Тобольские Епархиальные Ведомости, №13, 1882 год. К ВОПРОСУ О ВНЕБОГОСЛУЖЕБНЫХ СОБЕСЕДОВАНИЯХ

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №13, июль 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 251-262

КЪ ВОПРОСУ О ВНѢБОГОСЛУЖЕБНЫХЪ СОБЕСѢДОВАНIЯХЪ.

Вопросъ о развитiи проповѣднической дѣятельности — вопросъ въ настоящее время чрезвычайной важности. Появленiе разнаго рода сектъ среди православнаго народонаселенiя Россiи невольно приводитъ къ мысли о томъ, что народъ ищетъ удовлетворенiя своей религiозной жажды, и потому нѣтъ ничего удивительнаго, если онъ, не находя иногда у своихъ пастырей живаго и доступнаго разъясненiя своихъ религiозныхъ вопросовъ и недоумѣнiй, обращается за разрѣшенiемь ихъ къ непризваннымъ учителямъ, или и самъ по своему, и конечно неправильно, старается раскрыть ихъ въ своемъ сознанiи. Все это побудило и духовное начальство и самихъ пастырей придти на помощь жаждущему религiознаго познанiя народу и прiискать средство для удовлетворенiя этой религiозной жажды. Средство найдено: это — внѣбогослужебныя религiозно-нравственныя собесѣдованiя пастырей съ своими пасомыми. Начало такимъ собесѣдованiямъ положено уже во многихъ епархiяхъ Россiи и вездѣ, какъ можно заключать изъ отчетовъ и отзывовъ пастырей, они были встрѣчены народомъ съ живѣйшимъ сочувствiемъ и сопровождались значительнымъ успѣхомь. Нужно надѣяться, что и въ нашей епархiи мѣра эта не пройдетъ безслѣдно и также вызоветъ сочувствiе народа. Опираясь на эту мысль, и наше попечительное начальство, отмѣнивъ представленiе очередныхъ проповѣдей, рекомендовало духовенству епархiи положить начало внѣбогослужебнымъ религiозно-нравственнымъ собесѣдованiямъ съ народомъ, съ обязательствомъ представлять о томъ отчеты. Отчеты эти, хотя и не отъ всѣхъ священниковъ, представлены.

При разсмотрѣнiи означенныхъ отчетовъ оказывается: а) нѣкоторые священники вовсе не вели собесѣдованiй, отзываясь недосугомъ или неимѣнiемъ въ церковныхъ библiотекахъ необходимыхъ къ тому книгъ, б) нѣкоторые говорили только печатныя поученiя, читали житiя святыхъ или же, по прежнему, составляли собственныя поученiя; в) иные въ своихъ отчетахъ ограничились только указанiемъ времени и темы собесѣдованiй, не упоминая о томъ, въ какомъ видѣ и какъ развивалась сущность предмета, взятаго для бесѣды. Сверхъ того, нельзя было не замѣтить, что собесѣдованiя велись, по большей части, безъ заранѣе намѣченнаго плана, безъ взаимной связи между собою, наполняясь иногда безъ видимой нужды частностями, утомительными для неразвитыхъ слушателей, и отличались отсутствiемъ элемента историческо-повѣствовательнаго, болѣе доступнаго и понятнаго для народа. Удачнѣе другихъ начали и повели свои собесѣдованiя священники: Чернолуцкаго прихода Поникаровскiй, Крайчиковскаго — Софоновъ, Кизакскаго — Беллюсовъ, Чесноковскаго — Бирюковъ, Иковскаго — Рѣдькинъ, Частоозерскаго — Виноградовъ, Калмакскаго — Новосильцевъ и нѣкоторые другiе. Впрочемъ, въ общемъ нельзя не сказать добраго слова и о прочихъ пастыряхъ, успѣвшихъ приступить къ собесѣдованiямъ съ прихожанами и посильно потрудиться въ новомъ для нихъ дѣлѣ церковно-народнаго учительства. Можно надѣяться, что и всѣ они, умудренные опытомъ, поставятъ это важное дѣло на надлежащую степень высоты, и должной практичности.

Въ распоряженiи о введенiи внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй, разосланномъ духовенству епархiи, были намѣчены нѣкоторыя черты для желаемой постановки этого дѣла, но указанiя эти краткiя, общiя и при томъ касались болѣе внѣшней стороны, или способа веденiя бесѣдъ. Въ восполненiе сего и предлагается настоящая замѣтка.

Выше уже сказано, что духовенство нѣкоторыхъ россiйскихъ епархiй предупредило насъ въ этомъ отношенiи, почему тамъ и выработались уже болѣе или менѣе практическiе прiемы для веденiя собесѣдованiй съ народомъ. Отчего же намъ не воспользоваться готовымъ опытомъ для избѣжанiя многихъ промаховъ, всегда соединенныхъ со всякимъ начинанiемъ? Въ виду этой цѣли, постараемся найдти полезные для насъ совѣты въ трудахъ предшественниковъ нашихъ. Но чтобы полнѣе представить и уяснить себѣ этотъ новый видъ церковно-народной проповѣди, а изъ самаго способа веденiя внѣбогослужебнаго пастырскаго назиданiя извлечь возможно большую пользу, намъ необходимо обратить вниманiе: а) на цѣль замѣны прежнихъ поученiй собесѣдованiями, б) содержанiе и предметъ собесѣдованiй, в) порядокъ и программу, г) способъ и д) время, пригодное для ихъ веденiя.

Цѣль введенiя собесѣдованiй вмѣсто прежнихъ поученiй съ церковной каѳедры, конечно, та же: это раскрытiе въ понятiи и сердцахъ народныхъ массъ ученiя православной церкви какъ со стороны догматической, такъ и со стороны нравственной, искорененiе суевѣрiй, присущихъ народу, удовлетворенiе его духовныхъ потребностей знанiемъ того, чему и какъ онъ долженъ вѣрить, и огражденiе его отъ зловреднаго влiянiя непризванныхъ учителей. Но поученiя, произносимыя съ церковной каѳедры, даже при всей ихъ доступности и простотѣ, не вполнѣ могутъ отвѣчать вышесказанной цѣли: они все же болѣе или менѣе искуственны и произносятся среди оффицiальной обстановки; внѣбогослужебныя же собесѣдованiя, при отсутствiи стѣснительной оффицiалъности, при безъискуственности и простотѣ, могутъ служить однимъ изъ наилучшихъ способовъ, въ ряду пастырскихъ мѣръ, къ насажденiю въ паствѣ духа вѣры Христовой. Недостатки нашей проповѣди, малое ея воздѣйствiе на сердца слушателей заключаются, по большей части, въ отвлеченности, въ опущенiи изъ вида условiй, составляющихъ для слушателей жизненный интересъ. Нѣтъ нужды доказывать, что въ поученiяхъ своихъ мы часто говоримъ отвлеченно, говоримъ о давнопрошедшемъ, боремся и обличаемъ пороки и вѣрования иногда несуществующiе, а настоящее-то, бросающееся прямо въ глаза, оставляемъ безъ вниманiя. Между тѣмь это настоящее требуетъ живаго слова. Собесѣдованiя же, какъ мы полагаемъ, и есть то живое, дѣйственное слово, въ которомъ пастырь, какъ отецъ въ домашнемъ разговорѣ съ дѣтьми, можетъ, не стѣсняясь условными формами, преподать народу много полезнаго, направляя къ назиданiю даже случайное слово или мнѣнiе, высказанное со стороны слушателей. Вотъ цѣль замѣны обычныхъ поученiй собесѣдованiями.

Содержанiемъ и предметомъ собесѣдованiй съ народомъ служитъ Слово Божiе и самая жизнь. Чтенiе и изъясненiе священнаго писанiя, изложенiе и объясненiе догматовъ, заключенныхъ въ символѣ вѣры, раскрытiе нравственнаго закона, даннаго Богомъ въ десятословiи, ознакомленiе съ значенiемъ обрядовъ, совершаемыхъ при богослуженiяхъ, объясненiе молитвъ и самаго богослуженiя, священная исторiя ветхаго и новаго завѣта въ главныхъ чертахъ, въ коихъ видно было бы домостроительство спасенiя нашего, разсказы изъ жизни св. мужей и женъ, служатъ первымъ, основнымъ источникомъ для собесѣдованiй. Особенно при этомъ необходимы объясненiя богослуженiя съ его обрядами и разсказы священно-историческiе. Для народа, непривыкшаго къ отвлеченному мышленiю, вразумительна только наглядность. Чрезъ что онъ можетъ, напримѣръ, прiобрѣсти осязательное понятiе о земной жизни Спасителя, какъ не чрезъ объясненiе священнодѣйствiй литургiи? Присутствуя при богослуженiи, при совершенiи обрядовъ и таинствъ, и не понимая ихъ, простой народъ не выноситъ изъ храма того благотворнаго влiянiя, какое бы онъ вынесъ при другихъ условiяхъ. При уясненiи же не только каждаго священнодѣйствiя, но и каждаго изображенiя, каждой принадлежности храма, онъ полюбитъ храмъ, будетъ туда стремиться, потому что будетъ выносить оттуда благотворныя христiанскiя чувства. Непониманiемъ священнодѣйствiй и можно только объяснить то нежелательное охлажденiе иногда народа къ храму Божiю и присутствiю въ немъ, какое замѣчается нерѣдко въ дѣйствительности. Въ самомъ дѣлѣ, не привлекательнѣе ли будетъ для народа богослуженiе и священные обряды, когда онъ, присутствуя при оныхъ, будетъ понимать и знать то, что скрывается за этими дѣйствiями и изображенiями? А что подобныя бесѣды литургическаго содержанiя будутъ въ высшей степени полезны, что и самъ народъ желаетъ вникнуть въ смыслъ богослуженiя и обрядовъ, — вь этомъ можно убѣдиться обилiемъ суевѣрныхъ представленiй относительно богослужебныхъ обрядовъ. Здѣсь выражается попытка народа самостоятельно объяснить смыслъ и значенiе оныхъ. Дополненiемъ къ содержанiю и предмету собесѣдованiй могутъ служить тѣ явленiя изъ жизни религiозно-нравственной и общественной, какiя внимательный пастырь примѣчаетъ среди своихъ пасомыхъ. Сюда, сообразно потребностямъ и условiямъ мѣста и времени, могутъ относиться обличенiе религiозныхъ заблужденiй, указанiе общественныхъ недуговъ, случайныя бѣдствiя, народныя суевѣрiя и т.п. А такъ какъ послѣднiя поддерживаются въ народѣ по преимуществу непониманiемъ законовъ и явленiй природы, то далеко неизлишне въ собесѣдованiяхъ касаться предметовъ и изъ области естествознанiя, разсматривая ихъ въ связи съ народными суевѣрiями.

Программа и порядокъ внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй указаны въ статьѣ, напечатанной въ Московскихъ епархiальныхъ вѣдомостяхъ и съ дополнительными примѣчанiями перепечатанной во 2 № Таврическихъ епархiальныхъ вѣдомостей за 1879 годъ. Вотъ эта программа:

"О бытiи Божiемъ. О свойствахъ Божiихъ. О Богѣ единомъ по существу и троичномъ въ лицахъ. О крестномъ знаменiи. Объясненiе молитвы: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Разсказъ о сотворенiи мiра. Сотворенiе человѣка и блаженное состоянiе первыхъ людей. Грѣхопаденiе прародителей и обѣщанiе Спасителя. Распространенiе грѣха на всѣхъ людей. Нужда въ покаянiи. Молитва мытаря: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Рождество Христово. Срѣтенiе Господне. Крещенiе Господне. Преображенiе. Входъ въ Iерусалимъ. Страдание и смерть I. Христа. Воскресенiе и вознесенiе на небо. Молитва къ Сыну Божiю: Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй. О сошествiи Св. Духа и о личномъ Его свойствѣ. Молитва ко Св. Духу: Царю небесный. Трисвятое. Происхожденiе трисвятаго. Объясненiе трисвятаго и славословiя. Молитва ко пресвятой Троицѣ: Пресвятая Троице. Объясненiе оной. Молитва Господня: Отче нашъ. Происхожденiе молитвы, объясненiе и изученiе призыванiя и первыхъ двухъ прошенiй. Объясненiе 3, 4 и 5 прошенiй. Объясненiе 6 и 7 прошенiй и славословiя. Жизнь пресв. Богородицы и далѣе. О благовѣщенiи пресв. Богородицѣ и посѣщенiе ею Елисаветы. Молитвы: Богородице дѣво и достойно.

Сѵмволъ вѣры:

О Богѣ единомъ, Творцѣ и Промыслителѣ мiра. Объясненiе 1-го члена. Объясненiе 2-го члена. Объясненiе 3-го члена. О чествованiи св. Креста, о дняхъ поклоненiя Кресту: Воздвиженiе, недѣля крестопоклонная, 1 августа. Объясненiе 4 члена. Объясненiе 5 члена. Объясненiе 6 члена. О второмъ пришествiи Сына Божiя и страшномъ судѣ. Изученiе 7 члена. Объясненiе 8 члена. О церкви, какъ объ обществѣ вѣрующихъ; о прав. церкви; о вселенскихъ соборахъ. О св. синодѣ, епископствѣ и священствѣ. Изученiе 9 члена. О крещенiи и мѵропомазанiи. О причащенiи и покаянiи. О священствѣ, бракѣ и елеосвященiи. Объясненiе 10 члена. О воскресенiи мертвыхъ и изученiе 11 члена. О будущей жизни и объясненiе 12 члена.

Заповѣди:

О почитанiи святыхъ; объясненiе 1 заповѣди. О правильномъ почитанiи иконъ; объясненiе 2 заповѣди. Объ исключительныхъ случаяхъ, при которыхъ дозволяется клятва; объясненiе 3 заповѣди. О воскресномъ днѣ и о необходимости трудиться въ будничные дни. О праздникахъ и постахъ — объясненiе 4 заповѣди. Объясненiе 5 заповѣди. Объясненiе 6 и 7 заповѣдей (о брани и сквернословiи). Объясненiе 8 заповѣди (о воровствѣ и обманѣ). Объясненiе 9 заповѣди (о правдивости и вѣрности въ словахъ). Объясненiе 10 заповѣди (о зависти, худыхъ помыслахъ и желанiяхъ).

Свящ. исторiя ветхаго завѣта:

Сотворенiе мiра невидимаго или ангеловъ. Понятiе объ ангелахъ. Раздѣленiе ихъ. Понятiе объ ангелѣ хранителѣ. Объясненiе молитвы ангелу хранителю. Сотворенiе мiра видимаго. Сотворенiе человѣка. Блаженная жизнь первыхъ людей. Единство происхожденiя всѣхъ людей. Все люди братья и ближнiе между собою. Необходимость взаимной помощи и молитва другъ о другѣ. Объясненiе молитвы за царя и отечество: спаси, Господи, люди Твоя. Объясненiе молитвы о здравiи живыхъ: спаси, Господи, и помилуй родители моя... Грѣхопаденiе. Наказанiе за грѣхъ. Обѣщанiе Спасителя. Распространенiе грѣха на всѣхъ людей. Слѣдствие грѣха — смерть. Всѣ люди смертны. О необходимости молитвы за усопшихъ. Объясненiе и изученiе молитвы: со святыми упокой. Жизнь прародителей по изгнанiи изъ рая. Каинъ и Авель. Потомство Сиѳа. Смѣшенiе племенъ. Ной. Потопъ. Появленiе зла въ семействѣ Ноя и распространенiе его между людьми послѣ потопа. Столпотворенiе Вавилонское и раздѣленiе народовъ. Происхожденiе идолопоклонства. Авраамъ. Явленiе Бога Аврааму въ видѣ 3-хъ странниковъ. Погибель Содома и Гоморры. Исаакъ. Принесенiе Исаака въ жертву. Исавъ и Iаковъ. Iосифъ. Моисей. Выходъ евреевъ изъ Египта. Переходъ чрезъ чермное море. Синайское законодательство. Iисусъ Навинъ. Вступленiе евреевъ въ землю обѣтованную. Времена судей. Самуилъ. Времена царей. Саулъ, первый царь еврейскiй. Давидъ. Соломонъ. Пророкъ Илiя. Пророкъ Елисей. Пророкъ Iона. Пророкъ Данiилъ, Ананiя, Азарiя и Мисаилъ.

Свящ. исторiя новаго завѣта:

Рождество пресв. Богородицы, введенiе во храмъ. Благовѣщенiе. Предсказанiе ангела о рожденiи предтечи Христ. Iоанна, рожденiе его и пребыванiе въ пустыни. Рождество Господа нашего I. Христа; поклоненiе Ему пастырей. Срѣтенiе Господне. Поклоненiе волхвовъ Господу въ Виѳлеемѣ; бѣгство Его въ Египетъ и избiенiе Иродомъ младенцевъ. Событiе съ I. Христомъ на 12 году Его земной жизни. Проповѣдь Iоанна Крестителя на Iорданѣ. Крещенiе I. Христа. Сорокодневный постъ Его и искушенiе отъ дiавола. Первые послѣдователи Iисуса Христа: Андрей, Петръ, Филиппъ и Наѳанаилъ. Заключенiе Iоанна Предтечи въ темницу и усѣкновенiе главы его. Избранiе 12 апостоловъ. Проповѣдь I. Христа на горѣ о путяхъ къ блаженству. Объясненiе изреченiй Господнихъ о блаженствахъ. О гнѣвѣ, о неупотребленiи клятвы, о любви ко врагамъ, о милостынѣ, молитвѣ и постѣ. О неосужденiи другихъ. Благословенiе дѣтей. Богатый юноша. Закхей мытарь. Примѣры попеченiя Господа о храмѣ Божiемъ:въ подаянiи на храмъ, въ изгнанiи торжниковъ изъ храма, въ одобренiи подаянiя бѣдной вдовы. Притчи I. Христа: о сѣятелѣ, о сѣмени и плевелахъ. О любостяжательномъ богачѣ, о богатомъ и Лазарѣ. О должникѣ немилосердномъ, о благодѣтельномъ самарянинѣ. О блудномъ сынѣ, о мытарѣ и фарисеѣ. О званныхъ на вечерю. О десяти дѣвахъ. О талантахъ. Чудеса Христовы: претворенiе воды въ вино на бракѣ, чудесный ловъ рыбы, исцѣленiе разслабленнаго въ Капернаумѣ, исцѣленiе разслабленнаго при овчей купели, исцѣленiе слуги сотника, воскрешенiе сына вдовы Наинской, воскрешенiе дочери Iаира, насыщенiе 5000 человѣкь пятью хлѣбами, хожденiе I. Христа по водамъ, исцѣленiе бѣсноватой дочери хананеянки, исцѣленiе слѣпаго отъ рожденiя, исцѣленiе 10 прокаженныхъ. Предсказанiе I. Христа о страданiяхъ своихъ, смерти и воскресенiи. Предсказанiе Его о страданiи и славѣ учениковъ. Преображенiе Господне. Воскрешенiе Лазаря. Входъ Господень въ Iерусалимъ. Приготовленiе пасхальной вечери. Умовенiе ногъ. Установленiе св. таинства причащенiя. Послѣдняя бесѣда I. Христа съ учениками. Моленiе Господа I. Христа въ саду геѳсиманскомъ. I. Христосъ на судѣ у первосвященниковъ iудейскихъ. Отреченiе Петра. Погибель Iуды предателя. I. Христосъ на судѣ у Понтiя Пилата и Ирода. Крестныя страданiя Господа нашего I. Христа. Воскресенiе Господа нашего I. Христа и явленiе Его мѵроносицамъ. Явленiе Господа двумъ ученикамъ, шедшимъ въ Еммаусъ. Явленiе Господа апостоламъ въ Iерусалимѣ. Явленiе Его при морѣ тиверiадскомъ. Послѣднiя повелѣнiя воскресшаго Господа апостоламъ и вознесенiе Его на небо. Избранiе Матѳiя. Сошествiе Св. Духа на апостоловъ. Исцѣленiе хромаго. Обращенiе Савла. Обращенiе Корнилiя. Распространенiе Христовой церкви (общiй взглядъ).

Ученiе о богослуженiи православной церкви. Понятiя о храмѣ. Части храма: притворъ, средняя часть храма, ея значенiе и принадлежности; амвонъ, его значенiе; солея и клиросы, иконостасъ. Алтарь и его принадлежности: св. престолъ, антиминсъ, дарохранительница, кресть и евангелiе. Горнее мѣсто. Жертвенникъ. Лица, совершающiя богослуженiе и ихъ одежды. Святые сосуды, употребляющiеся при совершенiи св. таинства причащенiя. Сосуды, употребляющiеся при другихъ таинствахъ и обрядахъ церковныхъ. О различныхъ видахъ церк. богослуженiя. Раздѣленiе службъ церковныхъ. Время совершенiя церк. службъ. Понятiе о литургiи. Понятiе о литургiи св. Iоанна Златоустаго, Василiя великаго, Григорiя Двоеслова. Когда совершается каждая изъ нихъ. Различiе между ними. Проскомидiя. Просфора. Пять просфоръ для совершенiя литургiи. О часахъ,читаемыхъ во время проскомидiи. Литургiя оглашенныхъ. Порядокъ оной. Ектенiя великая. Ектенiи: малая и сугубая. Ектенiя просительная. Псалмы изобразительные. Антифоны. Объясненiе пѣсни: единородный Сыне. Значенiе малаго входа съ евангелiемъ. Трисвятое. Объясненiе словъ: вонмемъ, миръ всѣмъ, премудрость, аллилуiа. Чтенiе апостола и евангелiя. Сугубая ектенiя. Ектенiя объ усопшихъ. Ектенiя объ оглашенныхъ. Литургiя вѣрныхъ, краткая ектенiя о вѣрныхъ; дополнительная ектенiя литургiи о вѣрныхъ. Великiй выходъ. Херувимская пѣснь; происхожденiе ея и объясненiе. Пѣнiе символа1) вѣры. Дѣйствiя предначинательныя, относящiяся къ освященiю Даровъ. Важнѣйшiя дѣйствiя въ литургiи вѣрныхъ. Пресуществленiе св. Даровъ. Порядокъ литургiи вѣрныхъ по пресуществленiи св. Даровъ. Причащенiе священнослужителей въ алтарѣ. Что означаетъ явленiе св. Даровъ народу. Причащенiе мiрянъ. Послѣднее явленiе св. Даровъ народу. Заамвонная молитва. Раздаянiе антидора и окончанiе литургiи. Общiй взглядъ на литургiю. Литургiя преждеосвященныхъ Даровъ. Причина и цѣль установленiя оной. Объясненiе пѣснопѣнiй: да исправится молитва моя, со стихами къ оной, и — нынѣ силы небесныя. Объясненiе обрядовъ при совершенiи таинствъ. Нареченiе имени рожденному. Оглашенiе Заклинанiе и отреченiе оть сатаны. Сочетанiе Христу. Совершенiе крещенiя. Обряды, окружающiе самое совершенiе таинства крещенiя. Погруженiе. Бѣлая одежда и крестъ на крещаемомъ. Помазанiе св. мѵромъ. Хожденiе вокругъ купели. Чтенiе апостола, и евангелiя. Омовенiе, постриженiе. О причащенiи младенцевъ, взрослыхъ, больныхъ. Какъ должно приступать къ таинству. Объясненiе молитвы: вѣрую, Господи, и исповѣдую... Объ акаѳистахъ, канонахъ, канонъ св. причащенiя. Что значать самые обряды въ таинствѣ покаянiя. Исповедь. О священствѣ. О степеняхъ священства. Общiя замѣчанiя о посвященiи въ санъ. О посвященiи во дiакона, въ пресвитера и въ епископа. О бракѣ. Объ обыскахъ. Обрученiе. Вѣнчанiе. Обряды при этомъ: возложенiе вѣнцовъ, вино, растворенное водою снятiе вѣнцовъ. Объ елеосвященiи. Какъ оно совершается? Чтенiе апостола и евангелiя, помазанiе больнаго, положенiе на голову больнаго раскрытаго евангелiя, испрошенiе прощенiя. Молебны и молебныя пѣнiя. Акаѳисты, водоосвященiе, погребенiе умершихъ. Обряды при этомъ. Дни поминовенiя".

Подобная программа собесѣдованiй, пожалуй, покажется слишкомъ обширною и даже, отчасти, наполненною для жителей сельскихъ излишними подробностями. Но нужно при этомъ имѣть въ виду, что эта программа, самою обширностью своей, ставитъ задачею лишь содѣйствовать систематическому изложенiю и выбору предметовъ для собесѣдованiй такимъ образомъ, чтобы собесѣдованiя эти были для народа своего рода школою. Впрочемъ, отъ личнаго опыта пастырей будетъ зависѣть, неизмѣняя порядка, сдѣлать въ ней сокращенiе по собственному усмотрѣнiю. Конечно, трудно и не всегда удобно въ живой бесѣдѣ держаться строгой, опредѣленной системы. Вопросы и замѣчания слушателей могутъ отвлекать отъ главной мысли и разстраивать заранѣе намѣченный планъ, но пастырь-собесѣдникъ можетъ избѣжать и этого затрудненiя, если самъ будетъ ставить вопросы и, выслушавъ неправильныя или неточныя объясненiя и толкованiя слушателей, давать отвѣты болѣе обстоятельные. Во всякомъ случаѣ священнику, не смотря на уклоненiе отъ строгой послѣдовательности, происходящее отъ вопросовъ, не всегда идущихъ къ данной темѣ бесѣды, возможно не терять нити бесѣды и направлять ее къ назначенной ранѣе цѣли.

Первое условiе для полученiя ожидаемой пользы отъ внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй есть веденiе оныхъ языкомъ простымъ, общедоступнымъ безъ тетради, устно. Пусть священникъ говорить, негоняясь за изяществомъ и округленностiю рѣчи, но и непереходя въ вульгарность и неприличiе, говоритъ такъ, какъ говоритъ онъ въ домашней назидательной бесѣдѣ и — онъ будетъ понятенъ и интересенъ для слушателей. Безъискуственность, простота, разговорная форма бесѣды, вызовъ слушателей на вопросы и замѣчанiя особенно могутъ содѣйствовать интересу и оживленности бесѣды. Въ этомъ случаѣ вопросы со стороны слушателей непремѣнно являются необходимою принадлежностiю пастырскихъ бесѣдъ, такъ какъ при подобной обстановкѣ дѣла интересъ слушателей не ослабѣваетъ, напротивъ постоянно держится на извѣстной степени напряженнаго вниманiя, потому что и слушателей ставитъ на почву дѣятельныхъ участниковъ бесѣды. Имѣя готовый и не истощимый матерiалъ для своихъ бесѣдъ съ пасомыми въ Словѣ Божiемъ, въ житiяхъ святыхъ, въ обрядахъ и таинствахъ церкви и наконецъ въ самой общественной жизни, пастырь всегда долженъ имѣть на первомъ планѣ дѣйствительную, современную жизнь своихъ слушателей, со всѣми ея добрыми и худыми сторонами, и, руководствуясь примѣромъ Спасителя въ Его бесѣдахъ съ простымъ народомъ, стараться развить и укоренить въ слушателяхъ добрыя христiанскiя начала и ослабить дурныя, въ томъ и другомъ случаѣ выставляя на видъ достойное подражанiя и достойное порицанiя. Не нужно забывать при этомъ, что, объясняя слушателямъ истины отвлеченныя, пастырь долженъ подтверждать ихъ примѣрами или выводить изъ примѣровъ, такъ какъ одно отвлеченное изложенiе истинъ вѣроученiя и нравоученiя можетъ быть утомительно и не такъ понятно для сельскихъ прихожанъ, непривыкшихъ къ отвлеченному мышленiю, а вслѣдствiе сего не можетъ быть и вполнѣ усвоено ими. Повѣствованiе изъ священной, церковной исторiй и жизни святыхъ можетъ сообщить бесѣдамъ пастыря особенную влiятельность, облекши, такъ сказать, отвлеченныя истины въ тѣлесный образъ, чрезъ что дастъ слушателямъ возможность скорѣе и легче усвоить и долѣе удержать въ памяти христiанское вѣроученiе и нравоученiе.

Для сообщенiя наглядности бесѣдамъ вѣроучительнаго и нравоучительнаго содержанiя могутъ служить хорошимъ пособiемъ — для первыхъ: "избранныя изъ житiй святыхъ чудеса и видѣнiя, какъ доказательства различныхъ истинъ христiанской православной вѣры". (Рязань 1880 г. Адресъ: въ г. Ряжскъ, Рязанской губ., протоiерею Ѳеодору Васильевичу Лебедеву, цѣна съ пер. 1 р.), для послѣднихъ — "училище благочестiя" (въ 2-хъ частяхъ, цѣна 1 р. 50 к., перес. за 2 ф. Адресъ: въ Москву, Ризположенской церкви, на донской улицѣ, прот. Виктору Петровичу Рождественскому), гдѣ собраны образцы и христiанскихъ добродѣтелей, достойныхъ подражанiя, и гибельные плоды уклоненiя отъ исполненiя оныхъ.

Время для веденiя внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй трудно назначить опредѣленно. Полагаемъ, однако, что всего лучше назначить время собесѣдованiй между утреней и литургiей, а въ многолюдныхъ селахъ вечеромъ; въ томъ и другомъ случаѣ — въ дни праздничные. Назначенiе собесѣдованiй между утреней и литургiей практично потому, что народъ, собравшiйся для молитвы, проводитъ этотъ промежутокъ времени тутъ же, у церкви, и слѣдовательно, представляетъ нужный контингентъ слушателей и участниковъ бесѣды, а назначенiе собесѣдованiй вечеромъ, въ селахъ многолюдныхъ, будетъ отвлекать народъ отъ разнаго рода непозволителъныхъ и нежелателъныхъ сборищъ, среди которыхъ проводится большая часть праздничнаго времени. Впрочемъ назначенiе времени для веденiя внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй должно быть всецѣло предоставлено усмотрѣнiю пастырей и взаимному соглашенiю ихъ съ прихожанами.

Нелишнимъ будетъ присовокупить о томъ, что нѣкоторые пастыри россiйск. епархiй пѣнiе общеупотребительныхъ молитвъ, съ участiемъ самихъ слушателей, считаютъ однимъ изъ наилучшихъ способовъ для привлеченiя народа къ слушанiю внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй, при чемъ самыя молитвы скорѣе и правильнѣе усвояются въ памяти прихожанъ.

Остается указать тѣ пособiя, которыми пастырь можетъ руководствоваться при веденiи внѣбогослужебныхъ собесѣдованiй. а) Для объясненiя молитвъ: 1) ежедневныя молитвы прав. христiанина съ объясненiями и толкованiями; изд. редакцiи "другъ народа" (Кiевъ, при гимназiи, цѣна 20 коп.), 2) Переводъ на русскiй языкъ молитвъ, прот. М. Чемены (Одесса, у автора, цѣна 25 коп.), 3) молитвы, заповѣди и сѵмволъ вѣры, прот. Д. Соколова (Спб. у Глазунова), объясненiе сѵмвола вѣры, молитвъ и заповѣдей Чельцова. б) Для бесѣдъ по священной исторiи: 1) свящ. исторiя ветх. и нов. завѣта, прот. Богословскаго (Спб., у Глазунова, цѣна 3 р.); 2) бесѣды съ дѣтьми о вѣрѣ и нравственности христiанской (двѣ части — ветх. и нов. зав.), прот. Соколова, 3) земная жизнь Iисуса Христа, прот. Е. Попова, (Пермь, у автора, цѣна 2 руб.) в) По изъясненiю богослуженiя правосл. церкви: 1) новая скрижаль на русскомъ языкѣ (Спб., у Глазунова., цѣна 1 руб. 55 коп.), 2) объясненiе богослуженiя, прот. Рудакова (Спб. на васильевскомъ островѣ, въ горномъ институтѣ, у автора, ц. 60 коп.), Михайловскаго, Соколова, 3) объясненiе богослуженiя въ поученiяхъ къ прихожанамъ, свящ. Владиславлева. г) Для катихизическихъ бесѣдъ: 1) прав. катихизисъ Высокопр. Филарета, 2) катихизическiя бесѣды на сѵмволъ вѣры, молитву Господню, блаженства и 10 заповѣдей, протоiерея Стратилатова (Спб., у Глазунова, ц. 1 руб. 25 коп.), 3) таковыя же поученiя прот. Нордова (Спб., у Глазунова.) д) Для объясненiя воскресныхъ и праздничныхъ евангелiй: 1) свящ. Свирѣлина (Москва, изд. брат. Салаевыхъ), 2) то же самое въ воскресныхъ листкахъ, свящ. В. Михайловскаго (Спб., у Глазунова, цѣна 1 руб. 10 коп.), е) Для объясненiя праздниковъ — прот. Дебольскаго: "дни богослуженiя православной церкви" (Спб., у Глазунова, за 2 т. 3 руб.), ж) для изложенiя нравственныхъ истинъ: общенародныя поученiя по нравственному богословiю прот. Евгенiя Попова (Пермь, у автора, цѣна за 4 т. 3 руб.); 3) для бесѣдъ на разные случаи — "сѣятель" Маврицкаго (Воронежъ, у преподават. семинарiи, цѣна 1 руб. 50 коп.); и) для бесѣдъ на житiя святыхъ, кромѣ полныхъ четиминей на славян. языкѣ, сокращенныя житiя святыхъ, Виноградова и Бахметевой (Спб., у Глазунова, цѣна 2 руб. 50 коп.); 1) листки, издаваемые при св. Троицкой Сергiевской лаврѣ два изданiя: 1-е — 75 к. за 100 лист., 2-е — 3 руб. за 100 лист; на пересылку прилагается за 1 ф. на 100 листовъ, и к) воскресныя бесѣды, изд. Московск. общест. любителей дух. просвѣщенiя.


Отцы и братiе! Нашъ долгъ и временне и безвременне (2 Тим. 4, 2, 1 Тим. 4, 12) учить своихъ пасомыхъ не только житiемъ, но и словомъ. Поставимъ же этотъ завѣтъ Апостола непреложнымъ правиломъ своей пастырской дѣятельности. Не будемъ уклоняться отъ этого святаго долга ни по недостатку времени, ни по малоопытности, ни, наконецъ, по неимѣнiю болѣе обширныхъ знанiй. И время найдется, и опытъ придетъ со временемъ, а ужъ, конечно, всякiй, даже неученый священникъ знаетъ болѣе сельскаго жителя, и слѣдовательно, можетъ сообщить ему много полезнаго. Чтобы поговорить о "божественномъ" съ прихожанами просто и понятно, не нужно большой учености, а нужны охота и рвенiе.

Свящ. М. Л—евъ.


1) Слово "символ" в значении "символ веры" по непонятным мне причинам в статье пишется двумя разными способами: символ и сѵмвол. Мною используются формы, соответствующие тексту статьи. (примечание составителя) (стр. 258.)