ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, №7, 1924 год. Вторая сессия ВЦИК XI созыва.

"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 105-117

Вторая сессия ВЦИК XI созыва.

Вторая сессия ВЦИК, созванная после большого перерыва и после большой подготовительной работы, рассмотрела ряд существеннейших вопросов советского строительства.

По открытии сессии т. Калининым, 7 октября был утвержден следующий порядок дня:

  1. Доклад о результатах урожая и о помощи пострадавшим от неурожая районам.

  2. Сообщение о бедствиях в Ленинграде и о принятых правительством мероприятиях.

  3. а) Положение об уездных с'ездах советов и их исполнительных комитетах;
    б) положение о волостных исполнительных комитетах и сельских советах.

  4. Доклады народного комиссариата финансов:
    а) о государственном ориентировочном бюджете на 1924-25 г.,
    б) об изменении статей временного положения о местных финансах,
    в) о распределении прибыли госстраха.

  5. Доклад народного комиссариата просвещения РСФСР о состоянии народного просвещения.

  6. Общее положение о народных комиссариатах РСФСР.

  7. Проект исправительно-трудового кодекса РСФСР.

  8. а) Добавления и изменения к кодексам законов РСФСР, принятые Президиумом ВЦИК в промежуток времени между сессиями ВЦИК;
    б) утверждение законов и постановлений, принятых в промежуток времени между сессиями ВЦИК.

  9. О размежевании границ между Средне-Азиатскими советскими республиками и о реорганизации Туркестанской автономной ССР на отдельные автономные единицы по национальным признакам.

  10. О районировании Юго-Восточного края.

  11. Об изменении порядка финансирования лесного хозяйства и мероприятиях, обеспечивающих увеличение доходности лесного хозяйства.

По первому пункту сессия заслушала большой доклад т. Свидерского о положении пострадавших от неурожая районов. Обрисовав общие условия сельского хозяйства в губерниях Юго-Востока, Среднего и Нижнего Поволжья и положение с климатическими влияниями, докладчик указал, что последнее не является основной причиной неурожая, и что эту основную причину надо искать в отсталости сельско-хозяйственной техники в пострадавших от неурожая областях. Действие этих причин усугублялось влиянием империалистической и гражданской войны. В результате всех этих причин в нынешнем году было поражено неурожаем 12 отдельных районов с населением в 6.982.000 чел. и с посевной площадью в 6.000.000 дес., погибло на этой площади 3.000.000 дес. Конечно, этот неурожай не может итти в сравнение с неурожаем 1920-21 г. Задачи борьбы с последствиями неурожая поэтому теперь совершенно иные: дело идет теперь не о спасении человеческих жизней, а о спасении сельского хозяйства неурожайных областей. Охарактеризовав далее работу Комиссии по борьбе с последствиями неурожая под председательством Председателя Совета Народных Комиссаров т. Рыкова по основным линиям осуществляемого ею плана мероприятий (переброска хлеба в пострадавшие области, проведение озимой семенной кампании, меры по сохранению скота, общественные мелиоративные работы, налоговые льготы для засушливых районов) и отметив в общем выводе, что денежное ассигнование на борьбу с неурожаем достигло 70 милл. руб., и что в результате всех мероприятий населению будет обеспечена до 12 пуд. продовольствия на душу в этом году, — докладчик остановился на общем плане дальнейшей работы по борьбе с неурожаем, намеченном НКЗемом.

Доклад т. Свидерского вызвал небольшие прения, в которых приняли участие: т. Семашко, указавший на мероприятия по здравоохранению, проводимые НКЗдравом в неурожайной местности, т. Позерн, отметивший положительные результаты мероприятий по борьбе с неурожаем в Юго-Восточном крае, т. Курц, отметивший некоторые успехи, а также недочеты в постановке борьбы с неурожаем на основании практики работы в Республике немцев Поволжья, т. Самурский, отстаивавший включение Дагестана в число пострадавших районов, и т. Герасимов, давший ряд ценных соображений в связи с положением Саратовской губернии.

По докладу т. Свидерского была образована комиссия под председательством т. Калинина. В результате работы этой комиссии сессия ВЦИК приняла следующее постановление:

  1. Придавая огромное значение всем мерам помощи и производственно-хозяйственной поддержки населения, проводящимся правительством в районах, охваченных неурожаем, II сессия ВЦИК особенное значение придает мерам, направленным к поддержанию крестьянского хозяйства, как-то:

    1. отпуску озимого семенного материала в количестве, обеспечившем засев озимого клина в размерах, не меньше озимой площади прошлого года;

    2. организации общественных работ, дающих возможность населению обеспечить себя хлебом в наиболее тяжелые зимние месяцы и вместе с тем кладущих основу для проектируемой правительством систематической борьбы с засухой, и наконец, —

    3. выдаче населению ссуд под скот, в целях сохранения последнего в хозяйстве.

  2. Отмечая, что крестьянство в полной мере оценило принятые правительством меры и со своей стороны делает все необходимое для того, чтобы затрачиваемые государством средства принесли возможно наибольшие результаты, II сессия ВЦИК XI созыва поручает Совету Народных Комиссаров через соответствующие органы:

    1. обеспечить пострадавшие от неурожая местности доступным по цене хлебом;

    2. организовать завоз в неурожайные районы корма для скота в целях отпусков его населению по доступным ценам и обеспечения таким образом правильного использования населением выдаваемых ему ссуд под скот;

    3. начать практическую подготовку к весенней посевной кампании, приняв меры к обеспечению всей погибшей яровой площади как в районах неурожайных, так и в районах с низким урожаем.

  3. Считая, что в основу борьбы с последствиями неурожая должны быть положены хозяйственно-производственные мероприятия, II сессия ВЦИК признает необходимым, чтобы наряду с производящимися мелиоративными мероприятиями были приняты необходимые меры по землеустройству, переходу к многопольной системе, введению пропашных и засухо-устойчивых культур, развитию животноводства и по переходу крестьянства к новым способам обработки земли. В связи с этим II сессия ВЦИК постановляет:

    1. признать необходимым скорейшее проведение в жизнь общего плана борьбы за устойчивое хозяйство засушливых районов, имеющего своею целью предупреждение возможности неурожая в будущем и рассчитанного для проведения в жизнь в возможно короткий срок;

    2. уже в текущем 1924-25 году провести необходимые агрикультурные меры в неурожайных районах на основе первоначальных мероприятий по борьбе с засухой, утвержденных комиссией Совнаркома Союза ССР по борьбе с последствиями неурожая.

По пункту второму порядка дня сессия заслушала информационный доклад т. М. И. Калинина, недавно во главе комиссии посетившего Ленинград, и дополнительную информацию т. Вейнберга. По предложению т. Енукидзе сессия откликнулась на тяжелое несчастье, постигшее Ленинград, следующим постановлением:

«Заслушав сообщение М. И. Калинина о бедствиях, постигших Ленинград в связи с наводнением, II сессия ВЦИК XI созыва постановляет:

«Одобрить принятые правительством мероприятия в деле помощи населению Ленинграда и, придавая огромное значение восстановлению первого города пролетарской революции, указать правительству на необходимость внимательного наблюдения за ходом этого восстановления».

По пункту третьему порядка дня т. Киселев сделал доклад, охвативший оба вопроса, поставленные на обсуждение сессии: а) положение об уездных с'ездах советов и их исполнительных комитетах и б) положение о волостных исполнительных комитетах и сельских советах. Таким образом, на обсуждение сессии стал общий вопрос об изменениях в строительстве местных органов Советской власти. Тов. Киселев развил в своем докладе те основные мысли, которые в общей форме были им намечены еще в его статье «К очередной сессии ВЦИК» в нашем журнале (№ 3—4, июнь—июль), и детально раз'яснил предложенные на утверждение сессии проекты положений. Мы не будем давать здесь изложение и оценку работы сессии по этому вопросу, так как этому посвящена специальная статья в настоящем номере т. Иванова, заведующего Орготделом ВЦИК. Отметим только, что этот вопрос, как вопрос злободневный и имеющий крупное политическое значение, и вопрос о бюджете были основными вопросами сессии. По докладу т. Киселева высказался ряд местных и центральных работников, была образована комиссия для детальной проработки вопроса. В состав комиссии были избраны: т.т. Калинин, Киселев, Каганович, Яковлев, Каминский, Смирнов А. П., Белова, Мойрова, Кулик, Самсонов, Кутузов, Ларин, Смирнов (Вотская обл.), Анцелович, Марков (Вятская губ.), Сафонов (Тамбовская губ.), Яглом, Жмыхов (Московская губ.), Извеков, Гордеев (Московская губ.), Большаков (Иваново-Вознесенская губ.), Иванов и Болдырев.

В результате работ комиссии, в которых самое активное участие приняли местные работники, были приняты сессией положения об уездных с'ездах советов и уездных исполнительных комитетах, о волостных с'ездах советов и волостных исполнительных комитетах, а также положение о сельских советах. Кроме того, в комиссии обсуждался вопрос об участии женщин в местных органах власти1). Комиссией было предложено и сессией принято следующее постановление по этому вопросу: «Утверждая положение о сельских советах, волостных с'ездах, волисполкомах, уездных с'ездах и уисполкомах, II сессия ВЦИК XI созыва обращает внимание местных Советов на незначительное участие трудящихся женщин в работе советов и, особенно в качестве членов сельсоветов, волисполкомов.

Крестьянка, работница, батрачка должны стать активными участниками советского строительства.

Предстоящая работа по улучшению советского аппарата, по поднятию хозяйства и т. д. больше, чем когда-либо, требует деятельного участия в ней всего трудящегося населения деревни, в том числе активного участия трудящейся женщины.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает: принять меры к усилению участия в общественной жизни крестьянок и батрачек и избранию лучших из них в члены сельсоветов и волисполкомов».

Сессией было постановлено также, в виду большого значения вопроса о расширении прав волости, поручить президиуму ВЦИК издать воззвание к населению в связи с принятыми решениями по советскому строительству.

По четвертому пункту порядка дня2) был заслушан обширный доклад замнаркомфина РСФСР т. Левина, охвативший все вопросы финансового порядка, поставленные на сессию.

Докладчик прежде всего подробно разобрал и изложил перед сессией представленный на ее утверждение ориентировочный государственный бюджет на 1924—25 год.

Бюджет РСФСР, представленный сессии и составляющий часть общесоюзного бюджета, сведен в сумме 283.042.886 руб. с дефицитом в 69.702.548 руб., покрываемым из общесоюзных средств. В этот бюджет включены отдельные бюджеты автономных республик (в том числе временно и Туркестан). Сравнивая обыкновенные расходы нынешнего года и минувшего, мы видим, что они возрасли на 20%. Докладчик обращает внимание сессии на вопрос о соответствии этого роста расходов с ростом народного хозяйства. Приводя ряд цифр, касающихся основных отраслей нашего народного хозяйства, докладчик указывает на крупнейший фактор — рост товарности крестьянского хозяйства по сравнению с прошлым годом. Кроме того, произошло резкое «сжатие ножниц» — цены на продукты сельского хозяйства возрасли на 100% с октября 1923 г., а на продукты промышленности упали на 19%. Денежная реформа их стабилизировала, но перед нами стоит задача дальнейшего «сжатия ножниц». Прежде всего за счет уменьшения разницы между оптовыми и розничными ценами.

Исходя из охарактеризованного состояния рынка, на будущий год можно предположить рост промышленности в среднем на 25% по всему Союзу и несколько менее по РСФСР — от 13 до 20%.

Таким образом, рост расходов в общем соответствует росту народного хозяйства. Анализируя доходную часть бюджета на 1924-25 г. в сопоставлении с прошлым годом, докладчик отмечает, что баланс прошлого года составлял всего лишь 191,5 милл. руб., налогов в 1923-24 г. совершенно не было, а в 1924-25 г. они составят 135 милл. руб., не налоговые же доходы возрасли с 60 милл. руб. до 80, т.-е. на 30%; обыкновенные расходы 222,5 милл. против 180,7 милл., чрезвычайные расходы 60,5 милл. против 10,7 милл. Расходы по об'единенным наркоматам немного уменьшились, по необ'единенным значительно возрасли (с 119 до 150 милл.). Это обозначает рост ассигнования на культурные нужды по НКПросу, НКЗдраву и НКСобесу. Доходы и расходы автономных республик указывают на чрезвычайную их финансовую слабость. Бюджет ставит себе задачей прежде всего максимальное напряжение доходов; это напряжение основано на реальном росте доходов за последнее время. По бюджету 1923-24 г. сумма доходов Союза на территории РСФСР равнялась 5 р. 75 к. на душу, в 1924-25 г. предположено 6 р. 53 к., по РСФСР — 0,56 р. в прошлом и 2 р. 66 к. в настоящем году. Крупнейший доход от лесов возрос на 18%, но доходные возможности здесь могут быть весьма расширены. Особое внимание нужно обратить на улучшение системы получения доходов от неналоговых источников, в частности от промышленности, доходы которой далеко не достаточны с точки зрения государственного бюджета. Последнее обстоятельство об'ясняется главным образом неувязкой финансов производственных планов промышленности с кредитными; нужно усилить кредитование промышленности РСФСР, идя по линии эксплоатации неналоговых источников, в частности поддерживая лесное хозяйство. Необходимо радикально улучшить хозяйство наркоматов, особенно их предприятий. В этой области очень важно разграничить местный и государственный бюджет. Эта работа далеко еще не завершена, она задерживается по вине и центральных и местных органов. Кроме того, необходимо уставно оформить все предприятия, состоящие на хозрасчете, так как многие предприятия «числятся в нетях» и уклоняются от контроля. Затем, бюджет ставит своей задачей быть точным отражением определенного плана мероприятий. В этих целях прежде всего НКФину приходится изменить систему ассигнований на заработную плату, заменив фонды зарплаты ассигнованиями на установленное фактическое число работников. В связи с этим проводится уравнение зарплаты работников одинаковой квалификации и проводится повышение зарплаты для тех категорий работников, у которых она отстала: учителей, агрономов, профессоров и т. д. Штатный контингент понижен за год с 367.000 чел. до 251.000. В результате этих мер зарплата повышается для врачей, агрономов, лесной стражи, учителей и профессоров. Существенной задачей НКФина являлось также прекращение распыления средств, в этом направлении НКФ стремился улучшить положение отдельных учреждений, состоящих на госбюджете за счет сокращения их числа, той же линии держится НКФ в вопросе о сокращении числа студенческих стипендий и увеличении их размеров. Все эти меры дали возможность увеличить ассигнование в настоящем бюджете НКПросу на 36,6%, НКЗдраву на 29,3%, НКСобесу на 24,4%, НКЗему на 24,6%, при чем эту последнюю прибавку предполагается дать лесному хозяйству, как дающему наибольший доход. Необ'единенные наркоматы составляют теперь 75% вместо 70% в отношении обыкновенных расходов.

Вообще говоря, если в планах НКФ и есть недостатки, то он все же держится целиком на реальной почве. Многие планы ведомств, напр., НКПроса, нереальны. Существенной задачей является теперь увязать бюджет РСФСР с бюджетом СССР. Необходимо также увязать его с местным бюджетом, роль которого растет. Местный бюджет 1923-24 г, равняется 430 милл. руб., в 1924-25 г. — 470 милл., расходы на культурные нужды растут, выполнение бюджета с 75% шагнуло до 85%. Местный бюджет несколько увеличился в доходной части за счет отчислений и надбавок от госбюджета, а также за счет повышения ставок местных налогов. Но он до сих пор слабо организован. В этом отношении поможет введение волостного бюджета. К началу бюджетного года 34 губернии представили ориентировочные волостные бюджеты. Данные об их исполнении показывают, что местные налоги в его доходах дают 37%, отчисления от госналогов 27% и надбавки к ним 17,3%. Что касается расходов, то 63% идет на содержание административных органов, 27% — на народное образование и 10% — на все остальное. Проект декрета о волбюджете изменяет это положение. Очередные задачи сейчас в области местного бюджета — ликвидация самочинных налогов, подрывающих законные налоги, отказ от двойного финансирования. Последняя мера перенесет в местный бюджет 11 милл. руб. расхода на содержание личного состава учреждений, финансируемых на хозяйственные расходы из местного бюджета. Эти 11 милл. руб. будут покрыты расходами из госуд. бюджета по местному бюджету. В связи с этим необходим переход от системы дотаций к субвенциям. Резюмируя, докладчик указывает, что НКФ всегда исходил при построении расходной части бюджета и перспектив, даваемых реальными доходами, не поддаваясь соблазну увеличить расходы до такой степени, что понадобится эмиссия, и будет нанесен удар денежной реформе. Тем не менее бюджет дает возможность увеличить удовлетворение культурных и хозяйственных нужд страны.

Доклад Наркомфина вызвал оживленные прения, продолжавшиеся в течение трех пленарных заседаний сессии и детально обсуждался в комиссии. В прениях по докладу о бюджете многие члены ВЦИК подвергли критике бюджетную политику НКФина, указывали ряд недочетов в его работе и предлагали различные изменения как в области работы НКФ вообще, так и специально в отношении конструкции бюджета. В ходе прений выдвигались следующие предложения: вновь сократить число сотрудников и ассигнования на центральные ведомства (в особенности НКВД — тт. Корнев, Наговицын), повысив % отчислений с налогов в местный бюджет, так как замена дотации субвенцией сама по себе имеет мало значения (тт. Пахомов, Корнев и др.), решительно стабилизировать бюджет, установившийся в плановом порядке последние шесть месяцев (т. Самсонов), прекратить бесконечное перекладывание расходов, как говорил т. Чернядьев, с плеч центра на плечи губерний, с губерний на уезд, с уезда на волость, с волости на крестьян («а куда же будут перекладывать крестьяне?» — спрашивал оратор), прекратить также передачу на госбюджет всех наиболее доходных местных предприятий (т. Недзвецкий и др.), перенести уплату уравнительного сбора с промышленных предприятий на места, заставить наркоматы (в частности НКПС) уплатить местам крупные долги за древесину, передать определение размера отчислений от сельхозналога губисполкомам (т. Мартов), предприятия местного значения освободить от опеки комиссии по госфонду (т. Зайцев). Некоторые предлагали оставить на госбюджете рабфаки, школы II ступени в автономных республиках, другие, наоборот, предлагали все вузы перенести в местный бюджет с ассигнованиями на них, указывали на задержку НКФином размежевания местного и государственного бюджета, на волокиту с дотациями, неуплату долгов по зарплате под предлогом закрытия кредитов, сомневались, что можно в нынешнем году обойтись без поддержки школ населением (т. Извеков) и т. п. В своем заключительном слове докладчик признал правильным ряд замечаний об организационных недостатках в работе НКФ, он указывал, что сокращение штатов центральных ведомств значительно подвинулось вперед и будет продолжаться, что бюджет автономных республик и областей и раньше был соответственно выше бюджета центральных губерний; докладчик возражал против предлагавшихся перенесений в центральный бюджет и обратно в местный рабфаков, вузов и т. п. и в то же время высказался против оставления поступающих налогов на местах, так как это подорвало бы самый государственный бюджет; указывая на нашу общую бедность, докладчик возражал против увеличения % отчислений с налогов в пользу мест, так как это образовало бы брешь в государственном бюджете, который необходимо свести без дефицита, чтобы избавить население от худшего налога — эмиссионного и закрепить достижения денежной реформы.

Комиссия, образованная по докладу Наркомфина, в которую были переданы, как материал, поступившие проекты резолюций, приняла положения, предложенные НКФином с поправками, утвержденными сессией. Эти положения будут освещены в нашем журнале в специальных статьях.

По пункту пятому порядка дня был сделан доклад т. Луначарским о состоянии народного просвещения. Сам докладчик совершенно правильно предупредил аудиторию о том, что «центральной и характернейшей чертой доклада будет именно некоторый набат по поводу положения народного просвещения».

И действительно, богатый цифровой и фактический материал доклада рисует угрожающими чертами общий процесс резкого сползания дела народного просвещения с «горы», на которой оно временно задержалось, — было вследствие расширения материальных средств, отпущенных на просвещенскую работу после перенесенного ею глубокого кризиса в 1921 году.

По заявлению докладчика, «на 1922 год падает страшное понижение уровня народного образования в стране»; правда, это понижение в настоящеее время приостановилось, но обратное движение наталкивается на громадные трудности в виде отсутствия у НКП необходимых для этого под'ема колоссальных материальных средств.

Учитывая наблюдающуюся, небывалую никогда в прошлом, тягу широких народных масс к образованию, а также решительный сдвиг к Соввласти и РКП в среде просвещенцев, докладчик подчеркнул противоречие между скудостью материальных средств и колоссально выросшими потребностями народного образования — на фоне общего хозяйственного под'ема страны.

В таком положении НКП усматривает большую опасность для дела народного просвещения.

На фоне тяжелого состояния народного просвещения докладчик констатировал, однако, и положительные моменты.

Первый — это тяга к просвещению широких бедняцко-середняцких масс крестьянства и особенно сельской молодежи, находящейся под сильным влиянием комсомола. С другой стороны, несомненный перелом в настроениях и в работе учительских масс, особенно деревенских, свидетельствует о решительном сдвиге их в сторону Соввласти и о тяге в РКП. Широкое развитие пионерского движения, под руководством и влиянием НКП и комсомола, явится могучим положительным фактором в жизни школы. Наконец, положительным моментом является также все более развивающееся сотрудничество и согласованность в общей работе НКП с комсомолом.

Далее, переходя к освещению материальной базы дела народного просвещения, докладчик детально охарактеризовал понижение общего уровня народного образования в стране, иллюстрируя яркими сравнительными статистическими данными сокращение числа школ, учащихся, учреждений и детей дошкольного образования и бюджета по народному просвещению за период от довоенного времени по настоящих момент.

Вот некоторые из этих цифр; школ первой ступени: до войны было 62.000 с 4.200.000 в них учащихся, к 1921 году до голода их стало 76 000 с 6.000.000 учащихся, т. е. около 80% детей школьного возраста. С конца 1921 года — с начала 1922 г. эти цифры резко и непрерывно падают, доходя к октябрю 1923 г. до 49.000 школ с 3.700.000 уч. Таким образом, сравнительно с периодом наибольшего развития в годы революции, состояние школы I ступени к настоящему моменту снизилось почти вдвое и упало ниже довоенного уровня. Школ II ступени: до войны было 1.063, к 1921 году — 3.700, к концу 1923 года — их стало 2.028, т.-е. потеря на одну треть; соответственно понизилось и число учащихся. Учреждений дошкольного образования: до войны было 377; после Октябрьской революции число этих учреждений возросло до 4.000 и 213.000 детей—дошкольников; в настоящий момент — всего 715 садов с 44.000 детей.

Что касается состояния бюджета по народному просвещению, то картина его изменений иллюстрируется следующими цифрами. После Х С'езда Советов, постановившего увеличить ассигнования на просвещение по центральному и местному бюджетам, местные ассигнования с 20% повысились к концу 1923 года до 27%, что составляло во второй половине 1923 года 41 мил., продолжая оставаться почти на том же уровне и до сих пор. Центральные же ассигнования поднялись с 17.000.000 руб. в 1922-23 г. до 49.500.000 руб. на 1923-24 г., что составляло 4,2% всего государственного бюджета. На предстоящий год НКП определил свой максимально сжатый бюджет по РСФСР в сумме 78 мил. рубл., которая сведена НКФином по согласованию с НКП к 60.200.000 рубл.

Однако, несмотря на рост просвещенских ассигнований, по заключению докладчика, «ни местный бюджет, ни центральный не оказались соответствующими той линии постепенного под'ема, которая намечалась и в которую все верили», и в результате «мы стоим перед страшным, прямо-таки преступным фактом свертывания нашей сети, совершенно недопустимым, вовсе не идущим в согласии со всем, что мы констатируем в области хозяйства и с решениями XIII С'езда партии».

При всей тяжести положения, НКП выработал план, рассчитанный на 10 лет, по подготовке сначала общедоступного, а затем и общеобязательного образования; такой же план для Украины рассчитан на 8 лет.

Материальное состояние школ первой ступени в деревне, по признанию т. Луначарского, сравнительно с городскими школами того же уровня, приходится считать совершенно неудовлетворительным.

Что касается заработной платы учителей, то чрезвычайная урезанность бюджета НКП не дала возможности выполнить прошлогоднюю политическую директиву о доведении минимума учительского жалованья до 30 руб.; в действительности же реальный максимум заработка достиг лишь 22 р. 25 к. и может быть в ближайшем году повышен не более, чем до 25 руб. в среднем.

Состояние благоустройства школ докладчик находит ниже всякой критики, и пока даже самый скромный ремонт школ не может быть гарантирован ни по центральному, ни по местному бюджету, — нынешний недород висит тяжелой гирей на том и на другом.

Далее докладчик сообщил о планах, методах, организационных мероприятиях НКП и о реальных достижениях в области переподготовки учительской массы, а также о росте инспекторско-инструкторского аппарата НКП.

На очереди стоят задачи развития и программно-методической постановки сельскохозяйственной школы: о связи ее с начальной деревенской школой и с избой-читальней, о связи учительской деятельности с агрономической по американскому принципу — поднятия агрикультурного уровня крестьянства через учителя-сельскохозяйственника.

Однако, первоочередной задачей в деревне является все же укрепление, буквально — спасение распадающейся сети сельских школ I ступени.

В настоящее время НКП с успехом начинает постепенно вводить, прежде всего в городах, а затем и в деревне — программу ГУС'а, сущность которой заключается в изучении в школах I и II ступени истории форм труда по комплексному методу.

Среди прочих задач просвещенской работы в деревне виднейшее место занимает ликвидация неграмотности. На первый, 1923-24 год, по десятилетнему плану ликвидации неграмотности среди населения страны в пределах до 35-летнего возраста, было намечено организовать 17.600 ликпунктов и 580 школ для малограмотных на 1.200.000 человек неграмотных, преимущественно, из профессионально организованных. Фактически-же было открыто 11.732 ликпункта, 412 школ для неграмотных и малограмотных с охватом всего 300.000 чел., т.-е. выполнено по заданию лишь 57% в отношении аппарата и 31% — по отношению к количеству лиц, ликвидировавших неграмотность. Причиной невыполнения годовой программы в 100% является реальное ассигнование на это дело как по центральному, так и по местному бюджету в размере всего лишь 1/16 части испрошенных и утвержденных по плану денежных средств. Зато выполнено задание по выпуску 1.000.000 букварей для неграмотных. На будущий год намечено ликвидировать неграмотность до 4.000.000 чел. — преимущественно, крестьян.

Избы-читальни рассматриваются Наркомпросом, как центры и проводники культурно-политического просвещения в широких народных массах деревни. Всего изб-читален насчитывается приблизительно 7 тыс. с лишним.

Расширяется сеть народных домов и домов-крестьянина, — первых насчитывается 1.926 и вторых — 41. Библиотек имеется 6.800, из них 5.000 — в деревне, с общим количеством 20.000.000 книг; из общего числа 4.729 библиотек-передвижек с 1.000.000 книг — половина их функционирует в деревне. Деревенских школ второй ступени мало, и они в крайне плохом состоянии. В виду этого проводится план создания школ и кружков крестьянской молодежи в возрасте от 12 до 18 лет, имеющих своей задачей подготовить в деревне кадр культурных практических работников-крестьян.

Проблема реорганизации школы II ступени поставлена НКП в порядок практического проведения в жизнь и обусловливается книжно-схоластической постановкой в ней преподавания и общей неприспособленностью этой школы к практическим требованиям современной советской общественности. Всего в настоящий момент насчитывается 2.208 школ второй ступени с 365.000 учащихся, что составляет 4% всех детей данного возраста.

Докладчиком был детально изложен разработанный НКП план реорганизации второго концентра городской школы второй ступени в указанном направлении.

В области развития фабрично-заводского ученичества докладчик отметил рост числа фабзавучей, которых имеется в настоящий момент всего 678 с 40.800 учащихся.

В области среднего профессионально-технического образования докладчик отметил материальную необеспеченность его, в качестве основной причины всеми признаваемой отсталости его в настоящем состоянии от требований производственно-хозяйственной жизни страны.

Учебные планы и программа проф.-технических учебных заведений нуждаются также в пересмотре под углом зрения указанной практической потребности страны в этих кадрах работников.

В настоящее время имеется всего функционирующих: 1) профшкол индустриальных — 326 с 30.000 учащихся, сельскохозяйственных — 94 с 4.000 уч. и 2) техникумов по всем отраслям просвещения — 923.

Далее докладчик охарактеризовал весьма тяжелое состояние вообще высшего образования в республике, отметив целый ряд существенных недочетов в постановке дела в вузах.

В этой области докладчик выдвинул следующие меры: повышение материального уровня студенчества, более выдержанное во всех отношениях комплектование состава студенчества, доведение до конца укомплектования вузов преподавателями по общественным наукам, повышение оплаты профессоров и преподавателей вузов, пересмотр учебных планов и программ вузов под углом зрения их связи с соответствующими отраслями производства и выполнимости их для студентов по об'ему преподаваемых знаний, установление более рациональной системы проверки знаний учащихся.

Докладчик отметил определенный сдвиг вперед и достижения в работе научных учреждений и работников, подчеркнув при этом назревшую необходимость улучшения их материального положения.

Характеризуя состояние Госиздата, докладчик отметил некоторые положительные результаты в этой области работы, в частности — по изданию новых учебников, и, вместе с тем, подчеркнул ряд недочетов в организации и постановке издательской и торговой деятельности Госиздата.

Указав исключительную роль кино в деле массового культурно-политического просвещения, особенно в деревне, докладчик осветил фактами неустойчивое состояние кино-дела, не отвечающее ни в какой мере его назначению в советской республике.

В конце своего доклада т. Луначарский осветил удручающее зрелище детской беспризорности, в своем массовом росте пожирающей огромную часть государственных, и особенно местных, просвещенских ресурсов и грозящей еще большим обострением в связи с нынешним недородом и общей материальной необеспеченностью дела элементарного народного образования и воспитания.

В заключение своего доклада т. Луначарский обратился к заседанию сессии ВЦИК со словами: «Главная цель нашего доклада была представить вам некоторый абрис всей нашей просвещенской работы и обратить ваше внимание на опасность положения, в котором она находится. Это вы должны знать, поскольку вы в верховном порядке ведаете государственным бюджетом РСФСР, и это вы должны знать, как представители с мест».

В ходе обсуждения доклада т. Луначарского нарисованная последним общая картина тяжелого состояния дела народного просвещения не только не изменилась, но, скорее, получила еще более яркое освещение и подтверждение конкретными данными в речах представителей мест.

Слабость материальной базы народного образования, несоответствие ее колоссальным потребностям страны, как основная причина отсталости просвещенского дела, являлась доминирующим моментом прений, стояла в центре внимания.

Лишь единичные голоса из числа выступавших по докладу признавали положение народного образования удовлетворительным, остальные вполне соглашались с докладчиком.

Речи представителей мест дали ряд общих указаний и частичных замечаний по бюджетным вопросам — преимущественно, местного масштаба и значения; некоторые предлагали усилить ресурсы НКП за счет бюджетов других наркоматов.

Тов. Ларин предложил использовать два новых источника для пополнения бюджета НКП: 1) установить специальный налог на нужды народного просвещения в виде увеличения подоходного налога с нетрудовых елементов на 20%, что даст, по его расчетам, около 12 милл. рублей в пределах только РСФСР, и 2) взять до 2 милл. рублей из распределения прибыли госстраха. — Большинством выступавших в прениях как представителей мест, так и от НКП, это предложение т. Ларина признавалось неприемлемым, как дополнительное целевое налоговое обложение.

Все важнейшие области деятельности НКП подверглись также детальному обсуждению представителей мест, сделавших ряд ценных указаний и предложений.

Представители НКП, т. т. Ходоровский и М. Н. Покровский, а также т. Луначарский в своем заключительном слове, раз'яснили и защитили основные положения доклада НКП и, вместе с тем, признали правильными некоторые деловые указания представителей мест на упущения в деятельности и пробелы в докладе НКП, в частности — по вопросам постановки и развития просветительной работы среди национальных меньшинств.

Представленный НКПросом проект постановлений сессии по докладу т. Луначарского был передан в комиссию, которая выработала единогласно принятую сессией деловую резолюцию перспективно-планового характера. Эта резолюция сессии будет освещена в специальных статьях нашего журнала.

С докладом по пункту шестому выступил т. Енукидзе. Отметив, что во исполнение постановления XI С'езда Советов Президиум ВЦИК разрабатывал проекты изменений в конституции, в связи с организацией Союза ССР, а также проекты общего положения о наркоматах РСФСР и об отдельных наркоматах, т. Енукидзе указал, что в настоящее время по ряду причин на утверждение сессии представлено лишь «Общее положение о наркоматах РСФСР». Поскольку наша Конституция отражает реально существующий и развивающийся строй, постольку нужно внести в Конституцию изменения, связанные с организацией Союза ССР. В проекте намечено 11 народных комиссариатов, из них пять об'единенных — ВСНХ, НКФ, РКИ, Труд и Внуторг и шесть необ'единенных: НКВД, НКЗем, НКЮ, НКПрос, НКЗдрав, НКСобес. Состав наркоматов и тип их организации разработан в том же духе, как соответствующие статьи Конституции СССР. По такой же линии намечены функции и права наркоматов. Вместо СТО здесь проектируется Экосо РСФСР, имеющее право отмены решений наркоматов в области своей компетенции, то же право имеет Предсовнарком, с доведением до сведения СНК. Права наркомов, замнаркомов и коллегий наркоматов определяются в соответствии с таковыми же СССР. ЦИК'ам автономных республик предоставляется право приостановить распоряжение наркоматов, а губернским и областным исполкомам то же право за их специальной ответственностью. Проект, предложенный т. Енукидзе, был принят сессией без прений и передан на редактирование в Президиум.

В связи с этим, по предложению т. Курского, сессия постановила подтвердить решения Президиума ВЦИК от 31 мая с. г. о ликвидации НКПрода РСФСР и от 20 июня с. г. об образовании НКВнуторга, а также о назначении наркомвнуторгом РСФСР т. Лобачева.

По седьмому пункту порядка дня был сделан доклад т. Болдыревым, замнаркомвнуделом РСФСР. По его докладу сессия приняла с небольшими поправками Исправительно-Трудовой кодекс. Этот кодекс определяет общие задачи исправительной политики — предупреждение исправлений и исправление заключенных путем, прежде всего, культурно-просветительной и политической работы среди них, закрепляет имеющуюся организацию мест заключения, их основные типы и порядок их работы. Исправительно-трудовой кодекс будет освещен нами в следующем номере журнала.

По восьмому пункту порядка дня об изменениях в кодексах сессия заслушала три доклада: т. Курского, об изменениях уголовного и гражданского кодексов и о части поправок остальных материальных кодексов, т. Бранденбургского об изменениях Процессуального кодекса и Положения о судоустройстве и т. Каспаровой о борьбе путем уголовных репрессий с похищением женщин в связи с пережитками родового быта.

В отношении уголовного кодекса т. Курский отметил прежде всего, что согласно обследования НКЮстом нарсудов 32 губерний, залежь дел в нарсудах несколько увеличилась, несмотря на то, что суды работают быстрее, по содержанию же почти половина дел — это дела по лесным порубкам и по самогону; таким образом возникла мысль разгрузить суд от этих мелких, по большей части, дел и передать их в административные органы, выделив специально «буржуазное проявление» этих преступлений, как промысла в целях личного обогащения и т. п., часть проступков типа хулиганства и озорства передается также админ. органам, вместе с рядом других мелких преступлений. Кроме того, в кодекс предлагается внести новые статьи, карающие за неплатеж алиментов, т.-е. средств на содержание ребенка, за злоупотребление родительской властью. В отношении борьбы с бытовыми преступлениями и пережитками предлагается карать остатки кровной мести, насильственного захвата скота, похищение женщин и т. п., сохранившиеся до сих пор в некоторых восточных республиках и областях. Что касается гражданского кодекса, то большинство вносимых в него 27 поправок кодификационного характера. Ст. 323 и след. учитывают изменения в связи с организацией Наркомвнуторга. Ст. 101 уточняет порядок ответственности за долги. Ст. 155, 166 и 171 регулируют имущественный наем, увеличивая в нем классовый элемент. Имеют значение также изменения ст. 24 Лесного кодекса и введение необязательности общей фамилии лиц, состоящих в браке.

По девятому пункту порядка дня сессия заслушала постановление III сессии Туркестанского ЦИК'а о национально-территориальном размежевании Туркестана, Бухары и Хорезма, доложенное с некоторыми изменениями т. Исламовым. Согласно его доклада, намечается выделение по национальному признаку трех республик и двух автономных областей, охватывающих каждая в отдельности по одной из населяющих Туркестан и Ср. Азию народностей; это огромный шаг в деле осуществления принципа самоопределения народов в восточной части нашего Союза. Выделяются Узбекская ССР, Туркменская ССР, как части Союза ССР, Таджикская Авт. республика, как часть Узбекской ССР, Кара-Киргизская и Кара-Калпакская авт. области, как части РСФСР; киргизы, проживающие в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях, присоединяются к Киргизской республике. После речи т. Сейфуллина, предлагавшего выделить особо область бухарских киргизов и передать Киргизии Мурза-Азельский район близ Ташкента, и представителя Кара-Калпакского народа т. Дасназарова, сессия утвердила решение III сессии ТуркЦИК'а с изменениями, предложенными в докладе т. Исламова, и поручила президиуму провести его в жизнь.

По десятому пункту порядка дня рассматривался по докладу т. Позерна вопрос о районировании Юго-Восточного края. Этот вопрос детально разрабатывался в комиссии, вызвал большие прения по поправкам и разрешен сессией в форме, намеченной комиссией с переименованием Юго-Восточного края в Северо-Кавказский и с поручением Президиуму ВЦИК отредактировать принятые положения в соответствии с основным законом РСФСР и, в случае необходимости, изменения внести на ближайшую сессию ВЦИК.

Последним, одиннадцатым вопросом был вопрос о Лесном кодексе, который был доложен членом коллегии НКЗема т. Козыревым и подвергся разработке в комиссии. Вопрос о Лесном кодексе будет освещен в ближайших номерах журнала.

Сессия заслушала во время своей работы приветствия от областного с'езда работников просвещения Урала и врачей Юго-Востока и приветственную речь т. Марти, приехавшего в Москву и посетившего сессию. Сессия приветствовала в лице его Французскую Ком. Партию и французский пролетариат.

Закрывая сессию, т. Калинин отметил характерные особенности работы этой сессии. Первой из них является то, что ВЦИК впервые подошел к вопросу о налаживании низового советского аппарата. Тов. Калинин поставил, как очередную задачу перед начинающейся сейчас кампанией перевыборов Советов, охватывающей в первую очередь весь низовой аппарат, вовлечение широких внепартийных масс в органы управления, использование с'ездов Советов для выяснения недостатков и ошибок нашего управления и мер к исправлению этих ошибок. Обсуждение бюджета — вторая особенность настоящей сессии, это — первый шаг по пути громадных сессионных работ в области бюджета. Таковы существенные черты сессии.


1) Материал по этому вопросу был дан в нашем журнале — см. № 3—4 за июнь—июль, ст. С. Гурвича "Женщина в органах местного советского управления."

2) Этот пункт в порядке пленарных заседаний обсуждался пятым, а четвертым — доклад Наркомпроса.