ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, №7, 1924 год. Из деятельности Совнаркома РСФСР за сентябрь 1924 г.

"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 130-133

Из деятельности Совнаркома РСФСР за сентябрь 1924 г.

Работа Совнаркома РСФСР за сентябрь месяц охватывала преимущественно вопросы: а) организационного и административного характера, б) финансовые, в) по местному хозяйству и жилищному делу, г) сельского хозяйства, д) труда, е) народного просвещения, ж) об изменении Уголовного Кодекса.

Среди рассматривавшихся и получивших в СНК свое разрешение вопросов организационного и административного характера самыми важными являются те, которые разрабатывались Совнаркомом для внесения на предстоящую сессию ВЦИК. Таковы положения о волостных с'ездах советов и волостных исполнительных комитетах, о сельских советах, об Юго-Восточном крае и о Наркомвнуторге РСФСР. Все названные вопросы служили предметом особого внимания Совнаркома, прорабатывались им как в особо выделенных комиссиях, так и на заседаниях и Малого и Большого СНК. Но излагать по существу принятые по этим капитальным вопросам постановления СНК мы здесь не станем, так как содержание внесенных Совнаркомом на сессию проектов будет освещено при изложении деятельности сессии.

Из прочих вопросов, могущих быть отнесенными к той же самой категории, мы отметим следующие:

СНК принято и направлено на утверждение Президиума ВЦИК положение о наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке.

СНК принято постановление о составе губернских, областных и уездных бюджетных комиссий. Согласно этого постановления губернская (областная) бюджетная комиссия составляется из зав. губ. фин. отделом (председатель), зав. управ. местных финансов губ. (обл.) фин. отдела, зав. налогов, управ, губ. (обл.) фин. отдела, зав. управ. неналогов, доходов, зав. контр.-бухг. управлением, представителя губ. (обл.) РКИ, предст. губ. (обл.) плановой комиссии, представителя губ. (обл.) профсовета, и представителей заинтересованных отделов ГИК'а при рассмотрении сметы соответствующего отдела; все перечисленные лица пользуются в комиссии правом решающего голоса. В состав уездной бюджетной комиссии входят: зав. уфинотделом (председатель), зав. подотделом местных финансов УФО, зав. налоговым подотделом УФО, представитель упрофбюро, представитель уисполкома и представитель заинтересованного отдела при рассмотрении его сметы (все с правом решающего голоса).

Ряд постановлений принят и в отчетном месяце, как это имеет место ежемесячно, по разного рода финансовым вопросам. Предметом особого внимания Совнаркома были подготовлявшиеся для сессии ВЦИК проекты постановлений о мерах к увеличению лесных доходов республики и по упорядочению лесного хозяйства, а также мероприятий, направленных к поднятию положения совхозов. К той же категории вопросов, явившихся предметом усиленного внимания СНК, был вопрос о распределении прибылей Госстраха, содержание принятых по этим вопросам проектов будет изложено со временем при освещении деятельности ВЦИК и его Президиума.

По поводу ходатайства Ленинградского гик'а об освобождении земель сельскохозяйственного пользования в Ленинградской губернии от рентного обложения СНК постановил поручить Госплану в связи с ходатайством Ленинградского губисполкома, а также аналогичными ходатайствами, имеющимися в НКВД, рассмотреть: 1) вопрос об установлении порядка обложения одним из определенных видов обложения (рентным или сельскохозяйственным) городских земель, находящихся в сельскохозяйственном пользовании граждан; 2) вопрос о возможности понижения ставок обложения таковых земель для Ленинградской губ. Как видно из 1-го пункта постановления, вопросу придается общее значение, не ограничивающееся одной губернией.

По ходатайству Башк. СНК об отпуске средств на проведение учебного сбора допризывников 1903 г. СНК постановил ходатайство это отклонить, но одновременно принял постановление: поручить РКИ обследовать вопрос и спроектировать необходимые изменения в порядке финансирования этих нужд. СНК принято постановление о порядке включения в сметы расходов по содержанию новых учреждений и по расширению существующих. Согласно этому постановлению по общегосударственному бюджету РСФСР могут быть предусматриваемы расходы на содержание только тех учреждений и предприятий Народных Комиссариатов, образование которых последовало по постановлениям законодательной власти (ст. 1).

Организация новых учреждений и предприятий, а равно расширение существующих, если таковые выходят за пределы утвержденной для них сети или программы и плана работ, а равно представленных кредитов, допускается не иначе, как по постановлениям в каждом отдельном случае законодательных органов (ст. 2). При образовании новых учреждений и предприятий Народных Комиссариатов или расширении существующих в самых постановлениях о том законодательных органов должны быть указаны источники, на счет которых должны быть отнесены вызываемые этими постановлениями расходы (ст. 3).

По вопросу о порядке зачисления недоимок натурального промыслового налога с зернообрабатывающих предприятий СНК принял в развитие декрета ЦИК и СНК СССР от 13 июня 1924 г. следующее постановление. Поступающие с держателей зернообрабатывающих предприятий недоимки натурального промыслового налога 1922—23 г. зачисляются в местные средства в тех губерниях, в которых государственное задание по этому налогу полностью выполнено. В тех же губерниях, где госзадание полностью не выполнено, поступающие недоимки должны итти в первую очередь на погашение недобора и зачисляются в доход казны, а оставшаяся после покрытия госзадания часть подлежит зачислению в местные средства.

Значительное количество имевших место в сентябре постановлений СНК относится и к группе вопросов местного хозяйства и жилищного дела. СНК и особенно ЭКОСО РСФСР весьма значительную часть своего внимания в этом месяце уделили вопросам, связанным с разграничением, проводимым между имуществами общегосударственными и местными. Срок окончания работ, производимых НКЗ'емом по разграничению земельных имуществ на имеющие общегосударственное и местное значение, продлен ему с 1 сентября по 15 сентября. СНК утверждены представленные ЭКОСО РСФСР списки по разграничению госземимуществ на общегосударственные и местные по губерниям и областям: Саратовской, Томской, Пензенской, Алтайской, Карачаево-Черкесской, Ойратской, Мариинской. Принят проект постановления ВЦИК и СНК о введении в действие списков по разграничению имуществ. Согласно этого постановления, списки по разделению государственных земельных имуществ на имущества государственного и местного значения, утвержденные до 1 октября 1924 г., вводятся в действие с 1 октября того же года (ст. 1).

Списки по разделению государственных земельных имуществ на имущества государственного и местного значения, утвержденные после 1 октября 1924 г., вводятся в действие со дня их утверждения (ст. 2). По губерниям и областям, где разделение госземимуществ еще не утверждено, доходы от всех госземимуществ поступают в кассы Наркомфина по смете Наркомзема, с последующим затем отчислением 50% в местные средства (ст. 3).

Бесспорный порядок взыскания арендной платы за рыболовные угодья, установленный ранее специально для ДВО, постановлением СНК распространен на всю территорию РСФСР.

По ходатайству НКПС о предоставлении права органам НКПС выселять рабочих, утративших связь с железной дорогой, из железнодорожных помещений без соблюдения условий, при которых допускается выселение их согласно Инструкции ВЦИК от 9 января с/г. (предоставление годного для жилья помещения), СНК счел невозможным удовлетворить это ходатайство и признал необходимым сохранить в этих случаях действие общих правил Инструкции 9 января.

Принят и направлен на утверждение, ВЦИК проект постановления о дополнении ст. 169 Гражд. Кодекса. По отношению к Граж. Код. СНК принят проект дополнения еще одной из статей его: ст. 137 дополнена еще одним пунктом, устанавливающим освобождение от нотариального засвидетельствования издательских договоров. Проект этот направлен на утверждение Президиума ВЦИК.

Следующей группой вопросов, по которой в истекшем месяце имели место постановления СНК, являются вопросы сельского хозяйства. Здесь следует отметить, кроме вопроса о совхозах, — о чем мы уже говорили, — постановление СНК о частных ветеринарных лечебницах. Согласно этого постановления, разрешение на право открытия частной лечебницы (амбулатории) для лечения животных дается губ. (обл.) исполкомом на основании заключения подлежащего ветотдела по представленному учредителем проекту устава. Если лечебница (амбулатория) не будет открыта в течение 6-ти месяцев со дня получения разрешения, то указанное разрешение теряет свою силу (ст. 1).

Закрытие частной лечебницы или амбулатории для животных возможно в следующих случаях: а) по желанию учредителя с доведением о сем подлежащего ветотдела, б) по распоряжению подлежащего губ. или обл. исполкома по представлению ветотдела в случае неудовлетворительной постановки лечебного дела, а также нарушения настоящего положения или нарушения, утвержденного в порядке ст. 1-й.этого положения, устава лечебницы (амбулатории) по суду (ст. 8).

По вопросом труда СНК было принято одно значительной важности постановление. Это постановление СНК об основаниях построения бюджета на 1924—25 г. в части зарплаты. Согласно этого постановления, госбюджет в части заработной платы на 1924—25 г. исчисляется на основании штатных расписаний должностей, отнесения однородных должностей к одинаковым разрядам и установления соответствующей тарифной ставки (ст. 1). Штатные расписания должностей устанавливаются, исходя из фактического наличия состава сотрудников с тем, чтобы общее количество штатных должностей не превышало существующего фактического контингента данного ведомства (ст. 2). а) В отношении центральных учреждений штатное расписание по должностям устанавливается индивидуально для каждого учреждения; б) в отношении состоящих на госбюджете отделов губернских и уездных исполнительных комитетов штатные расписания должностей, при невозможности установить индивидуальные штаты, составляются в соответствии с типовыми штатами для губернских и уездных органов данного учреждения в зависимости от характера его деятельности и об'ема его работ; в) в отношении учреждений, состоящих в непосредственном подчинении центральных наркоматов (диспансеры, научные институты, опытно-показательные учреждения и т. п.), а также в отношении остающихся на госбюджете учреждений массового типа (школы профтехнического образования, показательные хозяйства и т. п.) штатные расписания должностей по сети, утвержденной соответствующими законодательными органами, устанавливаются на основании типовых штатов с учетом об'ема и характера работы отдельных учреждений.

Штатные расписания устанавливаются штатной комиссией и утверждаются в законодательном порядке, после чего ведомство не имеет права дополнять штаты; за ним сохраняется лишь право незаполнения (сокращения) наличного состава против установленного штатного расписания (ст. 3). Произвести одинаковую тарифную разбивку должностей по всем учреждениям на основе тарифного справочника профессионального союза совработников и с применением тарифной сетки 1:8 (сетка ВЦСПС) (ст. 4.) При установлении размеров ставок принимается в основу разбивка губерний РСФСР по территориальным поясам (ст. 5). Кредит на зарплату для данного ведомства исчисляется на основе штатных расписаний, единообразной тарификации и определенной исходной ставки 1-го разряда с учетом поясного деления (ст. 6). Одновременно с исчислением кредитов на зарплату определяется размер особого фонда для выплаты персональных ставок и потребной суммы для оплаты по тарифу ответственных работников для каждого наркомата в отдельности (ст. 7). Проведение в жизнь указанных мероприятий и разрешение других вопросов, относящихся к построению госбюджета на 1924—25 год в части зарплаты, возлагается на особую комиссию при Наркомтруде в составе представителей Наркомтруда, Наркомфина, НК РКИ, ВЦСПС и Госплана (ст. 8).

Из постановлений, соприкасающихся с областью наробразования, должно быть отмечено постановление об освобождении части учащихся в частных художественно-промышленных учреждениях от платы за учение. Этим постановлением указано, что в поименованных в этом постановлении заведениях должно освобождаться 20% учащихся, а в остальных — 10%.

Следует отметить в заключение принятие СНК проектов постановлений о дополнении У. К. ст. 190 в. Проект этот направлен на утверждение Президиума ВЦИК.