ВОЖАТЫЙ, №16, 1925 год. Несколько слов об опыте массовых лагерей

"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 14-15

Несколько слов об опыте массовых лагерей

Лагерная кампания 1925 года выдвинула новый тип массовых пионерских лагерей, получивших чуть-ли не повсеместное распространение, благодаря условиям, при которых создались пионерские лагеря в этом году, т.-е. необходимость вывода из города, недостаточность сил и средств, невозможность обслужить сеть единичных отрядов и т.д. Но не имея твердой единой установки в их работе и организации они организовались чуть ли не в каждом месте по своему и имели целый ряд отрицательных сторон и разнохарактерностей в работе. Напр, в Московской губ. привился тип лагеря-колонии на 150-200 чел. в помещении; в Ярославле, Пензе, Твери и т. д. практиковались массовые палаточные лагеря, с количеством от 300 человек до 1500 человек в одном лагере сразу, причем, в большинстве случаев тип лагеря был палаточный. Постараемся разобрать и определить, чем хороши такие лагери, почему в одном месте они привились, а в другом себя не оправдали. Лагерь на 300 человек и лагерь на 1000 человек, оба массовые, имеют и должны иметь одни и те-же задачи, но различные установки в работе, и когда наши организации создавали тип таких лагерей, то они не усмотрели целый ряд сторон, кроющихся в количественном соотношении лагерей и ряде других мелких условий его организации.

1. Для массового лагеря на 700—1000 человек вряд-ли, да и почти не всегда возможно было найти базу для ведения общественно-практической работы, и последняя, если и была, то сводилась на нет, не имея никакого значения для воспитания пионеров.

2. В жизни лагеря и его построении нельзя было опереться сразу на всю массу пионеров, и большая часть их уходит с поля зрения совета лагеря и его комиссий.

3. Для массового лагеря не всегда можно было найти соответствующего оборудованного помещения, и последние приходилось устраивать в палатках, при чем на случай плохой погоды дети не были защищены от дождя.

4. Скученность и большое скопление народу в одном месте, даже при соответствующем санитарном надзоре, может повлечь за собой эпидемические заболевания.

5. Говоря о внутрипросветительной работе, сталкиваясь с вопросом изучения ребят и выработки у вожатого соответствующего к ним подхода, необходимо также отметить, что лагерь такого типа не дал возможности в должной мере подойти к их разрешению.

6. Можно-ли было при массовом лагере с таким количеством правильно поставить оздоровление, проследить за нормальным выполнением режима дня? Конечно, при таком лагере в полной мере сделать этого не удалось, не удалось также поставить и санитарную пропаганду при этих условиях.

7. Еще одной из отрицательных сторон такого лагеря, что сильно может отразиться на будущем существовании и работе отряда, это — то, что частое перегибание палки в одну или другую сторону, или замкнутость отряда, как единицы, или же почти полное его уничтожение с заменой целого коллектива — при таком положении, вполне естественно отряд, не мог продолжать системы своей работы так, как он вел ее в городе, а лагерь совершенно не должен ни в какой мере способствовать переустройству отряда, а, наоборот, в лагере отряд должен укрепиться.

Вот те отрицательные стороны, которые упорно говорят против массовых лагерей с количеством на 700—1000 человек. Но практика работы, сама жизнь выдвигают необходимость в наших условиях массового лагеря и совершенно противоположное явление представляют из себя массовые лагеря, но с количеством пионеров не 1000 чел., а 200-300 человек. Здесь меньший коллектив смог устранить все недочеты крупного лагеря и помог справиться с задачей концентрации сил и средств в пионерском лагере. Необходимость же в этой концентрации велика и часто от этого зависит организация лагерей вообще. Но и при таком лагере необходимо запомнить следующие моменты:

1. Если такой лагерь мы организуем в палатке, то для нас основным лозунгом должно быть оздоровление, а значит, нужно хорошее оборудование или же помещение, если такого на постоянное время нет, то его нужно иметь хотя бы поблизости, на случай плохой погоды.

2. Необходимо помнить о том, что бы в этом лагере, да и вообще во всех лагерях, присутствовали всегда взрослые представители ячейки и женотдела.

3. Говоря о других силах, как-то — врач и педагог, необходимо их работу строить так, что-бы она опиралась на массу пионеров, то же самое и в отношении управления лагеря хозяйственной его жизни и работы различных комиссий.

4. И последнее, о чем необходимо всегда помнить — это организация жизни и работы нашего лагеря. Во многом этот вопрос упирается в наш руководящий состав. Для такого лагеря нужна тщательная подготовка вожатых пионеров и привлечение общественного внимания к лагерю, точно составленный план и согласованность с теми организациями, где лагерь стоит.

Л. Криволапов

Необходимо перейти на украинский язык

У нас на селе охвачено пионеротрядами 80% школьников. В школах ребята обучаются на украинском языке, в отрядах проходят занятия на русском, в то время, когда и пионеры и вожатые украинцы.

У пионеров получается двойственность: в школе — украинский язык, в отряде работают на русском; пионеры уже сами высказались за то, что лучше всего перейти на украинский язык. Это тем более необходимо, что нам предстоит увязка в работе школы и пионеротряда.

Вожатым работать будет нетрудно оттого, что они сами украинцы, только нужно будет вначале немного поучиться украинскому языку и украинскому правописанию с помощью учителей.

В.