В МАСТЕРСКОЙ ПРИРОДЫ, №3, 1928 год. Посадка самолетов вслепую.

"В Мастерской Природы", №3, март 1928 год, стр. 92-93

Посадка самолетов вслепую.

Главное осложнение, с которым приходится встречаться при организовании регулярных воздушных сообщений, заключается в трудности ориентирования при невидимости земли в темноте или при неблагоприятных атмосферных условиях (низкая облачность и, главное, туманы). Некоторые специальные приборы, построенные на принципах маятника и жироскопа (например, жироректор), облегчают ведение самолета в воздухе, создавая для летчика "искусственный горизонт", взамен утрачиваемого им представления о горизонте естественном. Но с приближением к земле, когда надо не только найти невидимый аэродром, но и сделать на нем правильную посадку в строго определенном месте, такие приборы, конечно, пользы уже не приносят и потому нужны другие вспомогательные средства.

Посадка самолета при помощи кабеля Лота (см. текст).

Наиболее действительным из числа последних является ныне так называемый кабель Лота,с помощью которого радио-приемная установка известного рода на самолете может вывести летчика из слепого положения, направив его точно туда, где ему нужно сделать посадку, даже при полной невидимости земли. Принцип такого устройства лежит в разной степени воздействия электротока высокого напряжения на рамочную антенну, — в зависимости от разного относительного положения проводов передаточных и приемочных. Практически это свойство используется так. На аэродроме прокладывается под землей по замкнутой линии кабель, по которому дается ток высокого напряжения (см. на рис. черный пунктир). А на самолете устанавливаются рамочные антенны, которые с помощью релэ передают воспринимаемые от этого кабеля радио-волны на разные электрические лампочки, сгруппированные соответствующим образом в особом контрольном приборе непосредственно перед глазами пилота. Когда самолет находится в стороне от кабеля, в этом приборе зажигается соответственно больше лампочек с одного бока, а при нахождении по другую сторону кабеля, часть первых лампочек автоматически выключается, а включаются лампочки с другого бока. Таким образом пилот, совершенно не видя земли, все же может безошибочно направлять машину туда, куда подведен кабель, т. е. прямо к посадочной площадке.

На рисунке изображены: пилотское сидение в самолете, с контрольным ламповым прибором на доске посередине, и разные положения самолета в воздухе, при слепом подходе его к аэродрому. В положении (1) ось самолета находится левее кабеля: пилот познает об этом потому, что у него на приборе зажигаются три лампочки слева и только одна справа. Идя далее на ощупь, по траэктории, отмеченной белым пунктиром, самолет в положении (2) оказывается правее кабеля: на контрольном приборе светят три лампы справа (для пилота) и одна слева. В третьем положении (3) летчик видит по одной лампочке и справа, и слева: он находится, значит, непосредственно над кабелем. Сохраняя такое ноказание прибора, летчик уже не сходит с своего "редьса" (положение (4), и благополучно садится тогда, когда увидит, наконец, снизу сигнальные огни.

К. В.