"Вестник Знания", №6, март, 1925 год

Внимание и его испытания.

Проф. К. ДЕБУ.

Наше сознание не может одновременно с одинаковою ясностью схватить ряд впечатлений; одни из этих впечатлений будут восприняты более ясно, другие менее ясно. Идя по улице, мы видим всю развертывающуюся перед нами картину уличной жизни, но воспринимаем ясно только некоторые детали этой картины, на которые было особенно обращено наше внимание. Только эти детали находятся в ясном фокусе нашего сознания; но и остальные, проходящие перед нашими глазами картины находятся в поле нашего сознания, и, иногда, значительно позже, мы можем даже вспомнить и воссоздать те детали картины, которые внимания нашего не привлекали, которые в ясном фокусе сознания не находились.

В фокусе и в поле сознания может находиться не только то, что мы видим, но также и то, что мы слышим, что вообще так или иначе чувствуем.

Акт выделения некоторых явлений из ряда других, входящих в наше сознание, называемый вниманием1), может отчасти обусловливаться извне, свойствами выделяемых явлений (их особою яркостью, внезапностью, силой и т. д.), а отчасти извнутри — субъективным интересом, связывающим нашу волю и чувство с теми или другими явлениями и мыслями.

В первом случае говорят: "я невольно обратил внимание", во-втором: "я внимательно следил за тем то". Первого рода внимание носит название внимания непроизвольного, второе — произвольного.

Способность к произвольному вниманию, составляет необходимое условие всякой вообще деятельности. Отсюда и пущенный парадокс: гений — это человек с сильно развитым произвольным вниманием.

Объем внимания, т.-е. то количество предметов, на котором человек в данный момент может сосредоточиться, для различных людей, понятно, оказывается неодинаковым. Различна для различных людей и длительность внимания. Посмотрите внимательно на изображенную на рис. 1 фигуру. Вам будет сначала казаться, что меньший квадрат лежит выше большого, т.-е. что фигура выпукла; затем вы увидите ее вогнутой (малый квадрат лежит ниже большого), затем снова выпуклой, опять вогнутой и т. д. Происходит это исключительно оттого, что наше внимание все время прерывается. Тикание часов в комнате, в которой мы сидим, мы то слышим, то не замечаем, может служить второю иллюстрациею того же явления.

Различна также быстрота восприятия тех или иных впечатлений и, что всего интереснее, она различна для одного и того-же человека, для одновременно на него влияющих различных воздействий, напр. зрения и слуха, слуха и осязания и т. д.

Объем внимания чрезвычайно легко и просто устанавливается при помощи простого прибора. Он состоит из экрана, с прорезанным в нем окошком, и из падающего вплотную сзади этого экрана с регулируемою скоростью щитка с таким-же точно окошком. Позади щитка, как раз против окошка экрана, помещают картон с четырьмя-семью буквами или цифрами, или столькими-же разного рода линиями и значками, или с несколькими словами.

Когда щит поднят кверху, то им окошко в экране закрыто и надписи на картоне не видно; но когда щиток падает, наступает момент, когда его окошко совпадает с окошком экрана, и тогда на короткое время, от 1/10 до 1/4 секунды, в окошке экрана появляется надпись, сделанная на картоне.

Человека, объем внимания, которого испытывают, сажают перед экраном и заставляют внимательно смотреть на окошечко. Через некоторое время, когда глаза испытуемого приспособятся к расстоянию до экрана, освобождают щиток, и он под влиянием пружины быстро скользит вниз. На короткое время чрез окошечко показывается надпись, и испытуемый должен ее запомнить и повторить. Если он воспроизводит все буквы, цифры, черточки, то опыт повторяют, увеличивая и усложняя надпись или ускоряя падение щитка. Если испытуемый не воспроизводит всей надписи, то не меняя ее, повторяют падение щитка и определяют, сколько раз надо открыть окошечко, чтобы надпись была воспроизведена.

Обычно показателем объема внимания служит число запоминаемых букв.

Не менее просто испытание длительности внимания. Испытуемому дают новую для него книгу или газету, всего лучше на неизвестном ему языке, и предлагают ему отметить, начиная с определенного места, все попадающиеся, положим, буквы а, зачерчивая их карандашом. При этом звонком или ударом молотка отмечают начало этого испытания и каждую минуту его длительности. Испытуемый в момент удара молотка подчеркивает то слово, которое он во время сигнала разбирал. Опыт продолжается 6—10 минут. Учитывается количество текста, просмотренного за все 6—10 минут и за каждую минуту, и % пропуска не зачеркнутых букв а. От утомления внимания этот % должен постепенно рости, причем рост может начаться с различного времени и идти с большей или меньшей силою.

Опыт с зачеркиванием букв можно разнообразить. Можно, напр., ввести в дело также и "объем внимания", для чего предлагают зачеркивать не одну букву а, а, скажем, буквы а, n и y.

Можно исследовать при этом и раздвоение внимания. Можно, напр., не предупреждая заранее, сколько времени будет продолжаться опыт, заставить, одновременно с вычеркиванием букв, считать число ударов молотком или подаваемые помимо этих ударов, через произвольные промежутки времени, какие либо другие слуховые сигналы.

Для определения степени неравномерности осознания различных одновременно получаемых впечатлений применяется аппарат Руппа. Он состоит из циферблата, разделенного, на 360° и вращающейся по этому циферблату стрелки. Скорость вращения стрелки может быть в определенных пределах регулируема. На оси стрелки, сзади циферблата насажен молоточек; при вращении этот молоточек в определенном месте своего пути встречает звонковую гайку и по ней ударяет. Молоточек на оси стрелки может быть закрепляем в различных положениях и, значит, может, смотря по установке, давать звонок при прохождении стрелкой любого из 360° циферблата.

Испытуемый должен заметить, при прохождении которого градуса стрелкой раздается звонок. Правильный ответ испытуемый дает только тогда, если его внимание совершенно равномерно распределено между зрением и слухом. Если его внимание будет направлено более на стрелку, то он всегда запаздывает с воспринятием слуха; если, наоборот, он будет более сосредоточиваться на звонке, то при быстром движении стрелки и при повторных пробегах ее по циферблату, он будет опережать звон, слыша звук ранее, чем он раздается. Чем ближе показание испытуемого к действительному показанию стрелки в момент звонка, тем равномернее он умеет распределять внимание между зрением и слухом.

Есть целый ряд профессий, где внимание играет особо важную роль. Для определения пригодности к этим профессиям испытуемого, объем внимания, его интенсивность и т. д. определяют в условиях, приближающихся к обстановке данной профессии.

Существует целый ряд приборов для определения объема степени внимательности для вагоновожатых трамвая.

Одним из наиболее сложных по заданиям, но простых по устройству прибора является способ Штерна.

Аппарат Штерна (рис. 2) состоит из бесконечной, движущейся по направлению к испытуемому черной ленты, представляющей собою полотно дороги, как оно представляется вагоновожатому. Лента разделена белыми линиями на четыре "пояса опасности". Пешеходы и повозки представляются одиночными и двойными отверстиями в ленте, если эти отверстия освещены снизу. Пешеход в-первом, самом отдаленном поясе опасности для трамвая не опасен, во-втором поясе его (пешехода) надо придупредить звонком, в-третьем — надо приготовиться затормозить вагон, в-четвертом — надо вагон затормозить. Для повозок тоже, но только звонить надо уже при появлении повозки в-первом поясе, а тормозить на-третьем. Отверстие в ленте может пройти и не освещенным; на него в этом случае вовсе не надо обращать внимания; может оно осветиться сразу во-втором, третьем или четвертом поясе. Может, наконец, засветившись в одном поясе, погаснуть в другом. В-первом случае пешеход или повозка появляются сразу в известной близости от трамвая. Во-втором случае они после сигнала от трамвая удаляются.

Таким образом, от испытуемого требуется различить, какое, одиночное или двойное отверстие осветилось и в каком из поясов, а также в каком из поясов то или другое отверстие погасло. Особыми сигналами (нажиманием кнопки ногой — звонок, нажимание другой кнопки правой рукой — приготовление к торможению, левой — торможение и т. д.) испытуемый реагирует на воспринимаемые впечатления. За ним следят и ошибки его учитываются.

Но вагоновожатому приходится, правя вагоном, следить и за тем, где вагон идет, прислушиваться к сигналам кондуктора. Эти осложнения также вводятся в испытание. Испытуемый должен реагировать на световые сигналы, появляющиеся уже не на ленте, а сбоку, в различных местах и на различных расстояниях, и на сигналы рожком или звонком (звуковые). Кроме того, он должен сосчитать, сколько раз за время испытания появится на стене маленькое круглое световое пятнышко.

Испытание продолжается не менее 20 минут; за это время в среднем на ленте появляется 220 раздражений в поясах опасности и 75 раз на стене появляется только что упоминавшееся пятнышко.

Вагоновожатый не должен, кроме всего прочего, отвлекать своего внимания ничем посторонним. Перед ним поэтому время от времени производят различные внезапные действия, — направляют на него луч рефлектора, показывают на экране ярко освещенную какую-либо картину, около ушей его раздаются сильные шумы и т. д.

Контролируя число ошибок отдельно в каждые последовательные пять минут, определяют, насколько быстро у испытуемого внимательность падает.

Для шофферов производятся подобного-же рода (по принципу) испытания. Их заставляют считать вспышки лампочек двух цветов, каждого отдельно, на находящемся напротив экране и в то же время прислушиваться к шуму мотора, словами определяя, усиляется или уменьшился этот шум (мотор нарочно по временам работает не равномерно), а также с какой стороны раздается звонок или звук рожка.

Для паровозных машинистов испытание на внимание принимает вид так называемого "испытания" езды.

Перед испытуемым, сидящим за столом, помещается доска, имеющая размер 1½ х 1½ метра, на которой изображено полотно железной дороги с двумя парами рельсов (рис. 3). На различных местах доски сделаны прорезы и отверстия, за которыми помещаются лампочки желтые, зеленые и красные — железнодорожные сигналы. На полу перед доской помещен 50-свечный с рефлектором фонарик, дающий при желании свет прямо в лицо испытуемого.

На столе, за которым сидит испытуемый, справа от него, помещено подобие железнодорожного тормаза, которому можно придать три положения. Справа-же, но на 10 сант. выше головы, помещается сигнальный рожок — заменяющий паровой свисток паровоза. С левой стороны от испытуемого помещается точное подобие регуляторной ручки для пара.

В поле зрения испытуемого, наконец, находятся водомерная трубка и манометр; уровень воды в трубке и положение стрелки на манометре искусственно заставляют колебаться.

Кроме упоминавшегося нами фонаря с рефлектором, при помощи которого время от времени испытуемого пугают и ослепляют, на столе помещен небольшой револьвер, время от времени стреляющий холостыми зарядами.

Испытуемый на сигнал красного цвета должен закрыть регулятор и повернуть тормаз; на двойной желтый сигнал — закрыть только регулятор; на зеленый сигнал не реагировать совсем.

Появление того или иного сигнала и вызванная им со стороны испытуемого реакция записывается автоматически электрическим прибором.

Рядом с этим испытуемый должен не упускать из вида показаний водомерного стекла и манометра. На обоих этих приборах имеются красные черты, между которыми колебания допустимы. Как только показания этих приборов выйдут из пространства, ограниченного красными чертами в ту или иную сторону, испытуемый поворотом особых двух рукояток вправо или влево снова вводит уровень воды или стрелку манометра в дозволенные границы.

Невыполнение или неверное выполнение этих передвижений автоматически регистрируется особым аппаратом.

Таким образом, во время испытания внимание испытуемого обращено на целый ряд впечатлений.

Испытание продолжается до 40 минут, так что можно учесть и падение напряженности внимания от усталости.

Внимание летчиков и, главное, уменье фиксировать внимание одновременно на нескольких предметах и способность не отвлекаться посторонними ненужными впечатлениями в Германии испытывается таким образом.

Перед испытуемым, сидящим в темной комнате, вращается панорама, представляющая в красках местность, как она представляется летчику с высоты в 2000 метров. На этой панораме (рис. 4) нарисованы система позиций и ряд артиллерийских целей. Испытуемому прежде всего дают задачу "фотографировать" цели, представляющие дома, мосты, воздушные шары и т. д. Как только изображения тех предметов, которые испытуемому поручено сфотографировать, на панораме придутся против средней, определенной линии, он должен нажать на ключ и дать сигнал.

Панорама нанесена на вращающийся цилиндр, делающий полный оборот в две минуты, и за это время испытуемому приходится 30 раз фиксировать свое внимание.

После двух оборотов панорамы, испытание усложняют введением обстрела аэроплана, на котором яко-бы помещается испытуемый. В комнате, вне прямого его поля зрения, начинают вспыхивать разноцветные лампочки (до 40 вспышек в минуту). Продолжая фиксировать артиллерийские цели на панораме, испытуемый должен рядом с этим реагировать на свет с лева правой рукой, а с права — левой.

Через некоторое время после начала опыта сзади испытуемого, чтобы определить влияние на его внимание испуга, производят вспышку магния. Кроме того, в комнате с помощью особого электрического молоточка производится однообразный шум, звучность которого по временам меняют. На это изменение звучности шума испытуемый также должен реагировать словами "сильнее", "слабее", не отвлекая своего зрительного внимания.

При описанном испытании оценивается:

1) сколько ошибок было сделано в фиксировании отдельных предметов на панораме,
2) сколько не замечено вспышек ламп,
3) сумма всех ошибок,
4) улучшение от упражнения (одна и та же панорама проходит перед испытуемым несколько раз),
5) ухудшение вследствие усталости (к концу опыта),
6) отвлечение внимания вследствие увеличения трудности задачи (присоединение вспышек и шума),
и 7) отвлечение внимания вследствие испуга.

Для телефонисток одним из лучших аппаратов для определения объема внимательности при свободном воспроизведении полученных впечатлений служит особый аппарат. Он представляет собою доску с правильно, рядами расположенными на ней 100 маленькими электрическими лампочками.

При помощи особого приспособления, быстро чередуя, зажигают и тушат отдельные лампочки. Испытуемый на листе, разграфленном на 100 квадратов, должен крестиком отмечать местоположение зажегшейся лампы.

Скорость передавания зажигающихся ламп и время их горения все время меняются.

Напряженность внимания измеряется на этом же аппарате таким образом. Последовательно зажигают ряд ламп в разных местах доски. Испытуемая должна запечатлеть в памяти последовательность загорающихся лампочек и после вспыхивания последней воспроизвести эту последовательность.

Очень часто описанное испытание соединяют с испытанием на распределение внимания, заставляя одновременно регистрировать звуковые сигналы.

Способность одновременно обращать внимание на различные явления и производить в то же время различные работы испытывается при помощи аппарата, состоящего из вертикальной доски с укрепленными на ней 10 разноцветными лампами и находящимися под ними и отмеченными цветом, отвечающим окраске лампы, штепсельными отверстиями, и доски горизонтальной с 10 такими-же лампами и шнурками со штепселями.

На вертикальной доске загораются и тухнут лампы в различных комбинациях, и испытуемый повторяет эти комбинации на горизонтальной доске вставлением штепселей в соответствующие отверстия под лампами доски вертикальной.

Испытание усложняется раздвоением внимания. В самом начале испытания испытующему называют определенное четырех-пяти значное число и предлагают его запомнить и повторить по окончании испытания. Во время испытания при помощи граммофона, около него выкрикивают двенадцать чисел, схожих с тем, которое ему дано для запоминания. Кроме того оптически ему показывают одно из 12 чисел, которые выкрикивает граммофон и, когда это число граммофоном будет произнесено, испытуемый должен сказать "алло". Опыт повторяют 10 раз, при продолжительности каждого опыта в 40—60 секунд.

Все эти испытания имеют большое практическое значение. В связи с другими подобными же испытаниями памяти, быстроты реагирования, выносливости и т. д., они позволяют определить пригодность человека к выполнению обязанностей вагоновожатого, летчика, телефонистки и др. профессий.


1) От редакции. В рефлексологии, пользующейся объективным методом изучения личности, термин "внимание" не употребляется; объективный же процесс, сопровождающийся вниманием, обозначается словом "сосредоточение".


Hosted by uCoz