ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, №7, 1924 год. На Украине.

"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 137-145

На Украине.

III сессия ВУЦИК.

В порядке дня закончившейся III сессии ВУЦИК стоял ряд серьезнейших вопросов государственного строительства УССР — в первую очередь вопросы о республиканском и местном бюджете, о структуре и функциях ЦИК'а, СНК, Наркоматов и местных исполкомов.

Докладчик по бюджету, НКФ, УССР т. Кузнецов указал, что в нынешнем году, впервые за все время существования Советского Союза, можно поставить на реальную почву вопрос об определенном республиканском бюджете наряду с бюджетом Союзным. Создание твердой валюты, достаточно сильный темп восстановления хозяйства и экономики и значительное укрепление союзного бюджета создали возможность строго фиксировать ту часть доходов, которая остается у республик после покрытия расходов по союзному бюджету.

Деление расходов на общесоюзные и республиканские должно быть произведено по признаку: союзные расходы, как самые неотложные и насущные, покрываются в первую очередь за счет более верных доходных источников; республиканские расходы идут во вторую очередь, но сейчас республики должны уже получить определенное, реально осуществляемое право на зачисление в свой бюджет известных доходных источников — право, принципиально признанное в конституции Союза.

Наиболее верным источником дохода пока все еще являются налоговые поступления. Эти источники должны быть переданы в распоряжение Союза. За республиками необходимо фиксировать неналоговые доходы — от республиканской промышленности, от имуществ, от предприятий и угодий, находящихся в распоряжении республики. Однако, эти поступления на ближайшие годы не могут удовлетворить полностью обслуживаемые республикой нужды. Поэтому на ближайшие годы республиканский бюджет должен балансироваться за счет участия в налоговых поступлениях, юридически признаваемых доходными поступлениями Союза. Участие это должно осуществляться путем определенного отчисления от всех прямых налогов, взимаемых на территории республики. Размер отчислений должен быть определен совместно с Союзом.

За республиканскими органами должно быть обеспечено право распределения средств, оставленных в распоряжении республики, между отдельными отраслями государственного хозяйства, право бюджетного законодательства.

Эти принципы были положены в основу при разработке бюджета УССР на 1924—25 г.

Сумма расходов по необ'единенным Наркоматам исчислена НКФином Украины в 34.584.000 рублей, по об'единенным Наркоматам — в 12.193.000 рублей. Контрольная цифра по об'единенным Наркоматам, установленная союзным правительством, ниже предложенной НКФ Украины на 1.900.000 руб., но украинский СНК считает ее явно недостаточной.

При распределении суммы расходов по сметам отдельных ведомств, на первое место поставлены расходы по Наркомпросу. Смета Наркомпроса увеличена с прошлогодних 12.781 тыс. руб. до 17.268 тыс. руб.

Значительно увеличена также смета НКЗема — с 3.734 тыс. руб. до 5.734 тыс. руб. Здесь главной расходной статьей являются землеустроительные работы. Затем ветеринария и борьба с вредителями.

Немного расширена также смета НКСобеса. За счет выдвигания вперед двух основных смет — НКПроса и НКЗема — сильно урезана работа НКЗдрава.

Какие же тяготы возлагает выполнение Союзных и республиканских расходных росписей на сельское хозяйство, промышленность и торговлю Украины? Учет всех сборов с сельского населения дает общую сумму в 108,5 мил. рублей. Эта сумма выполнима, особенно если сравнить ее с довоенными тяготами. Но выполнение ее все же потребует напряжения со стороны крестьянского хозяйства.

Торговля и промышленность Украины должны дать государству в виде промыслового и подоходно-поимущественного налогов 41—42 мил. руб., вместо 29 мил. рублей прошлого года.

Республиканский бюджет на 1924—25 г. — бюджет ориентировочный и подлежит развитию по кварталам. Построение твердого годового бюджета — задача будущего 1925—26 года.

Что касается местного бюджета, то в прошлом бюджетном году сметы по местному бюджету по Украине были исчислены в 111 мил. рублей. Выполнены они на 95 — 96%.

Местный бюджет, согласно Положению, конструировался из 5-ти бюджетных единиц: 1) губисполком, 2) губернский город, 3) окружной исполком, 4) окружной город, 5) райисполком. Все эти отдельные бюджеты должны были об'единиться в бюджете губисполкома. Однако, в первые три квартала не все губисполкомы провели дифференцирование местного бюджета. К 4-му кварталу это проделано почти по всем губерниям.

При распределении средств местного бюджета между городским и сельским последнему было уделено недостаточно внимания. Сметы всех райисполкомов (т.-е. органов, непосредственно обслуживающих деревню) в сумме дали в прошлом году только 25 мил. руб. Сумма расходов на нужды деревни не превысит 30 мил. руб., если учесть также те расходы, которые несли окружные и губернские исполкомы.

НКФ считает необходимым увеличение смет райисполкомов в новом бюджетном году до 40 мил. рублей.

Существенным недостатком местного бюджета является недостаточная доля в нем неналоговых доходов (52% всех доходов). Доля эта может быть увеличена при условии передачи имуществ и угодий из рук губисполкомов в руки непосредственного хозяина — райисполкомов.

Исполнение местного бюджета в прошлом году не было достаточно твердым, при чем от передвижки кредитов страдало больше всего дело народного образования. Сметы административные выполнялись с превышением 100%, сметы же на культурно-гуманитарные нужды выполнялись не целиком. В новом году с этим необходимо бороться самым решительным образом.

На ближайшие годы перспективы местного бюджета таковы: реальные доходы самих губисполкомов составляют около 99 мил.; отчисление от единого сельскохозяйственного налога даст местному бюджету 15 мил.; превышение ставок по отдельным статьям дохода и введение новых даст еще 10—12 мил.

Смета Украины по местному бюджету в 1924—25 г. может быть сведена в 125—127 мил. руб. Эта сумма уже недалека от довоенной, составлявшей до 148 мил. рублей.

В новом бюджетном году предположено покончить с двойным финансированием учреждений. Весь местный аппарат передается на местный бюджет.

Субвенционный и дотационный фонды СНК Украины должны быть использованы в целях выравнивания зарплаты по наиболее неблагополучным губерниям, т. к. существенным недостатком местного бюджета был разнобой в отношении зарплаты (в одном месте врач получал 14 руб., в другом 40 руб.).

В прениях по докладу НКФ представители мест указывали на необходимость сокращения расходов центра и уделения больших средств низовым органам. Указывалось, что, чем дальше от источника получения средств, тем процент выполнения расходных смет ниже (губернский бюджет выполнен на 76,9%, городской — на 70%, районный — 55%, окружной — 49%).

Нецелесообразно также по заявлениям представителей мест, и самое фактическое распределение средств по различным отраслям государственного хозяйства: процент выполнения смет в прошлом году выше всего по сметам административных ведомств и ниже всего у «культурных» ведомств.

3-я сессия ВУЦИК утвердила проект «Положения о бюджетных правах Союза и Республик», разработанный СНК Украины. Проект этот представлен на утверждение сессии ЦИК Союза. В своем проекте Украина подчеркивает, что бюджеты Республик должны балансироваться самостоятельно путем предоставления республикам соответствующих налоговых и неналоговых доходов или отчислений от союзных доходов. Сбалансирование республиканских бюджетов путем покрытия их дефицитов за счет общесоюзных средств признается лишь как исключение.

Далее ВУЦИК настаивает на праве республиканских СНК производить передвижение кредитов по разным сметам как необ'единенных, так и об'единенных ведомств с уведомлением об'единенных Наркоматов СССР.

В резолюции по местному бюджету сессия ВУЦИК предложила губисполкомам довести сумму районных бюджетов до 40 мил. и строго придерживаться директив о дифференциации местного бюджета. Совнаркому Украины поручено общее наблюдение за осуществлением этих решений с докладом на ближайшей сессии ВУЦИК.

В резолюции указано на необходимость увеличения роли неналоговых доходов в местном бюджете. Сессия настаивает на твердом выполнении в нынешнем бюджетном году смет учреждений культурно-гуманитарного характера.

Для устранения пестроты в зарплате по местному бюджету, СНК и губисполкомам предложено установить определенные ставки и исходить из них при распределении дотационного и субвенционного фонда. В первую очередь должна учитываться зарплата работников села — учителей, врача, агронома, ветеринара и судьи.

Чтобы устранить финансирование учреждений из двух источников и избежать ломки бюджета среди года, признано необходимым уже с 1-го октября отнести на местные средства все предположенные к передаче расходы.

Сессия признала необходимым ускорить рассмотрение вопроса об арендной плате за землю, находящуюся в пользовании трестов — Сахаротреста, Совхозтреста и Спиртотреста.

Центральным ведомствам, а также губернским и областным исполкомам поставлено категорическое требование о скорейшем разграничении всех имуществ и предприятий.

Признано необходимым ускорить прохождение вопроса об организации финансового аппарата, об организации контроля над местными финансами, и об организации коммунального кредита, в первую очередь, на развитие жилищного строительства.

Сессия ВУЦИК рассмотрела проект «Положения о местных финансах» и внесла в него ряд существенных изменений.

Так, согласно принятому ВУЦИК'ом проекту, на местные средства отнесены расходы по органам труда и юстиции, расходы по проводимым губисполкомами статистическим работам, а также содержание окружных административных отделов и инспектур Наробраза, Труда, Собеса и Здравоохранения. В области социального обеспечения на местный бюджет перенесены расходы по пособиям семьям красноармейцев, живущим в поселениях городского типа и неимеющим собственного хозяйства, расходы по пенсиям инвалидам войны, непомещенным в инвалидные учреждения, и семьям военнослужащих, потерявшим кормильца, расходы по коммунальным услугам для этих же категорий, а также оказание помощи безработным, согласно законодательству Союзных Республик.

Значительные изменения внесены также в разделы, касающиеся доходной части местного бюджета. Сессия ВУЦИК настаивает на увеличении отчислений на местный бюджет от промыслового налога — до 50% вместо 40%, предложенных НКФ СССР. В число городов с особым порядком обложения, помимо Ленинграда и Москвы, должны быть включены также Харьков, Киев и Одесса. Надбавка к подоходно-поимущественному налогу и подоходному налогу с государственных, кооперативных предприятий и смешанных обществ определена в 50%, в то время, как по проекту НКФ СССР она определена в 25%, с предоставлением СНК СССР права в отдельных случаях для отдельных местностей повышать ее в пределах 50%.

Сессия ВУЦИК высказалась против точного регламентирования в «Положении» расходов и доходов, передаваемых на волостной (районный) бюджет. Вопрос должен решаться ЦИК'ом и СНК подлежащей республики в зависимости от местных условий. Однако, между расходной и доходной частью волостного бюджета должно быть обязательно установлено соотношение, обеспечивающее возможность бездефицитного сведения его.

Все намеченные изменения вносятся в сессию ЦИК СССР.

Сессия ВУЦИК остановилась также на вопросе об имущественных правах сельсоветам на сельском бюджете. Президиуму ВУЦИК поручено разработать специальное «Положение», уточняющее имущественные права сельсоветов и, в частности, вопрос о сельском бюджете.

По вопросу о структуре и функциях центральных и местных органов Советской власти, сессией утверждены «Положения» о ВУЦИК'е, о СНК Украины и «Общее положение о Наркоматах УССР»1) и пересмотрены, в соответствии с постановлением предыдущей 2-й сессии, положение о губернских и окружных отделах и инспектурах, о районных с'ездах советов и райисполкомах и о сельских советах. Задачей переработки было согласовать «Положения» с решениями 2 и сессии ВУЦИК'а и внести в них изменения, вызываемые упразднением Наркомпрода, созданием НКВнуторга и введением института сельских исполнителей.

В «Положении о сельских советах» дан подробно разработанный перечень прав и обязанностей сельского совета в области организационной, административной, в области хозяйственной и, в частности, в области сельского хозяйства, в области военной, культурной работы и благоустройства. Одним из важных нововведений, расширяющим права сельсовета, как органа высшей власти на селе, является предоставление сельсовету права возбуждать ходатайства об отмене незаконных и нецелесообразных распоряжений вышестоящих органов. В «Положении» особо оговорены функции, выполняемые председателем сельсовета, его заместителем и секретарем, в порядке проведения в жизнь постановлений сельсовета, а также в процессе текущей работы. На обязанности сельсовета должна лежать, между прочим, регистрация актов гражданского состояния. Далее «Положение» предусматривает институт уполномоченных сельсовета в отдельных селениях, а также комиссии при сельсовете, задачей которых является вовлечение рядовых членов сельсовета в советское строительство и практическую работу комиссии. Таких комиссий создается четыре — по земельным делам, по благоустройству и санитарии, культурно-просветительная и финансо-хозяйственная. Помимо членов совета, к работе комиссий могут привлекаться — с разрешения сельсовета — и прочие пользующиеся избирательным правом граждане села. За работой комиссий наблюдает председатель сельсовета. Все выработанные комиссиями мероприятия поступают на утверждение сельсовета или его председателя.

В целях вовлечения в советское строительство самых широких масс трудящихся, «Положение» выдвигает периодический созыв общих собраний избирателей, — для информации о деятельности сельсовета и о мероприятиях правительства. Постановления этих собраний вступают в силу лишь по утверждении их сельсоветом.

Сельсоветы, согласно «Положению», образуются в селениях, имеющих не менее 1000 жителей. В целях создания однородных по национальному составу сельсоветов допускается, с разрешения Губисполкома, и образование сельсовета на меньшее количество населения. Сельсоветы избираются на один год, но могут быть досрочно распущены в случае выбытия более 1/3 членов совета или незакономерности его действий. Роспуск производится по постановлению райисполкома, утвержденному окрисполкомом. Отдельные члены сельсовета могут по постановлению сельсовета исключаться из его состава в случае требования об отзыве делегата со стороны большинства избирателей, в случае утраты соответствующим членом избирательных прав или по постановлению 2/3 наличных членов совета, по их инициативе или по инициативе вышестоящих органов.

Новое «Положение о районных с'ездах советов и райисполкомах» значительно детализирует функции районного с'езда советов и особенно райисполкомов во всех областях его деятельности — в области административно-организационной, военной, финансовой, сельского и лесного хозяйства, в работе культурно-просветительной и хозяйственной. К числу новых функций районного с'езда советов, вызванных расширением его прав, относится разработка доходных и расходных смет волостного бюджета, подлежащих затем утверждению окрисполкомами. В области административных функций райисполкомов следует отметить предусмотренное новым положением право издания обязательных постановлений для всей территории района. По старому «Положению» райисполкому было дано право издания обязательных постановлений только для территории заштатных городов.

Вторым важным расширением административных прав райисполкома является увеличение размера налагаемых им кар — с 10 рублей до 25 руб. штрафа и с 3 дней ареста до 7-ми. Положение райисполкома, как высшего органа власти на территории района, укреплено предоставлением ему права надзора над законностью действий всех учреждений, в том числе и не подведомственных ему.

В связи с передачей сельсоветам функций регистрации актов гражданского состояния, за райисполкомом, по новому «Положению», осталось лишь наблюдение за правильностью регистрации, а также проведение самой регистрации в районном центре, если там нет сельсовета.

Новым в «Положении» является детальное разграничение обязанностей членов райисполкома, руководящих текущей работой. На председателя райисполкома возложено руководство административной и военной работой и наблюдение за проведением финансово-податных мероприятий. Один из членов райисполкома специально ведает земельным делом, третий член ведает культурно-просветительной работой, работой по народному здравоохранению, по охране и регулированию труда, по социальному обеспечению, по местному хозяйству.

Новое «Положение» несколько реорганизует институт районных совещаний, делая их более самостоятельными. По старому «Положению» открытие таких совещаний возможно было лишь в присутствии представителя окрисполкома. Теперь этот представитель уравнен в правах с остальными членами совещания. В районном совещании принимают участие представитель окрисполкома, члены райисполкома, председатели сельских и городских советов, находящихся на территории района, районных и сельских комитетов незаможных селян. На совещаниях могут присутствовать также начальник воинской части, районный агроном, врач и т. п.

Далее сессия рассмотрела и утвердила новую редакцию главы IV «Положения об Окружных С'ездах Советов и Окр. Исполкомах» и «Положения о Губернских С'ездах Советов и Губисполкомах», согласовав эту главу с изданными ранее декретами. Структура окружного и губернского исполкомов представляется в следующем виде: Окрисполком имеет 5 отделов: административный, финансовый, местного хозяйства, военный комиссариат и земельный; на правах отдела действует также и статбюро. Руководство работой по здравоохранению, соцобеспечению, народному образованию, в области труда и внутренней торговли Окрисполком осуществляет при посредстве специальных инспектур.

Соответственно этому Губисполком имеет отделы: административный, финансовый, земельный, ГПУ, местного хозяйства2), внутренней торговли и, на правах отдела — статбюро. В губисполкоме имеются инспектуры здравоохранения, собеса, труда, наробраза и РКИ. Находящиеся в ведении инспектуры учреждения (больницы, школы и т. д.) выделяются в самостоятельные бюджетно-хозяйственные единицы. Положение подробно определяет права и функции отделов исполкомов.

Сессия утвердила ряд законов общего характера, принятых президиумом ВУЦИК'а в промежуток между 2-й и 3-й сессиями. В число этих законов входят два дополнения к Кодексу законов о народном просвещении УССР, декрет о проведении всеобщего обучения, декрет о ликвидации НКПрода, положение о ГПУ, временное положение о НКВнуторге, положение о НКВД, положение о ЦСУ, декрет об административных отделах губ. окрисполкомов, положение об избирательных правах граждан, о сельских исполнителях, о предоставлении права на трудовое пользование землей трудящимся иностранным гражданам, два дополнения к Угол. Кодексу, Гражд. Процесс. Кодекс, декрет об образовании фонда имени В. И. Ленина для организации помощи беспризорным детям.

3-я сессия ВУЦИК'а начала работу заслушанием декларации молдаванского крестьянства, ходатайствующего перед верховным органом Украинской ССР о создании автономной Молдаванской Республики и обеспечении за молдаванской нацией возможности культурного самоопределения. Принимая во внимание твердо выраженную волю рабочих и крестьян Советской Молдавии, сессия ВУЦИК постановила создать в составе УССР автономную Молдаванскую Соц. Сов. Республику. На западе и юго-западе границей Молдаванской ССР является государственная граница СССР. В состав новой автономной республики входит часть Одесской и Подольской губ Точное определение границ поручено смешанной комиссии при ВУЦИК'е из представителей Молдаванской Республики и губисполкомов Одесского и Подольского. Для организации органов власти на территории новой автономной республики и для созыва Всемолдаванского С'езда Советов создается Временный Революционный Комитет, которому до созыва с'езда предоставляется вся полнота власти на территории Авт. Молдаванской ССР. Личный состав ревкома будет утвержден президиумом ВУЦИК'а.

Временное определение основ государственного устройства и конституционных взаимоотношений Автономной Молдаванской Сов. Соц. Республики и УССР возложено на президиум ВУЦИК'а. Соответствующий проект подлежит утверждению 1-го Всемолдаванского С'езда Советов, а затем окончательному утверждению на Всеукраинском С'езде Советов.

Сессия ВУЦИК заслушала доклад Наркомпроса Украины т. Шумского о положении народного просвещения и работе Наркомпроса. В своей резолюции по этому докладу сессия констатирует приостановку отступления на школьном фронте, сталибилизацию школьной сети и оживление запущенных в год войны и голода школьных занятий. Налицо имеется широкая ликвидация массовой неграмотности среди организованного пролетариата и незаможного селянства. Заметно изживание старой, средней и высшей школы и выкристаллизовывание новой, трудовой и профессиональной, а также решительная пролетаризация школы и увязка ее с советской общественностью. Под просветительные учреждения подведен минимально необходимый материальный базис. Возрос интерес широких рабоче-крестьянских масс к просвещению. Одновременно с этим обозначился в процессе переподготовки учительства массовый сдвиг его в сторону Советской власти.

В отношении материальной базы просвещения истекший год является переломным. Однако бюджет на просвещение, особенно местный, далеко еще не отвечает потребностям страны и отстает от довоенного. Линия раздела между местным и центральным бюджетами в деле финансирования просвещения в общем и целом проведена правильно. Нужно лишь выравнение средств по губерниям и укрепление среднего звена системы — профшкол, педагогических и рабочих курсов. Медленно, но неуклонно, идет улучшение положения учителя и научного работника. Планомерному обеспечению учащихся стипендиями и общежитиями положено только начало, при значительном содействии исполкомов и госпромышленности. Подспорьем в укреплении хозяйственной и учебной части школы были средства, складывавшиеся из доходов от учебных хозяйств и платы за учение. Больным вопросом для школы до сих пор остается вопрос жилищный, так как школьные здания частью разрушились, частью перешли к различным ведомствам.

Всем исполкомам предложено всемерно укреплять школьную сеть, не допуская сокращения числа школ, излишней концентрации их в целях экономии, а также снижения курса обучения. Подчеркнута крайняя необходимость отпуска средств на дошкольное воспитание детей рабочих, красноармейцев и незаможных селян. Борьба с детской беспризорностью признана первоочередной задачей, и на губисполкомы возложена обязанность ликвидировать в предстоящем году беспризорность, привлекая к этому делу широкие круги советской общественности.

Сессия в своей резолюции указывает очередные насущные нужды школы, на которые местным органам необходимо обратить самое серьезное внимание.

Сессией одобрен разработанный Наркомземом Украины план мероприятий по поднятию сельского хозяйства и борьбе с засухой.

Сессия заслушала подробный доклад Харьковского Губисполкома, дающий полную картину положения в губернии. Для обсуждения его выделена специальная комиссия, результаты работы которой будут переданы на утверждение президиума ВУЦИК'а.

II сессия центральной комиссии незаможных селян.

За несколько дней до открытия 3-й сессии ВЦИК собралась 2-я сессия центральной комиссии незаможных крестьян, на которой был заслушан отчет президиума центральной комиссии. Основным моментом его деятельности является участие в работе центральных правительственных учреждений. Представители центральной комиссии незаможных селян имеются в ВУЦИК'е, в СНК, в ЭКОСО, НКПросе, НКЗеме и др. учреждениях.

Произведено несколько обследований работы комнезамов на местах. Проведено снабжение незаможных крестьян ненужным для воинских надобностей имуществом, приобретенным у фондовой комиссии. С сентября начата подготовка к перевыборам Советов, при чем центр, комиссия озабочена обеспечением представительств и в Советах нацменьшинств.

Далее сессия заслушала доклад замнаркомзема т. Одинцова о мероприятиях по борьбе с засухой и о плане землеустройства в целях ликвидации чересполосицы и дальноземелья.

Особый доклад был посвящен работе комнезамов Одесской губернии, в составе которых значительное место занимают нацменьшинства.

Сессией принят разработанный президиумом центр, комиссии незаможных селян проект декрета о льготах незаможному селянству по использованию племенного материала в целях улучшения породы скота. Проект передан на утверждение ВУЦИК'а.

Из доклада о ходе коллективизации незаможных селян выяснилось, что после чистки на Украине осталось 4.620 колхозов с 367.000 дес. земли и 242.000 едоков.

Сессия обсудила вопрос о взаимоотношениях между комнезамами и комитетами взаимопомощи. На очереди стоит вопрос о реорганизации комитетов взаимопомощи в общества взаимопомощи, с определенным капиталом, составленным из членских взносов. Встает вопрос о передаче комитетам взаимопомощи всей работы гуманитарных организаций на селе. Комнезамы должны осуществлять контроль над деятельностью комитетов взаимопомощи и создать себе большинство в их выборных органах — в целях обеспечения интересов бедноты.

Перевыборы Советов.

С начала октября на Украине идет большая кампания по подготовке перевыборов Советов.

ЦККП(б)У обратился с циркулярным письмом к местным парторганизациям, в котором подчеркивает большое значение предстоящей кампании, и намечает основные лозунги ее: дальнейшее укрепление обороноспособности и международного положения СССР и выполнения ряда задач хозяйственного строительства — для Украины — поднятие металло-промышленности, поднятие производительности труда, понижение себестоимости продукции; на селе борьба за урожай.

Центр. Комитетом Партии выработаны наказы для депутатов в сельсоветы и горсоветы.

В наказе депутатам в сельсоветы в качестве очередных мер по повышению техники сельского хозяйства намечены:

  1. упорядочение крестьянского землепользования (коллективы и общественный севооборот);

  2. ускорение переселения в степную полосу и отпуск средств на ее мелиорацию;

  3. кредитная помощь крестьянскому хозяйству;

  4. усиление агрономической помощи, в частности, внедрение пропашных растений;

  5. работа по коллективизации и кооперированию крестьянских хозяйств, особенно для незаможного селянства.

Далее наказ указывает на необходимость всемерной помощи незаможному селянству и сплочения бедняков и середняков вокруг комитетов взаимопомощи, а также работы по просвещению деревни и обеспечения культурных учреждений.

С. И.


1) Положения эти будут освещены в одном из ближайших номеров журнала.

2) Сейчас в четырех губерниях: Харьковской, Киевской, Одесской и Екатеринославской — вместо отдела местного хозяйства имеется два отдела — коммунального хозяйства и СНХ, но сессия признала это положение временным. В течение 2-х месяцев предложено выработать единообразную форму ведения промышленности и коммунального хозяйства.