Тобольские Епархиальные Ведомости, №16, 1882 год. ЧИН КОРОНОВАНИЯ И СВ. МИРОПОМАЗАНИЯ ПРАВОСЛАВНАГО ЦАРЯ НА ЦАРСТВО

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №16, август 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 332-338

ЧИНЪ КОРОНОВАНIЯ И СВ. МѶРОПОМАЗАНIЯ ПРАВОСЛАВНАГО ЦАРЯ НА ЦАРСТВО (1).

Царское вѣнчанiе и мѵропамазанiе было установлено Самимъ Богомъ еще въ ветхозавѣтной церкви. Царь Давидъ, по повелѣнiю Божiю, былъ помазанъ на царство сначала въ Виѳлеемѣ, а потомъ во второй разъ въ Хевронѣ, куда для утвержденiя царства собраны были всѣ старѣйшины народа израильскаго. Подобнымъ образомъ и у насъ, въ первопрестольной столицѣ Россiи — въ Москвѣ собираются избранные отъ всѣхъ сословiй государства русскаго, собираются знатнѣйшiе святители наши, и здѣсь въ сердцѣ Россiи, въ соборномъ храмѣ Успенiя Пр. Богородицы, среди завѣтныхъ святынь русской земли, совершается священное коронованiе нашего великаго защитника церкви и отца отечества. Вотъ какъ совершается это великое священнодѣйствiе.

На канунѣ торжественнаго для коронованiя, въ 4 часа пополудня, по всѣмъ церквамъ г. Москвы отправляется молебствiе со звономъ, а въ вечеру всенощное бдѣнiе. Ихъ Императорскiя Величества, съ Высочайшею Фамилiею, слушаютъ оное въ одномъ изъ Кремлевскихъ храмовъ, при чемъ прочтено бываетъ положенное правило предъ причащенiемъ.

Въ самый день коронованiя, по сдѣланному, въ 7 часовъ утра, изъ поставленныхъ на площади и кремлевскихъ стѣнахъ пушекъ, сигналу, 21 выстрѣломъ, начинается отъ Успенскаго собора благовѣсть; лица, въ разныя должности при коронованiи назначенныя, собираются на показанныхъ имъ мѣстахъ, а знатныя обоего пола особы, послы и посланники, пропускаемые въ соборъ по выданнымъ имъ билетамъ, занимаютъ устроенныя для помѣещенiя ихъ въ соборѣ мѣста. Въ это время сѵнодальные члены и преосвященные архiереи съ прочимъ духовенствомъ, собравшись также въ соборную великую церковь, совершаютъ молебствiе о многолѣтномъ здравiи Его Императорскаго Величества. По окончанiи молебна и часовъ литургiйныхъ, они ожидаютъ, во священномъ одѣянiи, пришествiя Ихъ Императорскихъ Величествъ. Предъ начатiемъ шествiя Его Императорскаго Величества, синодальный членъ, протопресвитеръ, со святымъ крестомъ, имѣя при себѣ двоихъ дiаконовъ, несущихъ на золотомъ блюдѣ св. воду, кропитъ путь водою. Когда начинается шествiе Его Императорскаго Величества, которому предшествуютъ предносимые корона и прочiя Императорскiя знаменiя, или регалiи; тогда бываетъ звонъ во всѣ соборные колокола.

По приближенiи регалiй къ южнымъ дверямъ соборной церкви, всѣ архiереи и прочее духовенство, во священномъ одѣянiи, выступаютъ изъ церкви на паперть, и митрополитъ почитаетъ ихъ кажденiемъ ѳимiама, а другой митрополитъ — кропленiемъ священныя воды.

При внесенiи регалiй въ церковь, архiереи съ прочимъ духовенствомъ ожидаютъ на прежнемъ внѣ церкви мѣстѣ пришествiя Его Императорскаго Величества, и когда Ихъ Императорскiя Величества изволятъ приблизиться къ помянутой паперти: тогда митрополитъ произноситъ рѣчь и подноситъ благословящiй крестъ къ цѣлованiю, а другой митрополитъ кропитъ Ихъ Императорскихъ Величествъ священною водою.

Потомъ въ предшествiй тѣхъ же архiереевъ и при пѣнiи пѣвчими псалма: «милость и судъ воспою Тебѣ Господи», вступаютъ Ихъ Императорскiя Величества въ церковь, и первѣе предъ царскими вратами троекратное изволятъ сотворить Господу Богу поклоненiе и приложиться къ святымъ мѣстнымъ иконамъ, а потомъ слѣдовать на прiуготовленный среди церкви подъ балдахиномъ тронъ, и возсѣсть на Императорскихъ своихъ престолахъ. Архiереи же и прочiе духовные, имѣющiе быть въ служенiи, становятся отъ ступеней трона до царскихъ вратъ по обѣ стороны. Въ то время звонъ перестаетъ. По окончанiи пѣнiя псалма, митрополитъ, войдя на амвонъ трона къ Его Императорскому Величеству, произноситъ рѣчь, въ которой говоритъ: «по обычаю древнихъ христiанскихъ монарховъ и боговѣнчанныхъ Вашихъ предковъ, да соблаговолитъ Величество Ваше, въ слухъ вѣрныхъ подданныхъ Вашихъ, исповѣдать православно-каѳолическую вѣру: како вѣруеши?». И сказавъ это подноситъ предъ лице Его Императорскаго Величества разгнутую книгу, по которой Его Величество вслухъ читаетъ св. сѵмволъ вѣры православной. Послѣ чтенiя Государемъ Императоромъ исповѣданiя вѣры, митрополитъ начинаетъ службу, которая, по своему составу, подобна чину молебнаго пѣнiя. На возглашенiе протодiакона: «благослови владыко», митрополитъ говоритъ: «благословено царство». За тѣмъ поется: «Царю небесный», и произносится великая ектенiя: «миромъ Господу помолимся», въ которой содержатся особыя прошенiя: «о еже благословитися царскому Его вѣнчанiю благословенiемъ Царя царствующихъ и Господа господствующихъ; о еже укрѣплену быти скипетру Его десницею Вышняго; о еже помазанiемъ всесвятаго мѵра прiяти Ему съ небесе, къ правленiю и правосудiю, силу и премудрость; о еже получити Ему благопоспѣшное во всемъ и долгоденственное царствованiе; яко да услышитъ Его Господь въ день печали, и защититъ Его имя Бога Iаковля; яко да послетъ Ему помощь отъ Святаго, и отъ Сiона заступитъ Его; яко да подастъ Господь по сердцу Его, и весь совѣтъ Его исполнитъ; яко да подчиненные суды Его немздоимны и нелицепрiятны сохранитъ; яко Господь силъ всегда укрѣпляетъ оружiе Его; о покорити подъ нозѣ Его всякаго врага и супостата; о еже благословитися царскому Его вѣнчанiю и супруги Его Благочестивѣйшей Государыни благословенiемъ Его же Царя царствующихъ и Господа господствующихъ.

Послѣ ектенiи поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя»... и читается паремiя изъ книги пр. Исаiи, въ коей изображается древнее попеченiе Божiе о народѣ израильскомъ; особенно умилительны слова Господа: еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадiя чрева своего? аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебѣ!... Се на рукахъ Моихъ написахъ грады твоя и предо Мною еси присно... Клятвенно увѣряетъ Господь, что избранный народъ будетъ красоваться своими чадами какъ невѣста, и всѣ враги его будутъ уничтожены. Послѣ сей паремiи возглашается прокименъ: Господи, силою Твоею возвеселится царь... и читается апостолъ, въ которомъ св. Павелъ учитъ о повиновенiи властямъ предержащимъ, о томъ, что власть происходитъ отъ Бога, и потому всякiй противляющiйся власти противляется повелѣнiю Самого Бога. За апостоломъ слѣдуетъ чтенiе евангелiя, въ которомъ изъ устъ самого Господа Iисуса слышится заповѣдь: воздадите Кесарева Кесареви... За чтенiемъ евангелiя Его Императорское Величество, снявъ съ себя обыкновенную цѣпь ордена св. апостола Андрея Первозваннаго и отдавъ одному изъ сановниковъ, облачается въ поднесенную Ему митрополитами на 2-хъ подушкахъ порфиру, съ принадлежащею къ оной алмазною цѣпiю ордена св. апост. Андрея. Митрополиты послуживаютъ Его Императорскому Величеству при возложенiи порфиры. Первенствующiй митрополитъ говоритъ: «во имя Отца, и Сына, святаго Духа. Аминь». По возложенiи на Его Императорское Величество порфиры, протодiаконъ возглашаетъ: «Господу помолимся». Ликъ поетъ: «Господи помилуй». И Его Императорское величество преклоняетъ главу, а митрополитъ, осѣняя верхъ главы крестнымъ знаменiемъ, возлагаетъ крестообразно руки на нее, и во всеуслышанiе читаетъ молитву, въ которой взываетъ къ Господу Богу о благочестивѣйшемъ Государѣ Императорѣ: "помазати удостой елеемъ радованiя, одѣй Его силою съ высоты, наложи на главу Его вѣнецъ отъ камене честнаго и даруй Ему долготу днiй, даждь въ десницѣ Его скипетръ спасенiя, посади Его на престолѣ правды, укрѣпи Его мышцу» и т. д. Послѣ другой молитвы, читаемой митрополитомъ при главопреклоненiи всѣхъ, въ которой возноситъ ко Господу: "сохрани Его подъ кровомъ Твоимъ, укрѣпи Его царство, благоугодная Тебѣ дѣяти всегда Его удостой, возсiяй въ днехъ Его правду и множество мира» и т. д.; Государь Императоръ прiемлетъ съ подушки, поднесенной митрополитомъ корону и возлагаетъ на свою главу, при произнесенiи митрополитомъ: «во имя Отца, и Сына, и святаго Духа. Аминь», По возложенiи Государемъ Императоромъ короны, преосв. митрополитъ говоритъ по книгѣ рѣчь, въ которой указываетъ на значенiе коронованiя: «видимое сiе и вещественное главы Твоея украшенiе, явный образъ есть, яко Тебѣ, главу Всероссiйскаго престола, вѣнчаетъ невидимо Царь славы Христосъ, благословенiемъ Своимъ благостыннымъ, утверждая Тебѣ владычественную и верховную власть надъ людьми Своими». Потомъ Государь Императоръ прiемлетъ съ поднесенной митрополитомъ подушки въ правую руку скипетръ, а въ лѣвую — державу (въ древнихъ чиноположенiяхъ — «яблоко», небольшой шаръ, знаменующiй пространство отечества, которымъ Императоръ управляетъ), при произнесенiи митрополитомъ: «во имя Отца, и Сына, и святаго Духа. Аминь». По принятiи Государемъ Императоромъ скипетра и державы, преосв. митрополитъ произноситъ по книгѣ рѣчь, въ которой говорится о значенiи скипетра и державы: «о Богомъ вѣнчанный и Богомъ дарованный и Богомъ преукрашенный, благочестивѣйшiй, самодержавнѣйшiй, великiй Государь Императоръ Всероссiйскiй! прiими скипетръ и державу, еже есть видимый образъ даннаго Тебѣ отъ Вышняго надъ людьми Своими самодержавiя къ управленiю ихъ, и ко устроенiю всякаго желаемаго имъ благополучiя». Послѣ рѣчи митрополита, Его Императорское Величество изволитъ возсѣсть на Императорскомъ своемъ престолѣ. И вскорѣ затѣмъ, положивъ скипетръ и державу на подушки, поднесенныя сановниками, изволитъ призвать къ Себѣ Ея Величество, Государыню Императрицу. Ея Императорское Величество станетъ предъ Августѣйшимъ своимъ супругомъ на колѣни на подушку (бархатную и драгоцѣнную), и Монархъ, снявъ съ себя корону, прикасается оною къ главѣ Государыни и опять корону возлагаетъ на себя. На Императрицу же возлагаетъ поднесенную сановникомъ меньшую корону. Потомъ возлагается на Государыню Императрицу порфира и цѣпь ордена святаго апостола Андрея Первозваннаго. Когда послѣ сего Государыня Императрица возвратится на свой престолъ, а Государь Императоръ изволитъ воспрiять опять скипетръ и державу, протодiаконъ возглашаетъ многолѣтiе, — какъ обыкновенно возглашается на царскихъ часахъ въ навечерiе Рождества Христова и Богоявленiя, и бываетъ звонъ въ колокола и пушечныя выстрѣлы. Послѣ многолѣтiя и поздравленiя всѣми лицами духовными и свѣтскими, не оставляя мѣстъ своихъ, троекратнымъ поклоненiемъ, Государь Императоръ, вставъ съ престола и отдавъ скипетръ и державу, читаетъ съ колѣнопреклоненiемъ вслухъ всѣхъ по книгѣ, поданной митрополитомъ, молитву, въ которой проситъ: «Ты же Владыко и Господи Мой, настави Мя въ дѣлѣ, на неже послалъ Мя еси, вразуми и управи Мя въ великомъ служенiи семъ. Да будетъ со Мною присѣдящая престолу Твоему премудрость, посли ю съ небесъ святыхъ Твоихъ, да разумѣю, что есть угодно предъ очами Твоими и что есть право въ заповѣдяхъ Твоихъ!.. буди сердце Мое въ руку твоею, еже вся устроити къ пользѣ врученныхъ Мнѣ людей и къ славѣ твоей, яко да въ день суда Твоего непостыдно воздамъ Тебѣ слово»... По окончанiи молитвы, Государь встаетъ, а вся церковь, всѣ вѣрные Его подданные въ свою очередь подвергаются на колѣна предъ Господомъ и первосвятитель отъ лица всѣхъ произноситъ молитву ту самую, которая ежегодно потомъ повторяется на молебномъ пѣнiи въ день восшестiя на престолъ и въ день воспоминанiя коронацiи Государя. Такъ утверждается союзъ возлюбленнаго царя съ его вѣрноподдаными, утверждается молитвою царя за подданныхъ и подданныхъ за Царя. Такъ еще болѣе скрѣпляются узы любви предъ лицемъ Божiимъ обѣтомъ взаимной любви, обѣтомъ царскаго служенiя благу народа и послушанiя подданныхъ своему Богомъ данному Государю... Послѣ молитвы, митрополитъ говоритъ рѣчь, и затѣмъ поется: «Тебе Бога хвалимъ», и бываетъ колокольный звонъ. Послѣ пѣнiя обычно начинается божественная литургiя. При началѣ литургiи Его Императорское Величество снимаетъ съ себя корону и отдаетъ несшимъ оную, и опять возлагаетъ ее на себя по окончанiи литургiи. По прочтенiи евангелiя, оно бываетъ поднесено къ Ихъ Императорскимъ Величествамъ для цѣлованiя. Послѣ пѣнiя причастна и по причащенiи внутрь алтаря совершавшихъ литургiю архiереевъ и прочихъ, Его Императорское Величество, передавъ сановнику шпагу свою, шествуетъ съ трона въ порфирѣ, по разосланнымъ малиновому бархату и парчѣ, къ царскимъ открытымъ вратамъ. За Его Величествомъ слѣдуетъ Государыня Императрица. Государь Императоръ изволитъ стать у царскихъ вратъ, на постланной для того золотой парчѣ, а Государыня Императрица — между трономъ и ступенями предъ алтаремъ. Преосв. митрополитъ, взявъ драгоцѣнный сосудъ съ мѵромъ, для сего дѣла нарочно устроенный, и омочивъ уготованный къ тому драгоцѣнный же сучецъ въ святое мѵро, помазываетъ святымъ мѵромъ Государя Императора точно такъ, какъ бываетъ при совершенiи мѵропомазанiя по крещенiи, т. е. на челѣ, на очахъ, на ноздряхъ, на устахъ, на ушесахъ, на персяхъ и по обою сторону на рукахъ, произнося при каждомъ помазанiи: «печать дара Духа Святаго». Другой преосв. митрополитъ мѣста помазанiя отираетъ чистою хлопчатою бумагою (2).

Государь Императоръ изволитъ стать по правую сторону, противъ мѣстной иконы Спасителя. По совершенiи мѵропомазанiя бываетъ колокольный звонъ и пальба. За тѣмъ приступаетъ къ царскимъ вратамъ Государыня Императрица, и первенствующiй митрополитъ помазываетъ ее св. мѵромъ только на челѣ, съ произнесенiемъ словъ: «печать дара Духа Святаго». Другой митрополитъ отираетъ чистою хлопчатою бумагою мѣсто помазанiя. Послѣ мѵропомазанiя Ея Импраторское Величество изволитъ стать на лѣвую сторону противъ иконы Божiей Матери. Послѣ этого митрополитъ вводит Государя Императора чрезъ царскiя двери въ алтарь, и Государь Императоръ, сдѣлавъ поклоненiе у престола, прiобщается отъ митрополита св. таинъ Тѣла и Крови Христовой «по чину царскому», какъ помазанникъ Божiй и верховный покровитель церкви, прiобщается такимъ образомъ, какъ причащаются священнослужители: особь Тѣла и особь Крове Христовы. И одинъ архiерей подноситъ Его Императорскому Величеству антидоръ и теплоту, а другой служитъ Его Величеству устъ и рукъ умовенiю. По причащенiи св. таинъ, Государь Императоръ снова отходитъ кь иконѣ Спасителя. За тѣмъ прiобщается у царскихъ вратъ обыкновеннымъ порядкомъ Государыня Императрица. И одинъ архiерей служитъ въ поднесенiи Ея Величеству антидора и теплоты, другой служитъ умовенiю устъ и рукъ Ея Величества. По прiобщенiи Ихъ Величества вмѣстѣ изволятъ шествовать къ трону, и возсѣсть на престолахъ.

По прочтенiи духовникомъ благодарственныхъ молитвъ по причащенiи и по отпускѣ литургiи отъ архiерея со крестомъ, протодiаконъ возглашаетъ многолѣтiе боговѣнчаннымъ, превознесеннымъ, и св. мѵромъ помазаннымъ Благочестивѣйшему Государю Императору и Благочестивѣйшей Государынѣ Императрицѣ. Митрополитъ подноситъ Ихъ Императорскимъ Величествамъ крестъ къ цѣлованiю. Государь Императоръ возлагаетъ на главу свою корону, прiемлетъ скипетръ и державу, и тогда всѣ духовныя и свѣтскiя особы троекратнымъ поклоненiемъ приносятъ всеподданнѣйшее поздравленiе съ благополучнымъ совершенiемъ коронованiя и святаго мѵропомазанiя. Послѣ сего бываетъ шествiе въ Архангельскiй и Благовѣщенскiй соборы, что въ кремлѣ же, для поклоненiя гробницамъ древнихъ князей и царей; затѣмъ отбываютъ въ Грановитую палату, гдѣ въ Высочайшемъ присутствiи учреждается обѣдъ для высшихъ государственныхъ чиновъ и иностранныхъ пословъ.

Въ память коронацiи вычеканиваются особыя золотыя, серебрянныя и бронзовыя медали (жетоны), которыя раздаются участвующимъ въ коронацiи, а также и народу, напоминая собою щедрыя денежныя подаянiя своимъ подданнымъ древнихъ царей, по случаю ихъ воцаренiя.


(1) См. "Высочайше угвержденный церемонiалъ торжественнаго въѣзда въ первопрестольный градъ Москву и священнѣйшаго коронованiя Его Императорскаго Величества, Государя Императора Александра Николаевича, Самодержца всероссiйскаго", — особое прибавленiе къ № 93-му моск. вѣд. 1856 г.; также: пособiе къ изученiю устава богослуженiя православной церкви, свящ. Никольскаго, изданiе второе 1865 г. стр. 642—648. Твор. св. отц. за 1882 г. кн. 1 стр. 117 и пр. Рук. для сельск. паст. 1882 г. № 25. (стр. 332.)

(2) Миропомазанiе Государей нашихъ не есть какое-либо новое таинство, но только высшая степень таинства миропомазанiя, подобно тому, какъ архiерейство есть только высшая степень священства. Въ этомъ таинствѣ христолюбивые цари наши воспрiемлютъ ту полноту даровъ Божiихъ, которая необходима для высочайшаго служенiя царскаго, и вѣрноподданные Ихъ твердо вѣруютъ, что Духъ Господенъ осѣняетъ боговѣнчанную главу Помазанника Божiя, Государя нашего, подобно тому, какъ носился Онъ надъ главою царя Давида "отъ дне того", т. е. со дня помазанiя его на царство, "и потомъ" (1 Цар. 16, 13). (стр. 337.)