"Вестник Знания", №6, март, 1925 год

Навстречу знанию, навстречу жизни.

Редко кому из художников удавалось так удачно и жизненно полно, так свежо и вместе так просто воплотить в бронзе идею пробуждающегося к жизни и знанию молодого поколения, как удалось это известному бельгийскому скульптору Виктору Руссо. В немногих художественых произведениях идея эта вылилась с такой экспрессией и убедительностью, как здесь.

Стройные фигуры юноши и двух еще почти детей, миловидных, с тонко-очерченными лицами, с ничем не стесненной свободой движения; все трое, не отравленные еще горестями и ядом жизни, со всем пылом юности, смело идут навстречу знанию.

Живая любознательность и интерес к окружающему бьются в каждом нерве их молодого существа.

Глубокое душевное волнение, охватившее всех троих, соединяется с чрезвычайно активным, исполненным чувства, движением. Как неразвернутые почки, в едином дружеском порыве, тянутся они к свету.

Выражения лиц и позы ярко обнаруживают разные черты их духовной природы, разные степени и виды восприятия ими внешнего мира.

Центральная фигура уже не ребенка, а юноши, более уверенная. Юноша слегка склонил голову и внимательно, сосредоточенно слушает первый любознательный лепет жадно ищущего объяснений своего младшего друга. Кажется, что сейчас раскроется его рот и с уст сорвется объяснение первой пробудившейся мысли. Рука его энергично и вместе мягко сжимает руку мальчика. Уже здесь чувствуется будущий руководитель.

Не такова натура другого мальчика. Ему еще не до мыслей. Он весь во власти созерцания, нахлынувшего на него со всех сторон мира. Весь в очаровании увиденного и впервые почувствованного. Взгляд его, одухотворенный и радостный, восторженно устремлен куда-то вдаль, навстречу светлым и волнующим горизонтам будущего.

Вероятно, из него выйдет мыслитель или художник.

Вся группа дышит несравненной свежестью жизни.

Вся она в движении и внутреннем и внешнем.

Всё здесь в инстинктивном, еще не осознанном устремлении вперед, к знанию, к жизни.

Большей художественной глубины выражения и пластичности вряд ли можно достичь.

Техническая сторона произведения, компановка и моделировка нагого тела — работа в высокой степени совершенная.

Б. Г. Островский.


Hosted by uCoz