В. И. Денисов. Наша промышленность, 1913 г.

В. И. Денисов. Наша промышленность, 1913 г., стр. 30-42

Наша промышленность



Сахарная промышленность развивается въ Россiи довольно быстро, что показываетъ вмѣстѣ съ тѣмъ и на прогрессъ нашего сельскаго хозяйства въ области интенсивныхъ культуръ.

Объ успѣхахъ сахарной промышленности можно судить по слѣдующимъ цифрамъ:
Перiоды. Выработка сахара-
песка изъ свекло-
вицы.
Общее производ-
ство сахара-песка
вмѣстѣ съ пере-
шедшими излиш-
ками.
Число
заводовъ.
Тысячи пудовъ.
189⁵/₆........... 38.934 42.466
190¹/₂........... 58.519 63.295 60
190²/₃........... 64.204 71.882 56
190³/₄........... 63.392 81.071 54
190⁴/₅........... 51.520 75.890 61
190⁵/₆........... 53.196 64.353 61
190⁶/₇........... 78.551 84.942 64
190⁷/₈........... 76.470 94.455 65
190⁸/₉........... 68.798 92.593 67
190⁹/₁₀........... 62.179 77.890 64
191⁰/₁........... 116.778 117.192 66
191¹/₂........... 112.193 139.488 н. св.
191²/₃........... 108.426 144.784 н. св.

Но насколько эти цифры быть можетъ удовлетворяютъ нашу финансовую политику, настолько онѣ незначительны съ точки зрѣнiя прогресса промышленности и экономики населенiя. Дѣйствительно, если мы обратимся къ цифрамъ потребленiя сахара въ Россiи и Англiи, то увидимъ крайнюю недостаточность этого продукта въ Россiи. Такъ, потребленiе сахара у насъ достигло въ 1910 году 17 фунтовъ на душу, въ Англiи же, по даннымъ проф. Штутцера, 91 фунта, т. е. въ пять разъ больше. Между тѣмъ, значенiе сахара, какъ питательнаго вещества, громадно и надо глубоко сожалеть, что потребленiе его у насъ, вслѣдствiе дороговизны и при низкомъ экономическомъ благосостоянiи населенiя, крайне низко.

Кромѣ того, по даннымъ «Вѣстн. Финан.», приростъ потребленiя въ 1911 г. нѣсколько опустился ниже уровня средняго нормальнаго прироста послѣднихъ лѣть (3 милл. пуд.).

Главная причина дороговизны сахара, поступающаго для внутренняго потребленiя, создана нашей политикой. Въ то время, какъ экспортныя цѣны въ Одессѣ колебались между 1 руб. 55 коп. и 2 руб. 60 коп. за пудъ, въ Кiевѣ онѣ достигли 4 руб. 65 коп., въ Москвѣ 4 руб. 90 коп. и въ Петербургѣ 5 руб. 30 коп. за пудъ, т. е. русскiй потребитель платитъ въ 2—3 раза дороже, чѣмъ иностранецъ, тотъ же англичанинъ. Кромѣ того, заграницей, при хорошемъ состоянiи путей сообщенiя и при широко развитой кооперативной дѣятельности нѣтъ такихъ населенныхъ пунктовъ, гдѣ бы стоимость сахара сильно удорожалась доставкой и спекулятивными вождѣленiями торговца. Въ Россiи же въ очень многихъ мѣстахъ и особенно въ отдаленныхъ углахъ цѣны на сахаръ, какъ и на другiе продукты первой необходимости, по причинѣ плохихъ дорогъ и отсутствiя кооперативной торговли, часто поднимаются до очень высокихъ размѣровъ. Если мы къ этому еще прибавимъ, что среднiй годовой доходъ англичанина исчисляется въ 309 руб., а русскаго человѣка — только въ 63 руб., то станетъ понятнымъ, почему англичанинъ можетъ не только самъ хорошо питаться сахаромъ, но и откармливать имъ своихъ свиней.

Не имѣя достаточно емкаго рынка внутри страны, русская сахарная промышленность никакъ не можетъ упрочиться и на иностранномъ, вслѣдствiе чего начинаетъ переживать кризисъ. Послѣ совершившагося въ мартѣ 1912 года акта присоединенiя Россiи къ брюссельской сахарной конвенцiи на прежнихъ началахъ, русская сахарная промышленность попала въ тупикъ, изъ котораго ее могли бы вывести только героическiя средства. Сильно развившееся производство и громадные запасы сахара, при ограниченномъ потребленiи внутри страны и ограниченномъ экспортѣ внѣ ея, грозятъ вызвать длительный кризисъ сахарнаго дѣла, съ которымъ трудно было бы справиться обыкновенными мѣрами 1). Въ этотъ серьезный моментъ кстати явился законопроектъ о пониженiи акциза на сахаръ съ 1 руб. 75 коп. до 1 руб. съ пуда. Такое значительное удешевленiе сахара должно было бы не только увеличить его потребленiе, но и вызвать возникновенiе новыхъ и расширенiе старыхъ производствъ, нуждающихся въ дешевомъ сахарѣ.

Для такого большого контингента сахара, какимъ обладаетъ Россiя, тѣмъ болѣе что развитiе данной промышленности имѣетъ огромные шансы и въ будущемъ, нужно еще создать потребителя, такъ сказать, прiучить населенiе къ потребленiю большого количества сахара, при чемъ необходимо еще считаться, какъ мы сказали выше, съ нашей матерiальной и культурной скудостью и ограниченностью потребностей. Облегчить выполненiе указанной задачи и призванъ былъ законопроектъ о пониженiи сахарнаго акциза, которому, однако, не суждено было стать закономъ.

Нельзя, впрочемъ, поддаваться иллюзiямъ, чтобы повѣрить, что сахарная промышленность, съ осуществленiемъ проекта пониженiя акциза, сумѣла бы удержаться на достигнутой высотѣ и съ прежнею силой идти впередъ по пути своего развитiя. Тутъ нужны другiя мѣры, иныя средства, заложенныя въ пересозданiи нынѣшней финансово-экономической политики, которая вызвала уже рядъ «голодовъ» и которая обѣщаетъ таковые въ другихъ отрасляхъ нашей промышленности.

Дѣйствительно, если вникнуть въ ту обстановку, въ которой приходится работать сахарнымъ заводамъ, то трудно и разсчитывать на успѣшное развитiе ихъ дѣятельности, а тѣмъ болѣе на повышенiе низкихъ въ настоящее время дивидендовъ.

Въ отношенiи сахарной промышленности наша финансово-экономическая политика такова, что, съ одной стороны, какъ бы поощряя экспортъ сахара, съ другой — не стремится устранить рядъ ненормальностей въ постановкѣ сбыта послѣдняго. Такъ, русскiе экспортеры вполнѣ основательно жалуются на рѣзкiя колебанiя цѣнъ на такъ называемыя перечисленiя (доказательства вывоза), создавшiяся, преимущественно благодаря сахарной спекуляцiи. Ни для кого изъ знакомыхъ съ сахарнымъ дѣломъ не тайна, что въ этой спекуляцiи перечисленiями видную роль играютъ наши коммерческiе банки, которые, теряя на покупаемомъ и экспортируемомь по низкимъ цѣнамъ внутреннемъ сахарѣ, покрываютъ свои потери на экспортѣ высокими цѣнами перечисленiй. Спекулянты и банки, играя на перечисленiя, искусственно понижаютъ цѣну экспорта сахара, такъ какъ цѣна перечисленiй опредѣляется разницей въ цѣнѣ сахара на внутреннемъ (Кiевскомъ) и заграничномъ (Лондонскомъ) рынкахъ. Въ новѣйшее время къ этой игрѣ на перечисленiя присоединилась еще спекуляцiя «конвенцiонными правами» (свидѣтельствами на право вывоза русскаго сахара на конвенцiонные рынки), цѣны которыхъ взвинчены теперь спекулянтами до 46—47 коп. за пудъ, тогда какъ въ 1910 г. эти права расценивались не выше 3—3½ коп. пудъ. Банки же, въ рукахъ которыхъ сосредоточенъ экспорть сахара (Русскiй для внѣшней торговли банкъ, Петербургскiй международный банкъ, Варшавскiй коммерческiй и др.), не заинтересованы въ выгодномъ его помѣщенiи, такъ какъ для нихъ важенъ лишь комиссiонный процентъ съ пуда выбрасываемаго заграницу сахара. Размѣромъ же цѣны банки не заинтересованы. Такимъ образомъ, получаются съ двухъ сторонъ невыгодныя данныя для экспорта нашего сахара.

Германiя, вырабатывающая около 150 миллiоновъ пудовъ сахара, экспортируетъ послѣдняго гораздо больше и притомъ не въ ущербъ внутреннему потребленiю, вслѣдствiе чего ни заводчики, ни потребители не страдаютъ отъ высокаго экспорта, тогда какъ у насъ излишки продаются заводами часто съ убытками и эти убытки приходится покрывать путемъ повышенiя цѣнъ на внутреннемъ рынкѣ.

Нельзя обойти молчанiемъ и вопросъ о вывозныхъ тарифахъ на сахаръ. Въ интересахъ сахарной промышленности и большей успѣшности ея экспортной торговли, представлялось бы цѣлесообразнымъ распространенiе на отправки сахара въ южно-заморскомъ сообщенiи (черезъ черноморскiе порты) на дальнiя разстоянiя напр., въ Англiю, той-же схемы пониженныхъ экспортныхъ тарифовъ, какая давно установлена для вывоза русскаго сахара въ сѣверо-заморскомъ сообщенiи (черезъ порты Балтiйскаго моря), а также установленiе льготныхъ тарифовъ для сахарныхъ грузовъ, экспортируемыхъ заграницу какъ на пароходахъ Русскаго общества пароходства и торговли и Сѣвернаго пароходнаго общества, такъ и на иныхъ пароходахъ. Въ тѣхъ-же видахъ явилось бы также желательнымъ упрощенiе существующихъ черезчуръ сложныхъ акцизныхъ формальностей и обременительныхъ таможенныхъ обрядностей по вывозу сахара.

Мало того, мы какъ бы сознательно начинаемъ уступать свои торговыя позицiи на рынкахъ давно завоеванныхъ энергiей и предпрiимчивостью русскаго промышленника и купца. Проф. Довнаръ-Запольскiй приводитъ мнѣнiе извѣстнаго знатока восточныхъ рынковъ г. Кассиса 2), которое ярко характеризуетъ отношенiе русскаго правительства къ интересамъ торговли: «Одно очень важное обстоятельство играетъ большую роль въ этихъ удачахъ и успѣхахъ англичанъ и нѣмцевъ и въ неудачахъ русскихъ предпрiятiй — это старанiя и усилiя помочь родному дѣлу политическихъ представителей первыхъ двухъ государствъ и совершенно противоположное отношенiе къ русскимъ коммерческимъ начинанiямъ ихъ дипломатическихъ представителей. Ихъ совершенно не интересуетъ успѣхъ или неуспѣхъ русской торговли заграницей и имъ чужды всякiе коммерческiе интересы. Это какая то каста, замкнутая, очень узко понимающая свое дипломатическое назначенiе».

Само собой разумѣется, что однимъ содѣйствiемъ правительства нельзя создать правильной торговли и что только при глубокомъ сознанiи нашихъ промышленниковъ и торговцевъ необходимости нести опредѣленныя жертвы путемъ изученiя рынковь и приспособленiя фабрикацiи товаровъ къ потребностямъ покупателей, дѣло сбыта можетъ быть поставлено на солидную и прочную почву. Упрощенiе существующихъ сложныхъ формальностей, устройство русскихъ складовъ и агентуръ на мѣстахъ назначенiя сахарныхъ грузовъ при реальномъ стремленiи сахарозаводчиковъ считаться со вкусами потребителя, наша сахароторговля могла бы достигнуть значительно большихъ размѣровь, а тѣ рынки, которые въ настоящее время еще не вполнѣ завоеваны австрiйской и французской сахарной промышленностью, легко могли бы перейти въ полное распоряженiе нашего сахарнаго экспорта.

Но дѣло въ томъ, что вѣдомственная политика или совершенно равнодушна къ проявленiямъ подобнаго рода, или же своимъ вмѣшательствомъ ставитъ рядъ новыхъ препятствiй. Такъ, когда въ минувшую осень надвинулся сахарный кризисъ, Министерство Финансовь, для предотвращенiя «сахарнаго голода», перечислило въ свободную наличность весь остатокъ прошлогодняго неприкосновеннаго запаса, равняющагося 8 милл. пудовъ, что при общемъ размѣрѣ контигента въ 73 милл. пудовъ, вмѣстѣ съ ранѣе выпущенными изъ неприкосновеннаго запаса двумя миллiонами пудовъ, составитъ 83 милл. пудовъ — количество, по мнѣнiю самого же Министерства, вполнѣ достаточное для внутренняго рынка. Кромѣ того, Министерствомъ предполагалось войти въ Государственную Думу съ проектомъ о предоставленiи Министерству Финансовъ права разрѣшать льготный привозъ сахара изъ заграницы, если цѣны на сахаръ на внутреннемъ рынкѣ поднимутся на 20 коп. выше предѣльной (4 руб. на песокъ и 4 руб. 10 коп. — на рафинадъ) нормы.

Въ этомъ случаѣ министерская политика не учла дѣйствительныхъ причинъ повышения цѣнъ на сахаръ, вызваннаго главнымъ образомъ вздорожанiемъ производства, и поспѣшило съ героическими мѣропрiятiями, безусловно нежелательными. Особенно неудачна мѣра льготнаго привоза сахара изъ заграницы, которая, помимо другихъ отрицательныхъ послѣдствiй, искусственно уменьшивъ цѣны на сахаръ ниже себѣстоимости, можетъ оказаться разорительной для сахарозаводчиковъ, вызоветъ прiостановку и даже закрытiе нѣкоторыхъ заводовъ и неизбѣжно связанныя съ этимъ банкротства. Въ первую очередь пострадаютъ, конечно, мелкiе заводчики и тѣсно связанные съ ними владѣльцы свекло-сахарныхъ плантацiй — сельскiе хозяева и крестьяне. Свеклосахарная и сахарная промышленность, вслѣдствiе указанныхъ выше неблагопрiятныхъ условiй, и безъ того переживаетъ тяжелый кризисъ, а Министерство предполагаетъ еще болѣе усилить эту тяжесть.

Теряя на сбытѣ своего производства, русская сахарная промышленность вынуждена считаться съ неблагопрiятными условiями свекло-сахарнаго производства. Отсталость нашей полевой культуры сказалась и на свекловичныхъ плантацiяхъ. Россiя до сихъ поръ занимаетъ по сбору свекловицы одно изъ послѣднихъ мѣстъ.
  Сборъ съ одной
десятины
въ 1912 г.
Среднiй сборъ
въ перiодъ
1907—1912 гг.
Испанiя........... 2.666 пуд. 2.300 пуд.
Данiя........... 2.069   »    2.052   »   
Голландiя........... 2.056   »    1.940   »   
Швецiя........... 2.008   »    1.900   »   
Бельгiя........... 1.767   »    1.624   »   
Италiя........... 1.581   »    1.418   »   
Австро-Венгрiя........... 1.318   »    1.415   »   
Францiя........... 1.227   »    1.220   »   
Германiя........... 1.208   »    1.843   »   
Россiя........... 1.148   »    1.054   »   

Исчисления себестоимости также говорятъ не въ пользу русскаго хозяйства — въ то время какъ, по даннымъ, въ германскихъ крупныхъ свеклосахарныхъ хозяйствахъ 1 десятина требуетъ въ среднемъ 43,3 рабочихъ дня, а въ мелкихъ 52,3, что при переводѣ на деньги составляетъ для первыхъ 125 марокъ, а для вторыхъ 160 марокъ, въ Россiи 1 десятина свекловичнаго посѣва требуетъ 110 рабочихъ дней, что, при средней оплатѣ рабочаго дня въ 90 коп. (для Новороссiи и Юго-Запада за 1907—1911 гг.) составляетъ до 140 руб. При средней добычѣ сахара съ десятины въ Германiи въ 300 пудовъ, рабочiй расходъ опредѣляется въ среднемъ въ 25 коп. на пудъ, въ Россiи же, при 143 пудахъ добычи сахара съ десятины, тотъ же расходъ опредѣляется въ 70 коп. на пудъ.

Но этотъ расчетъ совершенно измѣняется при обостренiи неблагопрхятныхъ условiй, какъ это часто случается у насъ и какъ это было въ 1912 году. Изъ нихъ главное это зависимость свеклосахарныхъ хозяйствъ отъ рынка труда въ моменты критическихъ перiодовъ, тѣмъ болѣе что всѣ попытки замѣнить ручной трудъ механическимъ нельзя признать достаточно удачными. Австрия и Германiя нѣсколько урегулировали свой рабочiй вопросъ, получая опредѣленный контигентъ рабочихъ рукъ, главнымъ образомъ изъ Россiи и Галицiи, у насъ же онъ находится въ совершенно хаотическомъ состоянiи. Какъ сельско-хозяйственный рабочий, уходя съ весны на далекiе заработки, не знаетъ куда онъ идетъ и съ чѣмъ вернется, такъ и сельскiй хозяинъ, приступая къ работамъ, лишенъ всякой возможности опредѣлить даже приблизительно наличность пришлыхъ рабочихъ и вынужденъ поступать на рискъ.

Такимъ образомъ русская сахарная промышленность находится между молотомъ и наковальней: съ одной стороны, дороговизна производства свеклы, съ другой — неурегулированный и ненадежный, въ смыслѣ расцѣнокъ, сбытъ продукта. При такой обстановкѣ трудно ждать успѣшнаго развитiя производства, трудно надѣяться, чтобы акцизныя манипуляцiи помогли правильной постановкѣ этого производства въ Россiи.

Винокуренная промышленность. На эту отрасль народнаго труда Министерство Финансовъ не установило прочной точки зрѣнiя. Такъ, упоминая о законахъ 4 iюня 1890 г. и 27 марта 1906 года, Министерская Записка поясняетъ, что задачей ихъ является необходимость «всемѣрно оказать поддержку сельско-хозяйственному винокурению», а внося въ Государственную Думу одинъ за другимъ два законопроекта, направленныхъ противъ премiй и льготъ при вывозѣ спирта заграницу, заявляетъ, что «винокуренiе не имѣетъ большого сельско-хозяйственнаго значенiя и развивается безъ очевидной въ томъ надобности, сокращая лишь запасы хлѣба и картофеля въ странѣ», а потому поддержка винокуренiя является политикой вредной, не находитъ себѣ «нынѣ достаточнаго оправданiя въ заботахъ о развитiи винокуреннаго производства и объ интересахъ сельскаго хозяйства».

Съ послѣдней точкой зренiя никакъ нельзя согласиться, если уяснить ту роль, которую сельско-хозяйственное винокуренiе играетъ въ экономикѣ населенiя. Такъ, общая выкурка спирта опредѣлялась въ 1910—1911 гг. въ 123,8 миллiоновъ ведеръ, при этомъ 63% приходится на сельско-хозяйственные заводы. Если же взять по главнымъ районамъ выкурки спирта, то преобладанiе сельско-хозяйственныхъ заводовъ передъ промышленными рѣзче выступаетъ. Такъ, напримѣръ, въ Волынской губернiи насчитывается до 140 винокуренныхъ заводовъ съ общей производительностью около 4 милл. ведеръ, причемъ мелкое винокуренiе составляетъ 92%. Въ общемъ, уступая главенствующую роль свекло-сахарной промышленности, которая даетъ тонъ всей экономической жизни юго-западнаго края, сельско-хозяйственное винокуренiе занимаетъ второе мѣсто, а для нѣкоторыхъ мѣстностей и группъ населенiя представляетъ первостепенный интересъ.

Переработка кукурузы, картофеля и хлѣба въ болѣе цѣнный продуктъ — спиртъ повысила оплату указанныхъ хлѣбовъ въ слѣдующей прогрессiи: по 42 губернiямъ Европейской Россiи въ перiодъ 1900—1903 гг. средняя покупка сырья для винокуренiя возрасла на 11%, 1904—1907 гг. на 25%, 1908—1912 гг. на 42%. Но этимъ экономическая цѣнность сельско-хозяйственнаго винокуренiя не ограничивается. На этой промышленности создался обширный промыселъ — откормъ скота и свиней, оцѣниваемый для Харьковской губернiи въ 3 миллiона рублей, для Волынской въ 2.500 тыс. руб., для Подольской въ 3.200 тыс. руб. Крестьянское скотоводство, пришедшее въ окончательный упадокъ, когда подъ зерновые хлѣба были распаханы всѣ пастбища, снова развивается на отбросахъ винокуренiя и сахароваренiя.

Такимъ образомъ, говорить, что винокуренiе «не имѣетъ большого сельско-хозяйственнаго значенiя», значитъ — не учитывать дѣйствительныхъ моментовъ экономическаго прогресса страны.

Развитiе винокуренной промышленности въ Россiи если и имѣетъ мѣсто, то только благодаря вывозу продуктовъ на заграничные рынки. Однако, наше вѣдомство предполагаетъ установить ограниченiя въ дѣлѣ экспорта спирта прекращенiемъ вывозныхъ премiй. Существующее въ настоящее время поощренiе вывоза спирта заключается въ томъ, что, помимо сложенiя съ него акциза, онъ пользуется безакцизными отчисленiями въ премiю и на путевую трату. Вывозная премiя на спиртъ всякой крѣпости установлена въ размѣрѣ 3½% съ ведра безводнаго спирта, сверхъ того при вывозѣ спирта очищеннаго, крѣпостью не ниже 95½%, отчисляется еще 1½% на ведро. Безакцизныя же отчисленiя на путевую трату опредѣляются въ зависимости отъ времени нахожденiя спирта въ пути. По расчету, установленному въ статьѣ 500 уст. Акцизныхъ, изд. 1901 г., безакцизное отчисленiе на сырой спиртъ выражается 11,2 коп., а на спиртъ очищенный — 16 коп. за ведро 40°. Что же касается до утвержденiя будто безакцизныя отчисленiя превышаютъ дѣйствительныя траты этого спирта въ пути, то вопросъ этотъ является, по меньшей мѣрѣ, спорнымъ.

Въ сравненiи съ западно-европейскими государствами, размѣрь нашихъ премiй представляется незначительнымъ, особенно принимая при этомъ во вниманiе, что Россiя, будучи пока государствомъ по преимуществу земледѣльческимъ, въ большей степени нуждается въ выгодномъ сбытѣ продуктовъ своей сельскохозяйственной промышленности въ сколько-нибудь переработанномъ видѣ. Наши главные конкуренты на международномъ рынкѣ выдаютъ премiи въ большомъ размѣрѣ: Германiя — 21 к. на ведро 40°; Австрiя, при всѣхъ своихъ финансовыхъ затрудненiяхъ, находитъ возможнымъ ежегодно ассигновать на премiи 4 милл. кронъ съ тѣмъ ограниченiемъ, что эта премiя не можетъ превышать 20-ти коп. на ведро. Вдобавокъ, въ 1912 году австрiйскiе винокуренные заводчики, путемъ повышения цѣны на спиртъ на внутреннемъ рынкѣ понизили цѣну экспортнаго спирта на 30 коп. на ведро 40°. Помимо того, Германiя за вывозъ денатурированнаго спирта платитъ высокую премiю, въ 42 коп. съ пуд. Объ абсолютномъ размѣрѣ премiй, выданныхъ за послѣднее 10-тилѣтiя за вывезенный заграницу русскiй спиртъ въ сыромъ и очищенномъ видѣ, можно судить по слѣдующей таблицѣ:
Годы. Вывозъ
спирта
(милл.
вед. 40°).
Отчислено въ премiю.
На путевую трату. Собственно въ премiю. Всего.
Т ы с я ч и
вед. руб. вед. руб. вед. руб.
1901 1,2 10,3 33,1 53,5 171,2 63,8 204,2
1903 2,3 18,7 60,0 101,8 325,8 120,6 385,8
1905 3,4 38,8 124,1 136,5 436,9 175,3 561,0
1907 2,1 20,9 67,0 111,2 355,7 132,1 421,8
1909 7,1 110,0 351,8 350,0 1.120,3 460,0 1.472,1
1910 8,6 167,7 536,7 408,3 1.306,6 576,0 1.843,4
1911 11,1 Свѣдѣнiй не имѣется.

Такимъ образомъ, для вывоза спирта необходимымъ условiемъ надо признать сохраненiе существующихъ премiй. Рѣшающимъ моментомъ въ побѣдѣ на мiровомъ рынкѣ спирта той или иной страны, служитъ, конечно, цѣна продаваемаго спирта, слагающаяся изъ трехъ элементовъ: размѣра премiи, себѣстоимости производства и перевозки. Условiя мiровой торговли спиртомъ таковы, что при отчаянной конкуренцiи различныхъ странъ наибольшее значенiе имѣетъ этотъ первый элементъ цѣны — премiи. Вторымъ условiемъ является общее улучшенiе организацiи нашей вывозной торговли (устройство музеевъ и отдѣленiй русскихъ банковъ; непосредственныя сношенiя съ крупными мѣстными потребителями; подготовка дѣятельныхъ и знающихъ коммерческихъ агентовъ и т. д.). Третье условiе — улучшенiе, въ частности, нашей вывозной торговли спиртомъ (уменьшенiе проволочекъ при расчетѣ за премiи; большая подготовленность таможенныхъ учрежденiй; постоянное нахожденiе спирта на складѣ у какихъ-либо крупныхъ мѣстныхъ фирмъ и т. д.).

Отмѣна премiй, даже при существованiи всѣхъ остальныхъ благопрiятныхъ обстоятельствъ, при наличiи вывозныхъ премiй въ другихъ государствахъ, поведетъ къ уничтоженiю вывоза нашего спирта. Быть можетъ ихъ отмѣна и будетъ выгодной для казны, но за выгоду эту странѣ приходится платиться разстройствомъ цѣлой отрасли промышленности, затруднится культурный подъемъ сельскаго хозяйства, ухудшится нашъ торговый балансъ. Правда, министерская политика рекомендуеть вывозить картофель вместо спирта. Но, рекомендовать вывозъ сырья вмѣсто полупродукта значитъ вести ретрограднѣйшую экономическую политику. И рядомъ съ этимъ правительство собирается внести законопроектъ въ цѣляхъ поощренiя вывоза издѣлiй, какъ будто сознавая всю пользу вывоза продуктовъ въ возможно болѣе отдаленной стадiи переработки 3).


1) 3а исключенiемъ 1912 г., въ которомъ сахарные заводы пострадали отъ раннихъ заморозковъ и осенней распутицы, не давшей возможности убрать свеклу. (стр. 32.)

2) Проф. Довнаръ-Запольскiй — «Очередныя задачи русскаго экспорта», 1912 г. (стр. 35.)

3) Совершенно иной точки зрѣнiя на сельско-хозяйственное винокуренiе держался германскiй императоръ, который на сельско-хозяйственномъ съѣздѣ выразилъ пожеланiе чтобъ во имя поощренiя винокуренiя были произведены опыты съ примѣненiемъ спирта въ промышленности, какъ топлива. (стр. 42.)