С. В. Коллатц. Радио для всех, 1925 год.

ГЛАВА ВТОРАЯ.
О ДВИЖЕНИИ ВОЛН.

Если бросить небольшой камень в воду, то на поверхности ее от места удара камня будут распространяться кольцеобразные концентрические волны. Если представить себе эти волны пересеченными по любому радиусу, то получится линия волн, подобно изображенной на рис. 3. Высота гребня и глубина впадины ее, представляющие собой амплитуду волны, будут таким образом уменьшаться, так как от соприкосновения камня с поверхностью воды возбуждаемая в воде энергия движения будет постепенно исчезать. Такую волну называют затухающей волной.

Рис. 3. Затухающая волна.

Если теперь возобновить подвод энергии непрерывно, например, ударять острой палкой через определенные промежутки времени по поверхности воды, то появится волна с неизменяющейся амплитудой a, как это показано на рис. 4. Это будет так-называёмая незатухающая волна. Энергия, затраченная на бросание камня или для удара палкой о поверхность воды, приводит спокойно лежащие друг около друга частицы воды в колебательное движение. Таким образом, вода служит средой для распространения энергии.

Рис. 4. Незатухающая волна.

Подобным же образом происходит распространение воздушных волн, которые являются носителем звука и могут быть вызваны или ударом языка колокола или дрожанием скрипичной струны или голосом. Но в то время, как мы воспринимаем водяную волну глазами, звуковая волна для нас заметна потому, что она приводит в колебание слуховую перепонку, и мы слышим звук. При этом механическая энергия, которая потрачена на удар языка колокола, преобразуются в колебательную энергию воздушных волн. Поступающая в ухо колебательная энергия воздушных волн снова обращается в механическую энергию, приводящую в колебания барабанную перепонку уха. Звуковые волны и возникающие от них тоны различаются между собой частотой колебания, т.-е. числом колебаний (например, струны) в секунду. Чем больше частота, тем выше тон. Если требуется воспроизвести на скрипке тон 1а, то колеблемая смычком струна должна делать, например, 435 колебаний в секунду. Если теперь поставить вблизи скрипки камертон, который по своему устройству отвечает только-что указанному числу колебаний, или, как говорят, который дает 435 собственных колебаний в секунду, то этот камертон, при приведении струны 1а в движение, будет, как известно, колебаться. Он действует таким образом, как акустический приемник, который приводится в колебания тоном в 435 колебаний в секунду. Струны и камертон построены таким образом на одну и ту же частоту колебаний. Они, как говорят, находятся в резонансе.

Наш камертон с 435 колебаниями в секунду можно также привести в колебание другими тонами, но только в очень незначительной степени. Максимум его колебаний будет достигнут только в том случае, если будет произведен тот тон, на который он настроен.


Hosted by uCoz