ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, №7, 1924 год. Очередные задачи Центросоюза.

"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 67-69

Очередные задачи Центросоюза.

Задачи Центросоюза в настоящий момент определяются тем местом, которое он занял в системе потребительской кооперации СССР.

XII сессия Совета Ц-за, происходившая в конце сентября 1924 г., постановила признать Центросоюз центром всесоюзного характера для советской потребкооперации, считая его вместе с тем центром потребительской кооперации РСФСР.

Постановление это лишь оформляет то положение, которое в организационном и в хозяйственном отношениях было достигнуто Центросоюзом в предшествующие годы работы.

Центросоюз к 4-му кварталу закончившегося хозяйственного года об'единял свыше 20 тыс. потребительских обществ всего советского Союза. Эти общества через свои национальные, областные и районные центры вступали в непосредственную связь с Центросоюзом. При этом предшествующая работа показала, что Центросоюз является для потребительской кооперативной периферии центром снабжения ее товарами всесоюзного значения: продуктами, заготовляемыми на всесоюзных рынках, и товарами импортными.

Что касается товаров синдицированной промышленности, то продвижение их к низовой кооперации через аппарат Центросоюза затрудняется неналаженностью взаимоотношений с основными органами госпромышленности и госторговли. Как известно, органы эти предпочитают итти по линии развертывания собственного товарно-сбытового аппарата и входить в непосредственное сношение с кооперативной низовой периферией, минуя аппарат не только Центросоюза, но и местных союзов. Положение это следует признать ненормальным, так как оно лишает возможности установить единое и последовательное регулирование кооперативного рынка и ставит низовую кооперацию в значительно менее благоприятные условия, чем это имеет место при участии союзных кооперативных организаций в товарном снабжении периферии.

Вследствие этого, Центросоюз считает одной из своих ближайших и важнейших задач установление правильных взаимоотношений с органами синдицированной промышленности: текстильной, кожобувной, силикатной, соляной, сахарной, нефтяной и проч. Взаимоотношения эти должны быть оформлены в генеральные договоры, которыми поручалось бы кооперативной периферии в целом снабжение кооперированного потребителя продукцией синдицированных фабрик. Союзные кооперативные организации, об'единяющие вокруг себя местную потребкооперацию, должны использовать свое знание кооперативной клиентуры и свои возможности по воздействию на нее в организационно-товарном отношении для того, чтобы способствовать налаживанию правильной связи госпромышленности с потребительским рынком. Пути, исключающие участие союзных кооперативных органов в сбыте товаров госпромышленности, недостаточно обеспечивают как производственные, так и потребительские интересы. Госпромышленность заинтересована в том, чтобы низовая клиентура ее — первичные потребобщества города и деревни — правильно выполняла свои торгово-сбытовые функции: доводила товар до рабочего и крестьянина с наименьшими накидками, аккуратно выполняла свои финансовые обязательства перед покупателями и т. д. Однако, в распоряжении органов госпромышленности не имеется реальных средств, чтобы наблюдать за выполнением низовой кооперацией указанных задач и чтобы надлежащим образом воздействовать на уклоняющиеся от этих задач организации. Единственным способным на это аппаратом является аппарат союзной кооперации.

Роль Центросоюза в этом отношении сводится к тому, чтобы, учтя возможности товарного сбыта по отдельным местным кооперативным союзам, способствовать получению ими товаров госпромышленности.

Для того, чтобы выполнять эту свою роль, Центросоюз должен обладать достаточно гибким аппаратом. Естественно, что посредническая роль Центросоюза может оказывать благотворное влияние на развитие товарооборота лишь в том случае, если производимые им расходы и делаемые им накидки не вызовут заметного вздорожания цен. Следует отметить целый ряд достижений Центросоюза в технически-организационном улучшении своего аппарата, позволяющих ему в настоящее время быть одним из наиболее дешевых органов посредничества между госпромышленностью и потребительскими обществами. Общий размер организационных расходов к обороту составлял по всему Центросоюзу в начале 1924 года 5,24%; в 3-м квартале 1924 года размер организационных расходов снизился до 4,35%. В 1923 году расходы составляли 5,9%. Хотя процент расходов к обороту остается еще выше, чем в довоенное время (3,2% — в 1913 г.), однако за год этот процент значительно приблизился к довоенному уровню и стоит, в общем, на среднем уровне современных размеров торговых расходов.

Дальнейшее снижение процента расходов и необходимые для этого мероприятия по рационализации аппарата и методов работы остаются в числе основных задач ближайшей деятельности Центросоюза. В ряду этих мероприятий следует особо выделить предпринятую еще год тому назад постройку Центросоюзом собственных центральных складов. Склады эти, соединенные с железнодорожными путями, позволяют избегать излишних перевозок товаров по городу и дают вместе с тем, благодаря централизации складского дела, возможность сократить целый ряд расходов: вместо многочисленной охраны, неизбежной при наличии многих мелких, разбросанных по городу складских помещений, центральные склады дают возможность ограничиться небольшой группой охранной стражи; получается возможность значительно сократить гужевой транспорт и складской аппарат; вместе с тем порядок отпуска значительно рационализируется, чем сокращаются расходы как Центросоюза, так и его покупателей.

На ряду с рационализацией складского дела большое внимание должно быть уделено рационализации товарно-сортировочной работы. Уже в минувший 1923/24 хоз. год около 50% проданной Центросоюзом мануфактуры, 53,6% проданных металлических, посудных и проч. хозяйственных товаров отпускалось покупателям Центросоюза непосредственно со складов трестов и синдикатов. Увеличению процента товарной массы, отпускаемой Центросоюзом без завоза на свои склады, должно способствовать заключение генеральных комиссионных договоров с трестами и синдикатами. Задачей Центросоюза является добиться заключения этих договоров по основным потребительским товарам; с этой целью Центросоюзом ведутся соответствующие переговоры, при чем Центросоюз стремится к принятию условий договоров, соответствующих указаниям, сделанным ему на сессии Совета и на Торговом Совещании Кооперации, созванном для выработки мероприятий по усилению кооперативной торговли.

Невозможность быстрого усиления работы с синдицированными товарами, вследствие неналаженности взаимоотношений с госпромышленностью, заставляет Центросоюз обратить особое внимание на работу с промышленными товарами несиндицированных отраслей (особенно пищевыми), на снабжение кооперативной периферии сельскохозяйственными продуктами. Центросоюзом должны быть усилены заготовки сельскохозяйственных продуктов для снабжения внутреннего потребительского рынка. В частности, одной из важных задач является снабжение кооперированного потребителя мукой. В настоящее время Центросоюз имеет в своем распоряжении 3 собственных и 4 арендованных мельницы, с общей годовой производительностью в 18 мил. пудов. Однако, план Центросоюза по снабжению периферии мукой при наличии мельниц указанной производительности не может быть приведен в исполнение, и Центросоюз стремится к дальнейшему расширению своих возможностей по мукомолью.

Со времени осеннего кризиса прошлого года Центросоюзу пришлось преодолевать значительные финансовые трудности. За время с декабря 1923 и по 1-е августа 1924 года Центросоюзом погашено около 45 мил. руб. прежней своей задолженности. Напряжение всех сил и средств позволило Центросоюзу очистить свой баланс от чрезмерной задолженности и способствовало усилению его кредитоспобности. Процент собственных средств в обороте значительно увеличился, и в настоящее время Центросоюз даже испытывает недостаток привлеченных средств, которые позволили бы развернуть торговую работу в том темпе, в каком это требуется фактом необычайного роста оборотов кооперативной периферии. Важным источником средств могут явиться паевые взносы в Центросоюз его членов — местных союзов и крупных потребобществ. За время с 1-го января по 1-е августа паевой капитал Центросоюза увеличился почти в 2 раза, однако, он все еще продолжает составлять не более 2% всего баланса (все собственные средства составляют около 20% баланса). Привлечение паевых взносов от периферии должно способствовать расширению и улучшению торговой работы Центросоюза. XII сессия Совета Центросоюза предложила всей потребительской системе уделить задаче увеличения паевых капиталов максимум внимания. Сессия предложила Центросоюзу ставить «хозяйственное обслуживание и кредитование периферии в полную зависимость от успешного собирания паевых взносов и выполнения ею своих обязательств».

Укрепление финансовой базы кооперативной системы, в целом, и Центросоюза в том числе, — должно подвести крепкий фундамент под достижения в торговой области.

Л. Хинчук.