"Коммунистический университет на дому", №7, 1925 год, стр. 228-229

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

ОТВЕТ: Т.т. Хилинскому (Киев), Иванову (Воронеж), Гальперину (Каменец-Подольск), Купелину (Рязань), Костареву (Киев), Гермелину (Орел), Воронкину (Песчанокопское О-во потреб.), Першукову (Семипалатинск), Жданову (Бийск), Рапопорту (Витебск), Черкесову (Рыбинск).

Все или большинство Ваших вопросов относятся к вопросам методов самообразования, и их можно снести к следующим основным 1) Как лучше продуктивнее заниматься при самообразовании — единолично или коллективно; 2) проходить-ли «Ком. Ун-т» целиком по всем курсам одновременно, или ограничиться прохождением отдельных курсов; 3) как прорабатывать курсы и рекомендуемую авторами курсов литературу; 4) сколько времени потребуется на проработку того или иного курса; 5) следует ли ограничиваться проработкой только одних лекций без указания дополнительных литературных источников (Жданов) и т. п.

На большинство этих вопросов если не вполне, то в значительной мере, имеются ответы в статьях А. Плотникова, помещенных в № 4 и 7 нашего журнала. Безусловно, лучших результатов можно достичь при коллективной проработке того или иного курса. Однако, коллективная проработка не только не устраняет, но и обязательно предполагает индивидуальную проработку. Коллектив-кружок устанавливает задачи к цели занятия (темы), подытоживает работу каждого члена кружка и кружка в целом; индивидуальная проработка дает простор наклонностям и способностям каждого занимающегося самообразованием.

Обычно кружок собирается раз в неделю на 2—3 часа; в другие дни, в свободные часы, каждый член кружка занимается самостоятельно. Количество времени, потребного на прохождение, на проработку лекции, зависит как от подготовки занимающегося, так и от харакгера лекции. В среднем, в час можно проработать от 4 до 15 страниц, если проработка будет сопровождаться выписками, составлением тезисов, конспектированием. Отсюда определяется время на прохождение всего курса.

Охватить сразу все курсы едва-ли целесообразно и возможно. Нужно взять 2—3 родственных курса и изучать их. Очень полезно параллельно с 2—3 курсами по обществоведению проходить 1—2 курса по естествознанию (напр. Историч. Материализм, биология).

Метод рефератов и докладов, приучая членов кружка к публичным выступлениям и логическому изложению мысли, вместе с тем имеет и отрицательные стороны; главнейшая из них — это то, что не все члены кружка равномерно и постоянно втягиваются в работу. Кружок должен вырабатывать «задание», наметить основные вопросы к теме, эти вопросы должны индивидуально прорабатываться всеми и затем уже, на следующем собрании кружка», совместно обсуждаться. Пример «задания» найдете в статье А. Плотникова «Коллективное и индивидуальное самообразование».

В виду сжатости некоторых лекций, для углубления их, полезно прорабатывать указанную в конце лекций литературу.

В дальнейшем, редакция предполагает дать еще ряд очерков по самообразованию (в дополнение к указанным статьям тов. А. Плотникова), в которых более подробно будут даны ответы на поставленные вами вопросы.


Hosted by uCoz