"Вестник Знания", №8, 1925 год, стр. 575-578

Практическая физиология любителя.

Г. Н. СОРОХТИН.

Организуйте физиологические кружки.

Нервная система.

5 работа. Устройство рефлексологической камеры.

Для экспериментальной выработки условно-сочетательных рефлексов у человека необходимо устроить в углу своей комнаты самодельную рефлексологическую камеру (рис. 1), которая в наших простых работах может заменить сложную установку рефлексологической кабинки академика Вл. М. Бехтерева.

В углу комнаты, с помощью деревянных стоек, устраивается скелет камеры, имеющей размеры выше человеческого роста и, по своей ширине, позволяющей свободно сидеть в ней испытуемому лицу. На высоте 1½ арш. в одной из свободных стен камеры прикрепляется продолговатый столик, который, как показывает рисунок 2. (план камеры), выходит с наружной стороны камеры, а также имеется и внутри нее, для того, чтобы испытуемое лицо могло на этом внутреннем столике помещать свои руки. Стенки камеры обтягиваются плотной бумагой и картоном, а место входа завешивается темной материей. Внутри камеры должно быть темно.

Рис. 1. Общий вид рефлексологической камеры (снаружи).

Дальнейшее оборудование камеры состоит в устройстве аппаратов для подачи условных и безусловных раздражителей. Удобнее всего для этой цели пользоваться электричеством, которое можно использовать от штепселя обыкновенной, электрической проводки домашнего освещения.

От штепселя (1) отводятся два провода, которые прикрепляются к двум металлическим пластинкам (2 и 3), укрепленным на доске и играющим роль распределителей. От этих металлических пластинок отходят провода к различным приборам, как это показано на нашей схеме. От пластинки, отмеченной цифрой 2, отходят шесть проволок, из которых четыре проходят через электрические кнопки (4, 5, 6, 7), пятая пропускается через ключ (8), последняя же связывается с выключателем (9).

Рис. 2. План рефлексологической камеры.

При отсутствии электрических кнопок их можно заменить ключом, который приготовляется, как это показывает рис. 3, чрезвычайно просто. Для устройства такого ключа необходима только железная пластинка, изогнутая по рисунку, затем деревянная шапочка и два винта, от которых отходят электрические проволоки.

Выключатель (замыкатель) можно также сконструировать самому, для чего к дощечке привинчивается обыкновенный дверной крючек и, около него, петля. Конец одного провода присоединяется к крючку, конец другого к петле. При надевании крючка на петлю будет происходить замыкание.

От электрических ключей или кнопок (4, 5, 6, 7, 8) идут провода к лампочкам (15 и 16) и к звонкам (17 и 18). Можно поставить большее количество лампочек и каждую из них обернуть в тонкую, цветную бумагу и тем получить большой выбор в цветовых раздражителях. Электрические звонки берутся разные, отличающиеся друг от друга своим тоном. Ток, направляемый в электрические звонки, должен пройти через сопротивление реостата (11 по нашей схеме), т. к. без последнего перегорит обмотка звонка и он испортится.

Реостат (рис. 3) устраивается из двух коксовых (дуговых) углей, толщиной с палец, продетых сквозь два отверстия в круглой дощечке, которая покрывает банку, наполненную чистой водой. Погружая угли, которые двигаются в отверстиях крышки с трением, или приподымая их из воды, можно произвольно изменять сопротивление проходящему току и градуировать его, в зависимости от необходимости.

Рис. 3. Самодельные приборы оборудования рефлексологической камеры. Слева направо изображены: 1) самодельный ключ для быстрого замыкания тока, 2) самодельный реостат, 3) клавиша для получения безусловного электрического удара в руку подопытного лица (вид с боку), 4) клавиша (вид сверху).

Для получения, испытуемым лицом, электрического удара (безусловный раздражитель) в руку, необходимо устроить две клавиши (рис. 3). Клавиша состоит из деревянной пластинки, на один конец которой прикрепляется, с помощью винта, жестяная пластинка, на которую помещаются кончики пальцев руки, в другой же конец ввинчивается один винт, и к головке этого винта прикрепляется противовес, с таким расчетом, чтобы это плечо рычага находилось бы в опущенном состоянии.

По средине деревянной пластинки проходит ось движения нашей клавиши. Порядок соединения двух клавишей (12, 13 последней схемы) с электрической проводкой должен удовлетворять следующему требованию: когда испытуемое лицо помещает концы своих пальцев на клавиши (для каждой руки своя клавиша), то последние опускаются, и если в этот момент нажать ключ (8), то испытуемое лицо получит в руки удар и отдернет их от клавишей. При отдергивании руки переднее плечо клавишей поднимется, тогда как заднее плечо даст замыкание и вспыхивание контрольной лампочки (14). В течении всей работы выключатель (9) должен быть замкнут. При такой постановке получается вспыхивание лампочки каждый раз, как отдергиваются руки от клавишей, и потухание ее при обратном накладывании рук. Для смягчения электрического удара, в руку следует поставить сопротивление (10), вводя в цепь водяной реостат.

Расположение всех приборов ведется по плану камеры (рис. 2). На переднем, наружном столике должны лежать кнопки, ключи, с помощью которых экспериментатор будет посылать испытуемому лицу различные сигналы. На наружной же стенке перед экспериментатором устанавливается и контрольная, электрическая лампочка (14 по рис. 1). На нашем столике, помещенном внутри камеры, располагаются две клавиши. На стенке, перед испытуемым лицом, вешаются электрические лампочки и размещаются звуковые раздражители.

В случае, если в квартире отсутствует электрическое освещение, электрическую энергию можно получить из самодельных элементов и с помощью последних приводить в действие электрические звонки и лампочки слабого напряжения (от карманного фонаря).

Для получения заметного удара в руку, следует ток от элемента пропустить через маленькую катушку Румкорфа и тем самым совершенно избежать необходимости использовать электрическую энергию станционной проводки.

Рис. 4. Схема распределения электрической сигнализации в камере.

Световые раздражители, в виде разноцветных электрических лампочек, можно заменять маленькими 1—3 см., круглыми отверстиями в передней стене камеры, которые затянуты цветной, полупрозрачной бумагой. Устраивая картонные или жестяные задвижки, можно в любой момент открыть то или иное отверстие и тем самым дать соответствующий световой сигнал подопытному лицу. Звуковые раздражители можно вызывать дерганьем за веревочку, которая сотрясает тот или иной колокольчик иди бубенчик. Наконец, с помощью резиновой груши, взятой от пульверизатора, можно пропускать в бутылку с водой пузырьки воздуха, которые дадут звук булькания.

Звуковые раздражители можно весьма разнообразить, устанавливая различного рода камертоны, струны или свистки и т. под.

Примечание.

В Институте по изучению мозга в лаборатории Акад. В. М. Бехтерева опыты исследования сочетательно-двигательных рефлексов производятся и без употребления электрического тока путем установки связи активных движений конечности со звуком или светом.

6 работа. Выработка условно-сочетательных рефлексов у человека с помощью рефлексологической камеры.

Все опыты в камере можно ставить как над членами кружка, так и над всеми своими знакомыми.

Подъопытное лицо садится на стул в камере и помещает свои руки на клавиши, от чего контрольная лампочка, висящая перед экспериментатором, тухнет. Экспериментатор, нажимая кнопки и ключи, дает в камере различные условные сигналы и, замыкая ток в руку подъопытного лица, получает отдергивание рук (мышечно-двигательная реакция), что отмечается вспыхиванием контрольной лампочки.

Постановку опытов, по выработке условно-сочетательных рефлексов, следует вести в следующем порядке: дается несколько условных сигналов, как напр.: булькание, звонок, вспыхивание красной и зеленой лампочки и один из этих сигналов, желая превратить в рефлексогенный или рефлексовозбуждающий раздражитель, подкрепляют безусловным раздражителем — ток в руку. При условии, если вспыхивание зеленой лампочки несколько раз совпадает во времени с электрическим ударом, а остальные сигналы не будут сопровождаться этим раздражителем, зеленая лампочка приобретет «силу» электрического удара, и в дальнейшем одно только ее вспыхивание будет вызывать двигательно-мышечную реакцию рук (отдергивание).

В процессе образования условно-сочетательного рефлекса можно выяснить все основные физиологические явления коры головного мозга, которые, в своей сложной совокупности, определяют поведение человека.

Пуская в действие звонок А и сопровождая его электрическим ударом в руку, мы получим в первое время, что не только звонок А явится рефлексогенным сигналом, но также и другие звонки иного тона Б, В, вызовут, при своём звучании, такое же отдергивание руки.

Происходит процесс иррадиации возбуждения, когда раздражение от звонка разливается от центра своего возбуждения и захватывает в поле своего влияния соседний участок коры мозга, от чего реакция получается обобщенной и все близкие раздражители действуют как специфические сигналы («пуганная ворона и куста боится!»)

Подкрепляя в дальнейшем, безусловным электрическим раздражителем, один сигнал звонка А, а звучание остальных звонков не сопровождая током в руку и пуская их изолированно, мы через несколько таких упражнений вызовем специализацию реакции, когда один только звонок А будет действовать избирательно и вызывать определенную, двигательную реакцию. Все остальные звонки потеряют свое первоначальное действие, т. к. в центрах коры развился задерживающий или тормозной процесс на эти раздражители и, благодаря процессу ограничения или концентрации возбуждения от звонка А, последний становится специфическим, рефлексогенным раздражителем.

Весь этот опыт покажет наблюдателю в яркой форме процесс анализа или дифференцирования различных сигналов, который совершается в коре головного мозга. В начале реакция, обобщенная (иррадиированная), затем начинает ограничиваться и специализироваться через процесс ограничения или концентрации. Это составит сущность того механизма, который, на житейском языке, называется «понял», «усвоил различие», «нахожу сходство»; в зависимости от этого происходит уточнение, специализирование ответных реакций данного лица.

Действуя несколько раз одним рефлексогенным раздражителем, не сопровождая последний током в руку, можно заметить, как двигательная реакция начинает ослабляться, задерживаться и, наконец, совершенно прекращается. Рефлексогенный раздражитель, не получая подкрепления со стороны основного (безусловного), внутренне затормаживается — угасает, и нужно, чтобы прошло около часа времени, когда, снова пуская в действие данный сигнал, мы получим, с прежней же силой, ответную реакцию. Рефлекс отдергивания руки через час растормаживается и потому выявляется в своей типичной двигательной форме.

Можно пускать, вместе с рефлексогенным сочетательным раздражителем, какой нибудь другой и такую комбинацию не подкреплять основным раздражителем. В результате новый, добавочный сигнал явится тормозом для рефлексогенного сигнала и последний в его присутствии не даст ожидаемого рефлекса, тогда как рефлексогенный, сочетательный сигнал, не сопровождаемый тормозом, будет давать отдергивание руки от клавишей.

Можно любой сочетательный сигнал превратить в тормоз; для этого необходимо пускать его изолированным, без подкрепления со стороны безусловного раздражителя. Превративши вспыхивание зеленой лампочки в тормоз и, зажигая после нее другую рефлексогенную лампочку, можно увидеть полное исчезание рефлекса, т. к. зеленая лампочка затормозила действие другой лампочки, которая, на основе прошлого опыта, была рефлекторно связана с центром мышечных движений руки.

Действие этих разнообразных тормозов объясняет нам также то, что обыкновенно мы называем «забыл», а процесс растормаживания (снятие тормоза) и оживление старых, следовых рефлексов коры мозга составит сущность психологического процесса «вспомнил».

На основании всех этих опытов и исследований следует рефлексологически анализировать все свое поведение и поведение окружающих лиц, изучая ту био-социальную среду, в которой находятся данные лица.


Hosted by uCoz