ВОЖАТЫЙ, №2, 1924 год. Партия и юные пионеры.

"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 1-5

Партия и юные пионеры.

Из итогов XIII съезда РКП (б.).

Новые и многочисленные рабочие кадры пришли за последнее время и стали в одни ряды со старыми кадрами нашей партии.

Ленинский призыв дал взрослое, окрепшее поколение рабочего класса, ценнейшее что еще оставалось вне партии в среде пролетариата. Комсомол, выросший, увеличившихся вдвое, привел под знамена партии стотысячные массы рабочего юношества и крестьянского молодняка.

И, наконец, третье поколение, объединенное в бодрых пионерских рядах, вступило на путь, проложенный Лениным.

Впервые в истории русского рабочего движения под одним и тем же знаменем стоят и старик-рабочий, и женщина-работница, и юный пролетарий, и даже пролетарский ребенок. Эта картина, внушительная сама по себе, приобретает особую выразительность и характерность, если всмотреться, как встретили старые поколения нашей партии самую юную, самую молодую смену, которая сейчас пришла к нам.

Вся чуткость нашей партии к растущим снизу новым и свежим силам проявилась в отношении XIII съезда партии к пионерскому движению, к этому первому поколению, сознание которого сложилось уже целиком в условиях новой рабоче-крестьянской России.

Правда, юных пионеров насчитывалось уже 200.000 в СССР, когда партия формально усыновила их. Но ведь 200.000 только капля в море, это только первые шаги. Любая государственная партия на Западе, отягощенная сложнейшими государственными делами, даже не заметила бы таких первых ростков. Но партия большевиков, партия, которой принадлежлт будущее, сразу среди забот и тревог сегодняшнего дня увидела и распознала живые ростки этого Будущего в лице стройных колонн рабочих детей под красными знаменами и в красных галстуках. Она увидела их и с таким же вниманием, с которым она вырешала сложнейшие экономические и политические проблемы, она указала те задачи, которые стоят перед юными пионерами. За выполнение этих задач должны приняться теперь пионерские организации.

Партия сделала cвое для того чтобы сохранить преемственность поколений. Дело пионеров теперь эту революционную преемственность осуществить, выполняя задачи, указанные XIII партсъездом. Советы и указания, данные партсъездом, необычайно ценны.

Мы не можем похвастаться тем, что для нас уже ясны все проблемы детского движения, ибо коммунистическое детское движение — это сложнейший комплекс вопросов, охватывающих и политику, и экономику, и педагогику, и психо-физиологию возраста, а опыта у нас нет или почти совершенно нет.

Мы действительно пионеры в этом деле, ощупью находим верные ведущие к цели пути. Когда 2½ года тому назад ЦК Комсомола писались первые тезисы о необходимости начать организацию детского движения, мало кто конкретно представлял себе формы, методы, содержание и размах нового движения. Неудивительно поэтому если многие моменты в детском движении еще по сегодня нуждаются в серьезнейшей проработке. О том, какие пути указаны ХIII партсъездом в разрешении этих основных проблем, хотели здесь сказать несколько слов.

Первый вопрос — широта охвата.

Первый и один из наиболее сложных вопросов это вопрос о широте охвата пионерскими организациями детских слоев населения Республики. Директива партии принципиально здесь совершенно ясна: "организация юных пионеров должна захватывать и сплачивать еще более широкие по своему составу социальные круги, чем партия и Комсомол". Все работники детского движения должны уяснить себе теоретическую сторону этого вопроса.

Совершенно очевидно, что детское движение в Советской Республике, т.-е. в республике, идущей к социализму, к бесклассовому обществу, которое должно строиться и создаваться творческой самодеятельностью широчайших масс трудящихся, преследует более широкие задачи, чем коммунистические детские группы Запада.

На Западе и партии, и Комсомол, организуя в 1920 г. первые детские группы и развивая их работу, по сегодняшний день преследуют, главным образом, цель предохранения пролетарских детей от разлагающих реакционных влияний буржуазно-патриотической и религиозной школы.

Рабочий класс стремится там путем объединения детей в коммунистические группы обеспечить себе, что это поколение будет итти по тому же пути, по которому идет старшее революционное поколение (вернее его передовые слои).

Здесь речь идет, таким образом, о сохранении своей смены о том чтобы не дать оторваться ей от своего класса. В условия капиталистических стран о большем мечтать не приходится.

Иначе стоит вопрос для нас, для Советской Республики. Помимо этой, описанной выше задачи, перед нами стоит еще другая: переработать, переварить в пролетарском котле все элементы трудящегося населения Республики, не зараженные гнилью, язвами, разложением капиталистического общества. А в тех случаях, когда это возможно, то перерабатывать и эти последние элементы, если болезнь их излечима.

Воспитательная задача рабочего класса, который становится у власти, в том и заключается, что он использует данную ему в силу его господствующего положения возможность переработать широчайшие кадры человеческого материала. Это будет относиться ко всякой стране, в которой рабочий класс возьмет власть.

Это тем более относится к Сов. России, т.-е. к стране с крестьянским большинством, ибо в России социализм сейчас — это значит пролетариат государственной промышленности плюс кооперированное крестьянство.

Воспитательная задача рабочего класса, осуществляемая наряду с экономическими мероприятиями, в том и заключается, чтобы крестьянство к кооперированию склонить, т.-е. идеологически переработать, перевоспитать многомиллионные не-рабочие массы. Для нас должно быть поэтому ясно, что коммунистическое детское движение в России по самой своей идее должно объединять не только буквально всех пролетарских детей, но и почти всю деревенскую детвору и детей городских разночинцев.

Из этого, конечно, отнюдь не следует делать вывода, что эти свои задачи детское движение должно осуществить сейчас же.

Конечно, это не так. Здесь целый ряд препятствий, которые можно преодолевать лишь в процессе долголетней работы. Достаточно, например, указать на отсутствие кадра руководителей или на то, что противостоять чуждым идеологическим влияниям в детской среде мы сможем лишь в меру того, что будем укреплять основное пролетарское ядро и т. д.

Не правы были бы поэтому те товарищи, которые уже сейчас, когда мы не объединили даже ¹/₂₀ части рабочих детей, даже не начали работы в деревне, стали бы требовать того, чтобы пионерские отряды создавались в городах не при фабриках и заводах, а при любой школе и гонялись бы за детьми мелкой буржуазии в то время, как не охвачены дети рабочих, или те товарищи, которые бы стали сейчас предлагать в деревне брать в пионерские отряды в первую голову не детей беднейшего крестьянства, а детей зажиточных семей. Но совершенно бесспорно, что сейчас и численный и социальный охват детей пионерским движением абсолютно недостаточен. Детское движение должно в ближайшее время превысить цифру комсомольской организации, если к осени мы будем иметь 510.000 пионеров, то затем мы должны итти к миллионным цифрам.

Детское движение должно уже сейчас проложить себе путь в деревню. Опыт тех местных организаций, которые уже создали детские пионерские отряды в деревнях, должен быть внимательнейшим образом изучен и обобщен для всего СССР.

Конечно, с этими задачами роста Комсомол не сможет справиться, если под движение не будет подведена достаточная материальная база, если не будет увеличено количество руководителей, и если не будет достаточного внимания со стороны партии, профессиональных союзов и органов народного образования.

Партийный съезд дал необходимые по этому вопросу директивы и их надо теперь осуществить, поставив дело таким образом, чтобы забота о пионерском движении не носила случайного характера, когда "добрый хозяйственник" принимает шефство над пионерами, а чтобы эта забота была одной из основных частей операционного плана органов Наркомпроса.

Второй вопрос — руководство.

Второй чрезвычайно сложный вопрос — это организационные формы движения, вернее обеспечение правильных и наиболее целесообразных форм руководства пионерским детским движением. Здесь по существу два вопроса: первый — кто должен руководить детским движением и второй — как обеспечить быстрейшее выдвижение подготовленного кадра практических работников-руководителей.

По первому вопросу на секции партийного съезда была довольно обстоятельная дискуссия.

Часть товарищей высказывалась за то, что детским движением должна непосредственно руководить партия, т.-е. руководящие органы движения должны находиться при партийных комитетах и работать под их прямым руководством.

Большинство товарищей высказалось, однако, против этой точки зрения.

Большинство находило, что руководство детским движением должно быть оставлено за Комсомолом, который уже сейчас руководит, примерно, 75% всех существующих пионерских организаций.

Как известно, спор этот не новый, он начался еще в 1920 г. в Германии и в других странах, где создавались детские группы.

В интернациональном масштабе он решен таким образом, что детским движениим руководят коммунистические союзы молодежи. Такое же решение принято сейчас съездом РКП (б). Объясняется это, конечно, не тем, что партия слишком перегружена для того, чтобы заниматься еще работой среди детей, а тем, что самый характер детского движения требует руководства со стороны юношей, а не со стороны взрослых.

Комсомолец, сам лишь недавно вышедший из того возраста, когда он мыслил, играл и жил, как 12-летний ребенок, умеет и может гораздо легче, проще, по товарищески подойти к пионеру, чем взрослый товарищ. На опыте работы с беспризорными за последнее время (т-е. на опыте работы с той группой детей, которая сильнее всех замыкается в себе) было неоднократно установлено, что комсомольцы гораздо легче приобретают влияние на беспризорных, чем самые лучшие педагоги. Этими возрастными особенностями и нужно объяснить принятое решение.

Конечно, оно ни в коей мере не означает, что партия или органы соцвоса должны совсем отстраниться от работы среди детей. Партия должна внимательно следить за всей этой работой, указывать ее направление, во-время исправлять ошибки, другими словами руководить через Комсомол ею, а Соцвос должен сделать все для того, чтобы имеющиеся в его распоряжении революционные педагогические силы поставить на службу детскому движению.

Самое тесное сотрудничество с Соцвосом в этой работе совершенно необходимо. Так решается вопрос о руководстве.

Как же быть с непосредственным кадром руководителей? Нам сдается, что как бы интенсивно комсомольцы не подготовляли на специальных курсах руководителей детского движения, они все же достаточного кадра руководителей не напекут. Конечно, курсы такие нужно создавать, отбирать как можно больше комсомольцев для работы среди детей, но это вопроса не решает. Задача состоит в том, чтобы суметь организовать выдвижение из самой детской среды наиболее подготовленных и серьезных 14—15—16-летних мальчиков и девочек, которые смогли бы вести за собой детскую массу.

Начать нужно с более серьезной подготовки вожатых звеньев, но одновременно действовать смелее, выдвигая самих пионеров в местные бюро, которые руководят детским движением.

Советы отрядов, в которых работают сами пионеры, должны получать более широкие функции, и в них пионеры должны получить организационные навыки, привыкать к самостоятельной работе. Работа пионеров в бюро также будет способствовать созданию нового кадра руководителей.

Бояться, что пионеры не справятся с этой работой, не следует. Нужно побольше верить творческой самодеятельности и инициативе детей, а тогда под руководством комсомольцев и педагогических сил они свои задачи выполнят. Здесь тоже, конечно, не нужно ударяться в противоположную крайность, т.-е. быть непременно за демократию сверху до низу, но привлекать пионеров к руководству абсолютно нужно — этого требуют сами условия практической работы, этого требуют, наконец, и соображения педагогического характера, ибо в противном случае мы не сможем дать достаточно широкий размах растущей активности передовых детей.

Новые задачи.

Здесь можно было бы указать еше на ряд задач, прямо вытекающих из вопросов, решенных партсъездом. В первую голову это, конечно, вопрос о завоевании школы пионерами, ибо без этого не приходится всерьез говорить о "переработке человеческого материала". Работа должна здесь итти по линии реорганизации теперешней школы Соцвоса, строительства школ дозаводского труда и "Домов пионеров". Но это все темы, требующие особого обсуждения. Нам хотелось бы здесь еще вкратце указать на одну опасность, существующую в детском движении. Эта опасность — отрыв детей от учебы; уже сейчас приходится слышать жалобы на то, что работа в пионерских отрядах идет у детей за счет учения в школах. Это, безусловно, большая опасность.

Конечно, пионерский отряд гораздо увлекательнее и интереснее, чем школа, но в настоящий момент пионерский отряд не может дать тех знаний, которые дает школа. Окончательно разрешить эту проблему сможет только реорганизация школы (завоевание ее детским движением), но сейчас нужно искать паллиативов.

Их нужно искать тем более, что уже сейчас приходится наблюдать пионеров, которые, почти совершенно не читая и не занимаясь, считают, однако, своим долгом выступать с приветствиями на всех собраниях или с утра до вечера заниматься организационной работой.

Было бы очень не хорошо, если бы у пионеров распространялся тип "всезнайки", краснобая, пустого болтуна, тип, так хорошо еще недавно знакомый Комсомолу.

Надо серьезнейшим образом внушить в сознание всех пионеров, что учеба — это их самая первая пионерская обязанность, что учеба — это железный закон юного пионера.

О. Тарханов.

XIII съезд РКП (б) о детском движении.

"10. Новым и многообещающим явлением необходимо считать организацию юных пионеров, которая обнаруживает быстрый рост, но охватывает еще весьма ничтожный процент детей, причем главным препятствием роста организации служит отсутствие надлежащего внимания со стороны партии, профессиональных и государственных органов, а также соответствующего количества руководителей и материальных средств.

Общая директива в этой области должна заключаться, во-первых, в том, что сюда должно быть дано гораздо больше сил и средств, чем до сих пор; во-вторых, что в этой области необходимо, вовлекая прежде всего пролетарских детей, в то же время стараться максимально расширять социальный базис организации, обращая особое внимание на деревню. Ни в коем случае нельзя проводить аналогии с пролетарским пионерских движением Запада, где еще рабочий класс не завоевал власти, и где перед ним не стоит еще задача переработки всего или почти всего подрастающего человеческого материала.

Что касается организационных форм движения, то партия должна руководить им через РКСМ, который в свою очередь должен вести работу в полной согласованности с органами социального воспитания".

(Из резолюции о работе среди молодежи).