В МАСТЕРСКОЙ ПРИРОДЫ, №1, 1928 год. 333 километра в час.

"В Мастерской Природы", №1, январь 1928 год, стр. 12-14

333 километра в час

А. Самойловича.

Рис. 1. Машина, поставившая мировой рекорд скорости: 333 километра в час.

Автомобильный спорт, заключающийся в достижении возможно большей скорости, ставит свои особые требования для конструкции автомобилей. Построенные типы гоночных машин, хотя в основном подобны нормальным машинам, все же и конструктивно и внешне отличаются от них вследствие упорного преследования двух основных требований, пред'являемых к гоночным машинам: 1) мотор должен развивать максимальную мощность и 2) машина должна иметь такой фасон, чтобы сопротивление воздуха при движении сводилось к минимуму. Существовавший до сих пор мировой рекорд 275 км. в час превзойден спортсмэном Сеграве, достигшим 333 км. в час. Одновременно с Сеграве, известный английский спортсмэн Кэмпбелл, берущий мировые рекорды, построил собственную гоночную машину, которая хотя и имела меньшую мощность, чем первая, но благодаря своеобразию конструкции могла побивать этот рекорд.

Рис. 2. Гоночная машина Кэмпбелла.

Обе машины обладают, конечно, необыкновенной прочностью. Одноместная машина Нэпир-Кэмпбелла, например, имеет 12-цилиндровый быстроходный мотор в 500 лош. сил. Чтобы вредное сопротивление воздуха свести к минимуму, кузову автомобиля и шасси придают форму, которую имеет поток воздуха. Для улучшения стока скользящих слоев воздуха, за сиденьем шоффера прилажен к кузову особый конус. Хорошее положение машины в дороге, достигается тем, что общий центр тяжести лежит по возможности глубоко; для этой же цели шасси проводят через заднюю ось. Особенно гигантской является машина Сеграве. Ее характерная особенность заключается в том, что для приведения ее в движение применяются два 12-цилиндровых двигателя по 500 сил каждый, при чем один двигатель расположен перед сиденьем шоффера, а другой — позади; валы обоих моторов связаны соединительным механизмом. Охладитель переднего мотора расположен обычным образом, тогда как заднего — между спинкой сиденья шоффера и мотором. Чтобы подвести к этому охладителю достаточно воздуха, с обеих сторон кузова сделаны большие щели. Прочность шасси достигается применением поперечных скрепок, а также наложением на низ рамы стальной пластины. Так как в гоночных машинах главное внимание обращено на уменьшение сопротивления воздуха, им придается гораздо более резко выраженная форма капли.

Рис. 3. Задний вид гоночной машины Кэмпбелла.

Конечно, такие машины не могут иметь большого практического применения. Хотя машинам, применяемым на практике, пред'являются аналогичные требования, но там следует принимать во внимание и фасон машины. С другой стороны, в обиходе автомообильного транспорта такие рекордные скорости не требуются. Но, конечно, развитие автомобильного спорта может указать новые пути в автомобильной индустрии, по которым можно будет достичь усиления мощности современных машин.