СМЕНА, №15, 1924 год. САВЕЛОВСКАЯ УЧБРИГАДА

"Смена", №15, октябрь 1924 год, стр. 14-15

САВЕЛОВСКАЯ УЧБРИГАДА

Очерк Н. КУТЕПОВА. Снимки Ф. ЗУБКОВА.

САВЕЛОВКА — не Московский вокзал с шумом, гамом, тысячной толпой пассажиров и гудками ежеминутно отходящих поездов. Это просто тихая, сонная станция, каких сотни по всей СССР. Ничего московского, столичного. Просто — станция Москва—Бутырки Савеловской ветки Сев. ж. д.


ТЯЖКО ЖИЛОСЬ Савеловской молодежи годика этак полтора тому назад. Прямо сказать — собачье житье. Мотались из угла в угол по цехам и мастерским, дела не делали, к работе не приучались, только время зря уходило.

Ребята "подсобляли", вихрем носились по шпалам...

Ребята были растыканы по разным местам: человек десять в вагонных мастерских учились гайки подвинчивать, другие — специализировались по части обтирания паровозных колес. Кроме этих "основных" занятий, у ребят были еще и "побочные": делали чеки для вагонных осей, таскали домкраты на носилках, учились, каким концом нужно мастеру шипцы подавать...

— "Подсобляй и приглядывайся"...

И ребята "подсобляли", вихрем носились по шпалам, выполняя поручения слесарей и мастеров.

До мая 1923 года длилось такое положение. Ячейка частенько задумывалась:

— Как бы это ребят об'единить для производственной учебы, дать им руководителя, сделать из них рабочих коммунистов?.. Ведь не пропадать же им весь век на третьем разряде?..

Парень был в ячейке Козлов Колька, сам учился в мастерской... щипцы подавать. Не вытерпел парень и надумал — послал статейку в "Гудок", озаглавил "Дайте знание". Всем досталось там, и администрации, что внимание не обращает на подростков, и мастерам.

Вышла статья, появилась газета на дороге.

Поднялись толки в мастерских, в конторе, в ячейке. Старики ехидно посмеивались:

— Ишь, сопляки, писать умеете, а сделать...

Но не пришлось им торжествовать. Управление дороги прочитало заметку, ячейка РКП нажала, и полетело распоряжение к начальнику участка:

— Разработать вопрос.

Ну, а известно как начальники "разрабатывают", когда дело касается молодежи. Вечеслов — нач. участка, бюрократ, сразу и говорить не хотел. Относился скептически. А тут еще слесаря в амбицию ударились, боялись, что обучение подростков будет за счет тех 2%, которые отчисляются в профсоюз. Пришлось их уламывать.

Две недели топтались комсомольцы по кабинетам у разного начальства. Добились только одного — разрешили:

Стройте сами, как знаете. Средств нет, хотите бригаду ученичества, ищите себе тиски и проч.

Ребята за дело. Ржавые, ломанные, старые тиски подобрали. В вагонной мастерской маленький уголок. Пристроились.

Работают ребята все вместе, а слесаря кругом ходят, посмеиваются:

— Ничего, мол, из затеи не выйдет, ишь надумали, бригаду...

Раз даже инструментальщик ученику чуть физиономию не разбил за то, что тот сверло сломал.

Прошел месяц. Перевели бригаду в барак. Подобрали ребята еще кучу разных обломков, собрали еще четыре пары тисок. И вдруг — опять новость:

— Выметайтесь. Помещение — для конторы...

Сами на себе подтаскивали части станков...

Получили ребята по шапке и перебрались в дезинфекционный барак. Маленькую камеру себе отвоевали три на пять саженей. Скандалить пришлось долго даже за эту камеру.

А там до школы, козы жили, вся она в мусоре. Пришлось порядком повозиться, очищать пол, печку ставить.

И в сентябре прошлого года, после торжественного открытия, школа получила права гражданства. 22 парня принялись за учебу. Дорога раскошелилась, дала инструктора. Начали заниматься теорией. А в феврале удалось отвоевать весь барак для школы. С этой поры жизнь пошла своим чередом. Начались хлопоты внутренние, нужно было улучшать завоеванное, ставить школу на ноги.

Тут то стали ребята примечать, что с таким инструктором, как Егоров, Гаврила Тимофеевич, которого им дорога поставила, далеко не уедешь. Сначала-то он был хорош, все к ребятам под'езжал, даже на участковом с'езде в почетные бригадиры пролез.

А потом, чем дальше, тем хуже к ребятам стал относиться. Говорить то он был горазд, а делом — от него ничего не дождешься.

Расходился во всю. Ребят заставлял ключи для начальника дороги делать, посылал к себе домой дрова колоть. Одного погнал за болтушкой (самогонкой), дал парню червонец, а тот деньги утерял. Так Тимофеич не постеснялся из 15-ти рублевой получки ученика самогонный червонец вычесть.

Один парень-комсомолец Воронин жил в мастерской, негде ему было ночевать. Ребята заметили, что новые напильники, которые получены для школы, куда то пропали. А взамен Тимофеич ребятам старые дает. Подняли вопрос. Инструктор свалил все на Воронина, дескать, он в мастерской живет.

И еще одно произошло под Пасху, что окончательно взорвало ребят. У этого инструктора жил ученик Спиридонов в качестве приемного сына. И вот, под Пасху, он его отослал в церковь куличи святить. Спиридонов — комсомолец. Вместо церкви ушел в клуб.

На другой день скандал. Егоров выгоняет из дому и грозит выкинуть из мастерской. Больше ребята не смогли терпеть. Хотя и жалко было без инструктора оставаться, боялись, что долго другого не найдут, но решили этого выставить.

Вызвали его на собрание комсомольской ячейки.

— Делай доклад о школе!..

Егоров начал говорить, а ребята кроют почем зря. Тут Спиридонов выступил, доказал, что напильники сам Егоров куда-то забазарил, а на комсомольца Воронина свалил.

Одним словом, на этом собрании Тимофеич, как говорится, "засыпался", вернее, его ребята засыпали.

В маленькой комнатке, почти клетушке одолевают геометрию...

Он решил оправдаться. Ругал учеников, говорил, что они его не знают, нельзя им доверить даже сверло заправить.

Ребята гогочут:

— А почему не выучил?..

И решили:

Работу считать неудовлетворительной, инструктора убрать, просить ячейку РКП разыскать другого...

Так комсомольцы сами, без посторонней помощи, управились со скверным инструктором.

После этого работа пошла с новым инструктором и дело стало расти. Принялись за оборудование мастерских. За месяц стащили со всех концов, где какой испорченный станок — ребятам все пригодилось. Клянчили у начальства, зубами вырывали.

Теперь установка почти окончена. Сами на себе подтаскивали части станков в мастерскую, волочили по земле тяжелые чугунные станины и шкива, любовно прилаживали, заколачивали.

Вытянулись в ряд у бревенчатой стены 5 штук станков: пара сверлильных, токарный, и т. д. Порядочно провозились с установской трансмиссии. Осталось теперь привернуть последние болты и накинуть ремни.

Автор очерка Колька Кутепов за сверлильным станком.

Недавно пришлось школе выдержать первый серьезный экзамен, выпустили 4-х учеников в производство. Получили они пробу, сдали как следует. Слесаря — по седьмому разряду. И эти бывшие бригадиры теперь уже на производстве — хорошие рабочие, не хуже старых слесарей.

Остальные 22 учатся. В маленькой комнатке, почти клетушке, одолевают геометрию, черчение, арифметику, физику, русский, технологию металлов, политграмоту.

Дружная совместная жизнь выковала сознательную товарищескую дисциплину не из под палки. С новым инструктором коммунистом, т. Шумилиным живут хорошо, по-товарищески.

Недавно подвели фундамент под станки. Подведен твердый фундамент и для всей ученической бригады.

К 7-й годовщине Октябрьской революции закончится установка. Осталось достать только мотор для станков. А мотор для всей школьной жизни, залог будущего успеха в работе, уже готов.

Все двадцать два ученика — комсомольцы.

НА ПЕРЕМЕНКЕ: Забота о проз-одежде. Разглаживают клеш кирпичем.