Тобольские Епархиальные Ведомости, №5, 1882 год. В ОЖИДАНИИ ОДНОДНЕВНОЙ ПЕРЕПИСИ ЖИТЕЛЕЙ г. ТОБОЛЬСКА.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №5, март 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 99-104

ВЪ ОЖИДАНIИ ОДНОДНЕВНОЙ ПЕРЕПИСИ ЖИТЕЛЕЙ г. ТОБОЛЬСКА.

Въ г. Тобольскѣ предполагается однодневная перепись жителей. Для этой цѣли сформированъ исполнительный комитетъ, во главѣ коего стоитъ г. предсѣдатель губернскаго правленiя А. И. Дмитрiевъ-Мамоновъ. Комитетъ началъ уже подготовительныя свои работы и, желая предупредить о переписи жителей г. Тобольска, помѣстилъ въ статьѣ № 8 Тоб. губ. вѣдомстей свѣдѣнiя въ общихъ чертахъ о главныхъ основанiяхъ переписи, ея организацiи, о дѣятельности комитета и пр. Въ статьѣ этой между прочимъ сказано, что г. Начальникъ губернiи нашелъ возможнымъ, въ видахъ осуществленiя предпринятой имъ переписи населенiя г. Тобольска, дѣйствительно необходимой, изъ средствъ статистическаго комитета (городское же общество отказалось) удѣлить необходимую сумму для производства переписи. Благодаря такому содѣйствiю Его Превосходительства В. А. Лысогорскаго, исполнительный по переписи комитетъ выработалъ объявленiя населенiю о производствѣ переписи. Объявленiя комитета имѣютъ въ виду заблаговременно приготовить населенiе къ дню переписи г. Тобольска, разъяснить въ общихъ чертахъ значенiе и цѣль переписи, предупреждая, что перепись производится единственно для приведенiя въ извѣстность наличнаго числа населенiя въ городѣ, а не для увеличенiя какихъ либо налоговъ, преслѣдованiя за безписьменность, или для какихъ-либо другихъ фискальныхъ цѣлей. Для того же, чтобы перепись произведена была съ возможно большею точностiю и чтобы какъ участковые распорядители, такъ и счетчики имѣли правила для руководства при производствѣ переписи, комитетъ призналъ полезнымъ преподать имъ инструкцiи, заключающiя въ себѣ наставленiя о производствѣ переписи домовъ, квартиръ и наличнаго населенiя. Вопросные пункты, относящiеся до домовъ, квартиръ и до населенiя, выработаны комитетомъ въ возможно широкой программѣ соотвѣтственно требованiямъ, установленнымъ статистическими конгрессами и мѣстнымъ условiямъ, не упуская изъ виду практической возможности ихъ выполненiя.

Познакомивъ въ общихъ чертахъ съ главными основанiями переписи, ея организацiею, исполнительный комитетъ надѣется, что въ дѣлѣ производства предстоящей однодневной статистической переписи населенiя г. Тобольска мѣстная интеллигенцiя, участiе которой несомнѣнно послужитъ наилучшимъ залогомъ хорошаго выполненiя этой важной операцiи, по примѣру другихъ городовъ, гдѣ уже произведены подобныя переписи, какъ напримѣръ въ Томскѣ, Омскѣ и Иркутскѣ, — приметъ возможно большее участiе какъ въ счетѣ населенiя и отобранiя отъ него предложенныхъ комитетомъ вопросовъ, такъ и въ разъясненiи населенiю истиннаго значенiя переписи.

Пожелаемъ успѣха дѣятельности комитета по переписи жителей г. Тобольска, имѣющей, несомнѣнно, принести пользу жителямъ и городу. Одно опредѣленiе гигiеническихъ условiй, среди которыхъ течетъ и развивается жизнь и дѣятельность горожанъ, а также числовыя данныя относительно образа жизни, рода занятiй и пр. много должны будутъ пролить свѣта въ дѣлѣ опредѣленiя степени развитiя горожанъ и совершенствованiя городской жизни, а также принятия тѣхъ или другихъ мѣръ, какъ со стороны мѣстнаго гражданскаго управленiя, такъ и со стороны городскаго самоуправленiя. Съ своей стороны мы отъ души желали бы, чтобы ожидаемая перепись принесла какъ можно большiя благодѣтельныя послѣдствiя для городскаго населенiя, и для этаго она была бы обоснована не на однихъ началахъ и прiемахъ науки, преслѣдовала не одни только интересы и задачи соцiологiи, а сопровождалась и даже всецѣло была бы проникнута духомъ христiанской любви и благосердiя, особенно къ наименьшей братiи.

Въ данномъ случаѣ намъ невольно припоминается недавно распубликованное газетами воззванiе къ населенiю г. Москвы, по поводу бывшей въ ней (24 января) однодневной же переписи, одного члена исполнительной коммисiи по переписи, извѣстнаго русской публикѣ талантливаго ея беллетриста, графа Л. Н. Толстаго. "Что такое для насъ, не людей науки, совершающаяся перепись?" задается онъ вопросомъ, и въ отвѣтъ говоритъ: "это двѣ вещи, — во 1-хъ то, что мы навѣрно узнаемъ, что среди насъ живутъ люди безъ хлѣба, одежды и прiюта; во 2-хъ то, что счетчики будутъ ходить смотрѣть это и спокойно заносить по графамъ, сколько умирающихъ съ холода и голода, сколько нищихъ, сколько проститутокъ, дѣтей безъ призора и пр. И то и другое очень дурно".

"Всѣ кричатъ о шаткости нашего общественнаго строя, объ исключительномъ положенiи, о революцiонномъ настроенiи. Гдѣ корень всего? На что указываютъ революцiонеры? На нищету, неравномѣрность распредѣленiя богатствъ. На что указываютъ консерваторы? На упадокъ нравственныхъ основъ. Если справедливо мнѣнiе революцiонеровъ, что же надо сдѣлать? Уменьшить нищету. Если справедливо мнѣнiе консерваторовъ, что все зло отъ упадка нравственныхъ основъ, то что можетъ быть безнравственнѣе и развратительнѣе, какъ сознательно равнодушное созерцанiе людскихъ несчастiй съ одною цѣлiю записывать ихъ? Что же надобно сдѣлать? Надобно, продолжаетъ графъ Толстой, — къ переписи присоединить дѣло христiанской любви".

"Наука дѣлаетъ свое дѣло, будемъ, говоритъ онъ, дѣлать и мы свое. Сдѣлаемъ вотъ что. Во первыхъ, уяснимъ себѣ хоршенько то, надъ чѣмъ и для чего мы дѣлаемъ изслѣдованiя. Надъ людьми, и для того, чтобы люди были счастливы. Какъ бы кто ни смотрѣлъ на жизнь, всякiй согласенъ, что важнѣе ничего нѣтъ человѣческой жизни, и дѣла нѣтъ болѣе важнаго, какъ устранить препятствiя для развитiя этой жизни, помочь ей. Воспользуемся переписью, чтобы устранить величайшее зло разобщенiя между нами и нищими и установить общенiе и дѣло исправленiя зла, несчастiй, нищеты и невѣжества и еще большаго нашего несчастiя, — равнодушiя и безцѣльности нашей жизни".

Мы не можемъ слѣдовать далѣе за даровитымъ и гуманнымъ нашимъ писателемъ—художникомъ въ отношенiи мѣры, какую онъ предлагаетъ ревнителямъ христiанскаго милосердiя и общаго блага въ дѣлѣ переписи, ни вполнѣ раздѣлять его стремленiй весьма идеальнаго свойства. Быть можетъ, въ отношенiи московскаго населенiя и дѣйствительно, какъ заявляетъ въ своемъ воззванiи графъ Толстой, "помощь бѣднымъ нужна не столько денежная, столько единственно моральная", и что "деньги тамъ составляютъ зло", что "кто (будьто бы) даетъ бѣднымъ деньги, толкаетъ зло и освобождается отъ зла". Быть можетъ, по финансовой даже теорiи дѣйствительно деньги сами по себѣ есть презренный металлъ и ассигнацiи — ничего незначащiя бумажки, или сущее зло и ничтожество. На дѣлѣ въ нынѣшнее время деньги далеко не ничто, и безъ нихъ ничего не подѣлаешь, ничего не прiобрѣтешь, не снищешь никакой, даже малѣйшей услуги; и тѣмъ менѣе можно сдѣлать что-нибудь безъ нихъ въ дѣлѣ благотворительности, которая и христiанскимъ ученiемъ не поставляется только въ дѣлахъ духовнаго милосердiя, но также въ дѣлахъ милосердiя тѣлеснаго: алчущаго напитать, жаждущаго напоить, нагого одѣть, больнаго посѣтить, страннаго ввести въ домъ и пр. А все это, очевидно, требуетъ матерiальныхъ расходовъ и денежныхъ средствъ.

Нѣтъ, благотворенiе духовнаго свойства само по себѣ; оно должно, предшествовать благотворенiю внѣшняго свойства: первое всецѣло даже должно проникать дѣла милосердiя тѣлеснаго. Это требуется какъ внутреннимъ значенiемъ самого акта благотворенiя, дѣла чисто нравственнаго, такъ размѣрами, постоянствомъ и благоплодностiю его. Если мы будемъ ограничивать долгъ любви къ ближнимъ, и именно къ бѣднымъ ближнимъ, подачею имъ гроша, пятака, куска хлѣба, или проявлять ее только въ принятыхъ у насъ, въ большинствѣ случаевъ, способахъ благотворенiя: подпискахъ, концертахъ и пр.; если, далѣе, наша благотворительность, вниманiе и забота о бѣдныхъ будутъ возникать моментами, проявляться порывами; если она будетъ не влеченiемъ сердца, а подраженiемь другимъ, вслѣдствiе принятаго и установившагося обычая, а равно и неудобства отстать отъ другихъ; если она не есть глубокое чувство нашего сердца, не цѣлое направленiе нашей жизни, не сознательный, прочувствованный долгь, по заповѣди Христа; если еще, ко всему этому, лѣвая рука наша очень зорко будетъ наблюдать за тѣмъ, что творитъ правая: то всего этого дѣйствительно мало и недостаточно, и понятiя наши о благотворительности и любви къ бѣднымъ, не смотря на то, что мы называемь ихъ и гуманными и прогрессивными, — окажутся очень узкими сравнительно съ широкимъ духомъ закона любви евангельской.

Такимъ образомъ въ основной идеѣ и во взглядѣ на дѣло благотворительности нашего талантливаго беллетриста мы не можемъ не согласиться, хотя настоящiя условiя жизни людской далеко при этомъ расходятся съ идеальнымъ взглядомъ графа на благотворительность. Во всякомъ случаѣ въ дѣлѣ, напр. возможнаго обезпеченiя положенiя бѣдныхъ г. Тобольска далеко неизлишня благотворительность и внѣшняго свойства, даже необходима, но при нѣкоторыхъ ограниченiяхъ

Говоря такъ, мы желали бы высказать нѣсколько мыслей о болѣе или менѣе правильной организацiи благотворительнаго дѣла и возможнаго улучшенiя бѣднѣйшей части населенiя г. Тобольска. Быть можетъ, исполнительный комитетъ по ежедневной переписи въ городѣ найдетъ возможнымъ, собравъ потребныя данныя, указать потомъ на необходимость улучшенiя быта и положенiя бѣдныхъ жителей (въ чемъ, кажется, нельзя бы и сомнѣваться) и дастъ этому дѣлу дальнѣйшее движенiе, чрезъ что самая перепись значительно потеряетъ свой канцелярскiй и полуоффицiальный характеръ. Быть можетъ, найдутся также среди горожанъ люди, вполнѣ сочувствующiе христiанскимъ стремленiямъ и чувствамъ, коими желательно было бы сопровождать дѣло ожидаемой ежедневной переписи жителей г. Тобольска, и такимъ образомъ не откажутся оказать содѣйствiе къ ослабленiю мѣстнаго пауперизма и къ облегченiю участи несчастныхъ вдовъ, сиротъ, больныхъ, увѣчныхъ, дряхлыхъ.

Всего же болѣе желательно, и своевременно было бы, вызвать къ надлежащей дѣятельности, такъ называемыя "приходскiя попечительства", которыя въ настоящее время существуютъ, кажется, единственно на бумагѣ, и дѣятельность коихъ намѣчена довольно ограниченная, именно — клонится она болѣе къ хозяйственной постановкѣ церковно-приходскаго дѣла, тогда какъ ей всего естественнѣе быть характера филантропическаго. Дѣло христiанскаго благотворенiя бѣднымь и нищимъ должно бы для нихъ быть поставлено на первый планъ.

Но о всемъ этомъ — въ другой разъ.