ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, №7, 1924 год. Обзор деятельности СТО и СНК Союза ССР.

"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 120-126

Обзор деятельности СТО и СНК Союза ССР.

В предыдущем отчете мы постарались беглыми штрихами обрисовать участие в деятельности СТО и СНК Союза ССР их вспомогательных комиссий, в частности — Административно-Финансовой Комиссии.

В настояшем обзоре мы считали бы целесообразным анализу отдельных актов СТО и СНК Союза ССР предпослать общую характеристику их конкретной деятельности.

Беря за отчетный период (1 сентября—1 октября) 5 протоколов Совнаркома, мы получаем следующее распределение дел по некоторым важнейшим, как нам казалось, рубрикам.

Сводка постановлений Совнаркома Союза ССР за сентябрь месяц 1924 г.
№№ по
порядку.
Наименование вопроса.Абсолютн.
число.
%
1 Касс. вопросы и вопросы предс. сессии ЦИК СССР.19 11 
2 Финансы57 34 
3 Внешняя торговля22 13 
4 Промышленность14 8 
5 Военное дело9 5 
6 Внутренняя торговля4 3 
7 Транспорт4 3 
8 Кооперация3 2 
9 Труд3 2 
10 Сельское хозяйство2 1 
11 Народная связь1 — 
12 Разные30 18 

Обращаясь к анализу отдельных рубрик, которые распределены в приведенной сводке, (дела, слушавшиеся в СТО и СНК Союза ССР в отчетном периоде), необходимо предварительно дать некоторые раз'яснения.

Прежде всего, следует отметить отсутствие рубрики — «Иностранная политика» — обстоятельство случайного характера: сколько-нибудь крупных (помимо назначений полпредов) актов в отчетном периоде в этой области не было.

Наоборот, рубрика «Конституционные вопросы», занимающая не последнее место в делах Совнаркома, носит, так сказать, «сезонный» характер. В нее вошли, главным образом, вопросы, вносимые на 2-ю сессию ЦИК Союза ССР 3-го созыва. При рассмотрении этой рубрики бросается в глаза большое количество вопросов, в несколько раз превосходящее число их в повестке 2-й сессии ЦИК СССР 2-го созыва. Об'ясняется это обстоятельство не только тем, что на повестку сессии была поставлена лишь часть вопросов из числа подготовлявшихся Совнаркомом (из числа обсуждавшихся в СНК или его комиссиях сессионных вопросов СНК СССР счел необходимым только три — гражданское право, процесс и положение о военно-судебных учреждениях — не подвергать обсуждению на ближайшей сессии), но и той обстоятельностью, с которой в СНК СССР рассматривались эти вопросы.

В предыдущем обзоре мы отмечали, что СНК Союза ССР после проработки значительной части этих вопросов в Комиссии Законодательных предположений создал для их рассмотрения особую комиссию под председательством т. Чуцкаева1).

Вместе с тем Совнарком подверг проекты, разработанные комиссией т. Чуцкаева, весьма детальному и разностороннему разбору, внеся в них целый ряд поправок, дополнений и изменений. По общему правилу проекты, разработанные комиссией, дважды заслушивались Советом Народных Комиссаров, при этом после вторичного чтения нередко постановлением СНК создавались особые комиссии в составе 2—3 лиц для окончательного отредактирования этих проектов «на основе высказанных в СНК мнений».

В нашем обзоре невозможно дать полный анализ содержания этих основных актов, издаваемых в непосредственное развитие и уточнение Конституции Союза ССР и долженствующих определить отношения Союза и Союзных Республик в области законодательства о гражданстве, уголовного законодательства, законодательства о судоустройстве, об уголовном судопроизводстве и бюджетных правах Союза и Союзных Республик (последний вопрос в повестке сессии не включен в число вопросов конституционных, так как отнесен к докладу о финансовой политике, однако, разумеется, по существу разграничение бюджетных прав Союза и Союзных Республик является конституционно не менее важным, чем разграничение прав области законодательства, напр., об уголовном судопроизводстве2).

Согласно постановления СНК СССР, перечисленным конституционным вопросам предпослан единый вводный закон. Последний не только содержит в себе нормы об утверждении вышеназванных проектов, но целую программу дальнейшего законодательства в области разграничения прав Союза и Союзных Республик. В основу этой программы положены следующие принципы: единство политики Союза должно быть теснейшим образом связано с незыблемостью прав его отдельных членов. Сохранение как единства политики Союза, так и неприкосновенности прав его членов, положенное в основу утверждаемых положений, должно быть предметом и дальнейших работ законодателя, при чем он должен рассматривать утверждаемые положения подлежащими дальнейшей «проверке на опыте, исправлению и уточнению согласно указаний опыта».

Возлагая на Президиум ЦИК Союза ССР подготовку к следующей сессии целого ряда проектов аналогичного характера (основы гражданского законодательства, землепользования и т. д.), проект вводного закона вместе с тем предусматривает издание Президиумом ЦИК и СНК Союза ССР целого ряда актов в развитие положений, утверждаемых вводным законом, устанавливая, таким образом, принцип, что утверждаемые сессией «Основы» являются для органов власти Союза не «пределом, его же не прейдеши», а базисом дальнейшей деятельности. Первый шаг в этом направлении должна будет сделать сама предстоящая сессия, утвердив внесенный в соответствии с «основами уголовного законодательства» проект «положения о воинских преступлениях».

К названным конституционным вопросам примыкают теснейшим образом другие вопросы такого же характера, вносимые на сессию проекты: 1) «Кодекс законов о льготах для военно-служащих и их семей», проработанный предварительно в Комиссии законодательных предположений и в специальной комиссии под председательством т. Милютина, с участием т. Буденого и др., 2) Проект Таможенного Устава, 3) Положение о подоходном налоге, которое должно быть издано взамен действующего положения о подоходно-поимущественном налоге и 4) проект поправок к действующему Временному Положению о местных финансах, проект, кодифицирующий ряд поправок, принятых Президиумом ЦИК, и устанавливающий дальнейшее расширение прав местных советов и исполкомов в области финансов.

Наконец, в рубрику «конституционных» вопросов включен и разрабатывавшийся как в Комиссии законодательных предположений, так и в специально создававшихся для этого комиссиях Наказ о работе СНК и СТО Союза ССР, — вопрос, до настоящего времени не законченный разработкой и для его освещения нуждающийся, несомненно, в специальном обзоре.

Обращаясь к другим рубрикам вышеприведенной сводки, необходимо указать, что чрезвычайно большое количество финансовых вопросов об'ясняется, с одной стороны, тем, что жесткость, необходимая для действительного проведения финансовой реформы, заставляет ставить в зависимость от решения СНК целый ряд незначительных вопросов текущего управления, а с другой — тем, что к этой рубрике в нашей сводке отнесен целый ряд постановлений, которые являются не исключительно, а лишь по преимуществу вопросами финансового характера. В частности, благодаря этому сократилась рубрика сельского хозяйства, из которой исключены многочисленные декреты по сельхозналогу. К тому же, в рубрику этих вопросов отнесены и вопросы кредитования и имущественного страхования.

Что касается занимающей следующее место в сводке рубрики вопросов внешней торговли, то здесь главное (по количеству) место занимают вопросы таможенные: различные таможенные льготы, из'ятия из таможенных тарифов и т. п.

Что касается числа финансовых вопросов, то значительность его в СТО об'ясняется в общем теми же причинами, что и в отношении СНК. Естественно, что значительная часть этих вопросов первоначально заслушивалась СТО и лишь в порядке протеста восходила в СНК.

Значительно большее — не только в абсолютных цифрах, но и в процентных отношениях — место, занимаемое в сводке СТО, чем в сводке Совнаркома вопросами промышленности, об'ясняется тем, что внимание правительства занято не столько решением принципиальных вопросов в этой области, сколько решением конкретных вопросов хозяйственного управления и регулирования.

То же самое следует сказать и в отношении вопросов транспорта, внутренней торговли, труда и сельского хозяйства.

Что касается, наконец, рубрики «разные», то сюда вошли вопросы, не вошедшие ни в одну из предыдущих рубрик, а также постановления о назначении личного состава органов власти, составляющие не менее половины постановлений, отнесенных к этой рубрике.

Аналогичная сводка постановлений за отчетный период Совета Труда и Обороны дает следующую картину.

Сводка постановлений СТО за сентябрь месяц 1924 г.
№№ по
порядку.
Наименование вопроса.Абсолютн.
число.
%
1. Конституцион. вопросы.1 — 
2. Финансы.66 30 
3. Промышленность35 16 
4. Транспорт21 10 
5. Внутренняя торговля17 8 
6. Военное Дело10 5 
7. Сельское хозяйство7 4 
8. Народная связь4 2 
9. Кооперация5 2 
10. Внешняя торговля3 1 
11. Труд.6 3 
12. Разные43 20 

При сравнении сводки постановлений СТО со сводкой постановлений СНК Союза ССР прежде всего бросается в глаза колоссальное различие в числе «конституционных» вопросов. В сводку СТО попал только один — «Наказ о деятельности СТО и СНК Союза ССР», да и тот прошел через СТО в порядке «сообщения о подписании», т.-е. без особого доклада и обсуждения этого вопроса.

Ни один из сессионных вопросов, в том числе и такой вопрос, как о льготах военнослужащим, в Совете Труда и Обороны, являющемся не столько органом верховного законодательства, сколько высшим органом, ведающим применение общих норм и установление в необходимых случаях из'ятий из них, — ни один из сессионных вопросов, естественно, в СТО не рассматривался.

Что касается рубрики «разные», то в сводке СТО ее смысл существенно иной, чем в сводке Совнаркома. В сводке СТО в эту рубрику вошли, по преимуществу, «секретные» вопросы, а не вопросы назначения, вообще занимающие в числе постановлений СТО второстепенное место.

Говоря о рубрике финансовых вопросов СНК, мы отметили, что в неё по необходимости вошел ряд вопросов, имеющих отношение и к другим рубрикам. Здесь мы остановились на одном таком вопросе — о кон'юнктурном обзоре народного хозяйства за август месяц, являющемся одним из тех ежемесячных «кон'юнктурных» докладов Госплана, которые делаются последним в силу постановления СТО от 12 декабря 1923 г.

Эти доклады и вынесенные по ним решения представляют одну из основ хозяйственной деятельности СТО. Характеризуя последнюю, иногда говорят о «планировании», как особой «функции» СТО. Эта терминология вряд ли правильна. Планирование является не одной из функций высших органов власти социалистического государства, а основным методом социалистического регулирования народного хозяйства. Основные тезисы вышеупомянутого доклада состояли в следующем.

  1. Август, освещаемый сопоставлением с прошлым месяцем текущего года, а также сравнением с соответствующим месяцем прошлого года и предварительными данными за 1 декаду сентября текущего года, приводит нас к тому общему выводу, что динамический восстановительный процесс нашего хозяйства, наблюдаемый уже в течение 3-х хоз. лет, несмотря на серьезный неурожай, не прорван, но темп под'ема, вероятно, замедлится.

  2. Темп развития промышленности в августе не уступает прошлогоднему. Размер реализации продукции по сравнению с прошлым месяцем сократился, что об'ясняется, главным образом, исчерпанием запасов готовых изделий широкого потребления и отчасти выжидательным настроением рынка в связи с предстоящим снижением цен, декларированным правительством.

  3. Обороты бирж и Госорганов дают в августе незначительное повышение. По сравнению же с августом прошлого года обороты внутренней торговли в количественном выражении не изменились под влиянием пониженного урожая и оздоровления денежной и кредитной политики. В этом году, в противоположность ажиотажу прошлого года, мы имеем дело с реальным потребительским и нормальным торговым спросом.

  4. В области внешней торговли, хотя август, по предварительным и неполным данным, дает нулевой баланс, но, принимая во внимание, что активность нашего баланса за 9 мес. значительно повысила плановое задание (121 млн. руб. по довоенным ценам или 131 млн. по современным ценам против 99 млн. руб. — утвержд. СТО), нельзя этот показатель отнести к отрицательным.

  5. Существенное расширение денежного обращения в августе в соответствии с сезоном сельскохозяйственных заготовок не только не привело к повышению цен, а, наоборот, сопровождается ростом покупательной силы денег.

  6. Огромную трудность представляет вопрос о хлебном снабжении страны и о хлебных ценах. Эта проблема должна быть подвергнута специальному рассмотрению Госплана с учетом всех возможных влияний как на сельское хозяйство, так и на индустрию, на Госбюджет, на нашу связь с мировым хозяйством.

  7. Признаков снижения покупательного спроса мы не имеем, а по целому ряду товаров, как-то: хлопчато-бумажные ткани, металлические и кожевенные изделия, махорка, — мы видим ясный недостаток продуктов.

  8. Имеющиеся с сентября показатели говорят об улучшении хозяйственного положения по сравнению с августом.

Заслушав этот доклад, СТО принял ряд решений как в отношении дальнейшего осуществления намеченного прежде плана народного хозяйства, так и в отношении представления Госпланом кон'юнктурных обзоров в будущем и, в частности, обязал Госплан представить в октябре кон'юнктурный обзор за 1923—24 год и перспективные соображения на 1924—25 год.

Переходя к отдельным конкректным постановлениям СТО и СНК в отчетном периоде, мы считали необходимым остановиться на следующих.

А. В области финансов: — был утвержден бюджет на первый квартал 1924—25 бюджетного года. Было утверждено СТО и СНК постановление о сроках действия кредитов по бюджету 1923—24 г. В силу этого постановления, срок действия этих кредитов по общему правилу продлен до 31 октября 1924 г., а срок выдачи авансов — по 15 октября 1924 г. Все расчеты по этим кредитам, незаконченные в указанный срок, должны будут производиться из кредитов на 1924—25 год.

Далее следует отметить постановление СТО, изданное на основании ст. 19 декрета о местных трестах, постановление о порядке образования, расходования и хранения специального промышленного фонда. Означенный фонд создается из процентных отчислений от прибылей местных промышленных предприятий, от арендной платы за них и от продажи промышленного имущества и мелких промышленных предприятий. Расходуется фонд на финансирование работ по восстановлению и развитию местной промышленности и на покрытие ее убытков. Распоряжение и заведывание фондом принадлежит губисполкомам и осуществляется ими по планам, утверждаемым НКФ и ВСНХ подлежащих союзных республик.

Наконец, из числа постановлений по вопросам финансов следует отметить: 1) постановление СТО «Об обязательном страховании в сельских местностях», 2) постановление СТО «О плане обязательного страхования в городах» и 3) постановление СНК (утвержденное ЦИК СССР) «О единовременном налоге на нужды населения, пострадавшего от неурожая».

В силу первого из названных постановлений, установлено на 1924—25 г. безусловное обязательное сельское страхование от огня в 56 губ., областях и республиках РСФСР, в УССР и БССР, а также установлено обязательное сельское страхование посевов от градобития и скота от падежа в тех губерниях, в которых оно было установлено в 1923—24 г., и при том непременном условии, что о введении этих видов обязательного страхования будет издано постановление подлежащего уездного с'езда советов.

В силу второго из названных постановлений, введено на 1924—25 г. во всех городах УССР, БССР и ЗСФСР и в городах 67 губерний, областей и республик РСФСР обязательное окладное страхование строений и скота.

В силу третьего постановления, устанавливается в 1924—25 г. единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая. От налога освобождаются только крестьяне, лица, получающие по найму не свыше 75 руб., военнослужащие, женщины, имеющие на своем попечении нетрудоспособных, и лица, не получающие самостоятельного дохода. Оклады налога устанавливаются по разрядам. Низший оклад — 4 рубля, высший — 250 рублей.

Б. Из крупных нормативных актов в области промышленности заслуживают быть отмеченными два постановления: 1) о мерах к поднятию государственной и частной золотопромышленности и 2) о ликвидации комитетов содействия Донбассу. В силу первого из названных постановлений, увеличивается размер уплачиваемой НКФ суммы за сдаваемое золото, облегчаются как для Госорганов, так и для частных предпринимателей условия получения в аренду золотоносных земель, предусматривается отпуск НКФ специальных сумм на скупку золога и устанавливается для золотопромышленных предприятий целый ряд налоговых льгот.

Второе из названных постановлений вызвано тем, что работы по добыче угля в Донбассе не только полностью осуществили намеченный план, но и значительно превысили его. Поэтому исчезла необходимость в существовании специальных органов, созданных для содействия работам «всероссийской кочегарки».

В. Сколько-нибудь крупных нормативных актов по внешней и по внутренней торговле в отчетном периоде не было. Однако, вопросы внутренней торговли в некоторой их части привлекали чрезвычайно горячее внимание Правительства. Мы имеем в виду вопросы хлебозаготовительной кампании. Анализировать постановления Правительства по этому вопросу в виду незаконченности самой кампании было бы, несмотря на исключительную важность этих постановлений, несвоевременным и нецелесообразным.

Г. Переходя к вопросам сельского хозяйства, необходимо указать, что здесь в этой области, если не считать вопросы сельхозналога и хлебозаготовки, внимание Правительства сосредоточивалось на решении вопросов реализации урожая хлопка и улучшения хлопководческого дела в будущем.

Д. В заключение считаем необходимым остановиться на вопросах военных. Наиболее крупным актом в этой области в отчетном периоде является декрет Совнаркома Союза СССР (утвержденный впоследствии ЦИК'ом Союза ССР) «О прохождении действительной военной службы в РК Красной армии граждан, окончивших рабфаки, школы 2-й ступени и высшие учебные заведения». В силу этого постановления, названные выше лица по общему правилу состоят на действительной службе только 1 год. При приеме на действительную службу они в общей жеребьевке не участвуют и льготами по семейному положению не пользуются. По истечении 2-х месяцев со дня принятия на службу они зачисляются в полковые школы младшего комсостава и через 6 месяцев по окончании школы зачисляются на командные должности. По окончании годичного срока службы эти лица подвергаются особому испытанию, по выдержании которого зачисляются в территориальные части или в запас среднего комсостава. Лица, не окончившие полковых школ или не выдержавшие только-что названного испытания, отбывают службу на общих основаниях.


1) В отчетном периоде личный состав этой комиссии несколько изменился: с от'ездом в отпуск т. Чуцкаева председателем был назначен т. Краснов и в число членов комиссии был включен т. Васильев

2) Краткий обзор содержания положения о бюджетных правах см. в обзоре, помещенном в августовском № журн. "Власть Советов".