"Смена", №5-6, апрель, 1925 год.

ПОЧТА "СМЕНЫ"

Фетистову. (Новочеркасск) — Юбилейного номера мы не выпускали. Твои стихи, поэтому, не подойдут, но сотрудничать в журнале ты, конечно, можешь. Пиши про жизнь ваших ребят.

Ю. П. (Тифлис). — Твой материал будет использован для обзора жизни и работы молодежных литкружков. Пиши, как протекает работа "Красных восходов", присылай твои произведения.

Ахрему Сергею. (Коростень). — Ты, брат, молодец, что не сложил своего рабкорского оружия — пера и добился того, что твой материал помещается в "СМЕНЕ". Самый главный грех корреспондента — это самолюбие. Если рабкор, юнкор, или вообще "кор" заболел самолюбием, то никогда ему не научиться писать. Впрочем, у тебя довольно добродушным тон, когда ты вышучиваешь наши редакционные порядки. По существу же твоего "Вместо фельетона": мы проделали над ним маленькую операцию: фельетонную часть выбрали и сделаем из нее фельетон, а серьезную часть, как видишь, напечатали полностью.

Баранову. — Направили в «Красный Перец». Для нас словарь не подойдет.

Асафьеву. Тамбов. — Твои заметки очень слабые. Много общих мест: когда прочитаешь их, то можно с успехом отнести все описанное к любой ячейке, к любому заводу. Лица твоей организации, твоего завода не видно, а затем — у тебя все обстоит очень благополучно, будто ты перед кем-то отчитываешься и хочешь показать «вот, мол, какие мы.» Пиши еще про вашу жизнь, рисуй ее такой, как она есть, без прикрас.

Настусевичу. (Владивосток) — Ваша статья по теме очень итересна, но она написана недостаточно живо. В таком виде она больше подходит для газеты, чем для комсомольского журнала.

Эту же тему разработайте более тщательно, дайте несколько живых картинок жизни на постах так, чтобы выводы пришлось делать не вам, а чтобы сам читатель делал их. Тогда ваш материал сможет у вас пойти. Непременно пишите еще.

Нилову. (Восточная Бухара). — Твоя заметка «Первая ячейка в восточной Бухаре» не пойдет. У тебя только несколько фактов, рисующих жизнь бухарской молодежи и то изложены они как-то митнигово. Заметка ни в чем не убеждает и не дает правдивого описания. Старайся писать так, чтобы каждый читатель как будто своими глазами видел бы ту обстановку, в которой создалась и работает первая ячейка КСМ в Бухаре.

Военмору Голикову. — Начало твоего очерка очень интересно и увлекательно, но когда прочесть его до конца, то приходится жалеть, что ты не выдержал его в том тоне, с которого начал. Разговор военморов на отдыхе не вяжется с описанием общих условий жизни военмора подплава. Кроме того, заметка будто обрублена, будто ты хотел еще о чем-то написать, да не успел. Пиши еще, приняв во внимание сказанное выше.

Бернштейну Л. — Твоя заметка "Отчет насчет конференции по дальним экскурсиям" не может быть помещена у нас. Если ты юнкор, то посещай регулярно занятия юнкорского кружка, иначе ты писать не научишься.

Баркину. (Нижний-Новгород). — Если хочешь, чтобы жизнь молодежи вашей школы и вообше комсомольцев в Нижнем освещалась на страницах "Смены", то ни в коем случае не посылай такого материала, как "Нижегородская школа-типография". Это сухой отчет, на котором, вероятно, заснули бы даже комсомольцы вашей школы. Заметка не пойдет.

Якову Цейтлин. — Очень охотно, хотя и с запозданием, приняли твое поздравление. Ждем писем, материалов и пр.

К. Горбунову. — Вышлем. Пиши.

Чибисову. (Пенза). — Рассказ "Санька" не пойдет. Вы пишите: "Я долго не мог уснуть, переживая только что рассказанную безотрадную, как осеннюю пору, молодую жизнь". Но из рассказа совсем нельзя сделать такого вывода, надо было разработать тему глубже и тщательнее. Вещь производит неряшливое впечатление, какие-то отрывки, нельзя даже понять, зачем нужно было все это описывать. Обдумывайте сначала, что вы хотите писать, а затем, как изложить тему, старайтесь, чтобы форма соответствовала содержанию темы.

Меерову. (Мариуполь). — Тебе, друг, надо, еще подучиться прежде, чем ты сможешь писать рассказы. Нужно подтянуться в отношении общего образования, почитать художественную русскую и иностранную литературу. Писать сам не торопись. Способности у тебя есть, но написать хорошую вешь ты сможешь только тогда, когда выполнишь условие, указанное выше.

Уссурийцу. — Рассказ твой действительно не годится. Надо подождать еще писать рассказы. Читай побольше и повнмательнее.

Садыкову. (А.С.С.Р., Нуха). — "С тайной в могилу" мы не можем напечатать. Может быть рассказ и заинтересовал бы ваших читателей, если бы ты описал, какая же тайна была у твоего героя.

Пиши лучше не рассказы, а очерки из жизни вашей организации. Это тебе, вероятно, удастся. Описывай действительную жизнь, как она есть. Знаками препинания и грамматическими ошибками не смущайся, у тебя их не так уж много.

Брехову. (Тверь). — Рассказ очень слаб. Не пойдет. Видно незнакомство с бытом и жизнью тех людей, о которых ты пишешь. Присматривайся, наблюдай, запоминай, записывай, накопляй материал прежде, чем берешься за перо

Вереченко. (Армавир). — Со стихами у тебя совсем неладно. Стихи не пойдут. Заметку о Горьком разработай подробнее и пришли.

Казакову. (Одесса). — "Сенька Кузак" не пойдет. В художественном отношении он имеет целый ряд недостатков. Недостатки преобладают. Тебе нужно много работать. Язык небрежен и непродуман. Тема разработана вяло. Рассказ ни в чем не убеждает. Описывая что-либо, ты не утверждаешь художественно-описываемое, а только намечаешь контуры. Отсюда — у читателя возникает недоверие к реальности описываемого. Присылай еще.

Эс-Ша. (Москва). — "Комсомолец Степка" не пойдет. Рассказ тебе не дается. Давай очерки, корреспонденции.

Гольдину. (Севастополь). — Не пойдет. Пиши в стенную и местную газету. Когда освоишься с корреспондентским делом, присылай в "Смену". Рассказов не пиши. Лучше — заметки.

Груздеву. (Калуга). — Ни одно из присланных стихотворений пойти не может. Слабые еще твои стихи. Про Ленина стихотворение написано уже многими использованными словами и образами. Если ты когда-нибудь, слушая доклад или приветствие, в котором говорятся привычные, призвучавшиеся всем слова, и если тебе на таком докладе было скучно, то ты поймешь, что такую же скуку наводят твои стихи. Остальные вещи живее. Попадаются и правильные строки, например: "записалась девка в комсомолки у моей, у дочки, у Марфушки" по сравнению с остальным это звучит правдиво. С "Парижскими коммунарами" совсем нехорошо получилось:

«Блески огней Парижа.
Путь озаряют нам».

Можно подумать, что блески огней "современного Парижа". И затем, вообще, нельзя сказать "блески огней", — это неправильное выражение. Комсомольский портрет у тебя тоже вышел неправдоподобным, непохожим, будто, действительно, так уже и написаны "на молодом лице заботы мировые".

Работать над стихами тебе еще нужно много прежде, чем они смогут печататься. Читай стихи больших мастеров слова. Это тебя многому научит.

Шовмаю. (Москва). — Ты пишешь:

«Хочу быть рабочим поэтом,
Хоть совсем не родился рабочим, —
Ведь всего только прошлым летом
Увидал я завод воочию".

Но мы должны тебе сказать, что одного только желания мало, чтобы стать поэтом, да еще рабочим. Покажи нам этот "заводище", который у тебя в строчки еще "не залез", а пока стихи не пойдут. Ты поработай на заводе у станка и над заводом в стихах, а потом их пришлешь.

Хромову. (Темиргаевская станица). Кавказ. — Стихи не пойдут. Они ничего не выражают, особенно, путаное стихотворение с одним словом в строчке. Ты лучше так не пиши. Если у тебя есть потребность в писании стихов изучай сначала произведения хороших поэтов. Сам писать подожди.

Куприянчику. (Севастополь). — Не пойдет, так как ты хочешь связаться с литкружком "СМЕНЫ", то мы передали твои стихи на литкружок, где они и будут разобраны. Мнение литкружка перешлем в личном письме.

Антонову. (Москва). — Ты спрашиваешь: "можно ли такое печатать". Нет, такое печатать нельзя. Стихи не пойдут. Указать на недочеты очень трудно, так как их слишком много, а по небольшому стихотворению о достоинствах говорить тоже трудно.

Н. Чиуренко. (Саранск). — Не плохо, но все же не пойдет. Искренность и живость твоего "отрывка из поэмы" смазывается некоторыми строками, звучащими фальшиво, например:

"Принялись теперь за дело,
Свои знанья укре-пим".

Или:

"На собрании стар и млад.
С интересом и вниманием,
Молча слушают доклад".

Нам кажется, что поэма тебе еще не под силу. Небольшие стихи с более ограниченной и четко продуманной темой тебе, вероятно, вполне бы удались. Присылай еще.

Группе "Октябрь." (В.-Устюг). — Очень слабо, товарищи. Нельзя печатать. Если это лучшие стихи вашего литкружка, то еше много надо вам поработать. Будьте более строгими к самим себе. Это принесет только пользу членам вашей группы.

Шитову. (Пенза). — Стихи переданы в "Юный Пионер". У нас они пойти не могут.

Шевченко. (Харьков). — Не пойдет. Читай побольше стихов. Сравнивай свой стихи с теми, которые печатаются у нас и в других журналах.

ОТ РЕДАКЦИИ. В страничке литкружка, напечатанной в номере 2 "Смены", напечатаны стихи Б. Тихонова "Вчерашнее" и Молчанова "Смерть дровокладки". Напечатаны по ошибке: Тихонов и Молчанов в кружке "Смены" не состоят.


Hosted by uCoz