ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, №7, 1924 год. Из опыта курсов для секретарей волисполкомов.

"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 101-104

Из опыта курсов для секретарей волисполкомов.

(Рязанская губ.).

Кадр работников низового аппарата волисполкомов и сельсоветов по своему качественному составу в большинстве плох, работа же аппарата велика и сложна. Значительность и сложность деятельности, повысившаяся с проведением укрупнения волостей, поставила жестче требование немедленного обновления и пополнения низовых органов власти лучшими силами. Перед уик и гик выявилась задача установления мер, дающих возможность постепенно обеспечить более или менее нормальную работу советского механизма. Подбор руководящего состава вик и сельсоветов, в условиях упразднения ряда уездов и волостей в нашей губернии, не являлся затруднительным, т. к. лучшие из освободившихся членов уик и вик были брошены в укрупненные волисполкомы. Разворачивание работы, подтверждаемое рядом отчетов, постановлений уик по докладам вик о их деятельности, определенно констатирует инициативность, понимание, работоспособность председателей и членов вик и сельсоветов. Но верность направления работы руководящего состава не всегда имела за собой подтверждение в точном, строгом фиксировании ее моментов в материалах, должном охвате работы. Существенно-важным фактором этого серьезного дефекта является отсутствие хорошего исполнительного технического аппарата. Правда, технический состав вик и сельсоветов приобрел навыки, знания за годы советской работы, но они все же оказались незначительны, а особенно теперь, когда волость территориально увеличилась, раздвинув тем самым размер администрирования и хозяйствования. Наконец, технический аппарат местами был неудовлетворителен и по своему социальному составу, временами вредно влиявшему на качество и содержание работы низового советского аппарата.

Создавшееся положение в Рязанской губернии вызвало организацию губернских курсов волостных секретарей с одновременным укреплением систематичности в проведении совещаний секретарей вик и сельсоветов путем вызовов их в секретариат президиума уик для докладов, инструктирования и проч. Проведение последних мероприятий в целях качественного улучшения сравнительно длительное время будет и должно иметь место, ибо ясно, что удовлетворить потребность вик и сельсоветов в подготовленных технических работниках в ближайший период нельзя, а поэтому сосредоточение внимания на этом моменте не может быть исключено из поля деятельности вик и уик. Строя работу в этих двух направлениях уик и гик шаг за шагом будут приближаться к насыщению ныне укрупненных виков—предшественников районных исполкомов, а также сельсоветов, укрупнение которых II сессией губисполкома принципиально признано необходимым, — хорошими работниками — администраторами, общественниками, культурниками.

Опыт по организации первых курсов волостных секретарей в период с 4/III по 1/VII тек. года в нашей губернии с очевидностью подтвердил, что они имеют успех, что это есть мера, которую надлежит неуклонно проводить. Остановимся на строении, содержании и результатах. Продолжительность во времени курсов была установлена в 4 месяца, число слушателей определено в 40 человек. Непродолжительность срока, незначительный состав первых курсов, как опытных, выявил необходимость отбора курсантов, что и было сделано уик совместно с уездными комитетами РКП (б). Курсы имели: по партийности:
кандидатов РКП (б) и член. РЛКСМ60,5%
беспартийных39,5%

к общему числу слушателей в 38 человек;
 
по стажу в советских учреждениях:
 Число
курсантов.
Менее года ...12
От 1 до 2 лет...3
От 2 до 3 ""...4
От 3 до 4 ""...8
От 4 до 5 ""...11

Итого ...38 чел.

что констатирует серьезность выбора, % имеющих сравнительно высокий советский стаж значителен. Обратимся к возрастному составу:
16человекдо 20 лет
20  ""от 21 до 25 лет
2  ""от 26 до 30 лет.

По образовательному цензу курсанты распределяются следующим образом: окончили нач. школу — 22, не закончена средн. школа у 13 чел. и 3 чел. со средним образованием.

Удовлетворительность подбора курсантов по политической подготовке, служебному стажу и возрастному составу явилась компенсацией недостаточности школьных знаний и позволила вместе с тем достаточно хорошо проработать учебный материал. Конкретно, недостаточность знаний выразилась в плохом знакомстве с простыми и десятичными дробями и с %% — по арифметике; по родному языку выявилось уменье излагать свои мысли при плохой орфографии и при хорошем каллиграфическом исполнении. Остальные занятия, как и следовало ожидать, были проведены более, чем удовлетворительно, т. к. задача лекторов определялась подведением научных обоснований и проведением в систему материалов, усвоенных практически курсантами за революционные годы. В общей сложности на проработку учебной программы при 16-ти лекторах был использован 101 день или 575 часов, из которых 121½ ч. — на изучение истории РКП (б), задач РКП (б) по работе в деревне, РЛКСМ, женскому движению, 300 часов — политэкономии, экономической географии, администр. и уголов. права, земельной финансовой политики, кооперации и советской конституции, 54 ч. — делопроизводства и 100 часов арифметики и русского языка. Кроме чисто учебной работы на курсах, слушатели принимали большое участие в работе ячейки РКП (б) при губисполкоме, где являлись активными участниками в обсуждении вопросов повестки общих собраний ячейки, издавали стенную газету "Искра", принимали участие в газете "Рабочий Клич", участвовали в работах библиотеки курсов и т. д. Все это сокращало свободное время весьма значительно, и, таким образом, курсанты работали по 8—10 часов в сутки, не исключая даже праздничных дней, хотя это и утомляло их, но несомненно повышало их общественно-политический уровень.

В работах курсов не оставлена была без внимания и практическая проработка усвоенного материала, — каждый курсант разработал план работы вик, отчет вик, ознакомился непосредственно с постановкой работы вик, провел по деревням комсомольскую пасху и т. д. Однако, проба сил курсантов на практике была все же недостаточна, и поэтому последующим курсам надлежит исправить этот дефект. Подробное ознакомление курсантов с работой губотделов, участие курсантов в обследованиях вик и сельсоветов совместно с инструкторами губисполкома в будущем проводить необходимо.1)

Останавливаясь в общем и целом на учебной программе, следует признать, что работа проведена удовлетворительно и размер ее большой, но что в то же время она требует некоторых поправок, а именно: 1) нужно увеличить срок курсов до пяти месяцев, 2) подработать программы в направлении установления основных моментов, исключив менее существенное (перечень предметов был определен НКВД), 3) пересмотреть количественно материал, подлежащий изучению на основе полученного опыта, 4) установить соотношение часов для проработки, 5) увеличить практические работы.

Итак, достаточность подготовки курсантов для занятия должностей секретарей, установленная в настоящем обзоре, очевидна. Возникает вопрос, будут ли все-таки окончившие курсы пригодны не по знаниям, полученным на курсах, а по знанию деревни, для работы, нет ли ошибки в социальном подборе курсантов? Ответ на поставленный вопрос мы находим в следующих данных.
Постоянное местожительство курсантов:
деревня33человека,
город5""
Социальное положение:
крестьян36человек,
мещан2""
Последняя служба перед поступлением на курсы:
в волисполкомах21человек,
в других советских учреждениях деревни10человек,
в советских учреждениях города4человека,
не служили, а занимались физическим трудом в деревне3чел.

Таким образом, знание деревни у огромного числа курсантов есть, а также безусловно вполне удовлетворителен и социальный подбор (см. таблицу партийности). Однако, на будущее время при командировании следует по прежнему осторожно подходить к подбору, учтя еще один фактор, который не был отмечен местами, не был достаточно учтен и курсами, — что представляет хозяйство курсанта или его родных, не является ли он представителем постепенно обогощающегося элемента деревни. Бедняцким и середняцким элементам среди работников волостного и сельского аппарата должно быть дано преимущество.

В даваемом нами обзоре нельзя обойти молчанием маленького недоразумения, которое не должно бы повторяться в будущем. Так, бывш. Данковский уезд отказался командировать на курсы кого-либо дословно по следующим мотивам: "....принимая во внимание укрупнение волостей уезда, подбор пред. виков из ответственных работников уездного масштаба (позволительно выразить сомнение. А. М.), а равно и секретарей виков из самых наилучших работников (??!!) уездного аппарата, уик.... не видит надобности и находит нецелесообразным командирование лиц на курсы секретарей волисполкомов". Не в пример бывш. Данковскому, все остальные уезды прислали работников для подготовки и получили, правда, не "самых наилучших", а все-таки лучших, чем у них имелись ранее, секретарей волисполкомов.

Вывод из приведенного — хотелось бы пожелать, чтобы уисполкомы обращали внимание не только на качественный подбор будущих работников волостей, но и не забывали предоставляемых им прав количественно использовать места на курсах тем более, что материальных затрат по содержанию курсов уики не несут, за исключением сохранения содержания командированным на 4 месяца по месту службы.

Полезность командирования на курсы для уезда не утрачивается еще и потому, что окончившие курсы обязаны, согласно положения о курсах, проработать в волисполкоме в должности секретаря или делопроизводителя, в зависимости от успешности, в течение года.

Резюмируя приведенные соображения в целом, остается пожелать:

  1. Соблюдая осторожность в подборе курсантов, уику использовать количественно командировки.

  2. Перестроить учебные программы, увеличив число часов для практической работы и выделив основные моменты курса.

  3. Увеличить продолжительность курсов минимум до 5-ти месяцев, предоставив тем самым курсантам больше времени для общественной работы.

  4. Повысить возрастной состав курсантов до 21 года, допуская пониженный возраст в исключительных случаях, ибо серьезность и сложность работы вика требует вполне взрослого работника.

  5. В виду того, что первые курсы были заполнены в большей своей части секретарями виков, что они дали положительные результаты, превратить их в курсы по переподготовке остальных 80 секретарей виков (пленум гика принял отмечаемое изменение).

  6. уику и гику выявить возможности подбора, подготовки остального технического персонала уиков, а также и секретарей сельсоветов.

  7. Больше внимания уездных органов и работников курсам, — лучше будет аппарат и его работа ближе к хозяйственным, общественным и культурным запросам деревни.

А. Мисюрев.
г. Рязань.


1) В результате курсы при серьезной, вдумчивой, напряженной работе курсантов, дали значительный эффект: 34 курсанта окончили курсы с правом немедленно занять должность секретаря, и лишь только 4-м это право будет предоставлено по получении практического стажа от 6-ти месяцев до 1-го года.