Профессор ГЕРМАН ЛЕВИ. АНГЛИЙСКОЕ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, 1924 год. 12. Охрана труда и социальное обеспечение.

Г. Леви. АНГЛИЙСКОЕ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, 1924 год, стр. 186-194

V. Социальное движение.

12. Охрана труда и социальное обеспечение

Литература. § 11. Кроме того: Eden. State of the Poor. 1797. — Minority Report of the Poor Law Committee. 1909. — Aschrott, Das englische Armenwesen. 1886. — E. M. Leonard, The History of Englisch Poor Relief. 1900. — W. Dibelius Ch. Dichens. 1916 (Kap. III).

В области охраны труда Англия также является страной наиболее ранних учреждений и законов. Это находит свое об'яснение, повидимому, в том, что в Англии опыты с системой laissez faire, произведенные после уничтожения старой принудительной организации труда, дали в области рабочего вопроса самые ужасающие в социальном отношении результаты. Мы имеем многочисленные потрясающие описания эпохи 20-х и 30-х годов и даже более ранней, конца XVIII столетия, когда заводы переселились из сельских местностей, где еще возможны были сносные условия жизни и труда в города. Детский и женский труд, сверхурочные работы в рудниках, полное отсутствие санитарной охраны и мероприятий против несчастных случаев — все это подтачивало жизнь всей нации. Поэтому в этой области рано начали издаваться законы. Первым законом в области охраны труда был закон 1802 г., который вначале был введен, как "закон для охраны здоровья и нравственности учеников в хлопчатобумажных мануфактурах", а позже был распространен на всю текстильную промышленность. В 1833 г. были учреждены инспектора, которые должны были следить за точным выполнением этого закона. Последний вначале касался только рабочих подростков, затем, с 1844 г., также и женщин старше 18 лет, а с течением времени распространялся все шире и шире (также и на предприятия с ручным производством), пока в 1878 г. не была предпринята кодификация всех этих отдельных законов, разбросанных по самым различным отраслям промышленности, в единый фабрично-заводский статут. Рядом с охраной детского и женского труда выступили уже упомянутые нами в другой связи законоположения об ограничении рабочего времени, установление максимальной длины рабочего дня, далее законоположения относительно субботнего труда, ночного труда и перерывов для отдыха. К этому присоединяются законоположения об охране личности рабочего, устанавливающих ответственность предпринимателя.

Особенно важно было то, что проведение этого закона было возложено на фабричную инспекцию, которую Англия имела, как мы указали, уже с 1834 г., но которая только с 1878 года, после упомянутой кодификации законов о труде, получила всеобщее применение. Женские инспектора были учреждены, правда, раньше всего во Франции и только в 1893 г. — в Англии (в Германии впервые в 1898 г. в Эссене).

В общем можно сказать, что английские законы об охране труда не отличались и не отличаются существенно от таковых в других странах, хотя и изданы в Англии раньше; в то же время именно однородность этих законов привела здесь раньше всего к мысли о международном регулировании. Зато английское социальное законодательство долгое время противилось другой группе мероприятии по социальной охране, именно идее государственного страхования рабочих на принудительных началах. Что рабочий нуждается в особой государственной охране вследствие своей экономической слабости по сравнению с предпринимателем и вследствие особых свойств "труда", как чего-то неразрывно связанного с организмом продавца рабочей силы, — это ясно показало реальное положение вещей в первой половине XIX столетия. Даже манчестерский либерализм должен был изменить свои воззрения на принудительный по существу характер т.-наз. "свободы рабочего договора". Однако, старое либеральное индивидуалистическое представление о свободной ответственности каждого осталось непоколебленным по отношению ко всем тем случаям, где дело шло о мероприятиях по охране здоровья, для избежания преждевременной старости и прежде всего для предотвращения опасности безработицы. Здесь, где вопрос шел не о непосредственном вреде, а о предотвращении будущих забот и страданий, считали, что возложение на государство или местные органы обязанностей обеспечения будет препятствовать развитию сознания личной ответственности и чувства бережливости и этим уменьшит степень хозяйственной полезности каждого индивидуума. Поэтому принцип принудительного страхования, проведенный в Германии в начале 80-х годов законодательным путем, в Англии не нашел себе никакого признания. Помощь больным, пострадавшим от несчастных случаев, инвалидам и безработным была организована здесь главным образом на товарищеских началах, а именно в виде страхования, широко организованного профессиональными союзами, а также посредством устройства свободных рабочих касс взаимопомощи (Friendly Societies).

Только к началу нового столетия изменились воззрения и в этой области; государственное принудительное страхование начало проводиться в жизнь, и притом уже в такой степени, которая выходит далеко за пределы континентального образца. Наиболее бесспорным в группе этих вопросов был вопрос о страховании на случай безработицы, который был впервые определенным образом урегулирован законом о безработных 1905 г. (Unemployed Workmen's Act); в настоящее время важным в этом вопросе является закон о страховании безработных 1920 г. (Unemployed Insurance Act), согласно которому рабочие, работодатели и государство несут на себе издержки страхования. Организация страхования на случай болезни и несчастных случаев последовала между 1911 и 1916 годами, страхование на случай инвалидности учреждено двумя законами 1908 и 1911 г.г.

Страхованием на случай безработицы решается вся проблема труда, если не считать вопроса о вдовах, стариках, калеках или другого рода физически неспособных. Эта проблема "пауперизма" уже с давних времен английского экономического развития играла большую роль в английском общественном мнении. Кажется даже, будто здесь речь идет о социологическом явлении, связанном в нашем представлении со специфическими условиями английской жизни. Кто бродил перед войной по улицам Лондона или другого большого английского города, тот с удивлением замечал всюду безработных, ободранных людей, с жалкими и истощенными лицами; при этом все эти люди ни в какой степени не производят такого впечатления, будто они только с недавнего времени находятся в этом жалком положении; о них все говорили, что их очень трудно вывести из этого состояния. В Англии на-ряду с термином "безработный" (Unemployed) существует и играет важную роль другой — не желающий работать (unemployable), в то время как на континенте едва знакомы с понятием не желающего получить работу. Небезинтересно проследить, как далеко вглубь истории заходит это понятие.

В продолжение всего XVII столетия шли жалобы на бродяг, бездельников и негодяев. Против людей, уклоняющихся от труда, издавались законы за законами. Уже самое понятие "трудоспособного нищего" (able-bodied pauper) и трудящегося бедняка (labouting poor) означает связь между "трудом" и "нищетой", с которой, как с длительным свойством целого класса, незнакомы в других странах. Дефо в одном из своих сочинений пишет об Unemployables того времени следующее: "Люди, составляющие большинство наших нищих, это те, которые не хотят, а не не могут работать". Законодательство королевы Елизаветы и ее преемников уже различало "трудоспособных" и нетрудоспособных нищих, и большое число мероприятий и учреждений имели своей целью возвратить трудоспособных к работе. Знаменитый закон о нищих королевы Елизаветы (1601 г.), содержавший, между прочим, в себе такие первые постановления об образовании мелких участков для безземельных сельскохозяйственных рабочих, создавал специальное попечение о трудоспособных нищих, не имевших работы; при этом часто приходилось прибегать к организации общественных работ для безработных. Центральным исполнительным органом по проведению в жизнь этих законоположений являлся "Высокий совет" (High Council), который, однако, для выполнения своих постановлений учреждал местные особые комитеты (уже тогда названные этим именем — Committes). По новейшим исследованиям Леонарда в то время, при Карле I, господствовало широкое и специализированное попечение о рабочих и нищих. Закон о нищих Елизаветы был в полной мере проведен в жизнь. Целью этого было обеспечить нетрудоспособных и дать работу трудоспособным. Новые английские социальные политики видят в государственном попечении, в том виде как его осуществила Елизавета и ее непосредственные преемники для разрешения вопроса о безработице, и в той административной системе, которую тогда пытались создать, идеал, остающийся еще и сейчас недостигнутым. "Во время правления Карла I", пишет Леонард, "мы не только впервые находим действительно реальное применение закона Елизаветы о нищих, но и вообще наиболее совершенную организацию защиты слабых классов, какую только можно указать на протяжении всей английской истории".

Патриархально-автократическая хозяйственная политика абсолютной монархии, носившая на себе в столь раннюю эпоху следы социальной политики, мигом рухнула, как только Кромвель достиг власти и вместе с пуританами положил основание совершенно иной хозяйственной системе. Тогда как во время Карла I католизированная англиканская церковь оказывала большое влияние на состояние попечения о рабочих и нищих (архиепископ Laud занимал даже высшую должность в местном комитете Линкольншира), пуританизм принципиально отрицал попечение о нищих в тогдашней его форме. Подобно тому, как удача и прибыль в деле являлась для истых кальвинистов очевидным доказательством божественного избрания, так бедность, как мы уже указали выше, была в их глазах печатью отвержения, и безработица — выражением личной вины. Мы уже цитировали выше слова Hartlib'а, друга Мильтона; несколько позже сэр Вильям Петти ясно говорил, что в высшей степени неправильно давать что-нибудь нищим, т. к. природа никого не оставляет голодным, если только вообще имеются пищевые продукты.

На место прежней мягкости, с которой подходили к вопросу о рабочих и нищих, выступил сейчас суровый и трезвый подход к нему. Если слишком широкая защита и могла в том или другом месте усилить бродяжничество, то обобщение этого факта и вытекающий из него асоциальный, вернее даже антисоциальный образ мыслей и соответствующая ему практика во всяком случае не достигали цели. Между тем, именно из указанных пуританских воззрений возникло в ту раннюю эпоху капитализма учение о том, что высокая заработная плата означает низкую производительность труда, а низкая плата, действуя стимулирующим образом, — высокую производительность; это учение обнаружило в XIX столетии именно на опыте английской жизни свою априорность и неправильность. Но это учение было лишь выражением взгляда, смотревшего на работу, как на воспитательное, дисциплинирующее средство, которое должно послужить к исправлению от лености и расточительности. При таких условиях понятны те две реформы, которые произвела кромвелевская революция: во-первых, ограничение заботы о бедных в собственном смысле этого слова, т.-е. заботы о вдовах, стариках, калеках и т. п. "действительно" бедных, во-вторых, крутые мероприятия для прекращения безработицы: были уничтожены все дотоле действовавшие меры защиты, применявшиеся в тех случаях, когда безработный являлся таковым не по своей вине. Бедность стала рассматриваться, по выражению историка Кэннигэма, как "преступление".

Следствия такого воззрения сказались в очень осязательных формах. Прежде всего были учреждены "рабочие дома", такая система попечения о бедных, которая существует в Англии и сейчас и самое название которой связано с понятием приучения к работе.

Идея рабочих домов связана с именем Фирминса, рекомендовавшего их в одном своем сочинении, написанном в 1678 г.; в 1723 г. они нашли себе признание в особом законе и в 1834 г. в знаменитом законе о нищих были окончательно утверждены. Здесь, в рабочем доме, как в своего рода тюрьме, безработный, считавшийся всегда сам виновным в своей безработице, должен был под влиянием устрашения, с одной стороны, жизни, полной лишений — с другой, вновь приобрести стремление к работе и научиться предпочитать рабочему дому самые худшие условия жизни вне его. Благодаря рабочим домам и жестокости их смотрителей суммы, которые выдавались на управление сбором налогов в пользу бедных, уменьшились (несмотря на возрастание населения) с 819.000 ф. ст. в 1689 г. до 689.000 ф. ст. в 1750 г. Далее, чтобы не сделать богатые приходы местом убежища для нищих и избежать бегства неспокойных безработных из промышленных областей была создана в 1662 г. посредством "Акта о переселении" (Settlement Act) помощь бедным, переселяющимся на другое место; тогда как закон Елизаветы, проникнутый гораздо более глубокими социально-политическими воззрениями, декретировал только помощь на месте постоянного жительства. Вместе с этим начались изгнания бедных, препятствия в переезде неимущим лицам и переполнение нищими мест, неудовлетворительных в смысле возможности найти работу. Все это разрешение вопроса о нищих было сплошь да рядом в прямых интересах капиталистических предпринимателей, для целей которых были очень удобны именно пуританские учения. В Шотландии, напр., в 1663 г. был даже издан закон, разрешавший предпринимателям по своему усмотрению ставить на работу бродяг на 11 лет, без вознаграждения, давая им только пищу и одежду.

В течение XIX столетия, особенно в последние десятилетия перед мировой войной, вопрос о безработных, прежних labouring poor или трудоспособных нищих, становился все острее и острее. Однако, чтобы явилась возможность создать действительное социальное обеспечение, должна была произойти сначала борьба против самого представления о личной вине. В очень популярном докладе меньшинства комиссии по вопросу законодательства о бедных, появившемся в 1909 г. авторы, Сидней и Беатриса Веббы, считали еще необходимым указать на этот основной принцип; при этом они говорили о "существовании приличных и честных людей, которые остались или могут остаться на все время без работы, если только они давно уже потеряли свое место и если промежутки времени между отдельными случаями, когда они имеют работу, становятся слишком большими.

Сейчас вопрос о безработных разрешается уже на новых началах и при помощи нового организационного аппарата. Через весь упомянутый нами в высшей степени содержательный доклад меньшинства красной нитью проходит мысль об отделении попечения о безработных от заботы о нищих, в особенности же об уничтожении устрашительной системы рабочих домов. Далее в связи с этим были сделаны радикальные предложения об улучшении обучения рабочих и об оказании помощи подросткам для получении ими широкого технического образования, которое в случае кризиса или потери работы сделало бы их способными к самым разнообразным профессиям. Самым же важным мероприятием является, конечно, закон о страховании, о котором мы уже упомянули выше. Последствия войны привели, как этого и ожидали, к увеличению числа безработных. В то время, как в 1913 г. было только 2,1% безработных (из числа членов профессиональных союзов, давших об этом показания), в июне 1920 года эта цифра возросла до 3,1%, а в декабре того же года даже до 6,1%. Необходимо здесь указать, что проблема безработицы может быть, повидимому, разрешена не только посредством государственного принудительного страхования, но на-ряду с этим также совместной деятельностью профессиональных союзов и крупных предпринимателей. Интересной и заслуживающей большого внимания попыткой в этом направлении является соглашение между красочным трестом и соответствующим профессиональным союзом, по которому предприниматели обязаны давать вознаграждение безработным в том случае, если рабочие выброшены на улицу вследствие применения сберегающих труд машин. В этой области также будет, вероятно, осуществляться вмешательство рабочих организаций в деятельность предприятия. Ибо проблема безработицы в ее длительном значении, не может рассматриваться, как вопрос касающийся только уже лишенных работы, так как каждый занятый рабочий может во всякое время стать лицом к лицу с безработицей. Поэтому весьма вероятно, что с усилением организованного рабочего класса проблема безработицы будет окончательно отделена от проблемы попечения о бедных и войдет составным элементом в один общий рабочий вопрос.