Тобольские Епархиальные Ведомости, №14, 1882 год. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ В СИБИРИ.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №14, июль 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 271-283

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ IЕРАРХIЯ ВЪ СИБИРИ.

Русскiй старообрядческiй расколъ, съ его вѣковой борьбой за самостоятельное существованiе и гигантскимъ, доселѣ не останавливающимся ростомъ, не можетъ не обращать на себя серьезнаго вниманiя не только со стороны правительства и пастырей православной церкви, съ которыми онъ по преимуществу ведетъ свою борьбу, но и со стороны каждаго русскаго православнаго человѣка, столько-нибудь интересующагося отечественной исторiей и современной русской жизнiю. Тѣмъ болѣе не должны относиться къ расколу равнодушно мы сибиряки, потому что Сибирь уже слишкомъ 200 лѣтъ служитъ однимъ изъ главнѣйшихъ притоновъ раскола. Насколько расколъ до сихъ поръ еще силенъ здѣсь, — это, между прочимъ, можно видѣть изъ того, что въ одной только Тобольской губернiи по свѣдѣнiямъ, собраннымъ мѣстной Консисторiей въ 1881 г., насчитывается записныхъ и незаписныхъ раскольниковъ всевозможныхъ толковъ до 70 т. душъ. Нѣтъ сомнѣнiя, что и въ каждой изъ остальныхъ губернiй и областей Сибири можно насчитать ихъ не меньшее, если не большее число, потому что въ былое время они ссылались изъ Россiи, и сами во множествѣ добровольно бѣжали отъ преслѣдованiя, одинаково какъ въ Тобольскую губернiю, такъ и въ прочiя мѣстности Сибири. Исторiя Сибирскаго раскола заключаетъ въ себѣ не мало кровавыхъ страницъ. Достаточно въ подтвержденiе сего указать на склонность прежнихъ сибирскихъ раскольниковъ, изъ боязни сближенiя съ православнымъ правительствомъ и населенiемъ, подвергаться самосожигательству. Въ прошломъ столѣтiи самосожигательство было развито до такой степени, что по временамъ охватывало всю Западную Сибирь и преждевременно сгубило цѣлыя тысячи несчастныхъ обоего пола и всѣхъ возрастовъ (1). Посему изученiе исторiи сибирскаго раскола должно быть признано вполнѣ необходимымъ. Несомнѣнно, оно откроетъ намъ ту преграду, которая постепенно образовалась и теперь отдѣляетъ насъ отъ старообрядцевъ, а вмѣстѣ съ этимъ можетъ указать и на средства, какiя пригодны къ устраненiю этой преграды (2).

Мы пока не имѣемъ возможности представить полное историческое обозрѣнiе сибирскаго раскола, и ограничиваемся однимъ изъ болѣе или менѣе крупныхъ событiй, совершившихся въ средѣ сибирскихъ раскольниковъ въ болѣе близкое къ намъ время, именно — прiобрѣтенiемъ церковной iерархiи, съ епископомъ во главѣ, давшей расколу новый толчекъ впередъ и особенную устойчивость (3).


I.
САВВАТIЙ
СИБИРСКIЙ СТАРООБРЯДЧЕСКIЙ ЕПИСКОПЪ.

Какъ расколомъ, такъ и старообрядческой iерархiей, Сибирь обязана европейской Россiи. Но въ самой Россiи у раскольниковъ iерархiи (разумѣемъ въ трехъ степеняхъ) появилась не больше, какъ 35 лѣтъ назадъ, до этого времени они или обходились вовсе безъ священства, или довольствовались бѣглыми попами (4). Поэтому, думаемъ, не излишне будетъ предварительно сказать нѣсколько словъ о происхожденiи iерархiи у раскольниковъ вообще.

Цѣлыхъ 180 лѣтъ (съ 1666 до 1846 г.) старообрядцы тщетно хлопотали о томъ, чтобы обзавестись своей iерархiей въ трехъ степеняхъ. Главнымъ образомъ недоставало епископовъ. Одному изъ русскихъ старообрядческихъ иноковъ Павлу Васильеву въ 1846 г., наконецъ, удалось переманить къ раскольникамъ отставнаго греческаго митрополита Амвросiя, который и сдѣлался родоначальникомъ русскаго старообрядческаго священства. Какъ же это могло случиться, что въ теченiе 180 лѣтъ изъ русскихъ архипастырей, между которыми, какъ извѣстно, на первыхъ порахъ были и сочувствовавшiе церковной старинѣ и не получившiе богословскаго образованiя, ни одинъ не рѣшился перейти къ раскольникамъ, и вдругъ переходить одинъ изъ греческихъ епископовъ, которыхъ мы привыкли считать богословски-образованными и преданными православiю? Этотъ вопросъ рѣшить не трудно: русскiе архипастыри, даже изъ тѣхъ, которые по своей простотѣ не отличались глубиною богословскихъ познанiй, однако хорошо знали что такое нашъ расколъ, знали, что переходъ на сторону торжественно въ 1666/67 г. осужденныхъ церковью старообрядцевъ долженъ сопропровождаться попранiемъ истинной вѣры и совѣсти, и потому никто изъ нихъ не рѣшался унизить себя до такой степени, до какой унизилъ себя извѣстный Амвросiй, несмотря на заманчивыя иногда приглашенiя старообрядцевъ (5). Но нельзя того же сказать по отношенiю къ грекамъ: сущность русскаго раскола для нихъ, исключая развѣ только бывшихъ на московскомъ соборѣ 1666/67 г., была и остается почти совсѣмъ не извѣстною. По крайней мѣрѣ Амвросiй настоящимъ образомъ познакомился съ расколомъ лишь тогда, когда сдѣлался старообрядческимъ митрополитомъ, и вслѣдствiе этого до самой смерти оплакивалъ свой поступокъ (6). Образованный, довольно искреннiй и преданный православной вѣрѣ, но не знакомый съ русскимъ расколомъ, онъ при томъ доведенъ былъ до этого унизительнаго поступка своимъ безвыходнымъ положенiемъ. Въ бытность свою митрополитомъ въ Боснiи, онъ энергичною защитою интересовъ своей, православной паствы навлекъ на себя нерасположенiе со стороны турецкаго правительства, которое потребовало отъ константинопольскаго патрiарха удаленiя его изъ Боснiи, и онъ былъ удаленъ. Поселившись въ ожиданiи новаго назначенiя въ Константинополе, Амвр. однако, въ теченiе нѣсколькихъ лѣтъ, оставался безъ назначенiя и претерпѣвалъ крайнiя нужды, снискивая себѣ насущное пропитанiе чуть не милостыней. Между тѣмъ у него на попеченiи оставался никуда не пристроенный, безъ всякихъ занятiй и средствъ къ жизни, сынъ Георгiй съ женой, которые увеличивали его горе и нужды (7). Иноки Павелъ и Алимпiй, по порученiю русскихъ старообрядцевъ, побывавъ съ цѣлiю отысканiя подходящаго для раскольниковъ епископа въ Александрiи, Антiохiи и на Ливанскихъ горахъ, встрѣтили Амвросiя въ Константинополѣ въ то самое время, когда горе и нужды его уже совсѣмъ надломили физически и нравственно, и воспользовались этимъ его положенiемъ. Лично, и чрезъ Георгiя Амиридиса (сына Амвросiя), они, избѣгая разсужденiй о вѣроисповѣдныхъ и обрядовыхъ разностяхъ раскола съ православною церковью, твердили Амвросiю только о томъ, что, съ переходомъ къ русскимъ старообрядцамъ, его съ семействомъ ожидаютъ честь, приволье и полное пожизненное обеспеченiе. Ослабѣвшiй въ борьбѣ съ нуждою и озлобленный на несправедливое, будто бы, отношенiе къ нему Константинопольскаго патрiарха, Амвросiй, наконецъ, поддался обольщенiямъ (8). Былъ немедленно заключенъ формальный договоръ. Договоромъ, между прочимъ, обязывались — 1) Амвросiй: "по прибытiи въ бѣлокриницкiй (старообрядческiй) монастырь (въ Австрiи, предназначенный для его мѣстопребыванiя), учинить церковное присоединенiе (т. е. присоединиться къ общинѣ старообрядцевъ), согласно правиламъ святыхъ отецъ (неизвѣстно еще какимъ чиномъ) и неотлагательно поставить тамъ въ намѣстника себѣ другого архiерея..." и 2) Павелъ и Алимпiй: "по данному отъ бѣлокриницкаго монастыря довѣрiю, по прибытiи его высокопреосвященства, господина митрополита Амвросiя въ бѣлокриницкiй монастырь, содежать его на всемъ монастырскомъ иждивенiи, во всякомъ спокойствiи и удовлетворенiи во всю его жизнь, съ тѣмъ что его высокопреосвященство долженъ у насъ все законно исполнять по правиламъ святыхъ отецъ, согласно монастырскаго устава безъ нарушенiя" (9). Договоръ былъ подписанъ обѣими сторонами 15 и 16 апрѣля 1846 года въ Константинополѣ и Амвросiй, переодѣтый въ казацкое платье, съ чужимъ паспортомъ тайно отправился чрезъ Вѣну въ бѣлокриницкiй монастырь (10).

12 (24) октября 1846 года митр. Амвросiй былъ уже торжественно встрѣченъ въ Бѣлой Криницѣ, и спустя двѣ недѣли, надъ нимъ было совершено чинопринятiе отъ православiя въ старообрядчество и вмѣстѣ утвержденiе его въ санѣ "бѣлокриницкаго и всѣхъ древле православныхъ христiанъ митрополита". Амвросiй, сверхъ всякаго чаянiя, вынужденъ былъ согласиться на принятiе себя отъ мнимой ереси къ мнимо-древнему православiю посредствомъ втораго чина, т. е. чрезъ мѵропомазанiе, сказавъ въ успокоенiе собственной совѣсти Павлу съ братiей слѣдующее: "да будетъ свидѣтель Богъ, если состоитъ въ этомъ какой грѣхъ, да будетъ на васъ, а я чистъ отъ таковаго" (11). Iеромонахъ Воскресенскаго ново-iерусалимскаго монастыря Iеронимъ, не задолго предъ этимъ перешедшiй въ расколъ и два раза "исправленный" въ священствѣ въ Молдавiи бѣглымъ священникомъ Алексѣемъ (12) и въ Москвѣ бѣглымъ священникомъ Иларiемъ (13), помазалъ Амвросiя якобы мѵромъ (14) и "объявилъ въ достоинствѣ" раскольническаго архiерея. Такъ у русскихъ раскольниковъ, съ прошлаго столѣтiя сдѣлавшихся австрiйскими подданными, явился, въ первый разъ послѣ отдѣления раскола отъ церкви, такой епископъ, который далъ старообрядцамъ iерархiю, извѣстную подъ именемъ "австрiйской" (15).

Амвросiй, согласно заключенному въ Константинополѣ съ Павломъ и Алимпiемъ договору, поспѣшилъ избрать себѣ въ намѣстники бывшаго бѣлокриницкаго дворника (уставщика) Кипрiяна Тимофѣева, котораго постригъ въ монашество, назвавъ Кирилломъ, и 6 генваря 1847 года, "нужнаго ради случая", вопреки апостольскимъ и соборнымъ правиламъ (1-е апост. прав.; перв. вселен. пр. 4, кормч. л. 34 обор.; Карѳаг. 49, Кормч. л. 136), одинъ поставилъ во епископа (16). Это поставленiе намѣстника было для раскольниковъ какъ нельзя кстати. Австрiйское правительство, по настоянiю русскаго, въ 1848 г. навсегда удалило Амвросiя изъ Бѣлой Криницы (17), и не будь готоваго ему преемника въ лицѣ Кирилла, всѣ долголѣтнiе труды иноковъ Павла и Алимпiя, по учрежденiю iерархiи, теперь пропали бы даромъ. Кириллъ немедленно, по удаленiи изъ Бѣлой Криницы Амвросiя, занялъ его мѣсто, назвавшись митрополитомъ, и оставался таковымъ около 25 лѣтъ до самой смерти (1873 г.). Въ дѣйствительности не Амвросiй, а онъ былъ родоначальникомъ австрiйскаго священства, распространившагося по всему старообрядческому мiру, потому что отъ него уже "благодать" хиротонiи стала разливаться изъ Бѣлой Криницы на всѣ стороны раскольническаго мiра.

Австрiйское правительство, разрѣшивъ Амвросiю быть пастыремъ австрiйскихъ раскольниковъ, въ тоже время обязало его, ни подъ какимъ видомъ, не рукополагать никого ни въ епископа, ни въ санъ священника для заграничныхъ, т. е. неавстрiйскихъ раскольниковъ (18). Само собой разумѣется, что это обязательство имѣло силу и по отношенiю къ преемникамъ его. Но оно дано было Амвросiемъ, или вернѣе — инокомъ Павломъ не для того, чтобы выполнять, а чтобы только какъ нибудь склонить правительство къ разрѣшенiю имѣть епископа. Отыскивая епископа, Павелъ Васильевъ имѣлъ въ виду не Бѣлую только Криницу, а весь старообрядческiй мiръ и по преимуществу Россiю, потому что самъ былъ въ душѣ русскiй, хотя и вступилъ въ братство бѣлокриницкаго монастыря, и всѣ средства на свои далекiя путешествiя, на приспособленiе резиденцiи епископа и на обезпеченiе содержанiемъ его доставалъ изъ Россiи, отъ русскихъ старообрядцевъ. Поэтому Кириллъ необращалъ ни малѣйшаго вниманiя на данное Амвросiемъ правительству обязательство и щедро раздавалъ благодать всякому желающему получить, откуда бы онъ ни прибыль.

Въ Россiи впрочемъ епископы австрiйскаго поставленiя, по разнымъ обстоятельствамъ, стали появляться не раньше 1849 года. Первымъ въ санѣ епископа симбирскаго явился Софронiй. Это былъ московскiй мѣщанинъ Стефанъ Жировъ, по профессiи извощикъ и поставщикъ раскольническихъ бѣглыхъ поповъ. Явившись въ Бѣлую Криницу самъ собой, онъ былъ поставленъ въ епископа Кирилломъ 4 января 1849 г. и 19 iюля 1850 г. въ Москвѣ, на "Рогожскомъ кладбищѣ" совершилъ первую архiерейскую литургiю (19). Онъ расчитывалъ стать во главѣ зарождающейся русской старообрядческой iерархiи и остался въ Москвѣ, не думая отправляться въ Симбирскъ къ паствѣ. Но въ скоромъ времени встрѣтилъ себѣ сильнаго соперника въ лицѣ "владимiрскаго" епископа Антонiя Шутова.

Антонiй изъ крестьянъ Московской губ., Коломенскаго уѣзда, въ мiрѣ назывался Андрей Иларiоновъ Шутовъ. Онъ родился и оставался до зрѣлаго возраста въ православiи. Но потомъ перешелъ въ расколъ безпоповщинскаго согласiя, поступилъ въ братство "преображенскаго кладбища" (20) и здѣсь не малое время занималъ должность казначея. Въ 1848 г., по подозрѣнiю въ растратѣ общественныхъ денегъ, лишился должности казначея, оставилъ преображенское кладбище и удалился въ Пруссiю къ тамошнимъ старообрядцамъ безпоповцамъ. Но оставался здѣсь недолго: щедрость митрополита Кирилла въ раздаянiи благодати священства и его привлекла вь Бѣлую Криницу, гдѣ онъ смѣнилъ безпоповство на поповство, постригся въ монахи съ именемъ Антонiя, и 3 февраля 1853 года былъ произведенъ Кирилломъ въ епископа владимiрскаго (21). Какъ и Софронiй, Антонiй, не останавливаясь во Владимiрѣ, прибылъ прямо въ Москву, чтобы попытать счастiя: нельзя ли остаться епископомъ въ столицѣ и стать во главѣ старообрядческой церкви. Онъ не ошибся въ расчетахъ: московскiе старообрядцы къ этому времени разошлись съ Софронiемъ и отдали предпочтенiе Антонiю.

Разгневанный Софронiй удалился изъ Москвы на Уралъ и здѣсь, въ противовѣсъ Антонiю, рѣшился было образовать особую независимую ни отъ Кирилла, ни отъ Антонiя свою iерархiю, съ патрiархомъ во главѣ. Въ генварѣ 1854 года дѣйствительно бѣглый козакъ Iаковъ Беридеевъ былъ отъ него возведенъ на степень всероссiйскаго патрiарха съ именемъ Iосифа, самъ же Софронiй, съ товарищемъ Виталiемъ, назвали себя митрополитами: первый — казанскимъ, а послѣднiй — новгородскимъ. Между тѣмъ Антонiй утвердился на московской каѳедрѣ, сталъ во главѣ образовавшагося около него освященнаго собора и былъ въ состоянiи нанести Софронiю послѣднiй ударъ. Освященный соборъ, подъ предсѣдательствомъ Антонiя, принудилъ Софронiя принести раскаянiе въ своихъ поступкахъ и отказаться отъ затѣяннаго учрежденiя патрiаршества съ двумя митрополитами. Мало того, въ 1863 г. московскiй соборъ изъ 9 епископовъ составилъ опредѣленiе объ изверженiи Софронiя изъ епископскаго сана, которому Софронiй, впрочемъ, не думалъ повиноваться, цродолжая на Уралѣ дѣйствовать архiерейски (22).

Самъ Антонъ Шутовъ въ 1863 году подвергся было большой опасности лишиться московской каѳедры и предсѣдательства въ освященномъ соборѣ. Въ 1863 г. соборъ, въ видахъ оправданiя предъ безпоповцами новой iерархiи, заимствованной у православной церкви, издалъ "окружное посланiе", гдѣ проводилась мысль, что православная греко-русская церковь сохраняетъ христiанскiе догматы и не лишена благодати, слѣдовательно отъ нея возможно заимствованiе священства. Это окружное посланiе послужило поводомъ къ раздѣленiю раскольниковъ-поповцевъ на "окружниковъ" и "противоокружниковъ". Партiя московскихъ противоокружниковъ поспѣшила выбрать новаго кандидата на московскую каѳедру и выхлопотать ему въ Бѣлой Криницѣ отъ Кирилла санъ епископа. Это былъ полуграмотный крестьянинъ гуслицкаго уѣзда, принявшiй имя тоже Антонiя. Прибывъ въ 1864 году въ Москву въ санѣ епископа, онъ потребовалъ было отъ Антонiя Шутова удаленiя изъ Москвы, какъ незаконно занятой. Но Антонiй Шутовъ, поддержанный епископами окружниками и болѣе сильной партiей московскихъ старообрядцевъ, устоялъ, и Антонiй 2-й, послѣ соблазнительной перебранки съ Шутовымъ, поселился навсегда въ Гуслицахъ, до самой смерти считая себя московскимъ владыкой. Антонiй же Шутовъ окончательно утвердился въ Москвѣ, отдѣлившись отъ зависимости бѣлокриницкаго митрополита; учредилъ, при себѣ постоянный освященный соборъ, и при помощи его, управлялъ окружниками до самой смерти, послѣдовавшей въ 1881 году.

Антонiй Шутовъ, съ учрежденнымъ при немъ соборомъ, успѣлъ открыть епархiи и поставить въ нихъ епископовъ почти по всей Россiи. Вотъ перечень извѣстныхъ намъ русскихъ епархiй, открытыхъ до Антонiя и при немъ: (23)

  1. Московская и Владимiрская, со смертiю Антонiя Шутова нынѣ незамѣщенная.
  2. Казанская, которою до послѣдняго времени управлялъ одинъ изъ лучшихъ по уму и благонамѣренности старообрядческихъ епископовъ Пафнутiй, добровольно отказавшiйся отъ управленiя и находящiйся на покоѣ.
  3. Саратовская и Самарская съ епископомъ Амвросiемъ.
  4. Владикавказская съ епископомъ Серапiономъ.
  5. Пермская, вакантная послѣ Геннадiя, въ началѣ 60-хъ годовъ заключеннаго подъ стражу и въ настоящее время состоящаго на покоѣ.
  6. Черниговская или Зыбковская, вакантная послѣ Конона, заключеннаго въ 1858 г. и скончавшагося.
  7. Коломенская, вакантная послѣ Пафнутiя, перешедшаго въ 1865 году въ православiе. (Слышно, что опять совратился въ расколъ)
  8. Тульская, вакантная послѣ Сергiя, оставившаго расколъ в 1865 году.
  9. Балтовская, вакантная послѣ епископовъ — Варлаама и Анатолiя умершихъ (24) и
  10. Тобольская.

Тобольская старообрядческая епархiя открыта Антонiемъ Шутовымъ въ 1862 году. Вопросъ объ открытiи ея обсуждался въ Москвѣ на соборѣ, состоявшемъ изъ слѣдующихъ членовъ: архiепископъ и предсѣдатель собора Антонiй (Шутовъ) московскiй; епископы: Аѳанасiй саратовской, Пафнутiй казанскiй и Варлаамъ балтовскiй; "въ лицѣ" Iова кавказскаго — iерей Павелъ, въ лицѣ Онуфрiя наместника бѣлокриницкой митрополiи — iерей Петръ и въ лицѣ Константина оренбургскаго — iеродiаконъ Викентiй.

Съ открытiемъ засѣданiя, предсѣдатель выставилъ на видъ предъ соборомъ, что "сибирская церковь", столь обширная и обильная послѣдователями "истиннаго" благочестiя, до сихъ поръ однако остается безъ епископа, "вдовствующею". Послѣ небольшихъ разсужденiй, соборъ порѣшилъ немедленно открыть новую сибирскую епархiю и послать туда епископа. Оставалось выбрать кандидата во епископа на новую епархiю. Жребiй палъ на одного изъ сибирскихъ iеромонаховъ Савватiя, кстати прибывшаго за чѣмъ-то въ Москву и лично извѣстнаго нѣкоторымъ изъ членовъ собора. Савватiй былъ за тѣмъ торжественно рукоположенъ во епископа Пафнутiемъ казанскимъ, Аѳанасiемъ саратовскимъ, Онуфрiемъ намѣстникомъ бѣлокриницкой митрополiи, Софронiемъ симбирскимъ и Виталiемъ уральскимъ. Новому епископу отъ собора были вручены, за подписомъ всѣхъ присутствовавшихъ на соборѣ и совершавшихъ хиротонiю, "настольная грамота" и "посланiе отъ освященнаго собора ко всѣмъ православнымъ (старообрядцамъ) христiанамъ Сибири". Въ настольной грамотѣ, между прочимъ, говорилось, что Савватiй назначается епископомъ только для тобольской епархiи, но долженъ управлять всею сибирскою церковiю, пока не будутъ открыты другiя сибирскiя епархiи, что мѣстопребыванiемъ своимъ долженъ имѣть г. Тюмень, но не оставаться въ немъ постоянно, а объѣзжать для обозрѣнiя паствы и для исправленiя церковныхъ дѣлъ всю Сибирь, хотя разъ въ годъ; что долженъ отдавать по управленiю сибирскою церковью отчетъ освященному собору и вообще быть въ зависимости отъ собора и т. д. Своимъ посланiемъ соборъ извѣщалъ сибиряковъ объ открытiи тобольской и сибирской епархiи и призывалъ всѣхъ къ покорности своему епископу Савватiю.

Введенiе Савватiя въ управленiе сибирскою церковью поручено было отъ собора казанскому епископу Пафнутiю. Между тѣмъ московскiе богачи старообрядцы подарили Савватiю богатую походную церковь, ризницу, церковную утварь, книги и др. церковныя принадлежности, и Савватiй лѣтомъ 1862 года отправился къ мѣсту своего назначенiя, сопровождаемый Пафнутiемъ казанскимъ и небольшимъ причтомъ изъ сибирскаго духовенства (25).

Савватiй, по собственному его сознанiю и по свидѣтельству хорошо знавшихъ его лицъ, раньше былъ крестьянинъ гг. Демидовыхъ, Чернявскаго завода, верхотурскаго округа, по имени Стефанъ Васильевъ Левшинъ (онъ же Кулаковъ). Отпущенный своими господами на волю, онъ сдѣлался купцомъ сперва далматовскимъ (Пермской губ.), потомъ троицкимъ (Оренб. губ.), затѣмъ павловскимъ (Моск. губ.), и наконецъ, въ санѣ уже епископа, — тульскимъ. Но купеческими дѣлами никогда не занимался. Еще въ 50-хъ годахъ, онъ въ одномъ изъ уральскихъ скитовъ принялъ монашество, и вскорѣ затѣмъ саратовскимъ старообрядческимъ епископомъ Аѳанасiемъ рукоположенъ въ iеромонаха. Въ этомъ званiи, до самого поставленiя въ епископа, постоянно разъѣжалъ по Сибири, проповѣдуя старообрядцамъ и исправляя въ старообрядческихъ молитвенныхъ домахъ богослуженiе и всякiя священныя требы. Такъ, въ 1860 г. въ Тюмени совершалъ литургiю въ домѣ купчихи Олимпiады Про—р—вой, въ началѣ 1862 года, вмѣстѣ съ дьякономъ Викентiемъ, объѣхалъ съ проповѣдью, совершая службы, округа — шадринскiй, курганскiй, ялуторовскiй и тюменскiй. Такимъ образомъ онъ, прежде чѣмъ сдѣлался епископомъ, достаточно познакомился съ Сибирью, изучилъ характеръ сибирскихъ старообрядцевъ, узналъ ихъ нужды и т. д. Въ это время у него и зародилась честолюбивая мысль сдѣлаться сибирскимъ епископомъ и, по всей вѣроятности, для осуществленiя этой мысли, онъ и отправился въ Москву зимою 1862 года, ни кѣмъ не побуждаемый и ни отъ кого не вызываемый. Прибытiе, его въ Москву, какъ мы уже говорили, было какъ нельзя болѣе кстати; московскiй "освященный" соборъ давно уже помышлялъ объ открытiи для Сибири особой епархiи и прiискивалъ достойнаго кандидата на епископство сюда. Рекомендацiя предъ соборомъ лично знавшихъ Савватiя епископовъ Аѳанасiя саратовскаго, Геннадiя пермскаго и др., вѣроятно, была главною причиною того, что соборъ не задумался поставить его въ епископа сибирскаго. Къ тому же Савватiй не изъ послѣднихъ начетчиков; по крайней мѣрѣ, въ этомъ случаѣ далеко стоитъ выше многихъ старообрядческихъ поповъ, отъ него поставленныхъ. Въ послѣднее время онъ разошелся съ Антонiемъ Шутовымъ и московскимъ освященнымъ соборомъ. Какъ сибирякъ, раньше пропитавшiйся безпоповщинскимъ крайнимъ взглядомъ на православную церковь, онъ не могъ переварить "окружнаго посланiя" московскаго собора 1863 г., гдѣ проводятся по отношенiю къ православной церкви мысли миролюбивыя; поэтому примкнулъ къ такъ называемой, "муравьевской раздорнической" партiи московскихъ старообрядцевъ и прервалъ всякое общенiе съ Антонiемъ Шутовымъ и московскимъ "духовнымъ старообрядческимъ совѣтомъ" (26).

Въ ноябрѣ 1862 года Савватiй вступилъ въ управленiе сибирскою паствою. Пафнутiй Казанскiй лично представилъ его тюменскимъ старообрядцамъ; прочиталъ предъ ними настольную грамоту Савватiя и посланiе московскаго собора. Затѣмъ въ домѣ дѣвицы Натальи Про—р—вой разставлена была походная церковь и совершено обоими епископами торжественное богослуженiе съ литургiей. Вступленiе завершено обѣдомъ, устроеннымъ гостепрiимной и набожной хозяйкой дома.

(Продолженiе слѣдуетъ).


(1) Объ этомъ свидѣтельствуютъ многiе дѣла Тоб. дух. Консисторiи прошлаго столѣтiя. Таковы по арх. оп. подъ №№ 81 (1750 г.), 185 (1751 г.), 42 (1763 г.) и др. (стр. 272)

(2) Въ видахъ ознакомленiя съ исторiей и полемикой раскола вообще и сибирскаго въ частности воспитанниковъ, будущихъ пастырей, въ 1881 г. при Тоб. семинарiи начались уже особые уроки по этому предмету и прiобрѣтена изъ архiерейскаго дома значительная библiотека изъ староп. и рукописныхъ книгъ, дающая богатый матерiалъ для изученiя раскола и средства для полемики съ нимъ. (стр. 272)

(3) Впрочемъ редакцiя не отказывается по временамъ знакомить читателей и съ другими явленiями въ сибирскомъ расколѣ и была бы весьма благодарна, если бы пастыри церкви и всѣ другiе знакомые съ мѣстнымъ расколомъ помогли ей въ этомъ дѣлѣ своими корреспонденцiями. (стр. 272)

(4) Какъ и въ настоящее время многiе изъ нихъ остаются или вовсе безъ поповъ, или съ бѣглыми попами. (стр. 273)

(5) Между прочимъ раскольники приглашали къ себѣ даже святителя Тихона. См. ист. бѣлокр. iерарх. г. Субботина стр. 40. (стр. 273)

(6) См. соч. iером. Филарета: "былъ ли и остался ли преданъ старообрядчеству митрополитъ Амвросiй". Москва 1881 года. (стр. 274)

(7) Ист. бѣлокр. iерарх. стр. 363 и слѣд. (стр. 274)

(8) Ист. бѣлокр. iер. стр. 372 и слѣд. (стр. 275)

(9) Ист. бѣлокр. iерархiи г. Субботина стр. 398 и 399. (стр. 275)

(10) Тамъ же стр. 400. Бѣлокриницкiй старообрядческiй монастырь существуетъ въ Австрiи съ прошлаго столѣтiя. Онъ устроенъ русскими раскольниками, оставившими Россiю и принявшими австрiйское подданство. Павелъ съ товарищами предварительно добился отъ австрiйскаго правительства разрѣшенiя имѣть здѣсь епископа. Тамъ же 114 и слѣд. 277 стр. (стр. 275)

(11) Тамъ же 431 и сл. (стр. 276)

(12) Тамъ же стр. 307. (стр. 276)

(13) Тамъ же стр. 429. (стр. 276)

(14) Тамъ же 489. Ни у Iеронима, ни у кого изъ всѣхъ старообрядцевъ не могло быть и не было мѵра, потому что оно приготовляется епископами, каковыхъ у раскольниковъ не было, и слѣдовательно Амвросiй былъ помазанъ простымъ деревяннымъ масломъ. (стр. 276)

(15) Бывали, правда, у раскольпиковъ и раньше епископы: Епифанiй Аѳиногенъ и Анѳимъ, но самозванцы. Тамъ же 17 стр. (стр. 276)

(16) Тамъ же 497 и слѣд. (стр. 276)

(17) Историч. очеркъ австр. священства послѣ Амвросiя г. Монастырева. Прав. Собес. 1877 г. ч. 1, стр. 282. (стр. 276)

(18) Ист. бѣлокр. iер. 277. (стр. 277)

(19) Прав. Соб. 1877 г. ч. 1, стр. 309. (стр. 278)

(20) Рогожское кладб. — притонъ въ Москвѣ поповщ. раск., а преобр. — безпоп. (стр. 278)

(21) Тамъ же 310—313. (стр. 278)

(22) Тамъ же 313—315. (стр. 279)

(23) Изъ заграничныхъ извѣстны епархiи съ наличными архiереями: 1) бѣлокриницкая съ митрополитомъ Аѳанасiемъ; 2) измайловская съ архiепископомъ Аркадiемъ; 3) славская съ епископомъ Иринархомъ и 4) тульчинская съ епископомъ Виссарiономъ (стр. 280)

(24) У "противоокружниковъ" свои епископы, таковы: московскiй Антонiй 2-й, умер. въ 70-хъ годахъ; уральскiй Тарасiй и Софронiй, странствующiй съ предложенiемъ своихъ услугъ по всей Россiи. (стр. 280)

(25) Дѣло о епископѣ Савватiѣ Тоб. дух. Консисторiи I ст. № 11 нач. 15 генваря 1863 г. (стр. 282)

(26) Въ дѣлѣ о попѣ Кириллѣ Агаповѣ отнош. московскаго оберъ-полицмейстера отъ 16 декабря 1877 г. № 2555; дѣло это находится въ производствѣ Тюкал. окр. суда по паст. 1876 г. № 37/18. (стр. 283)