"Коммунистический университет на дому", №7, 1925 год, стр. 216-217

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

14. ВОПРОС: Коммунизм — последняя ступень развития человечества, а, может быть, он и не будет когда-нибудь удовлетворять запросы человечества и потребуется другая форма? (Синицын, село Медведево, Гомельской губ.).

ОТВЕТ: С точки зрения марксизма, коммунизм отнюдь не является последней ступенью развития человечества, Маркс и Энгельс отнюдь не думали, что человеческая история остановится с достижением коммунистического строя. Но они и не пытались определять, какие формы примет человеческое общество в далеком будущем после полной победы коммунизма, — ибо они не занимались фантазерством, не высиживали в кабинете наилучших планов общественного устройства. Коммунизм с точки зрения марксизма рождается из капитализма, — решать же, какими новыми формами общежития чреват коммунизм, Маркс и Энгельс не могли браться, как творцы научного социализма. «Вся теория Маркса есть применение теории развития... к современному капитализму», пишет Ленин. Маркс и Энгельс высказывали суждение о капиталистическом строе «на основании того, что он происходит из капитализма, исторически развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной силы, которая рождена капитализмом. У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, попустому гадать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так то возникла и в таком то определенном направлении видоизменяется» {«Государство и революция». Собр. соч., т. XIV, 2, стр. 366). Что человечество идет к коммунизму — марксизм выводит из изучения развития капитализма, — решение вопроса о будущих формах общества, которые могут родиться из коммунизма, можно смело предоставить будущему.

В «Людвиге Фейербахе» (1888) Энгельс видит «истинное значение и революционный характер гегелевской философии» в том, «что она раз навсегда показала, как нелепо приписывать вечное и неизменное значение каким бы то ни было результатам человеческого мышления и действия». Не может быть речи о завершении развития, о достижении его средней ступени ни в науке, ни в истории.

«История так же мало может остановиться, как и наука. Человечество никогда не придет к совершенному, идеальному состоянию: совершенное общество, совершенное "государство" может существовать только в фантазии. Все, одни за другими появляющиеся в истории, системы общественных отношений представляют собою лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшего к высшему. Каждая ступень необходима в то время и при тех обстоятельствах, которым она обязана своим происхождением. И в этом заключается ее оправдание. Но она лишается своего значения и своего оправдания при новых условиях, постепенно развивающихся в ее собственных недрах. Она оказывается вынужденной уступить место высшей ступени, которая падает и разрушается в свою очередь». (Энгельс, «Людвиг Фейербах», стр. 3—4).

Для суждения о том, какие фазы общежития сменят коммунизм, — у нас не может быть никаких данных.

Маркс и Энгельс никогда не утверждали, что при коммунизме остановится движение человечества вперед. Они знали, конечно, что с исчезновением классов не будет места и для классовой борьбы со всеми связанными с ней последствиями. «При таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс, «Нищета философии»). Общественное развитие не будет итти путем назревания и преодоления противоречий, как во всяком классовом обществе,—но оно не остановится. Весь отрезок человеческой истории до победы коммунизма Маркс называет «доисторическим периодом человеческого общества». («К критике политической экономии»).

Только с победой коммунизма и начнется действительная история человечества, — подлинное развитие человеческого общества. Как будет развиваться это «царство свободы», — мы сейчас сказать не можем.


Hosted by uCoz