"Смена", №3, февраль, 1924 год, стр. 22-23

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ.

Статья проф. Б. Лобача-Жученко.

Жюль Верн в своей увлекательной книге «Восемьдесят тысяч верст под водой» дал замечательную, хотя и фантастическую картину путешествия на подводном судне по беспредельным равнинам океана в его таинственных недрах.

Теперь из фантазии талантливого романиста подводное судно превратилось в реальный факт, в грозное оружие морской войны, в специальный отдел военных флотов всех стран. Поэтому знакомство с этого рода судами, совершенно обособленными, со многими оригинальными и особенными чертами их устройства и действия представляет очень много интересного и поучительного.

История подводной лодки начинается с довольно отдаленного времени, так как пытливый человеческий ум, не довольствуясь покорением водной стихии всего земного шара, уже давно настойчиво стремился с одной стороны проникнуть в самую пучину океана, с другой же — создать новое оружие для морской войны. Первые попытки подводного плавания относятся к XVII веку. Изобретатель термометра, голландец Ван-Дроббель построил подводную лодку, показанную им в действии английскому королю Иакову I; на этой лодке были средства для удаления испорченного дыханием воздуха и замены его свежим, но, к сожалению, не сохранилось никакого письменного описания этой подводной лодки; по всей вероятности, она приводилась в движение веслами.

В 1774 году американец Бушнель построил подводную лодку «Черепаха» с достаточно крепким корпусом, на которой он производил успешные погружения под воду, но попытки во время войны с Англией подвести мину под дно неприятельского судна — не удались. Лодка приводилась в движение гребным винтом, вращаемым в ручную.

Позднее, француз Божене в 1780 г. и Фультон — изобретатель парохода, также много трудились над постройкой подводкой лодки.

В 1801 г. Фультон в Бресте, на построенном им судне с несколькими приглашенными лицами пустился под воду на 5 фут. глубины, пробыл в темноте на этой глубине полчаса, снова поднялся, запасся свечами и опять спустился. Но быстрое поглощение кислорода горением свечей заставило его снова быстро подняться на поверхность.

Фультон снабдил свою подводную лодку двигателем, действовавшим в ручную и дававшим лодке скорость до 2-х верст в час.

Фультон также производил свои опыты в Англии. Ему удалось на своей лодке подвести мину под старый корабль и взорвать его на воздух.

Однако, это возбудило недовольство в правящих английских кругах, где считали, что Англия, как обладающая самым сильным флотом в мире, не нуждается в подобном роде оружия; сделать же его достоянием других стран — опасно.

Говорят, что Фультону было предложено уничтожить свое изобретение и приборы, но он с негодованием отказался и уехал в Америку.

Между прочим, Жюль Верн, для своего фантастического подводного судка «Наутилус», заимствовал название у подводной лодки Фультона.

Это были все малоудачные опыты.

Только в 1856 г. германский артиллерийский офицер Бауэр построил подводную лодку, заслуживающую известного внимания.

Лодка (4 сажени длины, одна сажень ширины) приводилась в действие гребным винтом, получавшим движение посредством зубчатой передачи от двух колес с рукоятками, которые вертели матросы.

При одном из спусков лодка стала под водой вертикально. Команда, после шести часового пребывания между жизнью и смертью была спасена через люк, а лодка так и осталась на дне до 1884 года.

После этого, Бауэр безуспешно обращался к германскому, австрийскому, английскому и американскому правительствам с просьбой использовать его изобретение и отпустить деньги на постройку новой подводной лодки. Наконец, Российское правительство оказало Бауэру содействие, и в 1865 году он построил в Ленинграде подводную лодку, водоизмещением в 47 тонн; на этой лодке русские моряки совершили 134 погружения, но дальнейшего распространения подводная лодка Бауэра не получила.

Во время гражданской войны в Северо-Американских Соединенных Штатах появилось несколько изобретений подводных лодок и некоторые из них даже участвовали в войне. Так, южане, во время войны пользовались подводными лодками Аунлея, выстроенными из котельного железа, длиной в 5 сажень, а шириной всего в полтора аршина. В этом плавучем гробу помещалось 9 человек: 8 — руками приводили в движение винт, а девятый управлял лодкой; лодка под водой имела скорость 4 узла (7 верст в час) и была вооружена минами для прикрепления их под дном неприятельского судна, стоящего на якоре.

Южане прозвали эти лодки «Давидами», потому что они были предназначены сражаться с «Голиафами» — броненосцами северян.

Самого изобретателя и строителя Аунлей постигла печальная участь. Он погиб при испытаниях первой построенной им лодки. При первой пробе лодка затонула с матросами, спасся лишь командир, находившийся на верхней площадке. Лодка была поднята и при второй пробе опять затонула, командиру удалось и на этот раз спастись вместе с двумя матросами; лодку же вновь подняли. Наконец, в третий раз лодка опять потонула и погибли все: командир, Аунлей и матросы. Тем не менее лодку подняли в третий раз и тогда она взорвала неприятельский адмиральский корабль, атаковав его миной; и лодка, и корабль при этом погибли со своими командами.

После американской войны является целый ряд изобретателей и осуществленных проэктов подводных лодок; среди изобретателей был русский гражданин — Джевекций, работавший над своей лодкой 20 лет (с 1876 по 1896 г.) и получивший за нее первую премию на конкурсе подводных лодок, устроенном во Франции.

На твердые рельсы дело подводного плавания становится только с 1885 г., когда ряд изобретателей строят уже практически применяемые (по тем временам) подводные лодки. Из них отметим: Норденфельда в Швеции, Губе во Фракции и, наконец, Густава Зеде, построившего подводную лодку длиной около 25 сажень и снабженную керосиновым двигателем в 20 сил и электродвигателем, работавшим от аккумуляторов.

С этой подводной лодкой уже кончился долголетний период первых шагов подводного плавания, и подводная лодка стала новым равноправным типом военного судна, новым грозным родом оружия в морской войне. Начиная с этого времени подводные лодки стали уже входить в состав флота, совершая длительные морские переходы и начали показывать блестящие результаты на маневрах. Франция первая развила свой подводный флот, ее примеру последовала Америка, а затем Германия и прочие страны.

Подводной лодке пришлось пройти весьма долгий исторический путь, пока удалось добиться реальных практических результатов.

В общем, подводная лодка принадлежит не 19-му веку, а — двадцатому. Можно сказать, что подводная лодка запоздала своим появлением в свет почти так же, как и аэроплан. Одной из главных причин этого является то, что у обоих движущим механизмом является двигатель внутреннего сгорания1), служащий у подводной лодки, как для надводного плавания, так и для зарядки аккумуляторов на подводное плавание.

Двигатели же внутреннего сгорания усовершенствовались только к концу прошлого века и то бензиновые, практическое же осуществление судовых нефтяных двигателей Дизеля начинается уже с текущего века. Но за это короткое время подводная лодка выиграла очень много и к началу войны 1914 г. уже превратилась в совершенно особый и законченный род морского оружия — подводный миноносец.

Современные подводные лодки, или, как их называют моряки, «подлодки» представляют собой большие подводные суда — подводные миноносцы, длиной до 40 сажень, с командой от 20 до 40 человек.

Однако, несмотря на такие солидные размеры, современая подводная лодка имеет очень мало общего с фантастическим «Наутилусом» Жюль Верна. Во многих отношениях она превосходит фантазии Жюлъ Верна и наоборот, некоторые свойства, которые были приписаны фантазией автора своему подводному кораблю, до сих пор еще или трудно достижимы, или совсем невозможны.

Пробоина, сделанная миной подводной лодки так велика, что в нее может в'ехать лодка.

Начать с того, что под водой на небольшой уже глубине совсем темно и никакие электрические фонари не могут осветить этой тьмы. На глубине подводная лодка идет слепая и не может видеть никаких препятствий на пути. Поэтому, она может отваживаться итти на глубине, только отлично зная подводную карту, только безусловно уверенная, что никаких камней и иных препятствий встретить не может.

Далее, давление воды на поверхность подводной лодки настолько велико и увеличивается на 1 атмосферу2) с каждыми 10 метрами погружения, что предельная глубина погружения современных подводных лодок составляет всего 250—300 фут, а не целые версты до дна океана, как рисовала пылкая фантазия Жюль-Верна.

Для подводного плавания паровой двигатель неудобен. Спасение подводной лодки во время войны зависит часто от того, чтобы она имела возможность почти мгновенно нырнуть, как только неприятельское судно ее заметило и начало угощать ядрами, а как же она может быстро нырнуть при наличии дымовой трубы, которую надо быстро убирать и герметически закупоривать оставшееся после нее отверстие. А угар от жара, оставшегося в топках котлов?! Поэтому, паровые подводные лодки встречаются как исключение, — несколько во французском и английском флотах. При двигателях же внутреннего сгорания наибольшая скорость в надводном состоянии получается 16—18 узлов (30—33,5 километра в час), т. е. подводная лодка может нагнать только грузовой пароход торгового флота и, в свою очередь, быть настигнутой любым судном военного флота. Ко времени европейской войны все первоклассные подводные лодки были оборудованы нефтяными двигателями Дизеля, а прежние опасные (в смысле взрыва бензина) двигатели были выброшены.

Лучшие подводные лодки строятся с двумя винтами, с двумя двигателями Дизеля общей мощностью до 4.000 сил.

Подводный ход лодки производится электродвигателем, приводящим в движение гребной винт и получаюшим ток от аккумуляторов3). Аккумуляторы заряжаются током от динамо, приводимой в действие главным или вспомогательным двигателем, обычно на стоянке. Подводная скорость еще меньше, вследствие ограниченности энергии аккумуляторов и не превышает 9—11 узлов.

Современный подводный миноносец снабжен минными аппаратами для выстреливания мин Уайтхеда и имеет форму довольно узкой, но длинной стальной сигары, занятой внутри двигателями, аккумуляторами, минами и минными аппаратами; для помещения людей остается очень ограниченное малоудобное место.

В подводной лодке обычно не устраивается переборок; запахи в ней самые разнообразные: чад от двигателей, кислотные газы от аккумуляторов, продукты дыхания нескольких десятков людей, населяющих подводную лодку, — все это делает жизнь на ней тяжелой, не говоря уже о других сторонах и опасностях.

Сигарообразный вид придается подводной лодке в целях уменьшения сопротивления воды; современные подводные лодки характеризуются небольшими поперечными размерами при очень большой длине.

Подводные лодки строятся с двойным корпусом.

Наружный корпус, представляющий тобой стенки балластных цистерн (при погружении они наполняются водой), склепан из тонкой листовой стали. Когда подлодка находится в погруженном состянии, цистерны заполнены водой и давление воды на их стенки, таким образом, уравновешивается.

Но этот второй корпус, образовывая балластные цистерны, имеет еще то важное значение, что дает подлодке для подводного плавания форму, обыкновенного судна (миноносца), увеличивает его плавучесть, способствует незаливанию волнами, улучшает мореходные качества. Сверху при этом поучается палуба, на которой можно находиться людям, когда лодка над водой.

Величина подводных лодок выражается их длиной и водоизмещением (количество вытесняемой воды в тоннах) и бывает весьма разнообразна в зависимости от их назначения. В военном флоте различают подлодки береговой обороны, морские, подлодки — минные заградители и океанские (подводные крейсера).

Первые — самые маленькие, последние — самые большие. Первые иногда столько малы, что их можно перевозить по железной дороге на грузовых платформах — обстоятельство, имеющее иногда громадное значение в военном отношении.

Длина самых больших подводных лодок достигаетъ до 80 метров (266 фут.), диаметр до 7 метров, мощность их двигателей Дизеля (для надводного плавания) достигает 4.000 лошадиных сил, электродвигателей (для подводного плавания) 1.200 сил, скорость надводного плавания доходит до 20 узлов (37,5 верст в час), а подводного — до 12 узлов.
Перископ.

Центральная часть лодки занята, так называмой командирской рубкой, возвышающейся над остальным корпусом и имеющей закругленно рыбообразную форму для уменьшения сопротивления движению. Здесь находится пост командира, отсюда производится управление лодкой и наблюдение за морем из-под воды посредством перископа.

Перископ — это глаза подводной лодки, которыми она видит, будучи сама невидима, погружена под воду в так называемое «боевое положение», при котором из воды выставляется лишь перископ, представляющий собой вертикальную зрительную трубу, оканчивающуюся на верху горизонтальным раструбом; посредством системы стеклянных призм4) и оптических стекол5) изображение передается вниз наблюдателю.

Последний может поворачивать перископ и обозревать весь горизонт.

Подводная лодка представляет страшное оружие для надводных судов, потому что последние при паровом двигателе видны в ясную погоду верст за 10, благодаря дыму из труб. А подводную лодку, даже в надводном состянии, трудно издалека заметить; ее двигатели Дизеля не выделяют никакого дыма. Когда же из воды торчит только перископ подводкой лодки, его можно заметить только на очень близком расстоянии, и лодка почти всегда успеет нырнуть в воду раньше, чем ее застигнут неприятельские снаряды.

Как производится погружение и под'ем на поверхность подводной лодки? Операции эти могут производиться медленно посредством напускания воды в балластные цистерны и удаления ее оттуда; более же быстро эти операции могут быть произведены на ходу при помощи горизонтальных рулей подлодки. Для наполнения балластных цистерн внутри открываются краны затопления; для опоражнивания цистерн нет надобности выкачивать из них воду насосами, как это проэктировал Жюль-Верн на своем "Наутилусе", а достаточно открыть в цистерны доступ сжатому воздуху, запас которого при двигателях Дизеля всегда имеется на подлодке; сжатый гоздух быстро вытесняет воду из балластных цистерн, и подлодка всплывает.

Для быстрого же ныряния, в случае опасности, служат горизонтальные рули: давая им соответствуюший наклон и полный ход электродвигателю, командир уклоняет нос подлодки вниз и она как бы скатывается по наклонной плоскости в глубину; при обратном наклоне горизонтальных рулей она как бы выскакивает на поверхность.

Несколько слов о «подводниках», т. е. моряках, плавающих на подводных лодках.

Их профессия даже в мирное время требует значительной отваги, мужества, развития и здоровья. И в мирное время несравненно больше опасностей грозит подводнику, чем обыкновенному моряку.

Несмотря на все усовершенствования техники, подводная лодка не достигла еще совершенного и законченного развития, ее пребывание под водой до сих пор сопряжено с известными опасностями: вода может проникнуть внутрь лодки через какой-нибудь, ставший неплотным или испортившийся, клапан, подлодка может потерять равновесие под водой; при погружении на мелком месте ее может присосать ко дну; некоторые подлодки для избежания этого снабжаются специальным тяжелым, свинцовым килем, освободив который, подлодка сразу значительно уменьшает свой вес и может всплыть.

Жизнь при искусственном электрическом освещении, в сырости и холоде, в дурном воздухе, испорченном выдыхаемой углекислотой и газами от аккумуляторов — требуют от подводников большого здоровья.

Нечего уже и говорить про военное время: несмотря на кажущуюся безопасность, подводным лодкам приходится во время войны иногда очень круто.

Сверху их выслеживают аэропланы. С высоты прозрачная морская вода видна на большую глубину и, заметив подлодку, аэропланы тотчас же спешат сбросить бомбы.

На поверхности воды, благодаря небольшой скорости, подводная лодка может быть догнана и расстреляна любым миноносцем, если только не успеет скрыться под водой, но и тогда аэропланы будут выслеживать ее целыми часами и, как только она вынырнет, передадут по радио миноносцам и начнут сами бомбардировать.

Подводная лодка выпустила мину в неприятельское судно. Путь мины к подводной части судна показан пунктиром.

И, наконец, под водой на предполагаемых путях подлодок ставятся букеты из подводных мин, стальные сети, в которых запутывается подлодка или ее винты и т. д. Несмотря на это, все страны энергично развивают свой подводный флот в виду его важного оборонительного значения. Есть даже проэкты больших подводных крейсеров и линейных кораблей.

Подводная лодка может и будет иметь большое значение для научного исследования морских глубин, при под'еме затонувших кораблей и т. д.

Мирная жизнь откроет ей почетное поприще и долгий путь для усовершенствования.


1) Двигателями внутреннего сгорания называются такие тепловые двигатели, в которых нет особой топки, а горючее вещество (керосин, бензин, спирт и т. д.) вводится непосредственно в цилиндр, по которому двигается поршень. Внутри цилиндра горючее, с помощью электрической искры, взрывается и сгорает; образовавшиеся при взрыве газы двигают поршень и соединенные с ним части машины. Такие двигатели оказываются гораздо более экономными, чем паровые и, кроме того, занимают гораздо меньше места, чем последние. Двигателями внутреннего сгорания снабжены все автомобили, мотоциклетки, аэропланы, подводные лодки, применяются они и на многих фабриках.

2) Атмосфера — давление с силой в 1 килограмм на 1 кв. сантим.

3) Аккумуляторы — это особого рода элементы, которые при пропускании через них постоянного электрического тока накапливают электрическую энергию. Эту энергию, впоследствии, когда это оказывается нужным, можно использовать.

4) Призмой в геометрии называют тело, у которого верхними и нижними основаниями служат треугольники (треугольная призма), а боковыми гранями — прямоугольники. С помощью призмы можно изменять направление светового луча.

5) Оптическими стеклами или чечевицами называют стекла, ограниченные сферическими (шаровыми) поверхностями. Чечевицы бывают двух родов — выпуклые (с помощью их можно собирать световые лучи) и вогнутые (рассеивательные).


Hosted by uCoz