В МАСТЕРСКОЙ ПРИРОДЫ, №5-6, 1924 год. НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

"В Мастерской Природы", №5-6, март 1924 год, стр. 89-95

НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Загадочные черви

В некоторых местах Тихого и Атлантического океанов ежегодно наблюдается крайне оригинальное явление. На поверхности океана в определенное время года появляется бесчисленное множество особых червей, лишенных головы, но совершающих резкие конвульсивные движения. Это так называемые палоло, черви из семейства нереид. Долгое время не могли понять, откуда они берутся и как могут жить без головы. Но затем выяснилось, что это лишь части морских червей, живущих на дне океана в расщелинах скал. Части их тела, именно задние концы, на которых находятся органы размножения, отделяются от остальной части и всплывают к поверхности, где и происходит выметывание яиц и их оплодотворение. Это само по себе своеобразное явление становится еще более замечательным в виду того, что происходит оно с необычайной точностью. Палоло, живущий в Тихом океане, у островов Самоа, появляется ежегодно в октябре или ноябре, и непременно в последнюю четверть луны. Палоло атлантический появляется в Антильском море также регулярно и также в последнюю четверть луны, но уже в июне или в июле. Туземцы отлично знают эти сроки и съезжаются иногда к местам, особенно излюбленным червями, за сотни миль ко времени их появления. Cамоанцы собирают яйца этих червей в больших количествах и употребляют их в пищу, при чем особенно ценится жирное вещество, окружающее самые яйца. Пребывание палоло на поверхности продолжается лишь три дня, после чего они вновь исчезают до будущего года.

Морской червь, задняя часть которого образует так. наз. "палоло".

В самое последнее время французским ученым удалось наблюдать в Бретонском море замечательные брачные танцы других видов нереид. В определенные фазы луны на поверхности моря появляются розовые черви, сначала в небольшом числе, потом количество их увеличивается и, наконец, все море кишит ими. Самки быстро вертятся кругом, самцы же, окружающие по нескольку каждую самку, описывают около нее круги. Движение все ускоряется, пока, наконец, самка лопается, выбрасывая ярко зеленые яйца, которые тут же и оплодотворяются самцами. В конце такого танца море от выделенных продуктов принимает молочный оттенок.

Во всех описанных случаях период размножения нереид связан каким-то пока таинственным образом с луною и даже с определенными фазами ее; но как именно она влияет на действия зтих животных и почему связанные с этим явления происходят столь регулярно в определенные календарные сроки, — наука пока ответить не может.

Миллионы световых лет

На таких расстояниях от нас повидимому находятся спиральные туманности. В созвездии Андромеды находится самая крупная из них, при чем она стоит к нам несколько косо, благодаря чему имеет удлиненную форму. В ней вспыхивают временами крошечные звездочки, которые, просуществовав некоторое время, навсегда угасают. Полагают, что спиральные туманности это отдаленные звездные системы, подобные нашему Млечному Пути; тогда вспыхивающие в них временные звездочки подобны так назыв. "новым" звездам, внезапно разгорающимся на нашем небе. Зная расстояние до последних и сравнивая их яркость с яркостью звездочек в туманности, можно легко определить расстояние. Получается колоссальное число — несколько миллионов световых лет. Этот результат подтверждается определениями по нескольким другим, различным способам. Размеры туманности Андромеды оказываются тоже огромны: около 23000 световых лет, т. е. она приблизительно равна Млечному Пути. Туманность Андромеды самая близкая к нам. Другие должны находится еще дальше, на расстоянии десятков и сотен световых лет1. Следовательно, спиральные туманности — это самые далекие светила, какие мы только знаем, и их свет — самый "старый" свет, который мы только можем видеть: он вышел из туманности миллионы лет назад!

Все это относится только к спиральным туманностям. Туманности других форм (кольцевые, неправильные), состоящие из светящихся газов, находятся к нам значительно ближе и входят в состав Млечного Пути.

В. Ш.


1Так в тексте. Возможно, должно быть напечатано: "Другие должны находится еще дальше, на расстоянии десятков и сотен миллионов световых лет" (примечание составителя).


Новое о Марсе

Астроном Лау, после всестороннего разбора всех наблюдаемых на Марсе сезонных явлений, пришел к следующим выводам относительно его природы. Форма Марса не вполне шарообразная, при чем уклонение замечается в сторону тетраэдра (четырехгранника). Так наз. "моря" занимают углубления поверхности, в которых скопляется влага, образующаяся при таянии полярных снегов. Впадины эти соединены друг с другом сравнительно прямыми трещинами. Атмосферные осадки окрашивают зти трещины в темный цвет, а недостаки нашего зрения показывают их нам в преувеличенно-правильном виде, настоящими "каналами". По климату планету можно разделить на экваториальный пояс, лежащий между 30° широты, и два полярных. В экваториальных областях изменения носят случайный характер и не связаны с временами года. В полярных же частях наблюдается ясная смена сезонов, при чем "моря" темнеют весной и заволакиваются туманами осенью.

В.Ш.

Хирургическое лечение деревьев

Небезызвестно всем любителям природы и профессиональным садоводам, что деревья подвержены многочисленным язвам и наростам, виновниками которых, в большинстве, являются видимые глазом или же микроскопические паразиты. Одна из опаснейших болезней — настоящий рак — свирепствующая на яблонях, а частью и на грушах, происходит от заражения микроскопическим грибком, "Nectria ditissima". Кроме настоящего рака, у садоводов известны под тем же названием менее опасные болезни, с наростами, происходящими от укусов насекомых, от древесной кровавой тли и других вредителей, или с язвами, образующимися от повторных повреждений морозами, ранее чем успели эарасти прежние язвинки и трещинки. Во всех этих случаях практикуется почти исключительно хирургическое лечение, в соединении с антисептикой и, в крайнем случае, выжиганием поврежденных мест.

Прибор для чистки ран на деревьях. Вверху — вид прибора отдельно; виден полушаровидный скребок.

Хирургическое лечение сводилось до сих пор к вырезыванию или выскабливанию ран особого вида ножом, соединенным с полушаровидным скребком, так называемой "ложечкой". Нарост или рана оголялись вплоть до живого тела дерева, по крайней мере на 2 см вглубь здоровой древесины и на 1 см здоровой коры и заболони по краю язвы. После операции язва смазывалась горячим каменноугольным дегтем и обмывалась 5-процентным раствором медного купороса или 20-30-процентною эмульсиею карболинеума с водой. При желании продлить жизнь дуплистых, старых экземпляров, описанная процедура проделывалась и с дуплами, после чего они заполнялись, смотря по величине, или древесным воском, или древесною известкою. Если рассадники плодовых деревьев помещены в перемежку с парковыми участками или окружены ими со всех сторон, борьба с язвами и раком только на площади плодовых насаждений совершенно бесполезна: повторные заражения будут неминуемо переходить с парковых участков на плодовые и обратно, а, следовательно для полного оздоровления всего древесного состава необходимо одновременно лечить и парк, — процедура, при отсутствии специальных приборов и грубости инструментов крайне длительная и неблагодарная.

В последнее время хирургическое лечение деревьев значительно упростилось благодаря изобретенному в Америке выскребывателю, действующему электрическим током. Прибор имеет вид револьвера крупных размеров. В части, похожей на барабан, помещается электромотор. Ток подается через рукоятку посредством тонкого электрического кабеля. В части прибора, соответствующей стволу револьвера, помещается вращающийся стальной стержень, оканчивающийся полушаровидным напильником или скребком, сила действия которого регулируется вручную, большим или меньшим нажимом. Весь прибор, за исключением стержня с головкой, алюминиевый; вес его около 6 кг. Действует током в 32 вольта.

Формы автомобилей

Для увеличения рекордных скоростей автомобильного движения, огромное значение имеет форма кузова и расположение места для шоффера. Практика показала, что наиболее выгодными формами для кузова являются подражание свободно падающим каплям жидкости, вытягивающимся по направлению наименьшего сопротивления. Но понятно, что колеса стоят как бы вне закона и не могут быть втиснуты в рамки "падающей капли".

Кузов американского автомобиля, давшего рекорд в 288 километров в час.

На рисунке представлена форма кузова американского изобретения, давшая рекорд в 288 километров в час, при возможности поместить только шоффера. Понятно, что такие формы несовместимы с требованиями изящества, предъявляемыми к автомобилям публикой.

Передача бензина на аэропланах налету.

Мировой рекорд продолжительности полета без спуска — в 36 часов 4 минуты — был установлен американскими летчиками Келли и Макреди 17-18 апреля 1923 г. на 10-местном пассажирском самолете "Фоккер", с мотором в 400 сил. Другие два американских летчика — Смит и Рихтер — решили побить этот рекорд, применив при этом совершенно новый способ пополнения запаса горючего в воздухе. С этою целью 28 июня прошлого года они предприняли первую попытку к переливанию горючего с одного самолета в другой во время полета. При этом опыте упомянутые летчики пользовались двуместным самолетом Де-Хэвиленд, военного типа с мотором в 300 сил; такого же типа был и другой самолет, снабжавший их горючим. Этот последний летел над ними, а переливание горючего происходило по шлангу, длиною около 15 метров. Такой же опыт был удачно произведен два раза 27 июля, при чем было перелито в первый раз 14 литров бензина, а во второй — 227,5 литров.

Следующее повторение этого опыта было произведено через месяц, а именно — 28 июля. На этот раз, при скорости самолета в 140 км., ему дважды подавались в полете бензин, масло и вода тем-же способом. Кроме того, летчикам было передано еще два горячих кушанья. В общей сложности они приняли: бензина — 1.406 литров и масла 68 литров.

Еще через месяц, 27-28 августа, летчики Смит и Рихтер побили предыдущий рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе непрерывно более 37 часов, пройдя расстояние в 5.300 км. При установлении этого рекорда они пользовались вышеупомянутым способом пополнения горючего, в чем успели достаточно хорошо напрактиковаться. На этом же самолете летчики Смит и Рихтер совершили 25 октября перелет из Канады в Мексику. Полет продолжался 12 часов 13 минут, без спуска; во время этого перелета они дважды пополняли запасы горючего в воздухе с другого самолета. Пройденное расстояние равнялось ок. 2.000 км, а бензина было израсходовано приблизительно 123,75 литра. Перелет Канада-Мексика без промежуточного спуска был совершен еще в 1922 г., так что последний перелет 25 октября 1923 г. является, главным образом, испытанием нового способа снабжения самолета горючим в пути.

В Европе удачный опыт снабжения самолета горючим в воздухе был произведен на аэродроме Буржэ, около Парижа, 5 декабря 1923 г. Два французских самолета 34-го авиационного полка, один под управлением капитана Вейсс, а другой — адъютанта Ван Годенберга, успешно снабдили бензином один другого во время полета на высоте около 3.000 метров. При этом опыте капитан Вейсс опустил снабжающий шланг, около 30 метров длиною, до другого самолета, летавшего ниже, и 54 литра бензина были перелиты приблизительно в 5 минут.

Несчастный случай, со смертельным исходом, при производстве снабжения горючим самолета в воздухе, произошел 18 ноября 1923 г. в Англии, причем погиб лейтенант Вагнер.

Вагнер летел на верхнем самолете, но во время производства опыта неожиданно снизился, что ослабило шланг, по которому передавался бензин, и оба самолета сцепились крыльями. Крылья самолета Вагнера сломались, аэроплан упал,а летчик получил повреждения, от которых в ту же ночь умер. Лейтенант Пек, находившийся на другом самолете, спустился благополучно.

Опыты этого рода представляют большой интерес для военного дела, позволяя увеличивать район действия авиации.

Исполинский бурав

Исполинский бурав, изображенный на прилагаемом рисунке, изобретен американцами и впервые применен для бурения ям, предназначенных для установки столбов электропередачи силы. В настоящее время несколько таких буравов уже работают в Калифорнии.

Машина для бурения ям (без чехла).

Самый бурав — стальной, поперечником в 65 сантиметров. Он приводится в действие помощью зубчатых колес и цепной передачи, а необходимая энергия доставляется от мотора, остающегося в течение работы в стороне, около дороги, и передвигающегося, по мере надобности, вслед за буравом. Работоспособность бурава огромная: с его помощью может быть вырыто до 50 буровых ям в день, глубиной в 2 метра каждая. Такая скорость при проводке электроподачи тока является рекордною и достигается передвижением махины посредством трактора, снабженного гусеничными колесами. Таким образом, бурав может ехать целиною, не стесняясь отсутствием дороги.

На прилагаемом рисунке бурав изображен в работе. Металлический чехол из листового железа или литой из чугуна, с приспособлением для выбрасывания из ямы нарытой буравом земли, не показан на рисунке.

Электрические автомобили

Долгое время после того, как элекрические аккумуляторы впервые были применены к автомобилям, казалось, что они не смогут конкуррировать с автомобилями, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания. Однако, американские технические журналы отмечают, что в последнее время электроавтомобили возрождаются; число их все более и более растет и абсолютно, и относительно. Та же картина замечается в Англии и Германии, где недавно на электрическое оборудование переведены все почтовые автомобили. Сверх ожидания, железные аккумуляторы Эдисона не могли вытеснить свинцовых. Последние, — правда, значительно усовершенствованные, так что стали гораздо дешевле эдисоновских, — работают не хуже их. Зато аккумуляторы Эдисона в среднем могут работать, не требуя замены, от 4 до 5 лет, свинцовые же — всего лишь около двух.

Искусственный керосин

Во французком техническом журнале "Нефтяное дело" помещена статья профессора Меле, трактующая о получении искусственного керосина, сходного во всех отношениях с керосином, добываемым из нефти (синтез керосина). По словам автора статьи, достаточно взять любые растительные масла в чистом виде или в смеси с другими маслами, и подвергнуть их кипячению с хлористым цинком, в определенной пропорции по весу. Получается превосходнейший, вполне годный к употреблению керосин. Изобретатель утверждает, что им получен не только нормальный керосин, но и побочные продукты, обычно получаемые при обработке нефти, имеющие большое значение в качестве горючих материалов для двигателей внутреннего сгорания, в автомобилях, аэропланах и т. п.

Опыты важны и в теоретическом отношении. Как известно, существуют четыре гипотезы происхождения нефти: 1) неорганическая, подробно развитая Менделеевым, считавшим, на ряду с другими авторитетами, нефть продуктом химического действия водяных паров на углеродистые металлы при высокой температуре; 2) космическая (Соколова), видевшая в месторождениях нефти на земном шаре остаточные количества некоторых летучих и жидких веществ, поглощенных земным шаром из космической туманности при его образовании и охлаждении; 3) органическая растительная, основывающаяся на том, что переход торфа в бурый уголь и, далее, в каменный уголь и антрацит, сопровождается выделением углеводородов, смесь которых представляет нефть; 4) органическая животная, предполагающая возможность колоссальных местных скоплений трупов погибших животных, при разложении которых происходит выделение свободных жирных кислот, превращающихся, под влиянием давления и нагревания, в нефть.

Большинство современных научных авторитетов придерживаются четвертой гипотезы для объяснения происхождения нефти. Опыты же профессора Меле — если они получат всестороннее подтверждение — несомненно послужат укреплению в науке третьей гипотезы, опирающейся на массовом скоплении растительных остатков.

Врачебные советы по радио

Такие советы подаются безвозмездно и без различия национальности на все суда, с 1 июля 1923 г., в случаях болезни или несчастья, через радио-станции Бааванд и Копенгаген. Заявления принимаются на немецком, датском, шведском, английском и французском языках, и передаются с радиостанции в городскую больницу или казенный госпиталь морского ведомства в Копенгагене. Совет врача доставляется тем же путем на судно.

Беспроводная передача энергии

Недалеко уже время, когда аэропланы, поезда и трамы будут двигаться силою волн беспроволочной передачи. Посылаемые радиостанциями волны заменят нефть и уголь. Картину такого будущего нарисовал недавно проф. Тейлор в заседании Американского электротехнического общества. Правда, докладчик подчеркнул, что беспроводная передача энергии еще не вошла в промышленно-экономический обиход страны: но когда недавние новые изобретения будут усовершенствованы, явится возможность передавать энергию на расстояния, со скоростью света. Больших размеров авионы (аэропланы для пассажирского движения) не будут тогда таскать с собой тяжелые механизмы и запасы горючих материалов, что полезно отзовется на их грузоподъемности. Тысячи жилых помещений будут отапливаться беспроволочным путем. Автомобили перестанут отравлять своею вонью улицы городов, а крупные инженерно-строительные работы будут выполнятся силою, получаемою издалека. "Когда мечты осуществятся, жизнь станет во много раз приятнее" — заключил доклад Проф. Тейлор.

Радио-письма

Чтобы упростить деловую и осведомительную корреспонденцию между Германией и Америкой, германское министерство почт и телеграфов ввело недавно смешанные почтово-телеграфные международные отправления. Эти отправления не что иное, как давно уже введенные во внутреннем почтово-телеграфном обиходе так называемые почтотелеграммы, когда за умеренную пословную плату передается по телеграфу содержание целых писем. Такие почтотелеграммы доставляются до ближайшей к адресату телеграфной станции, откуда направляются за ту же плату обычным путем письменной корреспонденции (они были введены в военное время и у нас).

В настоящее время допустимость такой корреспонденции распространена на всю территорию Соединенных Штатов; по беспроводному телеграфу, в обход океанских кабелей, радио-письма идут через Нью-Йорк, откуда передаются по телеграфу же, обыкновенному или искровому, до ближайшей к адресату станции, после чего идут по почте. Несмотря на расстояние и сложность процедуры, радио-письма передаются очень скоро, и письма, сданные на радио-станции в Берлине утром, к вечеру уже вручены адресатам в С. Ш. Пословная плата за такие письма взимается в размере ¼ части за такое же число слов в телеграмме.

Величайший в мире паровоз

Величайший в мире паровоз
В Соед. Штатах Америки сооружается сейчас 50 новых огромных паровозов (системы Малле). Высота этих "сухопутных Левиафанов" 4,8 метра, длина — 30 метров, вес (с тендером) — 400 тонн, т. е. 24000 пудов, мощность — 5000 лош. сил.

Колесо исполинского паровоза
сооружаемого в Америке типа имеет в диаметре 182 caнтиметра, т. е. выше среднего человеческого роста.