ВОЖАТЫЙ, №18, 1927 год. Самооценка учащихся

"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 17-18

Самооценка учащихся

Наши органы школьного самоуправления в массе учащихся уже сумели завоевать свой авторитет.

Недоволен ли ученик методами преподавания учителя, видит ли школьник бесхозяйственность в классе, появились ли в среде учащихся ребята, подрывающие работу и школьную самоорганизацию, — со всем этим ученик обращается в свой орган самоуправления. На ряду с ростом авторитета самоуправленческих органов растет и сознательность, и активное участие в школьной жизни самих учеников. В связи с этим, встает вопрос и о формах участия в этой жизни, о таких формах, где в решении тех или иных вопросов главную и важнейшую роль играл бы коллектив учащихся данной школы. Одной из таких форм и является самооценка учащихся, выдвинутая по инициативе школы № 1 второй ступени города Феодосии.

Сущность коллективной самооценки заключается в следующем.

На каждый триместр в школе выдвигается целевая установка самооценки (опыт выше названной школы это подтверждает). Например, в одном из триместров учебного года выдвигается в целевой установке поднятие дисциплины и сознательности школьников. По этому вопросу школьное самоуправление созывает совещание школьного актива с обсуждением этого вопроса. После этого вопрос широко обсуждается на общешкольном собрании, где выносятся практические решения по данному вопросу, которые прорабатываются после собрания по группам. Эта целевая установка является стержнем всей школьной жизни, вокруг которой происходит вся остальная школьная работа. Все задания, вся общественная работа и академическая часть школьной жизни в конце триместра рассматриваются под углом зрения дисциплинированности и сознательности ученика. При чем контроль над этим ведется всеми учениками данной группы.

К концу триместра, приблизительно, за месяц до его окончания, приступают к учету результатов. На совместном заседании учкома и школьного совета выдвигаются кандидатуры, которые будут проводить учет по группам. Группа (или класс), как показал опыт, должна быть первой инстанцией, где сами школьники дают коллективную оценку деятельности учащегося по всем видам работы.

«Во время самооценки в группах иногда возникают и другие вопросы, а именно: антирелигиозная пропаганда, особенно у учащихся 8 и 9 групп, где школьники, идя рука об руку с педагогами, доказывают вред религии для человека, разбирая этот вопрос с научной точки зрения». Так описывает опыт самооценки феодосийский пионеркабинет.

Эта же самооценка влияет и на бытовую сторону учащихся. «Во время оценки, — пишется в учете опыта, — в группах ведется усиленная борьба с ношением различных украшений и применением школьниками косметики (пудра, духи). Эти дефекты школьники сами отмечают в графе «общее развитие».

После групповой самооценки, весь материал переносится на обсуждение учкома со специально выдвинутыми для этого товарищами. После групповой самооценки по линии общественной работы на школьном совете была дана оценка академической успеваемости учеников. Результаты самооценки и оценки школьного совета были розданы на руки каждому школьнику.

Таким образом, в данной школе прошли три целевые установки с коллективной самооценкой школьников.

Результаты получились следующие:

Первый триместр учебного года прошел под лозунгом поднятия авторитета общественной работы в школе. В результате выявились следующие цифры: из 375 человек учащихся в клубной работе активных общественников было 325 человек, из коих 95 человек являются выборными.

Второй триместр прошел под лозунгом «Даешь дисциплину и сознательность учащихся». В конце второго триместра была следующая картина: из 375 человек учащихся выявилось 55 человек недисциплинированных,

В третий триместр было уделено внимание на качество учебы и борьбу с прогулами. В результате из 375 человек сами группы выявили 35 человек недобросовестных, «к которым были применены серьезные меры, вплоть до исключения из школы» (по материалам кабинета).

В заключение несколько слов о том, как облегчить эту работу.

Прежде всего надо учитывать, как достижения этого опыта, так и недостатки в процессе самооценки от одного триместра до другого, раз'ясняя значение его также и среди родителей.