ВОЖАТЫЙ, №16, 1925 год. Кусок деревенской пионерии

"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 26-28

Кусок деревенской пионерии

1. Недород ударил

Саратовская деревня в этом году переживает тяжелую пору...

Сильно ударил ее недород...

Повлиял недород на состояние отдельных крестьянских, особенно, бедняцких хозяйств и целиком на всю деревню и деревенскую общественность. Наши пионеры — те же ребята деревенские и не под цыплячьим колпаком, а в деревенской действительности живут, а поэтому не мог не повлиять недород и на пионер-организацию. Приходилось наблюдать, как на почве голода и начала весенне-летних сельско-хозяйственных работ и неприспособленности некоторых отрядов, при наличии неумелого руководства, начался выход детей бедняков из отрядов.

Это явление в самом начале его развития было подмечено и приостановлено.

Прошли дожди, будет урожай. Урожай поможет пионерам.

2. Пионеры — дело, пожалуй, хорошее

Так смотрят взрослые крестьяне на пионеров. И уже не мало Титов и Климов желают отдать своих Ванек и Манек на выучку в пионеры. Взносов там никаких не требуют, а ребята все же не попусту по улице валандаются и хулиганят, а толковым делом занимаются. Кулаки — и те иной раз не прочь послать своих детей в пионеры, но большинству их как не по шерсти коммунисты и Советская власть, так не по шерсти пионеры—"антихристово племя". Суровую оценку дают пионерам крестьяне тех сел, где отряды верхоглядничают; заняты лишь одной кампанейской поверхностной работой.

— Не пущу я Ваньку в пионеры, чему он там научится, нужно чтоб парень работящим рос, а не болтуном.

Но все-ж на весах практического крестьянского мнения перетягивает в большинстве оценка в пользу пионеров. Постепенно крестьяне начинают смотреть на пионеров не просто, как на группы вечно поющих и играющих молодых безбожников в коротких штанах, а как на будущих коммунистов. — Мы то отошли, а они пусть учатся и работают — до дела доходят, из них толк выйдет...

3. В глубь семьи

Серьезную длительную вылазку в глубь своих крестьянских семей, подтачивая старый быт, — начали юные пионеры.

Организуют у себя дома пионерские уголки, из отряда приносят не сплетни, а полезные сведения.

В беседе одного деревенского вожатого с матерью пионера она так отозвалась о своем сыне:

— Молодец, перестал курить, от дела не бегает и по домашности помогает, и уроки учит, и газету читает... К нам соседи слушать собираются.

Но "в семье не без урода". Один товарищ, ездивший в деревню, привозит такой интересный момент из "работы" пионеров в семье:

— "Собирайся, Ванька, боронить сейчас поедем.

— Неколи мне, на собрание пойду.

— Как на собрание, лодырь? разве я тебя этому учиться отдал в пионеры.

— Собрание наше поважнее вашей пашни.

— Подохнем с голоду, тогда я тебе ребра переломаю за это.

— Так и переломал. Припас я тебе их. Только тронь, всем отрядом разгромим тебя".

Кроме того много недоразумений в этой работе наблюдается на почве дел "церковно-божественных".

Есть также случаи, когда пионеры уходят из семьи и обращаются за поддержкой в ячейки, бюро пионеров, — которые часто оказать ее не могут. Все это говорит о том, что на вопросе работы пионеров в семье нужно заострить внимание.

4. Красногалстучники и неорганизованные

Симпатии неорганизованных к пионерам неуклонно растут, растет и их тяга в пионерорганизацию, но есть моменты, когда неорганизованные плохо смотрят на пионеров.

Один из делегатов губсовещания рассказывал, что у них неорганизованные поют такие частушки про пионеров:

"Пионеры юные — головы чугунные,
Сами оловянные — черти окаянныя"

Но такие частушки чаще всего поют тогда, когда пионеры зазнайски-замкнуто держат себя, чуждаются неорганизованных и не ведут среди них работы.

В деревнях Камышенского уезда, тоже не спроста, поют такие частушки:

"Ванька парень не дурак,
Любит просвещаться, —
В пионеры поспешил
К сроку записаться".

Вот что пишет про эту работу вожатый одного из деревенских отрядов Камышенского уезда, Бадаев:

"С неорганизованными работа ведется по вечерам, начиная с 7-ми часов, почти ежедневно. Когда пионеры вместе с неорганизованными идут встречать телят, поют пионерские песни (каких, к сожалению, очень мало), а иногда проводят беседы".

В общем, массой практических работников ЮП необходимость работы среди неорганизованных признана, — необходимо усилить руководство ею и освещение этой работы в печати. А главное, не допускать того, чтобы пионеротряды составлялись в большинстве из школьников, не впитывали-б в себя и не вели работы среди детей, школой не охваченных, а также беспризорных, подопечных и батрачков.

5. От слов к делу

От длительной игры — как основы, мы давно уже отказались, условившись, что не играть в коммунистическое общество, а строить его нужно.

Перейти от поверхностных кампанийских форм к углублению общественно-практической деятельности, исходя из конкретной местной обстановки, — вот главная цель работы деревенского отряда.

У нас в Саратовской деревенской пионерии этот поворот в сторону общественно-практической полезной работы начался. Напр.: балашовские пионеры организовали широкую борьбу с сусликами, пионеры Лопатинской полости, Петровского уезда, вместе с комсомольцами перед разливом разобрали мост, дабы предостеречь его от порчи; пионеры м. Серобинской волости того же уезда посадили сто деревцов в праздник древонасаждения и, собрав деньги с платного спектакля, внесли за двух вдов членский взнос в кооператив, или, как они говорят, "закаперировали вдов".

Большую роль играет в нынешнем году и будет играть в дальнейшем работа пионеров в избах-читальнях и сельхозработа, связанная с агроном-пропагандой. Там, где пионерский отряд сумел правильно поставить свой огород, крестьяне говорят: "пионеры не только говорить, но и работать умеют".

Внедрением пионерских культурных навыков ведения сельского хозяйства сделать юных пионеров, кроме этого, пионерами земли — также наша центральная задача. Особенную важность приобретает она в деревнях, пораженных в нынешнем году недородом. В общем — действовать не рассказом, а показом, — перейти от слов к практическому делу в деревенской пионерработе давно пора.

6. Внутривоспитательная работа

На нее также нужно обратить серьезное внимание, так как она, примерно, в наших саратовскмх деревенских пионеротрядах часто неправильно понимается, ведется отвлеченно от практической работы отряда.

Нужно уделить внимание также и старшим возрастам. Например, в Камышевском уезде пионеры-комсомольцы вместе со взрослыми парнями ходят к девкам спать, о чем знает и отряд, что на нем плохо отражается. Необходимо усилить вовлечение пионеров старших возрастов в работу комсомольских ячеек, с одной стороны, и добиться повышения ответственности пионер-комсомольцев за свою работу в отряде. Следует уделить внимание и песням... Их очень мало. Часто одну и ту же песню, до тошноты надоевшую, как штаны, выворачивают на разные лады. Примерно, в Сердобском уезде пионеры песню "журавель" переделали на другой мотив и приставили другой припев.

"Ишь ты, подиж ты...
Что ты говоришь, ты"...

Как и песней, так и книгой крестьянская детвора бедна. Нужно поспешить с изданием "Деревенского пионера" — журнала, обязав, через Главполитпросвет и Наркомпрос, его выписывать во все избы-читальни и сельские школы.

7. Руководство деревенской пионерией

В этом деле, прежде всего, необходимо самим бюро ЮП углубить изучение пионерработы в деревне и развить дачу методических указаний по конкретным вопросам общественно-практической работы.

Нужно усилить освещение этих вопросов в комсомольской, пионерской и партийно-советской печати.

И что главное, улучшить руководство пионер-работой со стороны волкомов и деревенских ячеек как комсомола, так и партии. Мало включить для пущей важности в план работы волкома РКП(б) общий пункт — "развить работу среди ЮП" и включать его регулярно через каждые три месяца в новые планы, — нужно больше практического участия и помощи парт-ячеек и волкомов комсомолу в работе среди ЮП. Комсомольские ячейки должны крепко мозговать над состоянием и работой своего пионер-отряда и при отчетах вожатого не отписываться по канцелярии: — "Доклад принять к сведению" или "Доклад считать удовлетворительным, предложить усилить работу" — а давать практические указания. Комсомол в целом должен знать и понимать свою ответственность перед партией за детское коммунистическое движение. А сейчас, — расширить пионерский фронт в деревне, внедриться им в жизнь и быт ее — наша основная задача.

Н. Борзов

Частушки деревенских пионеров

Опыт показывает, что деревенские пионеры очень любят петь песни. Но зачастую подбор песен в деревенск. отряде негоден: поются песни городских пионеров, говорящие о вещах, не всегда понятных для деревенской детворы или же поются песни, которые распевает на гулянках молодежь — о любви и пр. В поисках песен, в которых говорилось бы о жизни и работе деревенских пионеров, сейчас все чаще и чаще наблюдается, что некоторые ребята начинают сочинять свои частушки. Эти пионерские частушки довольно верно порою отражают быт пионеров и отношение к ним деревни. Вот, например, одна из частушек:

Пионеры-малыши
В барабаны грохают,
Сидят бабы на печи,
Ахают да, охают.

Я живу на свой манер
И попала в точку:
Мой сынишка — пионер,
В комсомоле — дочка.

Злятся бабы, верещат,
Языки иголками:
Наши девки на селе
Стали комсомолками.

Мой миленок без мозгов
В церкви богу молится
Мне не надобно богов,
Буду комсомолиться.

У рабочих и крестьян
Все крепчает смычка.
Без буржуев и царя
Мы живем отлично.

Никакого учета этим песням никто пока не ведет. Отряды частушками не обмениваются. Бюро пионеров о частушках не дает никаких указаний. А частушками следовало бы заняться.

А. Сидоров