СОЧИНЕНИЯ А. П. ЩАПОВА, 1906 г., т. I. Исторические очерки народнаго миросозерцания и суеверия

А. П. Щапов. Сочинения, т. I, 1906 г., стр. 157-172

Историческiе очерки народнаго мiросозерцанiя и суевѣрiя1)

(ПРАВОСЛАВНАГО И СТАРООБРЯДЧЕСКАГО).

(Важное примечание)

ПРИЛОЖЕНIЯ.

I. Заговоры, извлеченные изъ рукописей старообрядческихъ.

1. Ложуся я рабъ Божiй имракъ — Богу помолюся, встаю рабъ Божiй имракъ — крестюся, умываюся я рабъ Божiй имракъ — благословюсь водою бѣлъ, утираются я рабъ Божiй имракъ престольною пеленою, иду я рабъ Божiй имракъ: далече бѣлая береза, подъ тою бѣлою березою стоитъ бѣлая береза-гробница, въ той гробницѣ лежитъ Афанасiй чернецъ, старецъ Анисимъ патрiархъ и посхимошися именемъ, осташеся каменемъ, и слова неговоритъ; еще въ чистомъ полѣ стоитъ Iоаннъ Предтеча и Спасъ милостивый. Пресвятая Богородица, Никита столпникъ, Гаврiилъ архангелъ, Сергiй чудотворецъ, Петръ и Павелъ святые апостолы, Михаилъ архангелъ, Гаврiилъ Архангелъ, Георгiй храбрый, Николай святитель чудотворецъ, помолюсь я рабъ Божiй имракъ 12-ти апостоламъ, Iоанну Предтече, Спасу милостивому, Пресвятой Богородицѣ, Никитѣ столпнику, Гаврiилу архангелу, Сергiю чудотворцу, Петру и Павлу святымъ апостоламъ, Михаилу архангелу, Гаврiилу архангелу, Георгiю храброму, Николаю святому чудотворцу, одѣваюся я рабъ Божiй имракъ небомъ; подпояшуся я рабъ Божiй имракъ облаками, частыми звѣздами, на главѣ держу кресть Христовъ, зарею обмываюся, небесною силою очищаюся. Господа Бога въ помощь призываю, какъ Афанасiй чернецъ, старецъ схимонашъ, постриженъ и посхимененъ, окамененъ, и осташеся и съ камнемъ въ гробницѣ лежа, также и противникъ мой онѣменъ. Крестъ на мнѣ рабѣ Божiемъ имракѣ, крестомъ я рабъ Божiй имракъ ограждаюся отъ сопротивника своего, еретика, еретницы, отъ клеветницы: замыкаюся я рабъ Божiй имракъ отъ грѣховъ девяносто позолоченными ключами, отъ колдуна, отъ колдуницы, отъ волхвовъ и отъ волхвицъ, кину, кину я рабъ Божiй имракъ съ тѣхъ девяносто позалоченныхъ ключей въ окiанъ-море, и одинъ на днѣ лежитъ камень латирь, никому въ кiянѣ не бывать, и ключей моихъ не вынимать.

Во имя Отца и Сына и святаго духа аминь. Отъ земли и до небесъ около меня раба Божiя имрака стоитъ, стоитъ градъ каменный; въ немъ породила пресвятая Богородица сына своего Господа нашего Iисуса Христа, ангела, архангела и великiе архангелiе грозныхъ силъ воевода святый архангель Михаилъ и архангель Гаврiилъ и святой страстотерпецъ Дмитрiй, святый и храбрый Георгiй, тѣ меня раба Божiя имракъ берегутъ со всѣхъ четырехъ сторонъ скипетры своими; не даютъ меня раба Божiя имрака лихимъ людямъ стрѣлять и рогатиною колоть, ничѣмъ бити, ни копiемъ вергнуть, ни саблею сѣчь, ни ножемъ ни колоть, ни мечомъ лихимъ людямъ сокрушати и ни чѣмъ бити служебника своего ангельскаго мученическаго раба Божiя имрака предъ царемъ Александромъ Маке[дон]скимъ, и всякой птицы совершенiемъ и утвержденiемъ святыхъ, вдовицъ умоленiемъ. Стой неходи ко мнѣ рабу Божiю имраку умолетемъ святыхъ апостоловъ и святыхъ отецъ не ходи ко мнѣ рабу Божiю имраку, умоленiемъ всѣхъ святыхъ, которые сотворили волю Божiю отъ начала и до сего дня умоленiемъ вдовицъ, стрѣла стой, не ходи ко мнѣ рабу Божiю имраку черезъ благовѣщенiе пресвятыя Богородицы и приснодѣвы Марiи, умоленiемъ всѣхъ святыхъ молитвами, аминь. Соблюди Господи и помилуй, загради и заступи и защити раба Божiя имрака отъ стрѣлъ лѣтящих, и отъ всяка желѣза, отъ булату и отъ укладу, и отъ камене, отъ стали, и отъ мѣди зеленой, и отъ разныя проволоки желѣзныя, отъ всякаго древа русскаго и заморскаго, и отъ жимолости, отъ ружья ратнаго и воинскаго и отъ стрѣлъ и отъ пушекъ и отъ пищальки, и отъ самопаловь, и отъ пушекъ мѣдныхъ и отъ оловянныхъ, и отъ всякаго камени, отъ каменныхъ трескъ и оловянныхъ, и отъ свинцовыхъ, и отъ дроби всякой, и отъ всякаго пороху русскаго и заморскаго, и отъ всякаго древа, и отъ всякаго погубленiя на семъ свѣтѣ отъ востока до запада, отъ земли и до небеси, отъ всѣхъ четырехъ сторонъ, и отъ всякой птицы перыя и отъ всякаго погубленiя черемисскаго и татарскаго, бухарскаго и крезинскаго (sic), и отъ литовскаго и черкаскаго, и отъ латынскаго и нѣмецкаго, и отъ русскихъ людей не мирныхъ, и отъ всякихъ нечистыхъ родовъ, и отъ всякаго врага и супостата. Аминь. Крестъ хранитель, крестъ всея вселенныя, крестъ креста церковнаго, крестъ царская держава, крестъ вѣрнымъ утвержденiе, крестъ ангеламъ слава, крестъ бѣсамъ язва. О святый великiй Iоанне пророче и предтече, крестителю Господень, отгони отъ меня раба Божiя имрака Иродовыхъ 12-ти дщерей и сохрани меня грѣшнаго раба своего имрака душу мою и тѣло цѣло и здраво, до окончанiя живота моего, и во вѣки вѣковъ, аминь, аминь, аминь. Читать по утрамъ и зарямъ трижды.

2. Молитва руду унимать. 1841 года. Шелъ Господь съ небесъ съ вострымъ копiемъ, ручьи, протоки запираетъ, руду унимаетъ, стрѣльную, ручебную, ножевую, топоровою. Выду я въ чисто поле на чистое море; на чистомъ морѣ чистый камень, на чистомъ камнѣ стоитъ дубъ краколистый, подъ тѣмъ дубомъ краколистымъ сидитъ твердая красная дѣвица, самоцвѣтные шелки мотаетъ, раны зашиваетъ, руду унимаетъ, не своими, Господи, мудростями, твоими Господи, святыми молитвами; на землѣ камень не растетъ, у раба Божiя имрака руда нейдетъ, крѣпче крѣпкаго камня, камень мѣсто ключа и замка руду прикладываетъ, вода не канетъ, не каменемъ руда не канетъ. Аминь. Царя небеснаго Господа Iисуса Христа сыне Божiй помилуй насъ. Аминь.

3. Лягу я рабъ Божiй имракъ помолюся, перекрестясь, умоюся святою водою, утреннею росою, утруся бѣлымъ тканнымъ полотенцемъ; пойду я рабъ Божiй имракъ изъ избы дворами, съ двора воротами на улицу на сiонску взирающи, крестомъ себя ограждающи, погляжу я рабъ Божiй имракъ въ чистое поле, въ зелено поле, около моря, въ чистомъ полѣ, въ зеленомъ окоморьи стоитъ златая святая лѣстница, и съ той возрачно по святой лѣстницѣ шелъ Божiй ангелъ Михаилъ архангелъ; и пойду я рабъ Божiй имракъ помолюся и поклонюсь: батюшка Божiй ангелъ, Михаилъ архангелъ, заговори мнѣ тѣло бѣлое, закрѣпи крѣпче стали и булату, красной мѣди и укладу, крѣпче свинцоваго желѣза и нѣмецкаго, крѣпче тугаго луку, каленой стрѣлы, и подпояшъ златымъ своимъ святымъ поясомъ, и запри и замкни въ тридевять замковъ и въ тридевять ключей, и рече ему рабу своему имраку: поди ты на путь на дорогу, на пути на дорогѣ стоитъ святая соборная апостольская церковь; въ той соборной апостольской церкви на престолѣ стоитъ заступница мати Божiя пресвятая владычица Богородица; поди рабъ Божiй помолись и поклонись, при семъ рабъ Божiй имракъ помолился и поклонился: заступница матушка, пресвятая владычица Богородица, заговори мое тѣло бѣлое, и закрѣпи крѣпче стали и булату, крѣпче мѣди и укладу, крепче свицкаго желѣза и нѣмецкаго, крѣпче тугаго луку, каленой стрѣлы, и подпояшь златымъ своимъ поясомъ, и запри и замкни въ тридесять ключей. И рече ему рабу своему имраку; поди ты рабъ Божiй на путь, на дорогу; на пути на дорогѣ стоитъ апостольская, соборная церковь; въ той соборной апостольской церкви на престолѣ стоитъ самъ Господь сынъ Божiй Iисусъ Христосъ, подойди и поклонись: батюшка истинный Христосъ сынъ Божiй, заговори мое тѣло бѣлое, закрѣпи крѣпче стали и булату, крѣпче мѣди и укладу, крѣпче свицкаго желѣза и нѣмецкаго, крѣпче тугаго лука и каленой стрѣлы и подпояшъ златымъ своимъ поясомъ и запри и замкни въ тридевять замковъ и въ тридевять ключей. И рече ему рабу Божiю имраку своему Господь нашъ Iисусъ Христосъ сынъ Божiй: заговорю твое тѣло бѣлое, и закрѣплю крѣпче стали и булату, крѣпче мѣди и укладу, крѣпче свицкаго желѣза и нѣмецкаго, крѣпче тугаго лука и каленой стрѣлы, и подпояшу святымъ своимъ поясомъ, и запру и замкну въ тридевять замковъ и тридевять ключей, и пущу ключи въ окiянъ-море, и взяла ихъ щука, какъ щуку въ морѣ не поймать, такъ и тебя раба Божiя не отмыкать, а кто есть ключъ достанетъ, тотъ тебя раба Божiя отомкнетъ. На синемъ морѣ на большомъ камнѣ сидитъ стратимъ птица, а какъ стратиму птицы покоряются, какъ и льву звѣри всѣ покоряются, такъ бы и тебѣ вси покорятся, покоряются други и недруги, покорялися, что ты говоришь, тебя бы и слушали, и твою волю творити. Во имя Отца и Сына и святаго духа. Аминь.

4. Господи благослови! Облекохся въ небеса, одѣяхся въ облако, и помолихъ Бога и свѣтъ Георгiя: о святый Георгiе, умягчивый 7 царей какъ овче, а меня раба Божiя (имракъ) якоже льва свирѣпа во имя Отца и Сына и святаго духа, и нынѣ и присно и т. п. Аминь.

5. Лягу я рабъ Божiй имракъ помолясь, встану я рабъ Божiй перекрестясь, умоюся святынею, помолюсь спасу и пречистыя Богоматери; пойду я рабъ Божiй изъ избы дверьми, воротами, на встрѣчу мнѣ архистратихъ Михаилъ архангелъ со святыми своими съ ангелами и апостолами, и возмолюсь я рабъ Божiй Михаилу Архангелу: Михаилъ архангелъ, заслони ты меня желѣзною дверью, и запри тридевятью ключами, замками. И глаголетъ мнѣ рабу Божiю Михаилъ архангелъ: заслоню я тебя раба Божiя желѣзною дверью, и замкну тридевятью замками, ключами, и дамъ ключи звѣздамъ; первый Марiи, второй Прасковьи, третiй Ериси (sic), возмите ключи, отнесите на небеса, и кто эти ключи достанетъ, тебя раба Божiя отмыкать станетъ. Мати Божiя пресвятая Богородице, покрый мя омофоромъ своимъ. Иду я рабъ Божiй къ рабу Божiю имраку: лежалъ ты у матери своей во чревѣ, тогда у тебя на меня не было ни думы, ни словъ, ни рѣчей никакихъ, такъ и нынѣ я къ тебѣ иду, чтобы не было у тебя ни думы, ни словъ, ни рѣчей, ни мѣста, а хотя я рабъ Божiй хожу и пятами своими топчу, только бы у тебя на меня не было, ни думы, ни словъ, ни рѣчей никакихъ. Какъ на небѣ мѣсяцъ лазилъ, снѣги мертвы, такъ бы и тѣло твое было мертвое, ты предо мной еси лютый огнь, а я предъ тобой есмь сильная вода; когда разгорится твое лютое сердце, то я твое лютое сердце залью своею сильною водою, во вѣки вѣковъ. Аминь. Боже очисти мя грѣшнаго, яко николи же благое сотвори предъ тобою, но избави мя отъ лукавого, да будетъ воля твоя, да неосужденно яко отвержу уста моя недостойный и восхвалю имя твое, Отца и Сына и святаго духа. Аминь.

Во имя Отца и Сына и святаго духа. Аминь, аминь, аминь, видѣ идущимъ и сѣдущимъ все святымъ отцемъ Сисанiемъ, на горѣ Синайской стоитъ столбъ, въ томь столбѣ сидитъ святой отецъ, селенiя имать четыре.

6. Заговоръ крови. Аминь. На мори на акiяне, на островѣ на буянѣ, лежитъ горючь камень; на томъ камнѣ сидѣла пресвятая Богородице, держала въ рукѣ иглу золотую: вдѣвала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебѣ рана не болѣть, и тебѣ кровь не бѣжать; поговорить: аминь.

7. Стану я рабъ Божiй И. благословясь, пойду перекрестясь изъ избы дверьми, изъ воротъ воротми въ чистое поле подъ восточную сторону, подъ восточной стороной есть окiянъ сине море, на томъ на окiянѣ на синемъ морѣ лежитъ бѣлолатырь камень, на томъ бѣлолатырѣ камнѣ стоитъ святая золотая церковь, во той золотой церкви стоитъ святъ золотъ престолъ, на томъ златѣ престолѣ сидитъ самъ Господь Iисусъ Христось, Михаиль архангелъ, Гаврiилъ архангелъ, Иванъ богословъ, Иванъ предтеча, Георгiй храбрый, Николай святитель Христовъ угодникъ; я прiиду рабъ Божiй И. въ чистотѣ, поклонюсь и помолюсь: о батюшка истинный Христосъ, Михаилъ архангелъ, Гаврiилъ архангелъ, Иванъ богословъ, Иванъ предтеча, Георгiй храбрый, Николай святитель Христовъ угодникъ, обставьте кругъ меня раба Божiя Ивана тынъ желѣзный, верья бѣлатны на 120 верстъ, окомъ не окинуть, глазомъ не увидѣть; пропущайте огненную рѣку! Отговариваюсь я рабъ Божiй И. отъ колдуна, отъ вѣдуна, отъ колдуньи, отъ вѣдуньи, отъ чернова, отъ черемнова, отъ двоеженова, отъ троеженова, отъ двоезубова, отъ троезубова, отъ трубинова, отъ окошечьнаго, отъ сѣннова, отъ дѣвки пустоволоски, отъ бабы, отъ самокрутки, ото всякаго злаго находа человѣка. Можетъ ли злой лихой человѣкъ заговорить громъ и громову стрѣлу, огненную молнiю, можетъ ли испортить, изурочить мертваго? не можетъ злой, лихой человѣкъ колдунъ, колдуница, еретикъ, еретица, не можетъ громъ, громову стрѣлу и огненную молнiю, не можетъ испортить, изурочить мертваго человѣка, бралъ бы злой, лихой человѣкъ колдунъ, колдуница, еретикъ, еретица, своими бѣлыми руками свой булатный ножъ, рѣзалъ бы онъ свое бѣлое тѣло своими бѣлыми руками, грызъ бы онъ свое бѣлое тѣло своими бѣлыми зубами; уста мои зубы, замокъ языкъ; во имя Отца и Сына и святаго духа. Аминь.

8. Унятiе руды.

Господи Iисусе Христе сыне Божiй помилуй насъ. Аминь. Стану я рабъ Божiй благословясь, пойду перекрестясь изъ избы во двери, изъ двора въ ворота, въ чистое поле въ востокъ, въ восточную сторону подъ красное солнце, подъ младъ мѣсяцъ, подъ частыя звѣзды, подъ утреннюю зорю, къ окiяну-морю; у окiана-моря, на крутомъ берегу лежитъ латырь камень, на латырѣ камнѣ церковь соборная, въ церкви соборной златъ престолъ, на златѣ престолѣ сидитъ бабушка Соломонiя, Христа повивала, щекоты, ломоты унимала, садести и болѣзни, порезы и посѣки отъ удару и оть укладу и булату унимала, и запирала, какъ изъ латыря камня не воды, такожде изъ раба Божiя ни руды, ни садѣли, ни болѣзни, изъ курицы не молока, изъ петуха ни яйца, не изъ раба Божiя имракъ ни руды, какъ Илья пророкъ изсушилъ рѣки, источники, такожде бы у раба Божiя имрака твердо утвердились, рука заключись въ море, ключи на небесахъ, замки достану, эти ключи и замки святыми молитвами запру и укрѣплю, посѣки и удары во вѣки вѣковь. Аминь. Дерно вернись, рана въ мѣсто жмись, не отъ кости руды, не отъ камени воды, стань кровь затекись, гуще густаго клею; во имя Отца и Сына и святаго духа. Аминь, аминь, аминь.

9. Господи Iисусе Христе сыне Божiй помилуй насъ. Стану я рабъ Божiй имракъ благословясь, пойду перекрестясь изъ избы въ двери, изъ двора въ ворота, въ восточные сторону; есть въ востокѣ въ восточной сторонѣ, стоитъ буевой островъ; на томъ буевомъ островѣ стоитъ святое дерево, изъ подъ того святого дерева выходитъ булатный быкъ, булатными рогами гору бодетъ, ногами скребетъ; и какъ у этого булатнаго быка булатные рога крѣпки не гнутся, и не ломятся, и не плющатся, также бы у меня раба Божiя имракъ становая жила не гнулась бы и не ломалась, крѣпко бы стояла, колъ коломъ, рогъ рогомъ стояла бы, столбъ столбомъ, стрѣла стрѣлой, копiе копьемъ, ни задъ бы, ни перёдъ не ломило, ни щепоты и не ломоты, ни въ денныхъ часахъ, и ни въ нощныхъ часахъ, ни въ полуденныхъ и полунощныхъ, ни на молоду, ни на исходѣ мѣсяца, по моему животу до моей смерти, вѣки по вѣки и во вѣки вѣковъ Аминь. Во имя Отца и Сына и святаго духа. Какъ громъ грянетъ, и молнiя палитъ, такъ бы въ рукахъ моихъ огненное оружiе палило и гремѣло; какъ не можетъ никто тварь Божiю, солнце и луну, громъ и молнiю постановить, такъ бы не могли въ рукахъ моихъ огненное оружiе постановить. Аминь.

10. Стану я рабъ Божiй благословясь, пойду перекрестясь изъ избы въ двери, изъ вороть въ вороты, въ чистое поле въ востокъ въ восточную сторону, къ окiану морю, и на томъ святомъ окiянѣ-морѣ стоитъ старъ мастеръ мужъ святаго окiана-моря, сырой дубъ крековастый, и рубитъ тотъ старый мастеръ мужъ своимъ булатнымъ топоромъ сырой дубъ, и какъ съ того сыраго дуба щепа летитъ, такожде бы и отъ меня имракь валился на сыру землю борецъ добрый молодецъ, по всякiй день и по всякiй часъ. Аминь. Трижды.

И тѣмъ замокъ моимъ словамъ, ключъ въ море, замокъ въ небѣ, отъ нынѣ и до вѣка.

11. Молитва пресвятыя Богородицы.

Спала еси Пресвятая Богородице во святомъ градѣ Вифлеемѣ Iудейскомъ, во святомъ храмѣ по мартъ мѣсяцъ, и видѣлся сонъ ей страшенъ вельми, и прiиде къ ней Господь нашъ Iисусъ Христосъ, и рече ей: мати моя возлюбленная пресвятая Богородице Марiя, спиши или не спиши, или что видишь; и рече ему пресвятая Богородице: чадо мое возлюбленное, истинный Господь Iисусъ Христосъ, спала есмь во святомъ градѣ во Вифлеемѣ на мартѣ мѣсяцѣ, и виделся сонъ мнѣ про тебя вельми страшенъ, что тебя Игемоны Пилаты взявши и приведоша къ Понтiйскому Пилату, и удариша по ланитѣ, и на главу твою святую терновъ вѣнецъ возложенъ, и ребра Твоя святые копiемъ прободены, сице кровь и вода святая изтече на изцѣленiе христiаномъ, и желчiю напоиша, тростiю по главѣ удариша, и на крестъ пригвожденъ и воскресъ. И рече истинный Iисусъ Христосъ, воистину тако будетъ; аще которой человѣкъ сонъ твой на себѣ носитъ въ чистотѣ, или въ домѣ своемъ держитъ, или по всякъ день прочтетъ, и тотъ человѣкъ избавленъ будетъ муки вѣчныя, отъ дiавольскаго навожденiя во дни и въ нощи, въ яденiяхъ и питiяхъ избавленъ будетъ; который человѣкъ пойдетъ, при царѣ или при вельможѣ, и сонъ твой съ собою возьметъ или прочитаетъ трижды, и утолится супостатъ отъ васъ аще на службѣ умретъ, или разбойники убьютъ, и того человѣка душу ангели Божiи отъ всякiя скверны очистятъ, и возьмутъ душу его ко престолу Господню на небеса, поставятъ у престола Господня съ праведными душами, избавленъ и злыхъ человѣкъ и вѣдуновъ и отъ ведуницъ, отъ трясовицъ летающихъ и отъ всякаго сатанина мечтанiя, и нынѣ и присно и во вѣки вѣковь. Аминь. Трижды.

12. Господи Iисусе Христе сыне Божiй, помилуй мя грѣшнаго раба Твоего имракъ, аминь, на мнѣ рабѣ Божiемъ имракъ грамата отъ града Господня, прiидетъ ко мнѣ рабу Божiю имракъ, — и ту сiю грамоту возьму на лѣвую руку, подыму на свою главу крестъ животворящiй, стану я рабъ имракъ на крестъ взирати, грамоту прочитати на всякъ день Господень, на воскресенье, на понедѣльникъ на святый, аще на сiю нощь за очи меня сѣкутъ и рубятъ, пластаютъ и вѣшаютъ, а во очи появлюсь я рабъ Божiй имракъ предъ князя болярина и предъ судьями и воеводами и предо старымъ и молодымъ, и обо мнѣ рабѣ Божiемъ радуются и веселятся и съ мѣста востаютъ, какъ же станетъ около меня раба Божiя тынъ желѣзный и заборъ каменный, отъ юга до сѣвера, отъ земли и до небеси, отъ вѣрующихъ колдуновъ, горѣзовицъ летающихъ, отъ бѣсовскихъ ученицъ, отъ калика перехоженiя, отъ...... и отъ всякаго злаго человѣка, какъ снидеть ко мнѣ рабу имракъ самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ со всѣми евангелистами Матвѣемъ, съ Маркомъ, съ Лукою, и Iоанномъ и со всею силою небесною, и ведетъ меня самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, и ту вѣтку сладкую сорветъ около главы моей, трижды обнесетъ отъ князя и болярина, отъ судей, и воеводы, отъ всѣхъ христiанъ старыхъ и молодыхъ, бабамъ и рабочимъ своимъ паче злыхъ рабовъ и супостатовъ со всѣмъ я рабъ Божiй имракъ сердце у нихъ выну, а тѣмъ моимъ крѣпкимъ своимъ словамъ ключь и замокъ, и во вѣки вѣковъ. Аминь. Запечаталъ самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, небесный царь сильными печатями, положи образъ на образъ къ своему сатанѣ, а тѣмъ моимъ крѣпкимъ словомъ слава тебѣ царю небесному. Аминь. День пройде, ночь настанетъ, ложится спать рабъ Божiй имракъ, печать на мнѣ Христова и спасова рука, пресвятыя Богородицы замокъ, крестомъ крещусь, крестомъ облекусь, крестомъ дiавола прогоню, крестомъ ограждаюсь отъ врага и супостата, откажись отъ меня, тутъ тебѣ нѣтъ мѣста, на тебя евангелисты, Михаилъ архангелъ, Петръ и Павелъ верховные апостолы, св. Никита столпникъ врага прогоняетъ, враги ему заклинаются, мнѣ тутъ не бывать на рабѣ Божiемъ, не стояти, учинили храмины печать Петръ и Павелъ, Константинъ и Елена, у ней архангелы и ангелы Божiи. Аминь. Да воскреснетъ Богь.

13. Молитва архангелу Михаилу. Аще человѣкъ котораго дни глаголетъ, то непрiидетъ на него никакое зло, ниже дiаволъ, но вся изчезнетъ яко прахъ; а по смерти того человѣка, душу адъ не приметъ. Господи Iисусе Христе сыне Божiй, великiй царю безначальный, не видимый, и не созданный, и сидяй на престолѣ со Отцемъ и Сыномъ и со святымъ духомъ, славимый и отъ небесныхъ силъ, безплотныхъ вой. Господи архангела своего Михаила на помощь, мнѣ грѣшному рабу имракъ, избави мя враговъ моихъ видимыхъ и не видимыхъ, великiй господине архангеле Михаиле излей море благо на раба твоего имракъ, ты еси демоновъ сокрушителю и бѣсовъ прогонителю, избави мя отъ бѣсовскихъ козней навѣта и стужи, и человѣкъ лукавыхъ, и призри на мя недостойнаго раба твоего имракъ и запрети имъ всѣмъ врагамъ, борющимся со мною, видимыхъ сотвори овецъ и невидимыхъ, яко прахъ предъ лицемъ вѣтра и великiй святый архангелъ Михаилъ первой княже и воевода ангеломъ и архангеломъ, херувимомъ и серафимомъ и всѣмъ небеснымъ силамъ безплотнымъ, буди помощникъ во всемъ грѣшному рабу твоему, въ бѣдахъ и въ скорбяхъ, и въ пѣчаляхъ, и на расходныхъ и на морѣ, и на рѣкахъ, и на сухомъ пути тихое пристанище буди въ пустынѣ, и сохрани, с пути сохрани, укрѣпи у всѣхъ человѣкъ въ чести, избави мя прелести дiавольскiя и проч.

II. Сказанiе, кiимъ святымъ, каковыя благодати оть Бога даны, и когда памяти ихъ.

О прозрѣнiи ослѣпшихъ очесъ. молитися. Пресвятой Богородицѣ Казанской, iюля 8-го.
О изцѣленiи болѣзни очныя. Мученику Минѣ египтянину, ноября 11-го.
О томъ же. Мученику Лаврентью архидiакону, августа 10-го.
О томъ же. Мученику Логину сотнику, октября 16-го.
О изцѣленiи отъ главныя болѣзни. Святому пророку Iоанну Предтечи, августа 29-го.
О изцѣленiи отъ зубныя болѣзни. Священномученнику Антинѣ, августа 11-го.
О изцѣленiи отъ трясавичныя болѣзни. Преподобному Марою, февраля 14-го.
О томъ же. Мученицѣ Фотинiи самарянинѣ, марта 20-го.
О изцѣленiи отъ грызной болѣзни. Великомученику Артемiю, октября 20-го.
О разрѣшенiи неплодства и безчадiя. Преподобному Роману чудотворцу, ноября 27-го.
О томъ же. Преподобному Игнатiю иже въ Руфинѣхъ, марта 31-го.
Объ освобожденiи отъ труднаго рожденiя женъ. Пресвятѣй Богородицѣ Ѳеодоровской, августа 16-го.
О томъ же. Великомученицѣ Екатеринѣ, ноября 24-го.
Аще возненавидитъ мужъ жену свою неповинно. Св. мученикамъ Гурiю, Симону и Авиву, ноября 15-го.
О сохраненiи здравiя младенцевъ. Пресвятой Богородицѣ Тихвинской, iюня 26-го.
О томъ же. Праведнику Симеону Богопрiимцу, февраля 3-го.
О избавленiи младенцевъ отъ родимца. Св. великомученику Никитѣ, сентября 15-го.
О исцѣленiи младенцевъ отъ оспы. Мученнику Конону соврiйскому, марта 5-го.
О просвѣщенiи разума къ ученiю грамотѣ. Св. безсребникамъ Косьмѣ и Дамiану ноября 1-го.
О изученiи иконнаго писания. Св. апостолу Iоанну Богослову, сентября 26-го.
О сохраненiи отъ внезапныя безъ покаянiя смерти. Священномученику Садофу, октября 19-го.
О томъ же. Великомучен. Варварѣ, декабря 4-го.
О томъ же. Священномученику Харлампiю, февраля 10-го.
О избавленiи отъ муки безъ покаянiя. Преподобному Паисiю великому, iюня 19-го.
О прогнанiи лукавыхъ духовъ отъ человѣкъ и скотовъ. Преподобн. Нифонту, декабря 23-го.
О томъ же. Святителю Марофу, февраля 16-го.
О избавленiи отъ блудныя страсти. Преподобн. Мартiану, февраля 13-го.
О томъ же. Преподобн. Iоанну многострадательному, iюля 18-го.
О томъ же. Св. мучен. Ѳомаидѣ, апреля 14-го.
О избавленiи отъ виннаго запойства. Мучен. Внифантiю, декабря 19-го.
О томъ же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го.
О сохраненiи отъ пожара или молнiи. Пресвятой Богородицѣ неопалимой купинѣ, сентября 4-го.
О томъ же. Святителю Никитѣ Новгородскому, января 31-го.
О бездожiи и ведрѣ. Св. пророку Илiи, iюля 20-го.
О избавленiи отъ потопленiя на водѣ, и бѣдъ и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го.
О избавленiи отъ скотскаго падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го.
О томъ же. Священномученику Влассiю, февраля 11-го.
О избавленiи отъ падежа конскаго. Мученикамъ Флору и Лавру, августа 18-го.
О сохраненiя скота отъ съѣденiя звѣрей. Св. великомученику Георгiю, апрѣля 23-го.
О обрѣт. украденныхъ вещей и бѣжавшихъ рабовъ. Мученику Ѳеодору Тирону, февраля 17-го.
О томъ же. Мученику Iоанну воинственнику, iюля 30-го.
О сохраненiи отъ злаго очарованiя. Священномученикамъ Кипрiяну и Iеритипiи, октября.

III. Отрывки изъ легендъ, взятые изъ соловецкихъ рукописей.

1. Въ рукописныхъ житiяхъ сѣверо-поморскихъ святыхъ много легендъ о помощи туземныхъ святыхъ поморскихъ весновальникамъ въ морскихъ промыслахъ, въ укрощенiи бушующихъ стихiй морскихъ. Напр. въ житiи Иринарха игумена соловецкаго читаемъ: «въ лѣто 7137 весною, прiѣхавъ единою въ соловецкiй монастырь помолитися всемилостивому Спасу и препод. отцамъ Засимѣ и Савватiю молебная пѣти, Двинской земли жители, иже исповѣдаша повѣсть сицеву: «ходили они въ море на веснованье для промысла морскихъ звѣрей, кожъ и сала, въ другихъ же судахъ по обычаю ихъ были два человѣка нарицаемые юровщики, си есть, въ томъ промыслѣ свѣдущiе и искусные люди, прочiе же въ ромшахъ, и иные вси во всемъ имъ послушны суть. Егда же съ торасу на море спустишася, внезапу возвѣяша вѣтры велицы зѣло, отъ брега ихъ со льдомъ занесе въ морскую пучину далече, и носило въ тѣхъ льдахъ много дни. И начаша святыхъ на помощь призывати. И ночью во снѣ явися одному изъ юровщиковъ нѣкiй старецъ, браду имѣя довольну и сѣдинами украшену, во священническомъ подобiи, въ десной своей руцѣ крестъ держай, и глагола: востаните и молитеся Богу и соловецкихъ чудотворцевъ на помощь призывайте, и будетъ вамъ милость всѣмъ вскорѣ. И абiе возвѣя вѣтръ съ моря зѣло крѣпокъ и понесе ихъ ко брегу. Первiи, имъ же явился старецъ, присташа на нѣкоемъ мѣстѣ, глаголемомъ зимняя сторона, и обрѣтоша близъ брега на льду множество звѣрей морскихъ, ихъ же всѣхъ избивше ту, возвратишася во свое си съ корыстiю многою». Подобный случай разсказывали варзужскiе весновальники: «ходили они на веснованье для добычи морскихъ звѣрей и плавали по морю многое время, и добычи никакой не нашли, и въ отчаянiи пошли было домой, когда льдины уже исчезли и приближалось лѣто; долго плыли они по морю, нашли одну льдину, недалеко отъ берега, длиною съ версту или немного болѣе, перебрались на нее, затащили съ собою суда и, вкусивъ не много хлѣба, легли спать. Ночью одному изъ нихъ явился старецъ (Иринархъ соловецкiй) и сказалъ: встаньте! Богъ даетъ вамъ добычу. И на завтра видятъ артельщики многое множество звѣрей: тотчасъ въ однѣхъ рубашкахъ и чулкахъ сходятъ на льдину и начинаютъ бить звѣрей, избили столько, сколько имъ нужно было»! Другiе видѣли на морѣ знаменья отъ святыхъ. Напр. одинъ пятидесятникъ архангельскiй, разсказывалъ про чудо, случившееся съ нимъ отъ Никодима кожезерскаго чудотворца: «бывши ми на морѣ весною въ великiй постъ, якоже обычай и до нынѣ поморскихъ странъ людямъ, и ходивши по льду за звѣрьми, и не вѣмъ, како разлучихся отъ дружины моея, не имый съ собою хлѣба ни малого куса, ходящу ми по льду и невѣдущу камо идущу, льды же разно расходящася, несоша мя въ море три дни и три нощи, азъ же отъ глади и отъ многаго хожденiя вельми изнемогъ и житiя отчаяхся, но токмо ожидахъ смерти и сѣдохъ подъ нѣкую льдину опочинути и молихся всемилостивому Богу и пречистой его Богоматери и всѣмъ святымъ со многими слезами о избавленiи горькiя смерти своей, и мало поклонихся опочити. Солнцу же вельми сiяющу, и абiе внезапу узрѣхъ нѣкоего старца при возглавiи моемъ стояща и церковь на воздусѣ стоящу о пяти главахъ. И рече ми явлейся старецъ: человѣче! обѣщайся идти въ обитель св. Богоявленiя Господня, иже есть на Кожеезерѣ — помолиться всемилостивому Спасу. Азъ же рѣкохъ ко старцу: которая есть сiя отче церковь, юже азъ вижду на воздусѣ? Старецъ же рече ко мнѣ: сiя чадо церковь, юже видиши, св. Богоявленiя Господня, иже на Кожеезерѣ. И паки азъ рѣкъ къ старцу: а ты, отче святый, коея обители и что ти есть имя, и како сѣмо пришелъ еси? Онъ же рече: азъ есмь тоеже св. обители, и имя мое Никодимъ. Азъ же паки рекохъ ему: помолися честный отче, о мнѣ грѣшномь ко Господу Богу, да помилуеть мя окаяннаго отъ горькой смерти сея. И положихъ обѣщанiе идти во святую оную обитель. И въ томъ часѣ церковь на воздусѣ невидима бысть, и старецъ бысть невидимъ, и въ томъ часѣ прiиде съ моря вѣтръ силенъ зѣло и понесе мя на льду ко брегу, и принесе вскорѣ къ брегу. И тако ходатайствомъ и молитвами препод. отца Никодима избавленъ быхъ отъ горькой смерти». «Сiя же той пятидесятникъ повѣда самъ о себѣ», — замѣчаетъ собиратель повѣстей о чудесахъ Никодима кожезерскаго. Святые поморскiе, по туземному представленiю, извергали звѣрей изъ моря, въ случаѣ нужды и молитвы къ нимъ поморцевъ. Такое чудо показали пертоминскiе чудотворцы Вассiанъ и Iона, когда въ пустынѣ былъ голодъ, и трудники монастырскiе стали роптать на игумена за неплатежъ заработанныхъ денегъ: тогда, по молитвамъ общежителей, море извергло большого кита, и «дивишася зѣло о несбыточномъ томъ чудеси, и прославиша Бога и прелодобныхъ похвалиша, и измѣривше же звѣря того глаголемаго кита, обрѣтоша саженей осемь великихъ, и прiемши орудiе, разсѣкоша звѣря онаго на части и обрѣтоша жиру 230 п., цѣны же собраша сребра на немъ яко до 500 гривенъ, и тако промысломъ Божiимъ и молитвъ ради преподобныхъ Вассiана и Iоны отъ скудости богатство прiяша и наемникомъ мзду даша довольну». И на сушѣ были такiя же матерiальныя чудеса святыхъ. «Бѣ нѣкто трудникъ именемъ Никита, труждашеся въ обители преподобныхъ Вассiана и Iоны пертоминскихъ. Во едино время, молящуся ему, якоже обычай бяше, и призывающу преподобныхъ въ потребѣ своей помощь подати въ прекормленiи скота монастырскаго сѣнною кормлею, еще бы ему препитати оной скотъ безгладно, понеже вельми умалися сѣнная кормля, и печаляшеся о томъ зѣло. Днемъ и нощiю молящуся ему преподобнымъ помощь подати въ прекормленiи скота, таже уклоньшуся ему ко сну, и абiе явишася преподобнiи отци Вассiянъ и Iона, глаголюще ему: что убо наю желая просилъ еси, не бывшимъ намъ здѣ въ обители своей, быхомъ убо мы въ оной веси, промышляхомъ съ купляющими сѣна на пищу скотамъ нашимъ, и нынѣ же прiидохомъ паки и здѣ есьмы въ своемъ мѣстѣ обрѣтаемся, исполняюще прошенiе твое, дается ти отъ Бога вскорѣ довольное прокормленiе скоту, сѣна, о семъ болѣе не сѣтуй, но паче радуйся; шедъ повѣдай братiи, дабы посланы быша трудники въ оную близь лежавшихъ весей купити сѣна на прокормленiе скоту нашему уже мы купихомъ малою цѣною.... и егда начаша куповати у жителей веси тоя порицаемыя унскiя, бысть чудесно вельми промысломъ и помощiю преподобныхъ, яко купиша до девятидесяти возилъ сѣна, цѣною же вельми малою, никогда тако куповашеся кормля скотская о тѣхъ временахъ, зане точiю по 6 денежекъ прiеши за возъ продающий». Множество подобныхъ легендъ въ сѣверо-поморскихъ сказанiяхъ о тамошнихъ чудотворцахъ. Извлеченiя наши изъ ркп. солов. библ. № 182. Приведемъ еще одно сказанiе изъ житiя Макарiя унженскаго: возвращаясь изъ плѣну татарскаго, съ толпой народа, говоритъ жизнеописатель его, совѣщался преподобный съ сущими съ нимъ христiанами, яко до пересилиться ему на рѣку на Уньжу: бѣ бо тогда мало отъ живущихъ ту по весемъ, но малъ градъ единъ, и сотвори тако; Богъ же помогалъ ему къ путному шествiю, а народъ за нимъ шелъ, ако присная чада отца своего: шествiе же пути съ нимъ продолжашеся, занеже мѣсто то Уньжа отстоянiе имать отъ темныхъ водъ глаголютъ не мало яко двѣсти четыредесять или множае поприщь, идеху же внутреннею пустынею и непроходными блаты. Бысть же имъ оскудѣнiе хлѣбомъ и не обрѣтаху что ясти, тающе голодомъ. Господь же прослави угодника своего, и абiе божiимъ мановенiемъ обрѣтоша народи дивое животно, глаголемое лось, и яша его жива молитвами преподобнаго. Бяше тогда постъ Петра и Павла, оставалось еще 3 дня. Святый же возбраняше имъ глаголя: чадца моя, потерпите Господа ради, и не разрѣшайте святаго поста дней: Господь же препитаетъ васъ въ пустыни сей. И повелѣ имъ отрѣшити ухо лосю и отпустити его, и яко же хощетъ Богъ, въ день той животное и будеть вамъ. Людiе отрѣшиша ухо лосю и отпустиша его, и отойдя въ пустыню. Преподобный же видя ихъ томимыхъ гладомъ, и зѣло печашеся о нихъ; народъ же моляху святаго, да молитву сотворитъ о нихъ, да незлѣ гладомъ погибнуть въ пустыни. Святый же утѣшая ихъ глаголя: «не скорбите чада мое, но паче уповайте на благость Божiю, яко прекормивый Богъ израильтянъ четыредесять лѣтъ въ пустыни манной, той можетъ и насъ препитати въ пустыни сей. Когда приспѣлъ день святыхъ апостолъ верховныхъ, преподобный же уклонися мало въ пустыню и воздѣвъ на небо руцѣ свои и рече: хвалю тя Господи Iисусе Христе, благословенный Боже, призри съ высоты святыя твоея, всяко дыханiе благословитъ тя, всяка тварь славитъ тя, милостивый Боже царю! Призри на люди своя въ пустыни сей. И абiе молитвами святаго внезапу во утрiи праздника св. апостолъ урани животное то дивiй лось, обрѣтеся въ народѣ, и познася его яко той же бѣ лось, ухо имѣя отрѣшенно, и вѣдоша его къ блаженному, святый же благослови его и повелѣ заклати народу на пищу. Не токмо же сiе единою сотвори святый народу, но и по вся дни обрѣтаху пищу молитвами святаго, овогда лося, иногда же еленя». Сборн. солов. библ. № 826.

Святые считались стражами домашняго скота и вообще всякаго вещественнаго имущества. Въ случаѣ потери чего нибудь, они помогали отыскивать. Напр. въ житiи Зосимы и Савватiя соловецкихъ есть повѣсти о томъ, какъ эти чудотворцы отыскивали потерявшихся лошадей. Такое повѣрье существуетъ и теперь. Напр. въ Казани намъ разсказывалъ одинъ крестьянинъ изъ села Кавалей, какъ другой крестьянинъ — изъ дер. Тарлыши, Ондреянъ Александровъ Сазановь, по случаю падежа или потери 20 лошадей, ходилъ въ седмiозерную пустынь молиться святымь; строитель пустыни, какъ передавалъ крестьянинъ, говорилъ ему: попостись двѣ недѣли — потинью, «т. е. съ эпитимiей, Господь тебѣ возвратитъ 20 лошадей». Въ старину даже по случаю потери пуговицы, призывали святого. Такъ въ житiи Данiила переяславскаго читаемъ бысть тогда (ок. 1540 г.) въ Переяславѣ намѣстникъ князь Ондрей Олександровичь, зовомый Оленинъ. Нѣкогда же у сего князя Ондрея изгибе отъ пристѣжiя срачицы его златая пуговица съ драгимъ жемчугомъ, и невѣрiе имѣя на малыя отроки своя, и хотяху нѣцыи мучими быти, и воспомяну князь святаго Данiила, и призва его въ молитвѣ глаголя: о преподобне Даниле, молитвою си помози намъ и о погибшей пугвицѣ смущенiе мое утоли, да не постраждутъ нѣчто домочадцы мои. Чудотворецъ помогъ найти пуговицу и рабовъ избавилъ отъ побоевъ и пытокъ князя. Сборн. солов. библ. № 182.

Наконецъ, самый даръ грамоты и ученья техническаго и всякаго испрашивали у особыхъ святыхъ. Патронами каллиграфiи и всякаго полезнаго ученiя признавались Iоаннъ Богословъ, безсребреники Косма и Домiанъ и особенно пророкъ Наумъ. Въ одномъ азбуковникѣ XVII вѣка сказано: «есть обычай многимъ (учащимся) совершати молебная святымъ безсребникамъ Космѣ и Домiану, и святому пророку Науму, и ангелу своему, его же святаго тезоименитство имать». (Чтен. моск. общ. истор. и древн. рос. 1861 кн. IV, стр. 23). Въ прописяхъ азбуковниковъ XVII в. находится такой стихъ:

Святый апостоле и евангелисте Iоанне богослове,
На тайной вечери возлегiй на персѣ Христовѣ,
Вразуми мя и научи добрѣ писати,
Якоже онаго Гусаря на песцѣ образъ твой изображати.
Святый пророче Божiй, Науме, вразуми ми и накажи своею
Милостiю и благодатiю, добрѣ руководствiю навыкати.

Обычай этоть заимствованъ у грековъ, которые Косму и Домiана также почитали помощниками въ обученiи, и есть свидѣтельство, что для испрошенiя этой помощи, приходили именно въ храмъ этихъ святыхъ. Въ сочиненiи Дюканжа: Constantinopolis christiana, lib. III, р. 122 помѣщены слѣдующiе стихи, написанные Iоанномъ епископомъ евхаитскимъ ко храму Космы и Домiана:

Κάθ ήν όμον́ σύνεισιν οί γεγραμμένοι
Ανάργυρος μεν ό τρόπος τοίζ συγγόνοις,
Τέχνη δίατροί, θαυματονρηοί τε πλέον.
ήν ούν θέλεις άμισθον έξαιτού χάριν.
Θέια γάσ έγγίς έυτυχής δε καί τέχνη.

Обычай служить молебенъ пророку Науму предъ началомь ученья дѣтей и доселѣ ведется между крестьянами. Думая научить сына грамотѣ или какой-нибудь механической работѣ, крестьянинъ идетъ спрашивать церковнаго причетника: когда бываетъ день пророка Наума! Узнавши, онъ служитъ въ тотъ день молебенъ пророку Науму, и потомъ ведетъ сына къ учителю. Отсюда образовалась простонародная поговорка: «одинъ пророкъ Наумъ наводитъ на умъ».

2. Восточно-византiйская санктологiя напечатлѣлась не только на всемь житейскомъ мiросозерцанiи древне-русскихъ людей, но и на самыхъ именахъ ихъ. До крещенiя Руси, имена давали или волхвы, вѣдуны, или какъ хотѣли родители назвать свое дитя, такъ и называли. Имена давались въ родѣ такихъ: Богданъ, Баженъ, Жданъ, Второй, Третьякъ, Мѣсоѣдъ, Подрогъ и другiя, которыя послѣ обратились въ прозвища (Опис. рукоп. рум. муз. стр. 2, 6—7). Природныя или самопроизводныя славяно-русскiя имена большею частiю выражали качества и предметы естественные и бытовые. Но со времени крещенiя Руси Владимiромъ великимъ, имена стали давать въ честь святыхъ. Впрочемъ, многiе изъ простого народа до позднѣйшаго времени носили дѣтей своихъ къ волхвамь и чародѣямъ, и тѣ нарекали имъ имена. Такъ особенно было на финскомъ сѣверѣ, гдѣ сельскiе жители, въ XVI в. призывали къ себѣ чудскихъ колдуновъ арбуевъ, которые и давали имена новорожденнымъ. Въ казанскомъ краю тоже, въ XVI вѣкѣ и послѣ, новокрещенные чуваши, черемисы и вотяки призывали къ родильницамъ и къ дѣтямъ не поповъ, а бабъ; тоже было въ XVII вѣкѣ въ Сибири. (Доп. къ А. И. т. II. А. А. У. 438, А. И. т. IV. № 35). Противъ всѣхъ этихъ обычаевъ, книжники церковные, на основанiи восточно-византiйской санктологiи, возставали. Въ старинныхъ алфавитахъ читаемъ: прежде убо славяне еще суще погани, неимѣяху книгъ, понеже неразумѣху писанiя, и того ради и дѣтямъ своимъ даяху имена, якоже восхищетъ отецъ или мати дѣтищу, яже суть сiя: Богданъ, Баженъ, Второй, Третьякъ и прочая подобная симъ, яже нынѣ прозвища именуются. Добра суть и та. Ни обаче нощи невѣрiя ихъ мимошедшей, свѣту же истиннаго богоразумiя въ нихъ возсiявшу... Славяне, прiемше святыя книги, послѣдоваша во всемъ преданiю святыя и соборныя и апостольскiя церкви, и отъ толѣ любяще и почитающу святыя угодники, начаша и дѣтемъ своимъ даяти имена во имя святаго настоящаго времени, въ неже дѣтищь родится. И того ради неудобь вѣдома намъ нынѣшнихъ именъ нашихъ толкованiя, или по коему языку каждо насъ наричется, не бо ни единаго греческаго языка нареченiю наричемся, но многихъ языкъ (въ солов. сборн. № 925. л. 25—26 прибавлено: «ова еврейска, ина же египетска, и на римска и прочихъ языкъ, протолкована же взята быше отъ древнихъ святыхъ любомудрецъ, нѣкая же и послѣ отъ Максима грека ради разумѣнiя тезоименитствъ хотящимъ въ словянѣхъ составляти тропари и кондаки и каноны новоявленнымъ въ руси святымъ)... сего ради убо потребно есть к съ прочими языкъ рѣчьми здѣ толкованiемъ избразити, да увѣмы, что есть коегождо святаго и праведнаго тезоименная похвала... А бѣсовская нарицанiя толкованы сего ради, понеже мнози отъ человѣкъ приходяще кь волхвамъ и чародѣямъ, и прiемлютъ отъ нихъ нѣкая бѣсовская наюзы и носять ихъ на себѣ» и проч. Въ другомъ спискѣ полнѣе: «мнози отъ человѣкъ приходящи къ волхвамъ и чародѣямь, и прiемлютъ отъ нихъ бѣсовская обонянiя и наузы и носятъ ихъ на себѣ. Иная бѣсовская имена призывающе волхвы и чародѣи надъ ѣствами и питiемъ, и та дающе нѣкимъ простымъ (простой чади) вкушати, яко ради здравiя, и тѣмъ губятъ души многихъ простыхъ чади. И сего ради та здѣ объяснена, да отъ неразумiя прiемлюще таковая, или на харатiяхъ написаны носящи, погубимъ душу своя, вмѣсто божественныхъ именъ прiемлюще бѣсовскiя имена.» Ркп. алфав. солов. № 13, л. 28—29. Сборн. солов. № 925).

3. Любопытна слѣдующая легенда, какъ въ XV вѣкѣ чудотворная икона появилась въ древнѣйшемъ дремучемъ лѣсу Оковскомъ и помѣшала татямъ воровать чужой скотъ — лошадей и коровъ, и какъ отъ нея будто бы произошли разныя благотворныя физическiя явленiя: «Въ Оковской волости (въ Тверской области) промежду деревень есть деревня Дрепки, а другая Клочки. Имѣ же тѣхъ деревень лѣсъ дичь, а по тому лѣсу течетъ рѣка Пырышка, а на той рѣкѣ есть городище маленько на клочковской сторонѣ рѣки, и была туто боярщина Подадина, жили въ ней два татя, а въ Клочкахъ жили два же татя, Ивашкомъ зовутъ, что пономаремъ прослави, да дядя его родной, Ермолкою зовутъ, а прибѣжали они изъ Рясны. И совещались два татя Ивановы боярщины съ клочковскими татьми съ Иваномъ и съ Ермолкою, а совѣтъ у нихъ былъ таковъ: привести имъ съ Клочковъ украдчи двое лошадей, а Ивановы боярщины привести было украдчи коровы, а мѣнѣ было у нихъ быти лошадямъ на коровы по сроку, на томъ на пырыщскомъ городищу. Ивановы боярщины тати покрадчи коровы напередъ поспѣли къ ихъ сроку, клочковскимъ татямъ неулучилося украсти двоя лошадей по ихъ сроку, и прежние тѣ тати поставили коровы отъ городища того въ верхъ по Пырыщкѣ рѣкѣ за ключемъ въ лѣсѣ, да сами по прежнему ихъ совѣту, гдѣ бѣло мѣнѣ быти лошадей на коровы, взошли на то городище Пыршинское и узрѣли прежь всѣхъ икону, а не знаютъ, что крестъ честный, и рѣкоша другъ ко другу: се на насъ подковъ, побѣжимъ отъ мѣста сего: не чужими намъ животами мѣна, но своими головами прiяти бѣда. И бѣжаша они отъ мѣста того и увидѣ лѣсъ нѣгдѣ того жъ дни съ тѣмъ Ивашкомъ и дядею Ермоломъ, и рекоша: что у васъ на насъ за подковъ — икона стоитъ на городищѣ, а не лошади: то ли ваша правда къ намъ. Они жъ начаша клятися и ротитися, глаголюще: «ничто же на васъ зла помыслихомъ, ниже на городищѣ иконы вѣдаемъ, но токмо мы отъ многихъ людей отъ полѣсовныхъ и отъ мимоходящихъ слыхаемъ, многи де звоны бываютъ на городищѣ томъ, а мы ничего не вѣдаемъ на мѣстѣ томъ, что вы говорите. И турышини разошлися коихъ по себѣ. И учалъ говорити Ермолко ко Ивану: дойдемъ и видимъ, что ся есть на городищѣ томъ и станемъ стеречи, любо ся клади на мѣстѣ томъ является, и стерегоша они, и не бысть ничтожь, развѣ единъ крестъ къ соснѣ пригвожденъ стоитъ, и сказали они въ деревни въ Клочкахъ. И шедъ всею деревнею досмотрѣли, что есть на томъ мѣстѣ на соснѣ иконѣ, да не знаютъ которая, занежь простые люди, а пречистые чудотворные иконы никтожъ не вѣда на городищѣ томъ занежь лѣсъ часты, и послали они Исидора Ѳедорова сына деревни той Клочковской отъ городища того 10 верстъ къ свѣту на погость по попы, а поповъ дома ся неулучило, въ волость разъѣхалися по конономъ. Исидоръ позвалъ Стефана чернца Крылошанина, Стефанъ пошелъ въ самый Троицынъ день въ понедѣльникъ, послѣ обѣда, и снялося съ нимъ 4-хъ деревень болѣе 100 душъ, и пошли отъ креста, что на соснѣ по городищу тому смотрѣти, занежь мѣсто красно и дивно и угодно ко всему, и Стефанъ чернецъ нашелъ предъ многими людьми икону на соснѣ, на сучку, а отъ крестовые сосны до тое 10 саженъ промежу ихъ, а съступилъ съ нею съ колоды на землю... А тогды жилъ въ Клочкахъ нѣкто Мартемъянъ, а прозвище Гребень. А та чудотворная пречистая икона прежь явленья была въ того Мартемьянова имени, стояла у него въ дому, и для тое чудотворные иконы поставили того Мартемьяна пономаремъ, и пономарилъ у пречистые и честнаго креста 6 лѣтъ, и вельми забогатѣлъ, и учалъ воровати, разбой сталъ отъ него великъ, и многажды поимывали его въ разбоѣ, и до Государева слуха дошелъ, Государь же милость надъ нимъ показалъ, велѣлъ его понаказавши отпустить опять на пономарство. Онъ же не оста стараго своего воровства, и въ томъ своемъ воровствѣ и пропалъ неподобною смертiю. А та чудотворная икона собою невелика, воротная, письмо старинное. Чюдно Богъ человѣколюбецъ показа милость свою, учало людей прощади отъ тѣхъ чудотворныхъ образовъ, отъ пречистые Богородицы Одигитрiя и отъ честнаго креста... Лѣта коего явися икона пречистые Богородицы на Оковцѣ и крестъ честной, хлѣбъ былъ дешевъ, кадь ржи купили по 4 московки, а лѣто было весьма ведрено, а не засушливо, и красно и всякимъ овощемъ плодовито, а отъ поля тишина была, а людямъ здравiе было и всякому скоту плодъ». Всѣ эти чисто физическiя явленiя происходили будто бы именно вслѣдствiе явленiя иконы. (Сборн. солов. библ. № 857, л. 176).


1) Напечатано въ "Журналѣ Министерства Народнаго Просвѣщенiя" за 1863 г., № 1, стр. 1—73; № 3, стр. 75—92; № 4, стр. 1—20; № 6, стр. 47—76 и № 7, стр. 1—28; — по отдѣлу IV-му "Науки". (стр. 47.)


Важное примечание: В тексте статьи встречается значительный кусок на греческом языке. Поскольку данным языком я не владею, текст, по возможности, просто воспроизведен максимально близко к оригиналу. Если потребуется использовать этот кусок для работы, желательно проконсультироваться со специалистом, имея в руках текст оригинала статьи из книги.

Кроме того, некоторые страницы статьи отсканированы так, что несколько первых или последних колонок отсутствуют. В тех случаях, когда восстановить текст по смыслу не представляется возможным, он заменен знаком [...] (прим. составителя). (стр. 157.)