СМЕНА, №15, 1924 год. БОРЬБА ЗА НЕФТЬ.

"Смена", №15, октябрь 1924 год, стр. 19-20

Группа бакинских нефтеобрабатывающих заводов.
(К очерку "Борьба за нефть").

БОРЬБА ЗА НЕФТЬ.

ОЧЕРК П. И. ЛОПАТИНА.

1. ОТ ДОМАШНЕЙ ЛАМПЫ ДО КАБИНЕТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ.

КТО ИЗ НАС не слышал о нефти за последние месяцы и даже годы? Раскройте любую газету, и, я глубоко убежден, вы найдете там что-нибудь о нефтяном вопросе.

Мало того. Если внимательно вчитываться во все эти газетные сообщения, если постараться проникнуть в закулисную сторону жизни капиталистических государств, то можно без труда заметить, что на всех многочисленных международных конференциях, во всех конфликтах, а подчас и вооруженных столкновениях — всюду и везде полновластно царит всесильная теперь нефть.

Нефть свергает правительства, зажигает войны и часто даже грозит существованию могущественных, веками создаваемых, государств.

А, ведь, еще так недавно, лет 25—30 тому назад, роль нефти была очень скромна. Из нее приготовляли, главным образом, керосин, которым пользовались почти исключительно для освещения ламп и лишь иногда — и то только заграницей — для отопления домашних печурок.

Но почему же тогда так быстро переменилась роль нефти, почему за какое-нибудь десятилетие она смело переселилась из скромной домашней лампы в залы международных конференций, в кабинеты капиталистических правительств и крупных банков?

Причина этого волшебного превращения кроется, несомненно, в открытии в начале нашего столетия двигателя внутреннего сгорания.

2. НЕФТЬ ЗАВОЕВЫВАЕТ ВЕСЬ МИР.

МЫ НЕ БУДЕМ здесь говорить о том, что представляет из себя этот двигатель, как он работает, где и при каких условиях он был изобретен. Постараемся дать только несколько фактов и цифр, которые наглядно показали бы, почему этот двигатель создал нефти ее современное положение.

Сравнительно недавно в промышленности и в транспорте царила паровая машина. А теперь эта "старушка" уже смотрит в могилу. Ее заменяет нефтяной двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефти или на приготовляемых из той же нефти керосине, бензине и нефтяных маслах.

Лет двадцать тому назад основным промышленным топливом был уголь. Теперь он отошел на второй план и его место заняла нефть.

Почему?

Да потому, что прежде всего нефтяной двигатель, по крайней мере, в два раза экономнее парового. При одной и той же мощности он с'едает вдвое меньше топлива, а это имеет немалое значение в вопросе выбора двигателя. Но это не все. Нефтяной двигатель гораздо легче парового, он не требует для себя громадного, дорого стоющего и тяжелого парового котла и значит, является крайне заманчивым для транспорта.

И, действительно, мы видим, что только что родившийся нефтяной двигатель тотчас же создает авиацию и полновластно царствует в этой молодой, но так много обещающей области транспорта. Этот же двигатель рождает и автомобильное дело, которое заграницей получило самое широкое развитие. Достаточно сказать, что в одной только Америке в настоящее время находится 17 миллионов автомобилей и каждый день из ворот одного только завода Форда выезжает... 10.000 новых машин. Эти цифры нагляднее чего бы то ни было другого говорят о том, какое значение имеет нефтяной двигатель и в сухопутном транспорте.

Почти то же самое можно сказать и о, так называемых, "стационарных установках", т.-е. о неподвижных двигателях, установленных на фабриках, заводах, электро-станциях. Тут тоже постепенно нефтяной двигатель вытесняет паровую машину.

А если ко всему этому прибавить, что добыча и перевозка нефти гораздо экономнее добычи и перевозки угля, то станет ясным, что нефть свергает с, казалось бы, незыблемого трона каменный уголь и паровую машину и быстро и властно завоевывает весь мир.

3. АМЕРИКАНСКАЯ "ОХОТА ЗА ДИКОЙ КОШКОЙ".

ВПЛОТЬ до последних лет, в течение более полувека, разработка нефти являлась по преимуществу американской промышленностью. Там она была найдена впервые и, как только выяснилось ее громадное значение — началась в Америке "нефтяная горячка". Десятки тысяч предприимчивых американцев бросились в разные уголки своего материка "охотиться за дикой кошкой", как прозвали они поиски нефти.

А охота эта была далеко не из легких. Надо сказать, что нефть добывается из глубоких колодцев, которые пробуравливают иногда до глубины 1½—2 верст. И вот, обычно, из 100 бурений 98 бывают безрезультатными. Но зато те два процента, которые сопровождаются успехом, дарят счастливцам громадное состояние.

Пожар нефтяных промыслов.

Но главная трудность все-таки не в отыскании месторождения нефти, а в перевозке ее. Так как чаще всего нефтяные фонтаны пробивались в пустынных областях, то доставка ее к центрам потребления была связана с крупнейшими затруднениями.

Но вот, у американцев появилась смелая идея. Они проложили "трубопроводы" — громадные железные трубы, — по которым нефть текла, как река, в необ'ятные резервуары вблизи нефтеочистительных заводов, откуда тысячи нефтяных вагонов и пароходов развозили ее по всему миру в распоряжение транспорта и промышленности.

Деньги американских банкиров сумели создать всю эту мощную систему трубопроводов, насосов, вагонов, резервуаров и организовать грандиозный нефтяной трест — "Стандарт-Ойль". Во главе этого треста стоит известный богач Рокфеллер.

4. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В ОПАСНОСТИ.

ЭТО ГОСПОДСТВО Америки на нефтяном рынке сильно тревожило капиталистические и, главным образом, военные круги Англии. Ведь, все торговое и военное могущество Англии основано только на ее морском превосходстве. Она создала себе громадный торговый и военный флот, а, главным образом, сумела раскинуть на всех мировых морских путях свои собственные угольные станции, так что ни одно судно не могло пересечь океан без ее разрешения.

Но вот, появился нефтяной двигатель. Выяснилось, что морской флот неминуемо должен перейти на нефтяное топливо, потому что это — несравненно выгоднее и дешевле. И, как на зло, Англия — эта "владычица морей" — совсем не имела в своем распоряжении запасов нефти.

Военная безопасность и торговое господство Англии очутились под угрозой, и американская нефть в машинных отделениях кораблей мирового флота казалась уже ей концом Британской империи.

5. АНГЛИЙСКАЯ КОНТР-АТАКА.

НО АНГЛИЧАНЕ не растерялись и, не теряя ни минуты, начали свою контр-атаку. Они повели ее умело и тихо — так, чтобы не возбудить подозрения могущественного "Стандарт-Ойль".

В самом начале образовалось небольшое скромное общество — "Шелль-Транспорт", — которое официально занялось таким безобидным делом, как торговлей перламутровыми морскими раковинами. Но постепенно оно начало обращать внимание на нефть. В него вливаются капиталы английского богача Ротшильда, а его инженеры рассеиваются в поисках нефти по Индии, Цейлону, Малайским островам, Северному Китаю, Сиаму. Оно приобретает большие нефтяные богатства в Голландской Индии, в Румынии и у нас на Кавказе. Постепенно "Шелль-Транспорт" простирает свои щупальцы по всему Старому Свету, но делает это так ловко и незаметно, что упоенные могуществом "Стандарт-Ойля", американцы не замечают этого.

А Англия идет еще дальше. Она проникает теперь в самую Америку, приобретая нефтяные богатства Мексики. Там работает английское общество "Мексикен-Игль", которое, подкупая банды мексиканских генералов, при помощи их всеми мерами мешает развитию и работе находящихся тут же в Мексике американских нефтяных компаний.

А "наряду с этим" ширится и развивается деятельность голландского нефтяного треста — "Рояль-Дейтч", — который энергично скупает нефтяные промыслы в тех местах, где еще не побывали первые два английских треста.

С первого взгляда казалось, что эти три общества конкуррируют друг с другом, и американцы были спокойны. Но в марте 1920 г., как гром с ясного неба, обрушилась на Америку беззастенчивое и дерзкое сообщение из Лондона. Руководители нефтяного дела Англии сообщали, что эти три общества — далеко не конкуренты. Наоборот, они соединяются в единый нефтяной трест, который об'являет решительную войну американскому "Стандарт-Ойль". И тут же с цифрами в руках доказывалось, что победа в этой борьбе несомненно должна остаться за Англией.

И, действительно, запасов "Стандарт-Ойль", при том бешеном потреблении нефти, которое происходит сейчас в Америке, хватит на 18 лет, а запасов англо-голландского треста — лет на 200—250.

И отсюда ясно, что очень скоро Америка окажется в полной зависимости от Англии и ежегодно будет принуждена выплачивать Англии миллиарды долларов, большая часть которых пойдет в карманы английских капиталистов.

Так блестяще кончилась "кротовая" контр-атака англичан, одним из руководителей которой был небезызвестный нам лорд Керзон.

Ясно, что этим мировая борьба за нефть не кончится. Ясно, что американские капиталисты не помирятся со своим зависимым от Англии положением и как то попытаются исправить его.

Но как?

Ответ на это — в грандиозном размахе работ Эджевудского арсенала, в невиданных размерах вырабатывающего удушливые газы; во многих сотнях миллионов долларов, отпускаемых военному министерству; в чудовищных орудиях, подводных лодках и дредноутах, строящихся на американских военных заводах.

Нарождается ужасная война, в которой Рокфеллер кровью рабочих попытается разрешить свой спор с Англией. Близится время, когда из-за безобидной еще так недавно нефти прольется море крови.

6. КАК ДОБЫВАЕТСЯ НЕФТЬ?

НО ЧТО ЖЕ такое представляет из себя эта нефть? Как это ни странно, но до сих пор ученые не могут дать точного и определенного ответа на этот вопрос. Одни говорят, что нефть, это — остатки животных и растений, под землей превратившихся в эту темную жидкость, другие утверждают, что это — соединение воды и окиси металла, но достоверно все-таки никто не может определить происхождение нефти.

Так или иначе — нефть представляет из себя маслянистую жидкость темно-зеленого или грязно-красного цвета и залегает обыкновенно глубоко в земле, пропитывая собою слои песка и собираясь в трещинах горных пластов.

Мы уже говорили, что нефть, обычно добывается из глубоких "буровых скважин" — узких колодцев, в которые вставляются скрепленные вместе железные трубы.

Добывание нефти из буровой скважины с помощью желонки.

Вот в этот-то узкий колодезь и спускают на канате так называемую "желонку" — длинный, узкий цилиндр, вмещающий в себе пудов 25—30 нефти.

Дно ее снабжено особым клапаном, очень напоминающим наш обычный рукомойник. Стоит желонке спуститься до дна нефтяной скважины и удариться о него — и клапан от удара откроется и впустит в желонку нефть. При под'еме же желонки, находящаяся в ней нефть давит на клапан, который не дает ей возможности вылиться. На поверхности земли желонка опоражнивается тем же способом, как и наполняется — нажатием на нижний клапан.

Но иногда нефть, залегая глубоко под землей, и образует газы, которые стараются тем или иным путем выбраться на поверхность. И вот, когда в этом им помогает человек, буравя скважины, газы эти, вырываясь по скважине наружу, увлекают с собой и нефть, которая громадным фонтаном бьет из земли.

Первым такой фонтан забил у нас в России в 1873 году из первой же опущенной скважины и выбросил сразу несколько миллионов пудов нефти.

7. ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ.

НО ДОБЫЧЕЙ НЕФТИ далеко не ограничивается нефтяная промышленность. Она вырабатывает ее, получая при этом целый ряд более ценных продуктов, чем сама нефть.

Переработка эта производится на особых перегонных заводах, где кипящая нефть проходит через целый ряд кубов, расположенных в виде уступов так, что каждый предыдущий куб лежит на 5—10 вершков выше последующего.

Вся сущность этой обработки состоит в том, что кипящая нефть, проходя по этим сосудам, в каждом из них отдает часть своих паров, которые потом охлаждаются и последовательно превращаются: в бензин, керосин, мазут, смазочные масла и гудрон.

8. НАШИ СИЛЫ В МИРОВОЙ БОРЬБЕ ЗА НЕФТЬ.

НО КАКОВЫ ЖЕ наши нефтяные богатства? Пока-что на первом месте по добыче нефти стояла Америка, а второе место занимала Россия. Но война и хозяйственная разруха больно ударили по нашей нефтяной промышленности, и мы принуждены были уступить наше второе место Мексике, где работала уже знакомая нам английская компания "Мексикан-Игль".

1920 год был самым тяжелым годом для русской нефтяной промышленности.

Общий вид Бакинскик нефтяных промыслов.

С него начинает опять неуклонно расти наша добыча. И вот этот факт возрождения вместе с громадными запасами русской нефти говорит за то, что в развертывающейся в настоящее время жестокой борьбе за нефть наш Союз будет занимать независимое положение, спокойно ожидая того момента, когда мировая революция справедливо распределит мировые запасы нефти среди всех народов мира.