной этого года собрания по группам во всех школах фабзавуча своего района для обсуждения вопросов, связанных с Дальтонпланом. Говорили, главным образом, о всякого рода недостатках в преподавании. Вот краткий перечень выдвинутых фабзайцами предложений

1) Изменить расписание так, чтобы на один предмет приходилось большее количество часов в один день, и держать курс на свободное расписание.

2) От теории ткачества и переплетения тканей освободить столяров и монтеров.

3) Не давать заданий на дом.

4) Ввести учет работы.

5) По политграмоте (обществоведению) итти по программе.

6) Поставить на бюро ячейки вопрос о ребятах, сильно занятых общественной работой.

7) Закупить побольше учебных пособий.

Пусть некоторые из этих предложений спорны или неосуществимы в данных условиях; важно то, что ребята могут много сказать по вопросам педагогическим и методическим, т.-е. по тем вопросам, где они, казалось бы, ничего не смыслят.

Опыт Хамовнического района ценен тем, что показывает, с чего надо начинать работу учкому. Прежде всего следует, чтобы ребята уяснили сами недостатки школы. Недостатки резче всего бросаются в глаза, и на них легче всего привлечь ребят к обсуждению школьных дел. А затем надо развернуть работу, все шире и шире, захватывая основные вопросы школьной жизни.

Начав с подобных групповых собраний, комсомольцы, работающие в учкоме, должны будут не ограничиваться мелкими улучшениями, а поставить перед ребятами в упор вопрос об основных причинах подобных недостатков. В данном случае таких причин было две: отсутствие свободного расписания и неучастие самих ребят в выработке заданий. Нужно об'яснить это ребятам, сходить с ними в такую школу, где дело поставлено лучше, показать на практике других школ, как там идет работа. Добившись ясного понимания и сочувствия ребят (а для этого нужно провести кропотливую работу не на одном собрании, а на нескольких, и поговорить с ребятами отдельно), следует провести свои предложения на школьном совете, поставив дело так, чтобы как можно большее число ребят на нем присутствовало. Не следует увлекаться "протаскиванием" своих предложений через школьный совет — это, сравнительно, не трудно (особенно — если нажать), а надо позаботиться о том, чтобы как можно больше фабзайцев в школе действительно понимали и поддерживали эти предложения.

Очень полезно поставить отчет преподавателя или инструктора на групповом собрании или на собрании в мастерской, выяснить недостатки его работы и дать ряд предложений. Нужно только следить, чтобы критика фабзайцев была вполне товарищеская, без лишней резкости и т. п. Время от времени надо ставить на общем собрании учеников доклад заведующего школой об итогах работы и дальнейших планах. Повестку дня школьного совета нужно прорабатывать заранее самим фабзайцам, в важных случаях ставя вопросы на предварительное обсуждение комсомольцев школы или общего собрания. Школьные советы надо почаще делать совместными со всеми учениками школы — это опять-таки поможет вовлечению ребят в школьную жизнь

В общем, надо стремиться к постепенному переходу от нынешнего положения, когда ребят учат, к такому, когда они сами будут учиться, т.-е. когда программы, планы и отдельные задания будут намечаться педагогами вместе с ребятами, составляться из вопросов, интересующих самих ребят и ими поставленных.

Если ребята будут решать вопросы ими же поставленные, то, безусловно, надобность в особых дисциплинарных мерах и т. д. сделается еще более слабой. Во всяком случае необходимо, чтобы все дисциплинарные вопросы решались администрацией не отдельно, а, опять-таки, совместно с ребятами. Комсомольцы должны помнить, что не так важно наказать "виновного", как предупредить повторение "вины" (хулиганства и т. п.). Поэтому вопросы о важных проступках надо ставить на обсуждение ребят не для того, чтобы они выдумали какое-либо сверхнаказание и тем избавили бы заведующего от неприятной обязанности, а для того, чтобы все ученики могли разобраться в причинах "преступления" и внести предложение не о наказании (это — второе дело), а о том, как исправить школьные ведостатки, из-за которых совершен проступок.

ШКОЛА УЧЕНИЧЕСТВА МОСК.-К.-ВОР.Ж.Д. Ленинский кружок за работой в слесарне.

Каждую такую "историю" надо использовать для агитации среди ребят, для исправления и улучшения постановки дела в школе.

О "САМОУПРАВЛЕНИИ" В ШКОЛЕ ФАБЗАВУЧА.

ЧТО МОЖЕТ означать слово "самоуправление" в условиях ФЗУ?

Только одно, что фабзайцы сами управляют или должны сами управлять школой.

Но это нелепо, так как школами фабзавуча должны управлять и управляют органы народного образования и назначенные ими лица. Значит, комсомольцы и вообще фабзайцы сами управляют не школой, а чем-то другим.

Чем же?

Вот тут-то собака зарыта. Оказывается, что фактически фабзайцы сами управляют, главным образом, внешкольной работой, затем — распределением тетрадей, добыванием билетов в театры и т. п. "весьма важными" делами. А в управлении школой они принимают весьма небольшое участие: планы работы принимаются фактически без них; методы преподавания обсуждаются без них; в учебной мастерской дают работы по выбору инструктора; расписание устанавливают без учеников; уроки педагоги ведут с фабзайцами, не советуясь и т. д.

Какое же это "самоуправление". "Самоуправление" — только вывеска и ширма, которой некоторые заведующие весьма искусно пользуются, чтобы свалить с себя лишние хлопоты и неприятности.

Какая же линия должна быть у комсомольцев в организационных вопросах. Должны ли они "захватить власть", или удовлетвориться тем "самоуправлением", какое создалось в настоящее время в фабзавуче?

И то и другое неправильно. Организационная линия комсомольцев должна соответствовать задачам их комсомольской работы в фабзавуче. Задачи эти состоят в максимальном привлечении фабзайцев к жизни школы, в максимальном развитии их самодеятельности на опыте строительства школы. Поэтому в теоретическом обучении комсомольцы борются за Дальтон план, за совместное составление заданий; за связь теоретических заданий с жизнью предприятия и рабочего класса в целом; за связь в работе (сотрудничество) учеников, групп и отдельных школ друг с другом; за взаимную товарищескую ответственность; за участие ребят в обсуждении планов и программ преподавания.

Следовательно, организация учеников (учкомы, старостаты), руководимые комсомольцами, борются всюду за участие самих ребят в организации жизни и управления школой. Поэтому правилен лозунг: не "самоуправление", а "соуправление" школой.

Соуправление — совместное управление. Комсомольцы, участвуя в управлении школой, должны осуществлять на деле, в практическом строительстве школы, задачи коммунистического воспитания.

ОБ ОТНОШЕНИИ К АДМИНИСТРАЦИИ, К ПЕДАГОГАМ И ИНСТРУКТОРАМ.

ПОМИМО комсомольцев в фабзавуче, есть заведующие, педагоги, инструктора. Эта группа работников играет в настоящее время решающую роль в школе. Поэтому комсомольцам чрезвычайно важно знать их взгляды на то, чему и как надо учить фабзайцев, чтобы изменить эти взгляды в правильном направлении.

Администрацию, педагогов и инструкторов можно разделить на три части. Первая, незначительная часть (она состоит, главным образом, из инженеров-производственников) полагает, что в фабзавуче слишком много учат, что главное достоинство рабочего состоит в знании своего ремесла. Роли самодеятельности самой молодежи они не понимают, являются сторонниками "твердой дисциплины" и послушания.

ФАБЗАВУЧ КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА: деревообделочная мастерская.

Затем идет большинство педагогов и заведующих. Это большинство сознает, что из фабзавуча устраивать ремесленную школу старого времени нельзя, что фабзаяц в будущем будет не только исполнителем, но и организатором производства. Некоторые из этой группы впадают в другую крайность и превращают фабзавуч в подготовительную школу для ВУЗ'ов.

Большинство все еще представляют себе школу фабзавуча, как учреждение, в котором заведующий — глава; ему подчинены педагоги и инструктора; педагогам и инструкторам подчинены ученики. Дело первых — учить, вторых — учиться.

Наконец, третья группа очень немногочисленная, понимает и правильно оценивает не только задачи фабзавуча, но и то положение, что школу фабзавуча надо строить совместно с самой молодежью, привлекая ее ко всем вопросам организации дела, ибо без этого коммунистическое воспитание никакая педагогика не создаст.

Безусловно, в первое время только одиночки пойдут с комсомольцами.

Этим смущаться не следует. Наоборот, следует остерегаться фальшивых друзей, на все согласных, которые постараются примазаться.

К деловым возражениям следует относиться внимательно и тщательно их взвешивать. На первых порах будет трудно разобраться, где дело, где подвох; неизбежны ошибки, по поводу которых будет кое-какое злорадство. Без этого не обойтись и пугаться трудностей нечего.

Лишний залог успеха — связь с ребятами.

Так, постепенно, педагоги превратятся в старших товарищей, делящихся своими знаниями и опытом. Заведующих также поймут, что их дело — помогать развитию самодеятельности ребят и уже охотно будут итти навстречу ребятам.

Остается добавить еще одно замечание. Ни в коем случае не нужно комсомольцам брать на себя обязанности заведующего. Он должен делать все, что полагается. Задача комсомольцев не в том, чтобы самим сесть на место зава (это бы только развалило школу), а добиться того, чтобы работа заведующего сделалась общественной, т.-е., чтобы об его планах, успехах и неудачах знала вся школа, чтобы все ученики были заинтересованы в его работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СОЗНАТЕЛЬНЫЕ комсомольцы должны помнить, что школа фабзавуча является формой коммунистического воспитания рабочей молодежи.

"Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности. Не в этом состоит воспитание..." "Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы неумеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует".

"Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит..."

"Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых, заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что об'единяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для нашей практической работы". (Ленин, "Задачи Союзов Молодежи", речь на III с'езде РКСМ 4/X—1920 г.).

Эта статья является попыткой указать, в чем должна выражаться практическая работа комсомольцев в фабзавуче.