ВОЖАТЫЙ, №2, 1924 год. Как провести массовую игру "бой за Ленинград".

"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 23-27

Как провести массовую игру "бой за Ленинград".

Сюжет игры.

В основу этой игры положена революционная тема — "защита Ленинграда от генерала Юденича в октябре 1919 г."

В 1919 году, в октябре месяце, генерал Юденич, пользуясь слабостью сил Красной армии и поддержанный продовольствием и вооружением со стороны союзников, сделал попытки овладеть революционным Ленинградом. В первый момент его стремительное наступление было крайне опасно для нас. Юденич, тесня войска Красной армии, подошел близко к самому Ленинграду и сделал попытку отрезать его от Москвы.

Но небывалый революционный героизм ленинградских рабочих, прибытие больших пополнений, приезд т. Троцкого, приток коммунистов — все это дало устойчивость и безопасность частям Красной армии.

21-го октября 1919 года Красная армия перешла в энергичное наступление и к 14 ноября от армии Юденича остались жалкие остатки.

Инсценированный в массовую игру бой за Ленинград — должен осветить перед пионерами 1919-й год, заставить их пережить и осознать глубже тот момент, осознать врагов рабочего класса, понять, как труден путь борьбы за коммунизм.

В игре, конечно, опущен ряд некоторых деталей, имевшихся тогда в 1919 г., срок действия сокращен, ибо в противном случае, все это крайне затруднило бы игру.

Игра развертывается за городом, около реки, среди полей и лесов, на открытом воздухе.

Распределение играющих.

В игре участвуют две стороны — красные и белые.

Красные делятся на две армии — по 200 чел. каждая, 1-я армия красных разделяется на 8 отрядов. В 1-м отряде — 40 челов., во 2-м отряде — 30 чел., в 3-м — 30 чел., в 4-м — 10 чел., в 5-м — 10 чел., в 6-м — 10 чел., в 7-м — 10 чел., в 8-м — 10 человек. Остальные 50 человек составляют специальный пограничный отряд.

2-ая армия красных делится на 4 отряда по 50 человек.

Всеми силами красных руководит специально выделенный командующий (пионерруководитель). При нем имеется штаб, политотдел и санитарная часть (всего около 10—15 ч.). Во главе 1-й и 2-й армий и каждого отряда также стоят специальные командующие. Кроме того, выделяется пионер, играющий роль Троцкого и особое звено для его охраны.

Белые составляют также две армии. В 1-й армии — 2 отряда по 60 чел. и во 2-й армии — 3 отряда по 60 человек. Общее число белой армии 300 человек.

Во главе всех выделяется командующий — Юденич. При нем штаб, отдел контр-разведки и санитарная часть (всего 10—20 чел.). Во главе армий и отрядов стоят также особые начальники.

Устанавливаются следующие отличительные знаки: — пионеры, играющие красных, одевают поверх головы свои красные галстуки; белые совершенно снимают красные галстуки и повязывают голову белыми платками или лентами из белой материи.

Штаб красных и штаб белых имеют при себе одного-двух верховых, одного-двух велосипедистов и полевые телефоны 1). В каждом отряде имеются сигнальщики с красными и белыми флажками, умеющие передать самые простейшие условные сигналы. Каждый отряд имеет также в своем составе пионеров-санитаров. В каждом отряде должно иметься несколько лопаток малых и несколько топоров.

Подготовка к игре.

Для успешного проведения игры необходима предварительная подготовка среди пионеров. Не позже, чем за две недели до начала игры, бюро пионеров при комитете РКСМ должно обсудить план игры, определить число играющих, выбрать место игры, наметить план подготовки и проч. и выбрать специального товарища, коему поручается общая организация игры до ее начала и роль судьи во время игры. В помощь этому товарищу должны быть даны несколько человек.

Затем бюро пионеров подбирает литературу (соответственно революционной теме игры), составляет конспекты соответствующих бесед и пр. и раздает руководителям отрядов.

Подыскивается специальная местность для игры за городом и осматривается. Составляется по возможности подробный план этой местности. Местность должна быть пересеченной и иметь по фронту около 2 верст, и вглубь фронта 3 версты. По одной стороне местности желательно иметь озеро или реку. В границах местности должен иметься лес, кустарник, овраги, полянки. Крестьянские поля с посевами ни в коем случае не должны входить в намеченную местность. Необходимо заранее переговорить с соответствующими деревенскими организациями (сельячейкой РКСМ, сельсоветом, ВИК'ом) о возможностях использования той или иной местности, чтобы не вызывать осложнений во время игры.

Составляя план местности, необходимо отметить в нем все наиболее выдающиеся пункты — холмы, овраги, дороги, тропинки, болото, ручьи, колодцы, луга и пр. План должен быть составлен не менее, чем в 7 экземплярах и роздан судье игры, главнокомандующим красных и белых и начальникам отдельных армий. К съемке местности обязательно нужно привлечь не только пионерруководителей, но и самих пионеров.

Вместе с этим проводится совещание пионерруководителей и совещание вожатых звеньев. На совещании обсуждается подготовка к игре и правила игры. Вслед за совещанием по отрядам, по звеньям проводятся беседы, чтения и пр. "о наступлении Юденича на Ленинград в 1919 г.", прорабатываются основные правила игры, усваиваются определенные сигналы флажками, усваивается определение стран света и времени. Готовятся палатки, лопатки, топоры, продукты, форма. Договариваются об использовании велосипедов, верховых, телефонов.

Бюро пионеров при помощи комсомольцев и самих пионеров разыскивает б. участников красных фронтов, красноармейцев, партийцев, комсомольцев, особенно тех, кто участвовал в боях с Юденичем, и приглашает их поделиться своими воспоминаниями с пионерами. Беседы-воспоминания уже проводятся за городом, в лагере (об этом подробно ниже).

Вся игра происходит два дня с ночевкой.

Первый день игры.

После того, как подготовка проведена, все проверено — в назначенный заранее день с утра из города отправляются "белые" на указанную им позицию, располагаются лагерем. По другой дороге отправляются "красные" и, дойдя до своего места, располагаются двумя лагерями — (2-ая армия располагается далеко от 1-й армии — не ближе 2½ верст). Расположение обоих играющих сторон в первый день примерно таково:

В первый день происходит установка палаток, обычные лагерные спортзанятия, общий осмотр всех, всем и каждому еще раз даются инструкции — как вести игру. "Командующие" подробно осматривают позиции.

Около лагеря "белых" и около лагеря 1-й армии "красных" — не ближе, чем в 200 шагах устанавливаются на шестах захваченные из города, по две-три ракеты. Ракеты специально приготовлены для пуска и изображают собою "пороховые погреба".

Как у "белых", так и особенно у "красных" — ракеты охраняются часовыми, находящимися не ближе 50 шагов днем и не ближе 25 шагов — ночью.

Лагеря "красных" и "белых" строго охраняются со всех сторон часовыми, никого к лагерю не допускающих и хватающих каждого "подозрительного" пионера. В лагерях "красных" палатки украшаются красными звездами, красными флагами и т. п. У "белых" — белыми флагами, цветами.

После обеда в лагерях внезапно для всех объявляется начало "военных" действий. "Белые" сейчас же высылают партии "разведчиков", которые по направлению, указанному "Юденичем", разыскивают расположение лагеря 1-й армии "красных", подробно узнают о составе, пытаются подслушать все их разговоры и затем возвращаются обратно, донося обо всем отделу "контр-разведки". Последний тут же изготовляет письменные сводки о "красных" и вывешивает их по лагерю для всеобщего сведения. Эти сводки можно вывешивать, смотря по ходу сообщений, через каждые 1½—2 часа. Отдел "контр-разведки" "белых" высылает также две—три специальных партии с поручением — взорвать "пороховые погреба" красных (т.-е. ракеты).

Красные в это время занимаются чтением, организацией лагерной стенной газеты, отправляются в ближайшие деревни провести игры с крестьянскими ребятишками и зорко стерегут свой лагерь. К вечеру "красные" отправляют 2 и 3-й отряды занять определенные указанные места (если там есть вода и если можно взять свободные палатки). Отряды эти там же остаются ночевать. Всю половину первого дня "красные" заняты политико-просветительной работой внутри и вне лагеря, в то время, как "белые" больше всего заняты "разведыванием" "красных".

Брать "в плен" или "убивать" в первый день могут только часовые. С наступлением темноты из первой армии красных отправляются 2—3 пионера с поручением найти лагерь белых и пытаться взорвать их "пороховые погреба". После ужина во всех лагерях проводятся беседы бывших участников боев с Юденичем, Колчаком, Деникиным, Врангелем. Их воспоминания должны ярко раскрыть перед ребятами борьбу всей Красной армии с белогвардейщиной. В лагере "красных" политотдел может организовать вечер "всеобщей самодеятельности", посвященный Красной армии. По окончании бесед все ложатся спать, за исключением часовых. На второй день с утра с восходом солнца первая армия "красных" расставляет последние отряды и специальный пограничный отряд. Общее расположение сторон в этот момент представляет в миниатюре расположение "красных" и "белых" в 1919 году.

"Гвоздь" игры.

Задача в игре "белой" армии заключается в том, чтобы, обманув "красных", прорвать их фронт и попытаться захватить "Ленинград" со штабом, знаменами, Троцким. "Красные" все время обороняются, собирают силы и, когда "белые" подходят вплотную к "Ленинграду", переходят сами первой и 15-й армией в наступление. Игра заканчивается победой той или другой стороны в зависимости от хитрости, ловкости и изворотливости. "Белых" по количеству меньше, но они идут сплоченными отрядами. "Красных" больше, но их силы страшно разбросаны и разъединены (2-ая армия "красных" от первой находится на расстоянии 2½ верст). Кроме того, у "белых" обе армии действуют сразу; у "красных" — вторая армия идет в бой лишь тогда, когда "Ленинград" будет находиться в отчаянном положении.

Второй день игры.

Не позднее полудня 2 отряда "белых" делают внезапное нападение на какой-либо отряд "красных" и прорывается к "Ленинграду". Первое нападение имеет целью отвлечь внимание "красных", переполошить их, заставить отойти и тем дать возможность трем другим отрядам "белых" прорываться к "Ленинграду" в другом месте. Поэтому место и время прорыва держится в строгом секрете и заранее никому не сообщается. Прорвав фронт, "белые" отряды тесно связываются между собрю и, уничтожая по пути отряды "красных", пробираются по направлению к "Ленинграду".

Отряды "красных" и пионеры, расположенные по границе, должны быть хорошо замаскированы, видеть и слышать все, но для неприятеля быть незаметными. Они могут устроить свою стоянку в кустах, на дереве. Каждый отряд и пионеры со стороны "красных", заметив наступление "белых", сейчас же сигналами передают об этом ближайшим отрядам и затем через верховых, велосипедистов сообщают в главный штаб. Считаясь со своими силами, отряд "красных" может отходить к "Ленинграду", если "белых" много, или же может спрятаться, устроить засаду и сзади напасть на противника. Белые все время стараются окружить отряды красных по одиночке и врасплох. Несмотря на стремительный налет, "белые" затем начинают продвигаться очень осторожно, все время через своих разведчиков следя за "красными", нащупывая их засады и стараясь перехватить переговоры "красных" с сигналами и по телефону. Отрядные и звеньевые флажки "красных" "белые" захватывают с собой, как трофеи. Как та, так и другая сторона могут устраивать засады и ловить верховых, велосипедистов с донесениями. Путем глубоких обходов "белые" пытаются окружить "Ленинград". "Красные" должны все эти попытки разбивать.

Правила боя таковы: — сорвать платок с головы, значит "убить" — тогда "убитый" подпоясывается этим платком и отводится в лагерь "белых" или "красных" (в конце игры подсчет "убитых" и "пленных"). Можно брать и "в плен" — не срывать платок, а схватить за руки. "Пленные" имеют право бежать в любую минуту. Число живых пленных будет особо приниматься в рассчет при оценке игры.

Во время боя политотдел "красных" выпускает листовки, плакаты, распространяя их среди "красных" и "белых". Листовки пишутся от руки на бумаге. На командующих сторонами ложится энергичная работа — при помощи донесений, сообразуясь с условиями местности, руководить боем. Всюду должны находиться помощники, судьи, посредники и следить за правилами боя. В тот момент когда войска "белых" подойдут вплотную к "Ленинграду" на помощь 1-й армии, должна быстро прийти 2-ая армия "красных" и с боку ударить на белых. Игра заканчивается по общему сигналу к определенному часу, после чего подсчитываются успехи каждой стороны.

Чай и обед в этот день или подвозятся в походных кухнях или доставляются в котелках, или готовятся на месте боя. Возможны случаи налета неприятеля во время обеда. Дождь не должен приостанавливать игры. По окончании игры общий сбор всех в "Ленинграде", общий митинг и поход с музыкой в город. Все костры обязательно тушатся.

Заключение.

В заключение несколько замечаний.

1) Число играющих может быть больше и меньше.

2) Всем необходимо тщательно изучить действительный исторический ход боя в 1919 году в целях успеха игры.

3) Возможно участие комсомольцев, располагающихся отдельно и играющих роль населения. Их также можно брать в плен.

Значение подобного рода массовых революционных игр очень велико. Об этом хорошо сказал тов. Гернле:

"Воспитательное значение подобных игр заключается в том, что они обостряют пролетарский революционный инстинкт детей рабочих, делают чрезвычайно ясной необходимость солидарности и добровольной дисциплины, будят жажду знания, и, что является, может, быть, самым важным, направляют детей от наблюдений и пассивного учения к активности".

Вятский.


1) Все это можно раздобыть на время при помощи Ч. О. Н., военклуба и совучреждений. (стр. 24.)