ВОКРУГ СВЕТА, №13, 1928 год. Афганистан

"Вокруг Света", №13, март 1928 год, стр. 1-2.

Афганистан.

Афганский падишах Аманулла путешествует по Европе. Он побывал и в Индии, и в Египте. Оттуда он проехал в Рим: из Рима в Берлин, из Берлина в Париж, затем в Брюссель, в Швейцарию, дальше он поедет в Англию и оттуда к нам, в СССР. Завидный маршрут путешествия!

Аманулла не ограничивается посещением столиц, — в Крезо он осматривает знаменитый пушечный завод Шнейдера, в Турине — автомобильный завод «Фиат», в Лионе он интересуется французской шелковой промышленностью, в Брюсселе — музеями, аэродромами и военной школой, в Антверпене он осматривает доки, в Швейцарии изучает молочное хозяйство и знакомится с местными международными банкирами, но воротит нос от Дворца Мира, где заседает Лига Наций, в Дессау — он в гостях у знаменитого «Юнкерса» и т. д. и т. д.

Трудно сказать, какая страна, какое правительство оказали ему более пышную встречу. Хуже всего его встречали в Индии. Индийский вице-король давно уже заготовил к приезду падишаха почтенный, с соблюдением всех традиций, план встречи торжеств, посещений, визитов, парадов и т. д. Но Аманулла сел в автомобиль и помчался в мусульманские кварталы Бомбея, населенные беднотой. Это понравилось индийским мусульманам, целовавшим следы шин падишахского автомобиля, и совсем иное впечатление произвело в вице-королевском дворце. Внезапно все высокие должностные лица в Индии заболели гриппом, и Аманулла получил возможность проводить время по-своему.

Зато в Европе его встречали «по-царски». Не счесть всех банкетов, парадов, приемов и встреч в честь Амануллы. Он видел почетные караулы из берсельеров и немецких шуцманов, саженных парней королевской английской гвардии и шотландских стрелков. Все, что свидетельствует о политической, экономической и, главное, военной мощи страны — было показано азиатскому мoнapxy. Английская эскадра устроила для него маневры. Он плавал на подводной лодке и спускал холостые мины, парил в воздухе над Эйфелевой башней и смотрел как метко стреляют знаменитые 75-миллиметровые пушки Крезо, знакомство падишаха с которыми не понравилось английской консервативной прессе. Коронованные особы и правительства европейских великих держав проявили максимум внимания к падишаху и его супруге. Все большие газеты поместили портреты обоих крупным планом, вместе с портретами английского и итальянского короля и королевы, французского и германского президентов.

Аманулла-хан

Можно без ошибки сказать, что если бы Аманулла приехал в Европу лет на 15 раньше, его бы не встречали с такой помпой. Недавно ту же Англию посетил египетский полувассальский королек Фуад. Встреча была много проще. 15 лет назад афганский король мало чем отличался от египетского короля-марионетки. Афганистан только по имени был свободной страной, на самом деле Англия хозяйничала на всем протяжении этой огромной страны и предшественник Аманулы, Абдур-Рахман, заслужил в истории кличку «английский нукер», что значит лакей.

Заключенные между Аму-Дарьей и верховьями Инда, в горных местностях, воинственные афганские племена долгое время успешно отстаивали свою независимость от двойного напора англичан и русских. Англичане столкнулись с афганцами раньше и наступление их было упорнее, и потому, придвинувшиеся с севера к афганской границе только во второй половине прошлого века, войска «белого царя» казались некоторым афганским вождям силой, на которую можно опереться в борьбе с англичанами.

Постепенно и англичане и северные «союзники», русские империалисты. отхватывали у Афганистана область за областью. Трудно было плохо вооруженным, хотя и воинственным племенем, бороться на два фронта. Но, несмотря на это, таких поражений, какие наносили британским войскам афганцы, не наносил никто. В 1838 г. началась первая англо-афганская война. Пятитысячный, прекрасно вооруженный, отряд англичан проник в самое сердце Афганистана и занял столицу страны — Кабул. Но когда, казалось было, война закончилась уже в пользу англичан, поднялись внезапно все племена от Инда до персидской границы, и английская экспедиция была целиком уничтожена. Спасся только один человек — доктор Драйден.

Столь же неудачна для англичан была и вторая война с Афганистаном в 1878—80 г.

В конце XIX века русские войска захватывают Мервский Оазис и почти вплотную подходят к афганским границам. Афганистан оказывается между молотом и наковальней. В 1907 г. Англия подписывает соглашение с царской Россией о разделе сфер влияния в Передней Азии, и Афганистан попадает целиком в сферу английского влияния.

В 1919 г. в Кабуле происходит переворот. Молодой, энергичный, передовой националист Аманулла свергает английского нукера, Абдур-Рахмана, и вся военно-дипломатическая работа англичан, приведшая их к владычеству над этой страной, летит к чорту. Через несколько дней после переворота начинается новая война между Англией и Афганистаном. На этот раз у Англии были развязаны руки, но это не помешало афганцам выйти победителями и из этой последней борьбы.

Это случилось потому, что на севере у афганской границы больше не было империалистической царской России, потому что вместо казаков стояли здесь красноармейцы, дружественно настроенные по отношению к свободолюбивым, борющимся с английским империализмом, афганским племенам.

Рабоче-крестьянская республика первая признала новое афганское правительство. А после нее вынуждены были признать его и все остальные державы. Сейчас Афганистан — единственное, по-настоящему свободное, национальное государство Азии, если не считать Японии. Оно раскинулось в гористых местностях восточного Ирана, между Персией, Китаем, Индией и Советским Союзом. Персия и новая Турция тянутся к Афганистану, пытаясь создать союз азиатских государств. Между Индией и советской Средней Азией лежит афганская территория. Отсюда ясно, что политическое значение Афганистана велико, а отсюда и интерес к его правителю, разъезжающему по Eвропe. Французы не даром показывали Аманулле завод Крезо. Они рассчитывают на хороший заказ на 75-миллиметровые пушки. «Фиат» кажется уже заполучил зaказ на 150 автомобилей. Но самое главное — эта борьба за влияние в Афганистане между Советским Союзом и Англией.

Аманулла — это не простой король. Это король-реформатор, пытающийся наперекор местным феодалам, духовенству и старому купечеству, вытянуть свою страну за уши из средневекового быта к современной культуре.

Весь афганский народ дружественно настроен к Советскому Союзу и Афганский падишах, считающий себя слугой своего народа, разделяет эти дружественные чувства. Он нередко говорит об этом вслух.

На приеме у итальянского короля, когда этот последний напомнил ему, что Италия первая признала Афганистан, он ответил речью, в которой внес поправку в слова хозяина. «Да, мы помним, — сказал он, — что Италия была первой союзной страной, признавшей Афганистан».

Первой из союзников, но не первой вообще, потому что первой вообще был СССР.

И, наконец, самый маршрут. Сколько дипломатических переговоров предшествовало поездке. Англия предпочитала, чтобы Аманулла сначала поехал в СССР, не блещущий богатством, а оттуда в Европу, в ослепительный Париж и величественный Лондон. Ведь последнее впечатление решающее. Но Аманулла сделал по своему. Он решил объехать Европу, а потом переоценить виденные ценности, посмотрев на новое строительство Советского Союза, к которому он относится с глубоким интересом. Вот почему так изо всех сил стараются лорд-мэры западных столиц и церемониймейстеры западных дворов. Им нужно пустить в глаза азиатскому монарху такой фейерверк, память о котором не рассеялась бы на необозримых пространствах Советской России.

Но Аманулла, как мы видели, не забывает о дружественной стране в европейских столицах. Это служит порукой тому, что, приехав к нам, он сумеет рассмотреть в щебне и пыли нашей стройки величественные линии здания грядущего.