В МАСТЕРСКОЙ ПРИРОДЫ, №6, 1927 год. Фотографические неожиданности.

"В Мастерской Природы", №6, декабрь 1927 год, стр. 54-56

Фотографические неожиданности.

Несмотря на выдающиеся качества современной фотографической оптики, до сих пор мы еще не имеем фотографического об'ектива, заслуживающего названия вполне универсального инструмента.

Одним из существеннейших качеств каждого об'ектива, как известно, является его фокусное расстояние. За норму обыкновенно принимают, что фокусное расстояние об'ектива, для данного формата изображения, должно быть не короче длинной стороны фотографической пластинки при об'ективах анастигматических конструкций и равно, или несколько более диагонали пластинки, у апланатов.

Рис. 5. Фото-курьез.

Такой взгляд явился следствием свойства короткофокусных об'ективов (требующих, в сравнении с длиннофокусными, более близкого расположения аппарата к фотографируемому предмету) давать несколько ненормальную перспективу изображения.

Так, например, фотографируя портрет сидящего лиuа со сложенными на коленах руками, при помощи короткофокусного об'ектива, мы рискуем получить на снимке кисти рук несоразмерно большими, что с эстетической точки зренйя и в смысле портретного сходства, конечно, недопустимо. Кроме того, если снимают предмет, требующий точной передачи деталей своего устройства с сохранением пропорциональности в размерах отдельных частей, как напр. разного рода машины, то здесь подобные искажения могут вызвать уже совершенно неверное представление о самом предмете.

Рис. 6. Снимок сделанный снизу, близко к об'екту короткофокусным об'ективом.

Однако за короткофокусными об'ективами остается существенное достоинство, выражающееся в возможности достижения очень большого угла изображения, что бывает необходимо при с'емке панорам, некоторых репродукционных работах и, главным образом, для фотографирования внутри зданий и архитектурных снимков. При подобных работах зачастую требуется об'ектив, способный дать изображение с диаметром в несколько раз превышающим его фокусное расстояние.

Такие, специально сконструированные апланаты и анастигматы, носят название широкоугольных об'ективов и обладают иногда углом изображения свыше 120 градусов.

Давая возможность фотографировать очень широкие предметы на незначительном от них расстоянии аппарата, они требуют, все-же, известного навыка в работе с ними, т. к. явления искажения перспективы при с'емках широкоугольником могут достигать прямо таки чудовищных размеров. Иллюстрирующие эту небольшую статью снимки произведены широкоугольным об'ективом с фокусным расстоянием в 12 см. и при формате пластинки 13 × 18 см. Об'ектив был задиафрагмирован до f:3 h, а экспозиция равнялась двум секундам, причем расстояние от об'ектива до ближайшей точки переднего плана было всего лишь около 20-ти сантиметров.

Второй снимок наверное вызовет невольную улыбку читателя при виде злосчастного фотографа ставшего жертвой широкоугольника в руках своего неопытного, или желавшего пошутить коллеги, а фотография человека с тачкой порождает тревогу за судьбу сооружений и обывателей того города, по улице которого шествует этот уродливый исполин. Дабы избежать в снимках таких эффектов, лучше оставить широкоугольник для тех работ, в коих он проявляет свои лучшие качества и пользоваться, при обыкновенных с'емках, об'ективом с достаточной длиной фокусного расстояния для получения правильной перспективы.

Б. Ю. Ф.