"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 166-171

Работа Ульяновского губисполкома.

(С октября 1923 г. по июль 1924 г.)

Организационная работа.

На основании новых законоположений об упрощении губаппарата, прежняя структура президиума гик изменена: так, в связи с упразднением губэкосо, при президиуме гик организован губплан, а в связи с упразднением гоу — организационно-инструкторское отделение; в последнее время организовано управление губернского инженера.

В марте был сокращен до 40% губернский аппарат милиции, при этом закрыта школа милиционеров. Вместо 1214 чел. всего личного состава осталось 783 чел.

В связи с укрупнением волостей и на основании приказа ЦАУ НКВД, вместо расформированных районов милиции, организовано 52 волостных милиции по числу волостей. В мае был сокращен управленческий аппарат гао на 35%, вместо 92 чел. осталось 61 чел.

Сельское хозяйство и промышленность.

Площадь засева ржи в 1922—23 г.г. по данным Стат. Бюро равнялась 316.526 десятинам, что составляет 64% озимой площади 1916 года. План озимого клина 1923/24 г.г. был утвержден в 400.000 дес., но по данным губстатбюро он выполнен с излишком, и площадь озимого засева настоящего бюджетного года определяется в 467.919 дес., т.-е. план выполнен на 113,4% от задания.

Площадь ярового клина 1923 г. составляла 347.200, т.-е. 70,32% ярового засева 1916 г. в 493.789 дес. Губернский же план ярового посева настоящего года равен 450.000 дес., или 90% от площади 1916 г.

Уезды гарантировали к засеву своими семенами 35.277 дес., остальная же площадь должна быть обеспечена ссудой в размере 731.000 пуд. НКЗ вначале не только отказал в семссуде, но даже назначил к вывозу 300.000 пудов; по настоянию губисполкома, Госплан оставил 75% от общего итога ссуды, выданной весной 1923 г., что составило 338.306 пуд., сверх того, уездам передан неиспользованный фонд отсрочек в 51.704 пуда. Ссуда раздавалась с начислением 22% вместо ранее установленных 35%, при чем это снижение % распространяется и на озимую семссуду.

Бюджет и налоги.

Налоги. Поступление налогов и сборов (без сельхозналога и таможенных пошлин) с октября 1922 г. по апрель 1923 г. выразилось в сумме 495.861 р. 09 к. и с апреля по сентябрь 1923 г. — 861.631 р. 61 к., всего за 1922—23 бюджетный год поступило налога 1.357.492 руб. 70 к., тогда как за 6 месяцев 1923—24 бюджетного года поступило налогов 1.351.832 р. 89 коп., т.-е. поступление за 6 мес. этого года почти равно поступлениям целого минувшего года.

Процент выполнения задания центра по налогам в среднем выражается в 112,07%, т.-е. выполнение это превышает задание на 12,07%.

Сельско-хозяйственный налог. Для всей губернии в 1923—24 г. сельхозналога было исчислено 7.187.518 пуд.; по уездам эта сумма распределялась следующим образом: по Ульяновскому — 1.433.568 пуд., по Алатырскому — 513.682 пуда, по Ардатовскому — 931.188 пуд., по Корсунскому — 1.580.352 пуда, по б. Сенгилеевскому — 870.566 пуд. и по Сызранскому — 1.858.162 пуда. Из этого количества по разным причинам было сложено 1.239.466 пуд. С начала кампании по 20 апреля с. г. губпродкомом и губфинотделом сельхозналога собрано 5.256.814 пуд., в недоборе оставалось — 692.537 пуд., переплата выразилась в размере — 38.782 пудов, в недоимку зачислено — 730.020 пуд. Процент выполнения по уездам на 20 апреля с. г. выражается: по Ульяновскому — 78,84% по Алатырскому — 100%, по Ардатовскому — 92,32%, по Корсунскому — 75,16%, по б. Сенгилеевскому — 95,44%.

Бюджет. 13-ым Губ. С'ездом Советов местный бюджет был утвержден: по доходной части в сумме 3.399.788 р. 36 к., по расходной — в размере 3.615.433 р. 33 к., с дефицитом — 215.645 р. 02 к.

Порядок распределения доходов и расходов между отдельными единицами бюджета был установлен нижеследующий:

а) Доходы: по губернскому бюджету — 1.123.179 р. 71 к., по городскому — по городам Ульяновску, Сызрани и Алатырю — 832.257 р. 78 коп., по уездным — 1.182.952. р. 75 коп. И волостному — 261.498 р. 12 коп.

На губ. бюджет отнесены: доходы по задолженности, 50% всех отчислений, причитающихся местному бюджету от сельхозналога, и около 40% из данных этому же бюджету лесных доходов; уездные бюджеты нз причитающихся им отчислений от сельхозналога 80% отчислили себе и 20% давали волостям.

б) Расходы: губ. бюджет — 1.120.272 р., городской — 890.165 р. 86 к., уездный — 1.215.345 р. 62 к. и волостной — 449.649 р. 90 коп.

В декабре 1923 г. начало обрисовываться неблагополучное положение местного бюджета, благодаря непоступлению исчисленных сумм по лесным доходам и недоимкам по ним и по предприятиям бывшего ГСНХ, составлявшим около 30% всей доходной сметы. Чтобы не довести местный бюджет до катастрофического состояния, пришлось сократить расходы путем уменьшения сети учреждений (Гоно, Губздрава, Губсуда), а равно и путем сжатия штатов остающихся учреждений; введен волостной сбор и установлены новые налоги: квартирный, на холостяков и бездетных, за регистрацию браков и рождений, на церковные строения и на пиво; кроме того, были увеличены уже существующие налоги на строения, на прислугу, на скот и прочее.

Пришлось также поднять в центре вопрос о дотации. НКФином был установлен дефицит местного бюджета по губернии в сумме 812.000 р.; на покрытие этой суммы центром предоставлено 100.000 р. из дотационного фонда, 75% от промсбора и понижен контингент единого сельхозналога на 90%, причем из поступлений сверх сниженного контингента — 90% предоставлено губернии; кроме того, излишки поступлений по промсбору за время с 1-го декабря также переданы в местный бюджет.

За время с 1-го октября по 1-е апреля с. г. местных доходов и оборотов поступило 1.312.915 р. 02 коп.; общая сумма расходов за то же время выражается в размере — 1.241.913 р. 63 коп.

Финансовый вопрос и по настоящее время занимает доминирующее место. Причиной служит создавшееся катастрофическое положение местного бюджета, что явилось следствием: 1) недопоступления предполагаемых бюджетом доходов от лесов (недопоступило около 500.000 р.), 2) невозможности ликвидировать недоимки по налогам и сборам за отсутствием у государственных и кооперативных предприятий денежных средств, 3) перенесения НКФом в местный бюджет государственных расходов в середине года без компенсации их доходными поступлениями, 4) задержки отчислений в местный бюджет от реализации в центре госфондовых имуществ, находящихся в губернии, 5) отчислений сельхозналога в местный бюджет по эквиваленту дня взноса налога, а не дня отчисления такового в местные доходы, 6) распоряжения из центра о возврате излишне переплаченных сумм по с.-х. налогу из местного бюджета по эквиваленту дня выплаты излишне внесенной суммы, 7) недостаточности кредита, отпускаемого центром на содержание аппаратов, состоящих на госбюджете и др.

Для разрешения создавшегося положения 20-го апреля с. г. было созвано совместное заседание губисполкома, губкома РКП, пленума ГСПС, Симбирского уика и укома РКП, Райгорисполкома и райкома РКП заволжских слобод, на котором постановили: немедленно довести об этом до сведения ВЦИК, просить дотации из центра и ввести новые виды налогов.

Однако, и это усиление местного бюджета все еще не дает никакой гарантии в том, что до начала нового бюджетного года проживется безболезненно. Гик решил твердо встать на путь уменьшения расходов по местному бюджету путем сокращения сети и штатов учреждений, состоящих на местных средствах, и свертывания учреждений Губоно. Произведено было срочным порядком укрупнение волостей губернии и упразднение Сенгилеевского уезда. Из существовавших ранее 152 волостей в настоящее время существует всего лишь 52 укрупненных волости. В результате этой работы явилась необходимость укрупнить и сельсоветы. На укрупненные сельсоветы губисполкомом постановлено возложить регистрацию рождений и смертей, ведение же остальных актов гражданского состояния решено пока оставить за волисполкомами. В мае перед ВЦИК'ом был возбужден вопрос об упразднении Ардатовского уезда с присоединением его территории к Алатырскому. Вопрос этот отложен до разрешения вопроса о расширении Чувашской области за счет Ульяновской губернии. Губисполком вновь настаивает на скорейшем рассмотрении поднятого вопроса, возражая против расширения Чувобласти за счет Ульяновской губернии.

Промышленность.

Преимущественное положение в губернии занимает текстильная промышленность, об'единенная в суконный трест под названием «Ульсуктрест». Общее число предприятий в настоящее время — 10 фабрик с общим количеством на них рабочих в 5.909 чел.

В минувшем году было 11 фабрик с количеством 6.467 чел. Уменьшение на одну фабрику произошло, согласно предложения бывшего Губ. ЭКОСО и ГСНХ, в целях концентрации производства и большей нагрузки отдельных фабрик для уменьшения накладных расходов.

Количество продукции предприятий выразилось: в минувшем операционном году, т.-е. с 1 октября 1922 г. по 1 окт. 1923 г. — 2.074.679 метров или 102,48% задания; за первую же половину текущего операционного года, т.-е. с 1-го октября 1923 года по 1-е апреля т. г. выработано 1.275.300 метров, что составляет 116,35% задания. Число рабочих, занятых в предприятиях «Ульсуктреста», уменьшено в текущем году на 45,6%.

Констатируя общее улучшение положения местной промышленности в губернии, необходимо отметить, что по сравнению с довоенным временем (1913 г.) в истекшем году работало 28% от числа всех заводов и фабрик, бывших в 1913 г., на которых было занято 52% рабочих, которыми было выработано фабрично-заводской продукции на сумму 6.745.900 довоенных рублей, что составляет 30% промышленного оборота 1913 года.

Оздоровление губернской промышленности идет постепенно. В 1921—22 операционных годах средняя нагрузка промышленных предприятий составляла 45% от технически возможной, и валовая стоимость выработанной продукции оценивалась в 4.898.000 довоенных рублей; в 1922/23 г., при средней нагрузке предприятий в 60%, валовая стоимость продукции оценивалась в 6.745.900 довоенных рублей (не считая мукомольной промышленности). За обозреваемый период времени выработано продукции по ценности 120% от выработки предыдущего года, при нагрузке заводов в 78%. В ценностном отношении выработка за второй квартал текущего производственного года составляет 189% от выработки предыдущего квартала и 210% от соответствующего квартала предыдущего года.

Работа промышленности за обозреваемый период протекала в крайне тяжелых условиях благодаря недостаточному и невыгодному кредитованию, с одной стороны, и резкому кризису сбыта, с другой. Проведенная денежная реформа позволила установить более точную калькуляцию, но резкое повышение цен, при недостаточно удовлетворительной постановке калькуляционного дела, порою приводило к продаже фабрично-заводской продукции в убыток.

Лезвия «ножниц» в губернском масштабе продолжают быстро сближаться. Это сближение шло в двух направлениях. С одной стороны, шло снижение цен на продукцию промышленности, а с другой, — резкое неуклонное поднятие цен на продукты сельского хозяйства, к 15/Х 1923 года достигшее 400%.

Путем ряда сокращений удалось уменьшить на 20% число обслуживающего персонала и одновременно — поднять на 11% интенсивность труда рабочих. Производственный ремонт заводского оборудования позволил значительно сократить расходование материалов, но все-таки в среднем по всей промышленности расход материалов превышает на 2—5% довоенной нормы. Что же касается расходования топлива, то здесь имеется уменьшение довоенных норм на 2—3%, что об'ясняется улучшением качества топлива и более бережным отношением к нему. Накладные расходы, в которые входят административные расходы, налоги и страхования, по сравнению с предыдущим годом понизились на 2,5%, но все-таки они превышают на 22% довоенные нормы.

Торговля и кооперация.

С первого полугодия 1923—24 бюджетного года, по сравнению с предыдущим годом, количество частных торговых предприятий начинает уменьшаться, а количество государственных и кооперативных — увеличиваться. Во 2-м полугодии 1922—23 бюджетного года все 100% предприятий разносной торговли были в руках частного капитала, из них за 1-е полугодие 1923—24 бюджетного года отвоевано кооперацией и госторговлей 0,8%. Однако, наиболее яркими цифрами являются следующие: во 2-е полугодие 1922—23 года частная торговля имела 59,8% предприятий оптовой торговли, а в 1-е полугодие 1923—24 года она уже имеет только 15%—85% предприятий, частный капитал уже уступил госторговле и кооперации.

Очень заметно отступление частной торговли перед натиском кооперации и госторговли, в области предприятий укрупненной розницы (3-го разряда) и оптово-розничной (4 разряда). В предприятиях укрупненной розницы она сошла с 83,8% на 74,1%, а кооперация с 13,2% поднялась до 19,5% и госторговли с 3%—на 6,4%. В области оптово-розничных предприятий кооперация поднялась больше, чем госторговля, а именно — с 11,8% на 28,4%, т.-е.в 2½ раза, в то время как госторговля поднялась с 14,4% до 28,4%, т.-е. в два раза. Увеличение количества предприятий госторговли и кооперации указанного типа произошло за счет частной торговли: последняя с 73,8% сошла на 43,2%, т.-е. уменьшилась почти вдвое.

Вообще с 1924 года кооперация и госторговля начали активно наступать на частный рынок, но позиции, ими отвоеванные, все еще незначительны, так как параллельно с ростом кооперации еще сильнее растет емкость потребительского рынка.

Торговый оборот госторговли и кооперации за 1-е полугодие 1923—24 г. вырос против 2-го полугодия 1922—23 года примерно в 2½—3 раза, иначе говоря, госторговля и кооперация росли равномерно с увеличением оборотов, но не за счет уменьшения частной торговли, так как за это же время обороты частной торговли увеличились в 4 раза. И, действительно, частная торговля с 74% всего оборота за 2-е полугодие 1922—23 года в первом полугодии 1923—24 года уже имеет 83%, а кооперация с 12% сошла на 9%, госторговля с 14% — на 8%.

В настоящее время все еще целые отрасли торговли остаются всецело в руках частного капитала, как например, торговля сырьем, галантереей и обувью, мясом, хлебом, мануфактурой, бакалейными товарами и т. д., где она занимает от 78% до 100%.

Единственной отраслью торговли, в которой абсолютно отсутствует частный капитал, является торговля земледельческими орудиями. Торговля хлебопродуктами находится в руках госорганов на 52%, а лесными материалами на 85—92%.

Оптовая торговля в Ульяновской губернии, можно с уверенностью сказать, находится всецело в руках госторговли и кооперации; крупный частный оптовик не имеет в Ульяновской губернии достаточной почвы для существования. В настоящий момент начинает вытесняться даже и оптово-розничник (соль, сахар).

В отношении местонахождения торговых предприятий видно, что подавляющее большинство их находится в г. Ульяновске (2767), в уездах же их находится 1780. Во втором же полугодии 1922—23 г. предприятия распределялись следующим образом: по городу — 3629 и по губернии — 2436. Из приведенных цифр видно, что количество предприятий вообще за 1924 год уменьшилось против 1923 г.; однако, количество госпредприятий и кооперативных как в городе, так и в губернии, увеличилось; например, в 1923 г. мы имели в городе и деревне по 4% госторговых и кооперативных предприятий, а в 1924 году имеем их уже — в городе 7%, а по губернии 8%.

Состояние потребительской кооперативной сети губернии выражается в следующем виде: на 1-е июля минувшего года обществ и добровольных об'единений городских и рабочих было 21, на 1-е февраля т. г. — 19, число обществ и добровольных об'единений сельских и сельско-городских на 1-е июля минувшего года было — 92, на первое февраля т. г. — 86, общее число лавок в них на 1-е июля 1923 г. было — 167, на 1-е же февраля т. г. — 147.

Число обществ и лавок уменьшилось за счет добровольных об'единений и слияний самостоятельных обществ. Некоторые лавки во многолавочных ЕПО закрывались при переходе последних на добровольное членство. Число пайщиков в городских и рабочих обществах на 1-е июля минувшего года числилось 9,976, на 1-е же февраля т. г. — 10,246. Число пайщиков сельских и смешанных обществ на 1-е февраля с. г. было около 6.000, а всего на 1-е февраля т. г. числится более 16.000 пайщиков. Увеличение их есть результат, главным образом, перехода на добровольчество. Малый приток городских и рабочих членов об'ясняется параллельным отливом вследствие сокращения штатов и закрытия предприятий.

Губсельпромсоюз. Ударной работой Губсельпромсоюза за время с 15-го декабря 1923 г. по 1-е мая т. г. являлась хлебная заготовка, обслуживаемая, главным образом, кооперативной сетью Союза, — а именно, по хлебозаготовкам работало 18 первичных кооперативов и 3 уездных союза.

Следующей операцией Губсельпромсоюза была заготовка в Сибири рабочих лошадей для населения губернии. За отчетный период прибыло 362 лошади, а за все время 2993 головы, из коих осталось непроданными на 1-е мая с. г. 11 голов. Кроме того, заключена сделка на поставку Губсельпромсоюзу 1000 голов монгольских лошадей, прибытие которых ожидается в ближайшем будущем.

Третья операция заключалась в снабжении населения крупным и мелким мертвым сельскохозяйственным инвентарем, отпуск которого производился в льготный кредит как кооперативам, так и беднейшему крестьянству. Несмотря на громадный спрос на сельскохозяйственный инвентарь, особенно на легкий плуг, из центра возможно было получить лишь ограниченное количество, да и то с большими трудностями.

Крупным событием в жизни Губсельпромсоюза была покупка всего предприятия, бывш. Губторга со всем активом и пассивом его: товаров получено от Губторга на сумму 180.251 руб. 27 коп.

Сеть первичных кооперативов, входящих в Губсельпромсоюз, характеризуется нижеследующей таблицей:

Типы организаций.Число организаций на
1 декабря 1922 г.1 мая 1923 г.1 декабря 1923 г.1 мая 1924 г.
Усоюзы.44
Унив. с.-х. т-ва.343631513606
Кредитные т-ва23253253
С.-Х. кол. артели3232364366
С.-Х. кооп. т-ва3940440423
Куст. пром. артели2532130

За время с 1-го марта по 1-е мая состав сети кооперативных организаций несколько изменился в сторону уменьшения: в уездах — менее жизненные организации выбыли. Состав же кооперативов, непосредственно входящих в Губсельпромсоюз, увеличился на 2 универсальных сельскохозяйственных товарищества, вновь организовано в Ижевске и в Заволжской слободе Канаве.

А. С.


Hosted by uCoz