"Вокруг Света", №8, февраль 1928 год, стр. 4.

KАK СНИМАЮТ КИНО-ХРОНИКУ В АМЕРИКЕ.

Кинематография получила наибольшее свое развитие в С.А.С.Ш., как по своему распространению, так и по достижениям своей техники. Как же снимают там хронику и как достигается та удивительная быстрота, с которой происшедшее в одном месте событие, становитСЯ видимым, а иногда и слышимым в другом.

В Америке теперь регулярно выпускается шесть кинохроник в неделю разными кинематографическими компаниями, причем большинство из них выпускает свои хроники дважды в неделю, т.-е. 104 номера в год. Отсюда вопрос о скорости доставки материала к месту монтировки, т.-е. о сборке хроники, так как в Америке конкурренция очень обострена и каждый спешит обогнать другого, чтобы первым показать интересные события на экране. А насколько обширна организация по съемке хроники, видно хотя бы из того, что одна лишь компания Пате располагает 1500 кино-корреспондентами по всему свету.

Насколько точна работа по выпуску этой кинохроники, видно из того, что выпущенная в час дня в Нью-Иорке, она поступает в Чикаго (около 1500 килом. расстояния) через 10 часов и в Сан-Франциско, на другом конце С.А.С.Ш., через 36 часов.

Характерным примером организации съемок кинохроники является фиксирование полета Линдберга, первого из авиаторов, перелетевшего на аэроплане из Америки в Европу. Еще до исторического полета он был заснят в Америке на аэродроме, когда же стало известно о его полете через океан, немедленно были приняты меры для производства съемок в Европе. На аэродром были отравлены кино-операторы, но так как прилет Линдберга ожидался ночью и освещения на аэродроме недостаточно, уполномоченный американского треста Парамоунт срочно доставил на аэродром в Ля-Бурже, вблизи Парижа, три огромных прожектора из парижских кино-ателье и к моменту прилета «поймал» Линдберга в лучах своих осветительных приборов.

Позже Линдберг рассказывал, что эти прожектора ему во многом помогли при посадке на аэродроме во Франции. С момента появления Линдберга в Европе кино-операторы его уже больше не покидали: грандиозные овации в Париже были засняты целым рядом операторов, а при его полете в столицу Бельгии Брюссель, его на аэроплане сопровождали кино-операторы, так же и при полете Линдберга в Англию, операторы все время летели рядом с ним, снимая самый полет и невиданные овации, которыми его встречали.

В это время в Америке выяснилось, что Линдберг будет доставлен из Европы обратно в Америку на крейсере «Мемфис». Тогда трест Парамоунт немедленно начал хлопотать, чтoбы его оператору было разрешено пребывание на борту этого судна для кино-съемки Линдберга. Разрешение было получено. Уполномоченный треста в Европе Созио был об этом поставлен в известность по телеграфу, он находился в это время в Лондоне, ему нужно было снестись с морским аташе при американском посольстве в Париже. Времени было недостаточно, крейсер должен был отплывать в Америку из Шербурга. Созио не удалось достать в Лондоне аэроплана, чтобы прилететь туда; тогда Созио по телеграфу потребовал отправки своей съемочной камеры прямо в Шербург, а сам на пароходе перебрался из Англии на континент. Но поездом никак нельзя было поспеть к отплытию «Мемфиса». Созио нанял сильную машину, и на автомобиле помчался в Шербург. Предварительно он послал телеграмму командиру крейсера с просьбой задержать отплытие «Мемфиса» до его прибытия на борт судна. Бешеная гонка на автомобиле почти все время в ночной темноте увенчалась успехом и Созио во время прибыл в Шербург. Когда оператор представился капитану крейсера, тот ему с улыбкой сказал: «Значит это вы тот человек, который отменяет приказ об отплытии крейсера, данный морским министром». Впрочем в дальнейшем все шло хорошо и Созио на борту судна снимал ряд снимков Линдберга, который это охотно допускал. Оставалось несколько сот миль от Америки, когда в море к «Мемфису» подошел миноносец, высланный вперед за получением снятых фильм. Негативы были переданы ему и быстроходное судно понеслось вперед, обгоняя «Мемфис».

Прибытие Линдберга в Вашингтоне, где ему была устроена грандиозная встреча, была заснята рекордным количеством кино-операторов, — его снимали одновременно около 150 аппаратов для разных кинематографических фирм.

Целая борьба возгорелась между конкурирующими кино-фирмами, чтобы как можно скорей доставить парижские снимки в Америку. Большинство негативов было отправлено из Европы в Америку через Шербург на oкeaнском гиганте-пароходе, «Мажестик», и фильмы уже на восьмой день после окончания перелета были показаны в Нью-Иорке и в тот же день доставлены в Чикаго на аэропланах.

Таковы некоторые факты иллюстрирующие невероятно быстрый темп работы американской кино-индустрии в области производства хроники.