"Смена", №3, февраль, 1924 год, стр. 29
На уроке политграмоты. Занятия по геометрии. В химической лаборатории.

Будущие спецы.
(На заводе "Каучук")

Ст. Д. Хаита.

В школе.

Еще недавно было плохо.

Желания учиться, — хоть отбавляй, а помещения не было. Ребята бродили по корпусам, присматривались у станков и в один голос вопили:

— Даешь школу.

Она была открыта лишь в 1922 году.

При общежитии каучуковцев на Царицынской отвели почешение в 5 комнат.

В окнах — много неба. В комнатах просторно. Блестят от свежего лака парты. Доска. Преподавательский стол.

Учатся...

От 8-ми до 12-ти ежедневно. Потом в корпусах на практических занятиях.

Фабзавучников при заволе — 70 человек, из них 32 — помимо теоретических занятий, работают на практике.

Курс в фабзавуче трехгодичный. На 3-м курсе, кроме общеобразовательных предметов, теперь вводятся и специальные, производственные: материаловедение, машиноведение, химическая технология резиновой промышленности.

К учобе фабзайцы подходят по своему. Они ведут за собой преподавателей.

Например: на уроке математики все математические формулы писались на доске. Так же преподаватель давал об'яснения.

Пока фабзавучник стоял у доски, все было ему понятно, но, уходя обратно к парте, математику забывал.

И ребята решили:

— Доска — пустое дело. Этак — не вызубришь. Гони тетради.

В результате каждый стал заносить задачи в тетради. А теперь фабзайцы насчет математики «собаку с'ели».

Тоже самое дело с политграмотой.

Докладчик из преподавателей читал сухо. Нить уловить было трудно. Доклад улетучивался из памяти. Лекционная система не пришлась каучуковцам по нутру.

И решили:

— Сами будем читать доклады.

Не промахнули.

Теперь, перед докладом, одному из фабзавучников даются все материалы для очередного вопроса. Фабзавучник учится по этим материалам. Сам читает товарищам доклад. Товарищи участвуют в прениях. А прения — шлифуют мозг.

Таким образом, политграмота стала излюбленным предметом.

Экономическую географию тоже начали изучать по своему.

Каждый фабзаяц берет по своему желанию какой-либо промысел, — каменноугольный, рыбный и пр. Изучает его, как пять своих пальцев. Чертит диаграммы, карты. И лишь, изучив основательно промысел, берется за другой.

По учобе пошли своей дорогой...

Работа учкома.

Училищный комитет.

Эта восьмерка регулирует школьную жизнь. Следит за дисциплиной, учитывает все недостатки, пополняет школу учебниками.

За дезорганизацию в учобе, на днях Учкомом были уволены четыре человека.

Ребята отзываются о своем учении так:

— Соломон мудрый.

Культурную работу учком ведет в клубе совместно с комсомольской ячейкой. В клубе организованы кружки: политграмоты, музыкальный, драматический, хоровой, спортивный.

А сейчас введена новинка: политрулетка. Очень увлекательная и полезная штука.

На столе рассыпаются пустые бумажки. Фабзаяц пишет на них какой-либо вопрос, например; «Что такое комсомол», «Для чего нужна смычка города с деревней» и пр.

Ответы на вопросы шлются немедленно.

В былое время этой «летучей почтой» пользовались буржуазные молодые люди для совершения иных целей.

В ближайшее время учком предлагает организовать ряд собеседований о быте. При школе выходит своя стенная газета — «Набойка».

На практических занятиях.

С января нового, 24 года, в корпусах установлены, после долгих хлопот, рабочие столы. Столы стоят в пяти отделах: столярном, слесарном, техническом, белошинном и игрушечном. За каждым столом шесть подростков. Изучают производство наглядно. Нагрузка немалая. Необходимо пройти все столы в течение 2½ лет, изучая последовательно работу в каждом отделе.

На последнем полугодии пребывания в фабзавуче подростки разбиваются для специализации по постоянным отделам.

При школе — химическая лаборатория.

Фабзайцы сгрудились над столом с препаратами. Комната небольшая: яблоку негде упасть. Здесь ведутся занятия. Одна и та же работа поручается всем одновременно. Это для того, чтобы проверить результаты. Работы по образованию солей фабзайцы выполняют самостоятельно. Сами начертили таблицы структурных химических формул.

Незаконченную в лаборатории работу берут домой. И там, до полуночи, шлифуют в чертежах свой ум. Другого времени нет, потому что утром опять школа, в полдень — завод, вечером — лаборатория.

За партами, за химическими препаратами, за станками и верстаками — всегда склоненные головы и напряжение.

Так куется будущий красный спец — высоко квалифицированный рабочий-резинщик.


Hosted by uCoz