ВОКРУГ СВЕТА, №10, 1928 год. Кино-трюки

"Вокруг Света", №10, март 1928 год, стр. 23-24.

Кино-трюки

За последнее полугодие на ленинградских экранах прошел целый ряд фильмов с довольно богатым подбором оригинальных трюков. Разбором их мы и займемся в настоящем очерке, при чем для полноты попутно опишем и обычные трюки того же характера.

ВОЛШЕБНАЯ МЕТЕЛЬ

По замыслу режиссера «Хода конем», французской исторической картины эпохи средних веков, вся обстановка тогдашней жизни показывается зрителю в облагороженном, утонченном виде — напоминая величавое повествование, распеваемое певцом-сказателем. Поэтому, все события засняты не так, как они происходят на самом деле, а слегка сказочно.

Летит за послом погоня, и вдруг, сверху, с живописной медлительностью, начинают падать громадные хлопья снега, закрывающие густой белой сеткой прячущегося гонца и его преследователей.

Этот чрезвычайно красивый эффект был достигнут крайне несложным путем. Никакой настоящей метели кино-оператору ждать, конечно, не пришлось. Сначала просто засняли сцену преследования, выбрав подходящий зимний пейзаж. Затем, совершенно отдельно, произвели ускоренную съемку падающих кусочков мелко-нарезанной белой бумаги против фона из черного бархата. Получилось два негатива — один с обычным изображением, а другой весь испещренный черными точками. Печатая копию картины, оба негатива совместили. Свет через черные точки пройти не мог и на позитиве картины вышли белые пятна, изображавшие медленно падающие хлопья снега.

Рис. 1.

Зрители, видевшие «Ход конем», вероятно, заметили, что весь «снег» падает как-будто бы на одном месте, ровной стенкой. Почему это произошло — не трудно понять из рис. 1, изображающего момент съемки снежного негатива. Кусочки бумаги были насыпаны на подвижную ленту и, достигнув конца ее, ссыпались вниз и снимались кинооператором.

ЗИМА ПО-КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИ

Другой трюк, примененный в той же картине, имеющий отношение к зимнему времени, — нападение стаи волков на преследователей гонца. Люди, борясь за свою жизнь, постепенно отступают перед натиском зверей и проваливаются сквозь тонкий лед замерзшей речки.

Зритель может не бояться за состояние здоровья актеров после купания в «ледяной» воде. Сцена эта целиком заснята в ателье при комнатной температуре. «Лед» — слой замерзшего парафина, посыпанный мелом и блестящими кристалликами бертолетовой соли, заменяющими снежный покров. Декорации, изображающие берег, засыпаны «снегом» из ваты и бертолетовой соли. Этот способ съемки событий, происходящих на холоду, за границей очень распространен. К сожалению, у нас он применяется далеко не всегда.

ЗА КУЛИСАМИ БОРЬБЫ С ХИЩНИКАМИ

Интересно остановиться на том, как обычно снимаются эпизоды борьбы с хищными животными. Если зверь не очень велик, например, волк, то борьба нередко производится «на чистоту». Чтобы по возможности устранить опасность, актер одевает под платье толстую кожаную броню. В особо уязвимых местах, как, напр., шея, руки, ноги, кожа покрыта, для пущей надежности, металлическими цепочками, образуя нечто вроде старинной воинской кольчуги.

Если, по ходу действия, зверь нужен покрупнее, например, медведь или лев, приходится прибегать к услугам дрессировщиков, специализировавшихся на шуточных схватках со своими питомцами. Такие номера борьбы показывал в прошлом сезоне укротитель Тогарэ. Полученные снимки часто дополняются эпизодами, снятыми во время «борьбы» с мягко-набитым чучелом. При резких движениях актера чучело достаточно извивается, чтобы создать впечатление живого зверя, в особенности если вспомнить, что съемка в таких случаях производится с некоторого расстояния и все неудачные моменты безжалостно вырезаются. Внимательно следя за ходом схватки с медведем во II серии «Клейма Преступления», зритель сможет заметить моменты, когда актер «борется» с чучелом.

АКТЕРЫ — МЕРТВЫЕ НАСЕКОМЫЕ

Веселой новинкой в области комических картин был пародийный мультипликат «Куртизанка на троне». В нем изображались приключения некоего Рогача, короля мира насекомых. Способ съемки мультипликаторных фильмов подробно описывался в № 3 «Вокруг Света». Вкратце он состоит в том, что предметы между каждыми двумя съемками слегка передвигаются. При демонстрации картины получается впечатление непрерывного плавного движения, так как отдельные неподвижные изображения сливаются друг с другом в глазу зрителя. В качестве актеров в этом фильме выступают засушенные насекомые, одетые в соответствующие одежды. К лапкам прикреплены клеем тросточки, мечи, алебарды и т. п. Оригинальной выдумкой в этой комедии были выстрелы из пушек. Делать настоящий выстрел в мультипликаторном фильме нельзя, потому что его нельзя заснять кинематографически. Поэтому, пушечный дым был воспроизведен комками ваты.

Совсем недавно был выпущен рисованный мультипликат «Одна из многих». Оригинальность его — применение рисунков с тенями. Обычно этого не делают, так как тени сильно усложняют работу.

ЦВЕТНЫЕ КАРТИНЫ

Прекрасными образцами раскрашенных от руки фильмов следует считать научную картину «Обезьяна-павиан» и видовую «Фейерверк». Обе картины французского производства. Франция вообще давно специализировалась на раскрашенных лентах и достигла великолепных результатов. Раскрашивают ленту тоненькими кисточками, каждый снимок отдельно. Трудности работы легко понять, если вспомнить, что каждый снимок размером, примерно, в почтовую марку. Следует отметить, что сейчас за границей довольно успешно применяется настоящая цветная кинематография, так наз. процесс «текниколор». К сожалению, он слишком дорог для широкого распространения, но отдельные кусочки такого цветного фильма стали применяться сравнительно часто.

ПОГОДА НА-ЗАКАЗ

На море буря... Могучий трансатлантический пароход, как жалкая щепка, бросается из стороны в сторону гигантскими валами. Поседевшие от ярости волны, как тысячи молотов обрушиваются на борта и перехлестывают через перила, смывая с палубы людей, постройки, шлюпки. Ветер с бешеной силой бросает сплошные непрозрачные потоки дождя, ровные и сильные, как струя из пожарного брандспойта, на толстые стеклянные стенки рулевой рубки.

Кто из читателей не видел такой сцены в одной из бесчисленных морских картин? Вероятно, многие из них думали об опасностях, которым подвергались люди во время съемки шторма, и удивлялись, что, несмотря на все это, актеры превосходно играют, а кино-оператор делает первоклассные, художественные снимки. К сожалению, этих зрителей придется разочаровать. Из тысячи таких съемок девятьсот девяносто девять делается в безопасном уюте кино-ателье.

Рис. 2.

«Могучий трансатлантический пароход» — маленькая заводная модель, плавающая в бассейне, наполненном мыльной водой. «Гигантские валы» получаются от ударов палкой по поверхности воды, а «ураган» создается обыкновенным вентилятором. Потоки тропического дождя льются из лейки, а грозные вспышки молнии получаются открыванием и закрыванием крышки юпитера, освещающего бассейн.

«Не может быть, — скажет иной, возмущенный до глубины души, читатель. — Ведь настоящие морские волны движутся медленно, а не бегут сломя голову по поверхности воды, как какая-то рябь».

Правильно, — ответим мы, — но кино-оператор прибегнул к трюку. Вместо обычных 16—18 снимков в секунду, он делает 80—100. Поэтому, когда картина показывается с нормальной скоростью, в кино-театре зритель видит заснятые движения замедленными в 5—6 раз. Мыльная вода дает пену на гребнях, и в результате всех этих уловок на экране получается полная иллюзия морской бури. Более внимательный зритель, вероятно, уже сам заметил, что в кинематографе бури на море происходят только по ночам. При съемке с моделей, темнота скрывает возможные ошибки перспективы, которые могли бы «раскрыть секрет» непосвященному зрителю и разрушить очарование.

«Хорошо, — согласится читатель, — но ведь бывают сцены, где волны захлестывают палубу и сбивают живых людей с ног. Таких сцен на крошечной модели не сделаешь». Действительно, такие эпизоды снимаются иначе. В ателье устанавливается декорация, изображающая часть палубы. Над нею, слегка сбоку, располагаются большие резервуары с водой. В нужный момент эти баки быстро опрокидываются и вода стремительным потоком падает на палубу, создавая впечатление, что через борт парохода хлынула верхушка высокой волны (см. рис. 2).

Для получения дождя, над «палубой» устанавливается ряд труб, продырявленных мелкими отверстиями, по которым подается вода, падающая вниз, в виде мелких отдельных струек. Ветер, сбивающий с ног даже старых морских волков, создается мощным авио-мотором с пропеллером.

Иногда, для пущего эффекта, сценарий требует, чтобы режиссер создал смерч, который потопил бы злосчастный корабль или проложил широкую просеку в густом лесу для удобства «героев».

Рис. 3.

Смерч воспроизводится при помощи электро-мотора и небольшой проволочной спирали, покрытой свободно висящим черным тюлем. Когда спираль начинает быстро вращаться, получается впечатление черного конусообразного столба, состоящего из пыли и водяных паров. Внутрь спирали проводится резиновая трубка, из которой льется вниз вода. Благодаря обратной съемке, зритель видит на экране, как смерч всасывает в себя воду из моря. Общее расположение при такой съемке видно на рис. 3.

Чтобы усилить впечатление, оказываемое картиной на зрителя, в сцены бури вставляют («вмонтировывают») куски, показывающие грозовые облака, несущиеся по небу, и сверкающую между ними молнию, снятые днем с берега или большого парохода волны и другие внушительные атрибуты морского шторма. Все эти куски снимаются совершенно отдельно, возможно, когда съемка данной картины даже и не предполагалась. Почти всякая крупная кинофабрика имеет в своем распоряжении сотни снимков для создания «атмосферы», сделанных случайно, при съемке других картин, кино-хроники и т. д. Особенно в этом отношении далеко идут американцы. В Голливуде, мировом центре кино-производства, имеется ряд фирм специально занятых поставкой таких эпизодов. Для этого они скупают подходящие негативы кино-съемок. Дело доходит до того, что мелкие кино-фабрики, не имеющие средств на крупные постановки, пользуются целиком сборными кусками для соответствующих сцен. Им остается лишь дополнительно заснять героя «крупным планом» (т.-е. с лицом во весь экран), отдающего приказания в разгар бури. Это, разумеется, особых затрат не требует.

Л. Израилевич.